СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, программой основного общего образования п химии, фундаментального перечня учеников, учебного плана МБОУ ОСШ № 4, рабочей программы к линии УМК О.С.Габриеляна химия 7-8 классы. Издательство "Дрофа" 2017.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Открытая (сменная) школа №4»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам директора по УВР директор МБОУ ОСШ №4

естественно-математ. цикла __________ С.И.Гордеева __________ В. Н. Мусаткин

МБОУ ОСШ №4 «_______» ________ 2017 г.

руководитель ШМО

____________ О.Н.Вязовкина

протокол № 1

от «29» августа 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Химия

8 класс

(2 час в неделю)

Разработана

учителем высшей

категории

МБОУ ОСШ №4

Т.Н.Муслиной

Ульяновск, 2017

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, программой основного общего образования по химии, федерального перечня учебников, учебного плана МБОУ ОСШ № 4, рабочей программы к линии УМК О.С.Габриеляна химия 7- 9 классы. Издательство. М.: «Дрофа» 2017.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Основная образовательная программа основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • Государственная программа Российской Федерации от 17 декабря 2010 года 2010г. (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Основная образовательная программа МБОУ ОСШ № 4 2017, г. Ульяновска;

Программа основного общего образования по химии к линии УМК О.С. Габриеляна 7—9 классы.

Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения химии в МБОУ ОСШ № 4 на основе линии УМК О.С.Габриеляна. Издательство М.; Дрофа 2017г.

Программа ориентирована на использование учебника автора О.С.Габриеляна химия 8 класс. Издательство. М.: Дрофа, 2015г




Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса химии в основной школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы». Обязательный этап в 8 классе рассчитан на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год. Согласно учебному плану МБОУ ОСШ № 4 в программу внесены изменения по количеству часов, в 8 классе на химию отводиться 36 аудиторных час и 36 часов в неделю для самостоятельного и изучения предмета (72 часа в год).

Общие цели и задачи

Цели основного общего образования, которые решает программа

В соответствии с Федеральным государственном образовательном стандартом основного общего образования главными целями химического образования являются:

  • формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразном поведении в нем;

  • понимание обучающихся химии как производительной силы общества и как возможность будущей профессиональной деятельности;

  • развитие мышления обучающихся посредством так учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать;

  • понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения.

Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:

  • формируются знания основ химической науки – основных фактов ,понятий ,химических знаков и теорий, выраженные посредством химического языка:

  • развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе. Лабораторных условиях, в быту и на производстве;

  • приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;

  • формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;

  • осуществляется интеграция химической картины мира в единую картину

Общая характеристика учебного курса

Данная рабочая программа по химии основного общего образования раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «вещество, строение вещества» – современные представления о строении атома и веществе на основе Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, учение о химической связи и кристаллическом строении вещества;

  • «химическая реакция» - знания о превращении одних веществ в другие, типологии химических реакций, условиях протекания и способах управления ими;

  • «методы познания химии» - знания, умения, навыки, экспериментальных основ химии для получения и изучении свойств важнейших представителей классов неорганических соединений;

  • «производство и применение веществ» - знания основных областей производства и применения важнейших веществ, а также опыт обращения с веществами , материалами и процессами, используемых на производстве и в быту;

  • «язык химии» - оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химически формулами и уравнениями);

  • «количественные отношения в химии» - умение производить расчеты по химическим формулам и уравнениям











Учебно-тематический план

(базовый уровень, 2 часа в неделю)

п/п

Тема

Кол-во аудиторных часов

Кол-во часов на самостоятельное изучения предмета

1

Введение

2

2

2

Раздел 1. Атомы химических элементов

5

5

3

Раздел 2. Простые вещества

3

3

4

Раздел 3. Соединения химических элементов

10

10

5

Раздел 4. Изменения происходящие с веществами

6

6

6

Раздел 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

9

9

7

Раздел 6. Обобщение и повторение

1

1

8

Итого

36

36

9

Итого на год аудиторных и часов на самостоятельное изучение предмета



72

Из общего количества часов: практических работ- 3, контрольных работ -3, зачетов -3.

Содержание учебного предмета

Введение 4 часа (2 аудиторных часа и 2 часа на самостоятельное изучение темы )

Предмет химии. Методы познания вхимии6 наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

  1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.



Раздел 1. Атомы химических элементов 10 часов (5 аудиторных часов и 5 часов на самостоятельное изучение темы)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома  образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома  образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 120 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».

Зачет № 1 «Атомы химических элементов»

Раздел 2. Простые вещества 6 часов (3аудиторных часа и 3 часа на самостоятельное изучение темы)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества  металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества  неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ  аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества  миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Раздел 3. Соединения химических элементов 20 часов(10 аудиторных часов и 10часов на самостоятельное изучение темы)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практикум № 1 «Соединения химических элементов» (2 часа)

Практическая работа № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Практическая работа № 2. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества».

Контрольная работа № 2. «Простые вещества. Соединения химических элементов».

Зачет № 2. «Простые вещества. Соединения химических элементов».

Раздел 4. Изменения, происходящие с веществами 12 часов (6 аудиторных часов и 6 часов на самостоятельное изучение темы)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка йода или бензойной кислоты; растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; взаимодействие разбавленных кислот с металлами; разложение пероксида водорода; электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Раздел 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18 часов (9 аудиторных часов и 9 часов на самостоятельное изучение темы)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для

Практикум № 2. Свойства электролитов (1час)

кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 3. « Условия протекания химических реакций между электролитами».

Контрольная работа № 3. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Зачет № 3. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».


Обобщение и повторение 2 часа (1час аудиторный и 1час на самостоятельное изучение темы)


Обобщение и повторение основных тем курса: Строение атома, простые вещества, Соединения химических элементов. Растворение; решение расчетных задач.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по химии.

Выпускник научится

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Выпускник получит возможность научиться:

  • Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

  • Различать химические объекты(в статике):

-химические элементы и простые вещества;

-металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе;

- гидроксиды (кислородосодержащие кислоты, основания, амфотерные гидроксиды);

- оксиды несолеобразующие и солеобразующие (кислотные, осовные, амфотерные);

-валентность и степень окисления;

-систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;

- знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурных и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций, полные и сокращенные уравнения реакций, термохимические уравнения, обозначение степени окисления и заряда иона в формуле химического соединения.

  • различать химические объекты (в динамике;

-физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации;

- окислительно- восстановительные и реакции обмена;

-схемы и уравнения химических реакций;

  • Соотносить:

-экзотермические реакции и реакции горения;

-каталитические и ферментативные;

-металл, основной оксид, основание, соль;

-неметалл, кислотный оксид, кислота, соль;

- строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решетки и физические свойства вещества;

-нахождение элементов в природе и промышленные способы получения;

-необходимость химического производства и требования к охране окружающей среды;

-необходимость применения современных веществ и материалов, и

требования к сбережению здоровья.

  • Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, и принадлежности к определенному классу (группе веществ).

  • Прогнозировать способность веществ проявлять окислительтно- восстановительные свойства с учетом степени окисления элементов, входящих в состав, а также продуктов соответствующих химических реакции.

  • Сопоставлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей на основе электронного баланса.

  • Определять возможность протекания химических реакций на основе электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности неметаллов, таблицы растворимости и с учетом их проведения.

  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям»

- для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;

- по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов;

-по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному;

-с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов;

- с использованием понятия «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»;

-по термохимическим уравнениям реакции.

  • Проводить эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности;

- по установлению качественного и количественного состава соединения;

- при выполнении исследовательского проекта;

- в домашних условиях.

  • Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнение проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получении и распознания веществ.

  • Определять источники химической информации . представлять список используемых ресурсов в том числе и на иностранном языке, готовит продукт и презентовать его.

  • Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации.

  • Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

В соответствии ФГОС ООО выделяются 3 группы универсальных учебных действия (УУД)

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные результаты:

-знание и понимание основных исторических событий , связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведении в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основных правил и обязанностей граждан, связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией.

- чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и приятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;

-признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

- осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования науки и технологий;

-умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять их причинно-следственные связи.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

Знание (понимание): знаков химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

-вещество, химический элемент, относительная атомная и молекулярная, массы ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, Электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы химических реакций в неорганической химии:

- формулировок основных законов и теорий химии: атомно-молекулярное учение, законов массы веществ и постоянства веществ, Авогадро; Периодический закон Д.И. Менделеева; теория о строении атома и учение строении вещества; теория электролитической диссоциации и учения о химической реакции.

Умение называть химические элементы;

-соединения изученных классов неорганических веществ.

Объяснение

- физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода Периодической системе Д.И.Менделеева, к которым элемент принадлежит;

- сущность пресса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.

Умение характеризовать:

-химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе и особенностей строения их атомов;

- взаимосвязь между составом ,строением и свойствами неорганических веществ;

- химические свойства оксидов, кислот , оснований и солей;

Определение веществ:

- состава вещества по их формулам;

- валентности и степени окисления элементов в соединении;

- видов химической связи в соединениях;

- типов кристаллических решеток твердых веществ;

-принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Составление:

- схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы;

- формул неорганических соединений изученных классов4
Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Проведение химического эксперимента:

- подтверждающего химические свойства изученных классов неорганических веществ;

- получению, собиранию и распознаванию газов.

Вычисление:

- массовой доли химического элемента по формуле соединения;

- массовой доли вещества в растворе;

- массы основного вещества по известной массовой доле примесей;

- объемной доли компонента газовой смеси;

- количество вещества, объему или массы вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

- для объяснения отдельных фатов и природных явлений;

- для критической оценки информации о веществах используемых в быту.

В ценностно – ориентированной сфере.

Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ.

В трудовой сфере.

Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания , фильтрования, выпаривания;

- получения, собирания , распознавания веществ.

В сфере безопасности жизнедеятельности.

Соблюдение правил техники безопасности при поведении химического эксперимента.

Оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травм.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:   отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:  работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:   задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:  задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Химия. 8 класс. Учебник (автор О.С. Габриелян) 2015. 288 с.

2. Методическое пособие. 8 класс. (автор О.С.Габриелян, С.А.Сладков). 2012. 190с.

3. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова А.В.Яшукова. Н.П.- М.: Дрофа, 2010 г. 400с.

4. Габриелян О.С., Сладков С. А.. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2015. 28 с.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2014.224с.

6. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 класс. Габриелян О. С., Т. В. Смирнова, С. А. Сладков). .- М.: Дрофа, 2012 г.224с.

7. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 класс. (авторы О.С.Габриелян, А.В. Купцова) 2014.96 с.

8. Тетрадь для оценки качества знаний по химии. 8 класс (авторы О.С. Габоиелян, А. В. Купцова). 2013.112 с.

9. Химический эксперимент в школе. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов). 2012. 304 с.

10. Химия. 8 класс. Электронное мультимедийное издание.


Интернет - ресурсы.

htt // www. Alhimik. ru

htt// www. hij .ru Журнал «Химия и жизнь»

http //www. Chemistry-chemists com/indexy html. ru Электронный журнал «Химики и химия»

http //c-books. narod. ru Всевозможная литература по химии.

http //www.drofa-ventana Издательство учебной литературы.

http //www. Iseptemder. ru Журнал для учителей.

http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.

http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

http //schoolbase ru/items/ximiya Всросийский школьный портал

www. Periodictable. ru Сборник статей о химических элементах

Информационно техническое оснащенность учебного кабинета:

ПК, проектор, принтор.

Таблицы, коллекции, наборы реактивов, модели по соответствующим темам.



















































































































Календарно- тематическое планирование по химии, 8 класс (базовый уровень), 1 час в неделю (36 часов в год),

УМК О.С.Габриеляна

Введение (2 часа)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Домашнее задание

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

1



§1 ,2

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

1



§ 4,5 упр.1-8 § 6

Раздел 1. Атомы химических элементов (5 часов)

3

Основные сведения о строении атомов .. Химический элемент. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Ионы.

1



§7 упр.1§8 упр.2-4§ 9 упр.1-2

4

Строение электронных оболочек атомов . Ионная химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь. Электроотрицательность .

1



§10 упр.1-5§11 упр. 2§ 12 упр. 3.

5

Металлическая химическая связь

1



§13 упр. 1-4

6

Контрольная работа № 1 по разделу I. «Атомы химических элементов»

1



§1-13 пов.

7

Зачет № 1 по разделу I. «Атомы химических элементов»

1



§ 1-13 пов.

Раздел 2. Простые вещества ( 3 часа)

8

Простые вещества металлы. Простые вещества неметаллы. Аллотропия.

1



§.14 упр.1,3§ 15 упр.2-5

9

Количество вещества. Решение задач на тему Количество вещества» «Молярный объём газов»

1



§ 16 упр.2-3 § 17 упр. 1-5

10

Решение задач с использованием понятия количество в вещества: «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов»

1



Карточки с заданиями, задачник

Раздел 3. Соединения химических элементов (10 часов)

11

Практическая работа № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

1



Т.б.

12

Степень окисления .Основы номенклатуры бинарных соединений.

1



§ 18.упр 1-6

13

Основания

1



§ 19 упр 1-6§ 20 упр 2-6

14

Кислоты

1



§ 21 упр 2-4

15

Соли, как производные кислот и оснований

1



§ 22 упр 1-3

16

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

1



§ 23.упр. 1-6

17

Чистые вещества смеси Массовая и объемная доля компонента в смеси.

1



§ 24 упр 1-7§ 25

18

Практическая работа № 2. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества».

1



§ 24 , 25 пов

19

Контрольная работа № 2 «Простые вещества. Соединения химических элементов»

1



§ 14-25 пов

20

Зачет № 2 «Простые вещества. Соединения химических элементов»

1



§ 14-25 пов

Раздел 4. Изменения происходящие с веществами (6 часов)

21

Физические явления. Разделение смесей. Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций.

1



§ 26, 27упр 1-6

22

Закон сохранения массы веществ.

1



§ 28 упр 1-5§ 29 упр 1,3,4.

23

Химические уравнения.

1



§ 29 упр 1,3,4.§ 30 упр 2-4

24

Типы химических реакций. Реакция соединения, реакции разложения. Цепочки переходов.

1



§ 31 упр 2

25

Типы химических. Реакции замещения. Ряд активности металлов.

1



§ 32 упр 4. § 33 упр. 3-4

26

Типы химических реакций. Реакции обмена. Правило Бертолле.

1



§ 34 упр 1-5

Раздел 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (9 часов)

27

Растворение как физико- химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Основные положения теории электролитической диссоциации.

1



§ 35 упр 1-5 § 36 упр 2-4 § 37 упр 1-5

28

Кислоты, их классификация и свойства в свете Т.Э.Д.

1



§ 38 § 39 упр 1-5

29

Основания, их классификация и свойства в свете Т.Э.Д.

1



§ 40 упр 1-3

30

Оксиды, их классификация. Химические свойства основных и кислотных оксидов. Окислительно – восстановительные реакции

1



§41 упр 1-5 § 44 упр 1-8

31

Соли: их классификация и свойства в свете Т.Э.Д. . Генетическая связь между классами неорганических соединений

1



§ 42 упр 2-5

32

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

1



§42,записи в тетр. § 43 упр.1-4

33

.Практическая работа № 3. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов»

1



§ 38- 44 повт.

34

Контрольная работа №3 Растворы. Растворение. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные

1



§ 35-44 повт.

35

Зачет№3 Растворы. Растворение. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные

1



§ 35-44 повт.

Раздел 6. Обобщение и повторение (1 час)

36

Обобщение и повторение

1



Пов. Тему Т,Э,Д,



Темы для самостоятельного изучения предмета

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов на самостоятельное изучение

1

Предмет химии. Роль химии в жизни человека

1

2

. Знаки химических элементов. Относительная атомная и молекулярная массы. Решение расчетных задач на нахождение молекулярной массы

1

3

Химический элемент. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Ионы.

1

4

Строение электронных оболочек атомов . Ионная химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь. Электроотрицательность .

1

5

Ковалентная полярная и неполярная связь.

1

6

Металлическая химическая связь

1

7

Решение задач и упражнений по теме: «Типы химической связи»

1

8

Простые вещества металлы. Простые вещества неметаллы. Аллотропия.

1

9

Количество вещества. Решение задач на тему «Количество вещества» «Молярный объём газов»

1

10

Решение задач с использованием понятия количество вещества: «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов»

1

11

Решение задач с использованием понятия количество вещества: «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов»

1

12

.Основы номенклатуры бинарных соединений.

1

13

Основания

1

14

Кислоты

1

15

Соли, как производные кислот и оснований

1

16

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

1

17

Чистые вещества смеси Массовая и объемная доля компонента в смеси.

1

18

Решение расчетных задач по теме: «Массовая и объемная доля компонента в смеси.»

1

19

Решение задач с использованием понятия количество в вещества: «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов»

1

20

Решение задач на тему Количество вещества» «Молярный объём газов»

1

21

Физические явления. Разделение смесей.

1

22

Закон сохранения массы веществ.

1

23

Химические уравнения.

1

24

Реакция соединения, реакции разложения.

1

25

Реакции замещения. Ряд активности металлов.

1

26

Типы химических реакций. Реакции обмена. Правило Бертолле.

1

27

Растворение как физико- химический процесс. Растворимость. .

1

28

Кислоты, их классификация и свойства в свете Т.Э.Д.

1

29

Основания, их классификация и свойства в свете Т.Э.Д.

1

30

Оксиды, их классификация. Химические свойства основных и кислотных оксидов. Окислительно – восстановительные реакции

1

31

Соли: их классификация и свойства в свете Т.Э.Д. . Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

32

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

1

33

Соли: их классификация и свойства в свете Т.Э.Д. . Генетическая связь между классами неорганических соединений. Составление уравнений

1

34

35

Составление ионных уравнений

2



Лист корректировки рабочей программы по литературе для ______класса

учителя биологии Т. Н. Муслиной

Название раздела

Название темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Протокол ШМО о рассмотрении корректировки















































Рабочая программа скорректирована «___»______20_____

___________ ___________________

ппдпись расшифровка подписи