ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2010г).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2010 года).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы –7 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Цели изучения химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;
Воспитывать общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | К-во часов | Дата проведения |
Тема 1. Введение | (6ч) | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества. | 1ч | |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | 1ч | |
3 | Практическая работа №1. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» Инструктаж ТБ | 1ч | |
4 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. | 1ч | |
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. | 1ч | |
6 | Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой» Инструктаж ТБ | 1ч | |
Тема 2. Атомы химических элементов. | (7ч) | |
7 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. Изотопы. | 1ч | |
8 | Строение электронных оболочек атомов. | 1ч | |
9 | Ионы. Ионная химическая связь. | 1ч | |
10 | Ковалентная связь. | 1ч | |
11 | Металлическая химическая связь. | 1ч | |
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» | 1ч | |
13 | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов» | 1ч | |
Тема 3. Простые вещества. | (5ч) | |
14 | Простые вещества-металлы. | 1ч | |
15 | Простые вещества -неметаллы. Аллотропия. | 1ч | |
16 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1ч | |
17 | Молярный объём газов. | 1ч | |
18 | Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества». | 1ч | |
Тема 4. Соединение химических элементов. | (16ч) | |
19 | Степень окисления. | 1ч | |
20 | Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. | 1ч | |
21 | Основания. | 1ч | |
22 | Кислоты. | 1ч | |
23 | Соли. | 1ч | |
24 | Составление формул солей. | 1ч | |
25 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие классы бинарных соединений» | 1ч | |
26 | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | 1ч | |
27 | Чистые вещества и смеси. | 1ч | |
28 | Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды» Инструктаж ТБ | 1ч | |
29 | Массовая доля компонентов в смеси. | 1ч | |
30 | Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси. | 1ч | |
31 | Решение задач на нахождение массовой доли компонентов раствора. | 1ч | |
32 | Практическая работа №4. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» Инструктаж ТБ | 1ч | |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов». | 1ч | |
34 | Контрольная работа №2. по теме: «Соединения химических элементов». | 1ч | |
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. | (12ч) | |
35 | Физические явления в химии. | 1ч | |
36 | Химические явления. Химические реакции. | 1ч | |
37 | Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. | 1ч | |
38 | Расчёты по химическим уравнениям. | 1ч | |
39 | Решение расчетных задач по уравнению реакции. | 1ч | |
40 | Решение расчетных задач на вычисление массы продукта реакции. | 1ч | |
41 | Типы химических реакций. | 1ч | |
42 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1ч | |
43 | Скорость химических реакций. Катализаторы. | 1ч | |
44 | Практическая работа №5. « Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ | 1ч | |
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1ч | |
46 | Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1ч | |
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции | (22ч) | |
47 | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. Повторный инструктаж по Т.Б. | 1ч | |
48 | Электролитическая диссоциация (ЭД) | 1ч | |
49 | Основные положения Теории ЭД. (ТЭД) | 1ч | |
50 | Ионные уравнения реакций | 1ч | |
51 | Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца | 1ч | |
52 | Кислоты, их классификация. | 1ч | |
53 | Свойства кислот. | 1ч | |
54 | Основания, их классификация. | 1ч | |
55 | Свойства оснований. | 1ч | |
56 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1ч | |
57 | Соли, их свойства. | 1ч | |
58 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1ч | |
59 | Практическая работа №6. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ | 1ч | |
60 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение и растворы». | 1ч | |
61 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). | 1ч | |
62 | Составление электронного баланса в ОВР. | 1ч | |
63 | Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР | 1ч | |
64 | Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ | 1ч | |
65 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения, ОВР». | 1ч | |
66 | Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса | 1ч | |
67 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1ч | |
68 | Портретная галерея великих химиков | 1ч | |
Документы:
Приказ Минобрнауки от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего( полного) общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012 г. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Рекомендуемая литература.
- основная литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа;
2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс
2. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;
3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа;
4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа
5. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
- основная литература
Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Журнал «Химия в школе»;
2. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
3. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
4. Энциклопедический словарь юного химика
1