СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии, 8 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии, 8 класс. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии, 8 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________ Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от «____»______________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева


«____»______________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________ Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от «____»______________2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС ООО)


по ХИМИИ 8 класс

предмет, класс


на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации




КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __2 часа_; всего за год __ 68 часов__

УЧИТЕЛЬ (ФИО)__ Зарубина Лариса Александровна______________________

КАТЕГОРИЯ __ первая квалификационная категория____________________

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы (М.: Просвещение)_______________

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2018 г._____________________________________________________________



с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    1. Планируемые образовательные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС изучение химии в 8 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения курса являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

10) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11) умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;

12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.


Предметными результатами освоения курса Химии является формирование следующих умений:

Основные понятия химии

(уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества.



Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.












    1. Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.

Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское


Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей.

Познавательное


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.











Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)

Тема 1.1 Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (5 часов)

Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Знакомство с правилами безопасности и приёмами работы в химической лаборатории.

Практические работы:

№ 1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

№ 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Демонстрации:

1. Лабораторное оборудование.

2. Различные виды химической посуды.

3. Образцы веществ.

4. Способы разделения смесей (фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография).

Лабораторные опыты:

  1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

  2. До какой температуры можно нагреть вещество?»

  3. Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра.

  4. Определение температуры плавления и кристаллизации металла.

  5. Разделение смеси с помощью магнита.

  6. Определение водопроводной и дистиллированной воды.

Тема 1.2 Вещества и химические реакции (13 часов)

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Значение физических и химических явлений.

Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.

Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.

Химическая реакция. Химические уравнения. Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Закон сохранения массы веществ. М. В. Ломоносов — учёный-энциклопедист.

Демонстрации:

Физические явления (растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды и т. д.).

Химические явления (горение свечи, разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II), взаимодействие железа с серой, взаимодействие железа с раствором соли меди(II)).

Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции.

Разложение воды электрическим током.

Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы.

Лабораторные опыты:

  1. Примеры физических и химических явлений.

  2. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

Расчетные задачи:

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

  2. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.


Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ (33 часа)

Тема 2.1 Кислород. Горение. Воздух. (6 часов)

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.

Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях. Воздух и его состав. Загрязнение воздуха, способы его предотвращения. Усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.

Практические работы:

№ 3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Демонстрации.

Физические и химические свойства кислорода.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.

Условия возникновения и прекращения горения.

Получение озона.

Определение состава воздуха.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с образцами оксидов.

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2.2 Водород (3 часа)

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Практические работы:

№ 4. Получение водорода и изучение его свойств.

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO

Тема 2.3 Вода. Растворы (8 часов)

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.

Практические работы:

№ 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации.

Анализ воды. Синтез воды.

Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.

Лабораторные опыты:

  1. Изучение зависимости растворимости вещества от температуры.

  2. Наблюдение за ростом кристаллов.

  3. Пересыщенный раствор.

Расчетные задачи:

  1. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

  2. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Тема 2.4 Количественные отношения в химии (5 часов)

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи:

  1. Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём».

  2. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Тема 2.5 Основные классы неорганических соединений (11 часов)

Классификация неорганических соединений.

Оксиды: состав, классификация (основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие), номенклатура (международная и тривиальная). Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов.

Основания: состав, классификация, номенклатура (международная и тривиальная), физические и химические свойства, способы получения. Реакция нейтрализации.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Ряд активности металлов.

Соли (средние): номенклатура, способы получения, взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами и солями.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Практические работы:

№ 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

№ 7. Определение рН растворов кислот и щелочей.

Демонстрации.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.

Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Тепловой эффект реакции нейтрализации.

Лабораторные опыты:

Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей:

  • Свойства растворимых и нерастворимых оснований;

  • Взаимодействие щелочей с кислотами (реакции нейтрализации);

  • Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами;

  • Разложение гидроксида меди (II) при нагревании;

  • Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей;

  • Действие кислот на индикаторы;

  • Отношение кислот к металлам;

  • Получение медного купороса;

  • Определение температуры разложения кристаллогидрата;

  • Определение рН различных сред;

  • Определение кислотности почвы.

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (14 часов)

Тема 3.1 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (7 часов)

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Демонстрации.

Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой.

Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Тема 3.2 Строение веществ. Химическая связь (7 часов)

Электроотрицательность атомов химических элементов. Химическая связь. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.

Демонстрации. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток.

Лабораторные опыты:

  1. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.

ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Химия, 8 класс


Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)

Тема 1.1 Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (5 часов)

1

Предмет химии. Вещества и их свойства

1

01.09


2

Методы познания в химии

1

02.09


3

П.Р. №1 «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

08.09


4

Чистые вещества и смеси

1

09.09


5

П.Р. №2 Очистка загрязненной поваренной соли

1

15.09


Тема 1.2 Вещества и химические реакции (13 часов)

6/1

Физические и химические явления.

Химические реакции

1

16.09


7/2

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

22.09


8/3

Простые и сложные вещества.

Химические элементы

1

23.09


9/4

Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов

1

29.09


10/5

Закон постоянства состава веществ.

Химические формулы.

1

30.09


11/6

Относительная молекулярная масса.

Вычисления по химическим формулам.

1

06.10


12/7

Массовая доля элемента в соединении

1

07.10


13/8

Валентность химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

1

13.10


14/9

Атомно-молекулярное учение.

Закон сохранения массы веществ.

1

14.10


15/10

Химические уравнения

1

20.10


16/11

Контрольная работа № 1

по теме: «Первоначальные химические понятия».

1

21.10


17/12

Типы химических реакций.

1

27.10


18/13

Вычисления по химическим уравнениям реакций

1

28.10


Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ (33 часа)

Тема 2.1 Кислород. Горение. Воздух. (6 часов)

19\1

Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе и получение.

1

10.11


20\2

Химические свойства кислорода

1

11.11


21/3

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

1

17.11


22/4

П.Р.№ 3 Получение и свойства кислорода

1

18.11


23/5

Озон. Аллотропия кислорода

1

24.11


24\6

Воздух и его состав.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

1

25.11


Тема 2.2 Водород (3 часа)

25\1

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

1

01.12


26\2

Свойства и применение водорода.

1

02.12


27\3

П.Р. № 4 Получение водорода и исследование его свойств.

1

08.12


Тема 2.3 Вода. Растворы (8 часов)

28\1

Вода

1

09.12


29\2

Химические свойства и применение воды

1

15.12


30\3

Вода – растворитель. Растворы

1

16.12


31\4

Контрольная работа № 2

по темам: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

1

22.12


32\5

Массовая доля растворенного вещества

1

23.12


33\6

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации»

1

12.01


34\7

П.Р.№ 5 Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

1

13.01


35\8

Обобщение по темам: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

1

19.01


Тема 2.4 Количественные отношения в химии (5 часов)

36/1

Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

1

20.01


37/2

Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»

1

26.01


38/3

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

27.01


39/4

Относительная плотность газов

1

03.02


40/5

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

09.02


Тема 2.5 Основные классы неорганических соединений (11 часов)

41\1

Оксиды.

1

10.02


42\2

Гидроксиды. Основания.

1

16.02


43\3

Химические свойства оснований.

1

17.02


44\4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

24.02


45\5

Кислоты.

1

02.03


46\6

Химические свойства кислот

1

03.03


47\7

Соли.

1

09.03


48\8

Свойства солей

1

10.03


49/9

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1

16.03


50/10

Контрольная работа № 3

по теме: «Основные классы неорганических соединений»

1

17.03


51\11

П.Р.№ 6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

П.Р.№ 7 Определение рН растворов кислот и щелочей.

1

30.03


Раздел 3. Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (14 часов)

Тема 3.1 Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева (7 часов)

52\1

Классификация химических элементов

1

31.03


53\2

Периодический закон Д.И. Менделеева

1

06.04


54\3

Периодическая таблица химических элементов.

1

07.04


55\4

Строение атома

1

13.04


56\5

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

14.04


57\6

Значение периодического закона.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

1

20.04


58\7

Обобщение по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов».

1

21.04


Тема 3.2 Строение веществ. Химическая связь (7 часов)

59\1

Электроотрицательность химических элементов.

1

27.04


60\2

Ковалентная связь.

1

28.04


61\3

Ионная связь.

1

04.05


62\4

Степень окисления

1

05.05


63\5

Окислительно-восстановительные реакции.

1

11.05


64\6

Повторение и обобщение по теме:

«Строение вещества. Химическая связь»

1

12.05


65\7

Контрольная работа №4

по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества. Химическая связь»

1

18.05


Повторение (3 часа)

66\1

Повторение и Обобщение по курсу химии 8 класса

1

19.05


67\2

Повторение и Обобщение по курсу химии 8 класса

1

25.05


68\3

Контрольная работа № 5

Итоговая контрольная работа

1

26.05


Итого: 68 часов




ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование учебного материала в 8 классе

с использованием оборудования центра «Точка роста»


п/п

Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

1

Методы познания в химии.

П.Р. № 1

«Изучение строения пламени»


Знакомство с основными методами науки

1

Умение пользоваться нагревательными приборами

Датчик температуры (термопарный), спиртовка

2

Методы познания в химии.

Л.О. № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?»


Знакомство с основными методами науки


1

Определять возможность проведения реакций и процессов, требующих нагревания

Датчик температуры (термопарный), спиртовка

3

Методы познания в химии.

Л.О. № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и анало-говых приборов

1

Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности показаний.

Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка

4

Методы познания в химии.

Л.О. № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»

Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации

1

Знать процессы, протекающие при плавлении веществ и их кристаллизации

Датчик температуры (термопарный)

5

Чистые вещества и смеси

Л.О. № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды»

Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды

1

Уметь отличать водопроводную воду от дистиллирован-ной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистилли

рованную воду

Датчик электропроводности, цифровой микроскоп

6

Физические и химические явления

Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»

Изучение химических явлений

1

Уметь отличать физические процессы от химических реакций

Датчик температуры платиновый

7

Простые и сложные вещества

Демонстрационный эксперимент № 2. «Разложение воды электрическим током»



Изучение явлений при разложении сложных веществ

1

Знать, что при протекании реакций молекулы веществ разрушаются, а атомы сохраняются (для веществ с молекулярным строением)

Прибор для опытов с электрическим током

8

Закон сохранения массы веществ

Демонстрационный эксперимент № 3. «Закон сохранения массы веществ»

Экспериментальное доказательство действия закона

1

Знать формулировку закона и уметь применять его на практике, при решении расчётных задач

Весы электронные

9

Воздух и его состав.

Демонстрационный эксперимент № 4. «Определение состава воздуха»

Экспериментально определить содержание кислорода в воздухе

1

Знать объёмную долю составных частей воздуха

Прибор для определения состава воздуха

10

Растворы

Л.О. № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Исследовать зависимость растворимости от температуры

1

Иметь представление о разной зависимости растворимости веществ от температуры

Датчик температуры платиновый

11

Растворы

Л.О. № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов»

Показать зависимость растворимости от температуры

1

Уметь использовать цифровой микроскоп для изучения формы кристаллов

Цифровой микроскоп

12

Растворы

Л.О.№ 7 «Пересыщенный раствор»

Сформировать понятия «разбавленный раствор», «насыщенный раствор», «пересыщенный раствор»

1

Иметь представление о различной насыщенности раствора растворяемым веществом

Датчик температуры платиновый

13

Химические свойства оснований

Л.О.№ 8

«Реакция нейтрализации».


Демонстрационный эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»

Экспериментально доказать химические свойства оснований

1

Понимать сущность процесса нейтрализации и применять процесс нейтрализации на практике

Датчик рН, дозатор объёма жидкости, бюретка, датчик температуры платиновый, датчик давления, магнитная мешалка

14

Химические свойства кислот.

П.Р. № 2 «Получение медного купороса»

Синтез соли из кислоты и оксида металла

1

Уметь проводить простейшие синтезы неорганических веществ с использо-ванием инструкции

Цифровой микроскоп

15

Свойства солей

Л.О. № 9 «Определение температуры разложения кристаллогидрата»

Сформировать понятие «Кристаллогидрат»

1

Знать способность кристаллогидратов разрушаться при нагревании

Датчик температуры платиновый

16

Классы неорганических соединений. Основания. Кислоты.

П.Р. № 3 «Определение рН растворов кислот и щелочей»

Сформировать представление о рН среды как характеристики кислотности р-ра

1

Уметь определять рН растворов

Датчик рН

17

Классы неорганических соединений.

Л.О.№ 10 «Определение рН различных сред»

Сформировать представление о шкале рН


1

Применять умения по определению рН в практической деятельности

Датчик рН

18

Свойства неорганических соединений

Л.О.№ 11 «Определение кислотности почвы»


Использовать полученные знания для определения кислотности растворов

1

Уметь определять кислотность почв

Датчик рН

19

Химическая связь

Демонстрационный опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»

Показать зависимость физических свойств веществ от типа химической связи

1

Уметь определять тип кристаллических решёток по температуре плавления


Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный


Национально – региональный компонент в содержании курса химии 8 класс


п/п

Названия раздела

урока

Тема урока

Основное содержание

1

Кислород

24

Воздух

и его состав

Раздел «Новая тема».

Обсуждение экологического аспекта проблемы охраны воздуха в Бурятии. (творческие проекты учащихся)

Раздел «Закрепление». Задачи.

1)Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами; на каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадают 7 моль оксида углерода (II), 1 моль оксида азота (II). Какая масса этих вредных веществ попадает в атмосферу при поездке из Верхней Иволги в Иволгу? (7 км)

2)Вычислите объем воздуха, необходимого для горения 10 кг бурого угля, добываемого в Саган-Нуре.

3)Сколько теплоты (кДж) выделится при сгорании 2 г метана, используемого в быту?


2

Вода. Растворы

28

Вода

Изучение нового материала.

Вода. Ее нахождение в природе. Источник пресной воды. Охрана воды.

hnu.docdat.com. Сообщения учащихся.

1)Байкал – и самое глубокое озеро в мире; его максимальная глубина — 1630 м. (средняя глубина 730 м). Ближайший претендент на это звание, африканское озеро Танганьика, отстает на целых 200 метров. Воды в Байкале содержится около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов чистейшей пресной воды. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды. В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Любопытно, что капля воды, попадая в Байкал из его притоков, отстаивается здесь годами. Водообмен (замена глубинных вод поверхностными) происходит в северной котловине за 225 лет, в средней - за 132 года и в южной - за 66 лет. При этом реки не успевают существенно насытиться солями, так как кристаллические породы их берегов труднорастворимы, и поэтому они несут в Байкал воду слабой минерализации. Благодаря тому, что водный баланс в Байкале практически нулевой, т.е. приходная и расходная части одинаковы, минерализация воды в озере сохраняется на постоянном уровне. Лишь в последние десятилетия из-за антропогенных влияний она получила тенденцию к повышению. Байкал - самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. При этом состав озера не меняется десятки тысяч лет — подтверждением этому являются многочисленные представители древней флоры и фауны, которые и сохранились на Байкале из-за того, что его вода осталась прежней. Населяющие озеро живые организмы многократно профильтровывают поступающую из притоков и с атмосферными осадками воду, удаляя все чуждые Байкалу.

3

Вода. Растворы

29

Химические свойства и применение воды

1) Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода - наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине - во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется. Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 1,7 литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее. Угроза исчезновения пресной воды существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Как уже отмечалось выше, в связи с ростом знаний и ухудшением экологической ситуации как следствием жизнедеятельности человека нормы на потребляемую воду все время пересматриваются. Чтобы им соответствовать, совершенствуются технологии очистки воды, оборудование. Задача человека использовать воду и ее свойства в свое благо, не создавая проблем в водной экосистеме, которые могут привести к катастрофе – загрязнению и сокращению объемов пресных вод и вод морей и океанов. Бывая на водных источниках «Халюта», «Ута Булаг», на Байкале во время отдыха необходимо соблюдать чистоту и порядок. Все должны присоединиться к призыву «Берегите воду!»

2) Роль воды при тушении пожаров в Бурятии. (сообщения учащихся).









11