СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов:

1. 1. В направлении личностного развития:

1. 1. 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

1. 1. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

1. 1. 3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

1. 1. 4. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1. 1. 5. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

1. 1. 6. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

1. 1. 7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

1. 1. 8. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)


1. 2. Метапредметными результатами являются:

1. 2. 1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

1. 2. 2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

1. 2. 3. Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

1. 2. 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

1. 2. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

1. 2. 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

1. 2. 7. Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

1. 2. 8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

1. 2. 9. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

1. 2. 10. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

1. 2. 11. Умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

1. 2. 12. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.


1. 3. Предметными результатами являются:

1. 3. 1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

1. 3. 2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  

1. 3. 3. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

1. 3. 4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

1. 3. 5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

1. 3. 6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

1. 3. 7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

1. 3. 8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

1. 3. 9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ХИМИЯ 8 класс базовый уровень (70 часов)

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).

I. Первоначальные химические понятия (22 ч.)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Практические работы. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Очистка загряз­ненной поваренной соли.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физ. явлений (растирание сахара в ступке, нагревание стеклянной трубки). Примеры хим. явлений (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие щёлочи с ф/ф, серной кислоты с хлоридом бария и т.д.). Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Разложение основного карбоната меди (II)) (малахита). Реакция замещения меди железом.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Контрольная работа. Первоначальные химические поня­тия.

Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

II. Кислород (5ч.).

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Практические работы. Получение и свой­ства кислорода.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

III. Водород (3ч.).

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Практические работы. Получение водорода и исследование его свойств

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды.

IV. Вода. Растворы. (8ч.)

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Практические работы. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Контрольная работа «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

V. Количественные отношения в химии (5ч.)

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

VI. Важнейшие классы неорганических соединений (12ч.).

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Практические работы. Решение экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соединений»

Лабораторные опыты. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Контрольная работа. Основные клас­сы неорганических соединений.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 3. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Контрольная работа. «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома» «Строение веществ. Хим. связь».



III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)

п/п

Разделы программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений)

55

3

6

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7

-

-

3

Строение вещества. Химическая связь.

7

1

-

4

Резервное время

1



Итого:

70

4

6


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Химия 8 класс базовый уровень (64 ч.).



урока

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

1

2

3

4

5

7

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (55 часов).




1.

I. Первоначальные химические понятия (22 ч.)

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Л/О №1: Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

1




2.

Методы познания в химии.

1




3-4.

Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2




5.

Чистые вещества и смеси.

Л /О №2: Разделение смеси с помощью магнита.

1




6.

Практическая работа № 2. Очистка загряз­ненной поваренной соли.

1




7.

Физические и химические явления. Химические реакции.

Л/О №3: Примеры физ. явлений (растирание сахара в ступке, нагревание стеклянной трубки).

Л/О №4: Примеры хим. явлений (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие щёлочи с ф/ф, серной кислоты с хлоридом бария и т.д.).

1




8.

Атомы, молекулы и ионы.

1




9.

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения.

1




10.

Простые и сложные вещества. Химические элементы.

Л/О №5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

1




11-12.

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

2




13.

Закон постоянства состава веществ

1




14.

Хими­ческие формулы. Относительная молекулярная масса.

1




15.

Массовая доля химического элемента в соединении.

1




16.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

1




17.

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

1




18.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

1




19.

Химиче­ские уравнения.

1




20.

Типы химических реакций.

Л/О №6: Разложение основного карбоната меди (II)) (малахита).

Л/О №7: Реакция замещения меди железом

1




21.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

1




22.

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические поня­тия».

1






23.

II. Кислород (5ч.).

Кислород, его общая характеристика, на­хождение в природе и получение.

1




24.

Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. Л/О №8: Ознакомление с образцами оксидов.

1




25.

Практическая работа №3. Получение и свой­ства кислорода.

1




26.

Озон. Аллотропия кислорода

1




27.

Воздух и его состав.

1






28.

III. Водород (3ч.).

Водород, его общая характеристика, нахож­дение в природе, получение

1




29.

Свойства и применение водорода.

Л/О №9: Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

1




30.

Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств»

1






31.

IV. Вода. Растворы. (8ч.)

Вода.

1




32.

Химические свойства и применение воды.

1




33.

Вода — растворитель. Растворы.

1




34.

Массовая доля раст­воренного вещества.

1




35.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации»

1




36.

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

1




37.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

1




38.

Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

1






39.

V.Количественные отношения в химии (5ч.)

Моль — единица количества вещества. Мо­лярная масса.

1




40.

Вычисления по химическим уравнениям.

1




41.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1




42.

Относительная плотность газов

1




43.

Объемные отношения газов при химических реакциях

1




44.

VI. Важнейшие классы неорганических соединений (12ч.).

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Л/О № 10: Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

1




45.

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.

1




46.

Химические свойства основа­ний.

Л/О №11: Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Л/О №12: Взаимодействие щелочей с кислотами.

Л/О №13: Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Л/О №14: Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

1




47.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Л/О №15: Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

1




48.

Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение кислот.

1




49.

Химические свойства кислот.

Л/О №16: Действие кислот на индикаторы.

Л/О №17: Отношение кислот к металлам.

1




50.

Соли: классификация, номенклатура, спо­собы получения

1




51.

Свойства солей

1




52.

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

1




53.

Практическая работа №6. Решение экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соединений»

1




54.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1




55.

Контрольная работа №3 по теме: «Основные клас­сы неорганических соединений».

1




Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (7 часов)




56.

VII. Периодический закон и строение атома (7ч.).

Классификация химических элементов.

1




57.

Периодический закон Д. И. Менделеева.

1




58.

Периодическая таблица химических элемен­тов

1




59.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы.

1




60.

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1




61.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

1




62.

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

1




Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (7 часов)




63.

VIII. Строение вещества. Химическая связь (7ч.)

Электроотрицательность химических элементов

1




64.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

1




65.

Ионная связь

1




66.

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

1




67.

Окислительно-восстановительные реакции

1




68.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь»

1




69.

Контрольная работа №4 по темам: «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома» «Строение веществ. Хим. связь»

1




Резервное время.


70.

Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса

1