Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
Руководитель МО | Заместитель директора по УР | Директор |
_____________Круглова Н.В. | _______________Белова О.В. | _____________А.А. Мамаев |
Протокол № _ от | | |
« » мая 2021 г. | « » августа 2021 г. | « » августа 2021 г. |
КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»
Рабочая программа по «Химии» 8 класс
учителя Мавлюдова Махмуда Омаровича
Учебник: «Химия» разработан авторской программы Н.Н. Гара (ФГОС программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М. : Просвещение, 2011. Учебник по Химии Г.Е. Рудзитис , Ф. Фельдман, 12-е изд., переб. - Москва Просвещение, 2017),
Уровень:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской рабочей программы по химии для 8-11 классов. Для реализации данной рабочей программы используется учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. «Химия». 8 класс», 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
В соответствии с учебным планом КГОУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа» на изучение обязательного учебного предмета «Химия» в 8 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Продолжительность учебного в соответствии с календарным учебным графиком школы в 8 классе составляет 34 недель. Таким образом, на изучение учебного предмета «Химия» в 8 классе отводится 68 часов.
Изучение учебного предмета «Химия» направлено на достижение следующей цели: вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.
В данной программе выражена гуманистическая и химико – экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии важнейших проблем современности.
Для достижения данной цели предстоит решит следующие задачи:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрывать роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания учебника;
- развивать внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развивать экологическую культуру учащихся.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Актуальность: в системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии.
В программе и учебнике реализованы следующие приоритетные идеи:
Гуманизация – с её позиций обучающийся – это высшая ценность, школа – среда, обеспечивающая условия для полноценного развития обучения, развития личности и индивидуальности обучающегося. Важнейшей задачей гуманизации учения является сознательный выбор своей индивидуальной образовательной траектории.
Интеграция – направлена на уплотнение и минимизацию содержания, укрепление дидактических единиц и расширение поля творческой деятельности.
Обобщение и систематизация – направлена на уплотнение тем курса и умения применять интегрированные знания на практике.
Фундаментализация и методологизация – учитывается теоретико – экспериментальный характер науки и раскрываются методы исследования веществ, способы действий к их применению. Задания методологического характера включены в тексты учебников и в систему самостоятельной работы обучающихся.
Экологизация – экологическая направленность предметной области «Химия» раскрывает основные проблемы экологии, связанные с химией, пути их решения, роли химической науки и производства.
Практическая направленность – выделены прикладные системы знаний, специальные главы для более полного раскрытия и обобщения практического материала, показаны значение, технологии получения и применение веществ в жизни человека.
При проведении уроков используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, индивидуально-групповая работа, групповая работа, работа в парах.
Ценностные ориентиры курса химии в школе определяются спецификой ее как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматривать как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способность открыт о выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Формы контроля освоения образовательной программ
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют определить фактический уровень знаний и навыков, обучающихся по предмету, осуществить контроль за реализацией образовательной программы и программы курса химии.
Текущий контроль знаний – проверка знаний, обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование, терминологические диктанты.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти на основе результатов текущего контроля.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
Личностные
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
- осознание единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы;
- формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоги с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:
- обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
- ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планирует ресурсы для достижения цели;
- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления, избегания в дальнейшей деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделить альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:
- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
- создает модели и схемы для решения задач;
- переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
- устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- участвует в проектно-исследовательской деятельности;
- проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкурентных условий;
- дает определение понятиям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- обобщает понятия – осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- знает основы ознакомительного чтения;
- знает основы усваивающего чтения;
- умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий);
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) школьные:
- соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;
- координирует свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке - устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорит и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
- планировать общие способы работы;
- умеет работать – устанавливает рабочее отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и -сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметные
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
Рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
Использовать химических знаний в быту:
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
Объяснять мир с точки зрения химии:
- перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по масс, массовых долей элементов.- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
Содержание ООО по «Химия»
Первоначальные химические понятия (23 часа)
Химия ы системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Из составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Кислород. Горение (6 часов)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Получение, применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Водород (3 часа)
Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Получение, применение.
Вода . Растворы (7 часов)
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Количественные отношения в химии (4 часа)
Количества вещества. Моль. Молярная масса. Вычисление с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса». Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений (12 часов)
Оксиды. Гидроксиды. Основания. Химические свойства оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Химические свойства кислот. Соли . Химические свойства
солей.
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома (12 часов)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строение атома.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Первоначальные химические понятия | 23 |
2 | Кислород. Горение | 6 |
3 | Водород | 3 |
4 | Растворы. Вода | 7 |
5 | Количественные отношения в химии | 4 |
6 | Важнейшие классы неорганических соединений | 12 |
7 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 6 |
8 | Химическая связь. Строение веществ | 7 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
Первоначальные химические понятия (23 часа) |
1.1. | | Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. | 1 |
1.2. | | Методы познания в химии. | 1 |
1.3. | | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. | 1 |
1.4. | | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, выпаривание. | 1 |
1.5. | | Практическая работа №2. «Очистка загрязненной поваренной соли». Инструктаж по Т/Б. | 1 |
1.6. | | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. | 1 |
1.7. | | Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. | 1 |
1.8. | | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 |
1.9. | | Простые и сложные вещества. | 1 |
1.10. | | Химические элементы. | 1 |
1.11. | | Относительная атомная масса химических элементов. | 1 |
1.12. | | Знаки химических элементов. | 1 |
1.13. | | Закон сохранения состава вещества. | 1 |
1.14. | | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 |
1.15. | | Вычисление по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении. | 1 |
1.16. | | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 1 |
1.17. | | Составление химических формул по валентности. | 1 |
1.18. | | Атомно-молекулярное учение. | 1 |
1.19. | | Закон сохранения массы веществ. | 1 |
1.20. | | Химические уравнения. | 1 |
1.21. | | Типы химических реакций. | 1 |
1.22. | | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 |
1.23. | | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 |
Кислород. Горение (6 часов) |
2.1. | | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе и получение. | 1 |
2.2. | | Свойства кислорода. Физические и химические свойства. | 1 |
2.3. | | Применение кислорода. Круговорот в природе. | 1 |
2.4. | | Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода». Инструктаж по ТБ. | 1 |
2.5. | | Озон. Аллотропия кислорода. | 1 |
2.6. | | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 |
Водород (3 часа) |
3.1. | | Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. | 1 |
3.2. | | Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. | 1 |
3.3. | | Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств». | 1 |
Растворы. Вода. (7 часов) |
4.1. | | Состав воды. Общая характеристика. Физические свойства. Вода в природе и способы ее очистки. | 1 |
4.2. | | Химические свойства и применение воды. | 1 |
4.3. | | Вода – растворитель. Растворы. | 1 |
4.4.-4.5. | | Массовая доля растворенного вещества. | 2 |
4.6. | | Практическая работа №5 «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли). | 1 |
4.7. | | Контрольная работа №2 по теме: «Определение массовой доли растворенного вещества». | 1 |
Количественные отношения в химии (4 часа). |
5.1. | | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 |
5.2. | | Вычисление с использованием понятий «Количество вещества» и «Молярная масса». | 1 |
5.3. | | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 1 |
5.4. | | Объемные отношения газов при химических реакциях. | 1 |
Важнейшие классы неорганических соединений (12 часов) |
6.1. | | Оксиды. Классификация, названия, физические и химические свойства. Применение. | 1 |
6.2. | | Гидроксиды. Основания. Состав, классификация, физические и химические свойства. Применение. | 1 |
6.3. | | Химические свойства оснований. | 1 |
6.4. | | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 |
6.5. | | Кислоты. Состав, названия, классификация, структурные формулы и физические свойства кислот. | 1 |
6.6. | | Химические свойства кислот. | 1 |
6.7. | | Соли. Состав, классификация, получение. Физические свойства, способы получения. | 1 |
6.8. | | Химические свойства солей. | 1 |
6.9. | | Генетическая связь между отдельными классами неорганических соединений. | 1 |
6.10. | | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 |
6.11. | | Обобщающий урок «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 |
6.12. | | Контрольная работа №3 по главам III-V. | 1 |
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома (6 часов) |
7.1. | | Классификация химических элементов. | 1 |
7.2. | | Периодический закон Д.И. Менделеева. | 1 |
7.3. | | Периодическая таблица химических элементов. | 1 |
7.4. | | Строение атома. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. | 1 |
7.5. | | Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1 |
7.6. | | Значение периодического закона. | 1 |
Химическая связь. Строение веществ (6 часов) |
8.1. | | Электроотрицательность химических элементов. | 1 |
8.2. | | Основные виды химической связи. Ковалентная связь. Полярные и неполярные ковалентные связи. Ионная связь. Валентность элементов в свете представлений о строении атома. | 1 |
8.3. | | Степень окисления. Окисление и восстановление. | 1 |
8.4. | | Решение экспериментальных задач. «Окислительно-восстановительые реакции в растворах». | 1 |
8.5. | | Обобщение и повторение глав VI-VII . | 1 |
8.6. | | Контрольная работа №4 по теме «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая связь. Строение веществ». | 1 |
8.7. | | Повторение и обобщение пройденных тем. | 1 |
Практические работы:
Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием». Инструктаж по Т/Б;
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли». Инструктаж Т/Б;
Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»;
Практическая работа №4 «Приготовление раствора с определенной долей растворенного вещества (соли);
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»;
Практическая работа №6 «Получение соляной кислоты и опыты с ней».
Контрольные работы по разделам:
№1 «Первоначальные химические понятия»;
№2 «Водород», «Растворы. Вода», «Количественные отношения в химии»;
№3 «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая связь. Строение веществ»;
№4 «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».
Лабораторные работы по разделам:
Раздел Первоначальные химические понятия:
а) Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами;
б) Разделение смеси;
в) Примеры химических и физических явлений;
г) Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов;
д) Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3.Сu(OH)2;
е) Реакции замещения меди железом.
Раздел Кислород. Горение:
а) Ознакомление с образцами оксидов.
Раздел Водород:
а) Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Раздел Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома:
а) Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Демонстрации:
Раздел Первоначальные химические понятия:
а) Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости;
б) Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения;
в) Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадков при взаимодействии различных веществ;
г) Соединение железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ;
д) Опыт, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества;
е) Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
Раздел Кислород. Горение:
а) Ознакомление с физическими свойствами кислорода;
б) Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа;
в) Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора;
г) Получение кислорода из перманганата калия при разложении;
д) опыты, выясняющие условия горения;
е) Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Раздел Водород:
а) Получение водорода в аппарате Киппа;
б) Проверка водорода на чистоту;
в) Горение водорода;
г) Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Раздел Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома:
а) Плакат «Элементы и их свойства»;
б) Плакат «Строение атома»;
в) Плакат «Электронные оболочки атомов».
Темы исследовательских работ:
а) алхимия и поиск философского камня;
б) вода: необычные свойства;
в) водород – топливо будущего;
г) железо и здоровье человека;
д) жесткость воды и способы ее устранения;
е) история получения и производства алюминия;
ё) металлы в жизни человека;
ж) периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
з) редкие элементы и их география;
и) роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов;
к) средства защиты от насекомых (инсектициды и репелленты).
Темы рефератов:
а) современные методы обеззараживания воды;
б) жизнь и деятельность Д.И. Менделеева;
в) охрана окружающей среды от химического загрязнения;
г) применение твердого и газообразного оксида углерода (IV);
д) растворы вокруг нас;
е) вода как реагент и как среда для химического процесса;
ё) типы растворов;
ж) устранение жесткости воды на промышленных предприятиях;
з) серная кислота – «хлеб химической промышленности»;
и) оксиды и соли как строительные материалы;
к) роль металлов в истории человеческой цивилизации;
л) история отечественной черной металлургии;
м) коррозия металлов и способы защиты от коррозии;
н) рождающие соли – галогены.