Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Н.П.Князева
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бейская СОШИ им.Н.П.Князева»
_____ _Н.В.Романцова
Приказ № __65_______________
« _02_» _ 09 _ 2024 г. ___
Рабочая программа учебного предмета
Химия
8 класс
Разработчик: учитель биологии
Первой квалификационной категории
Годлевская Любовь Анатольевна
Обсуждена и согласована на
Методическом объединении учителей
Протокол № __1_____от ___29.08_20 24___г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № _1_ от ____31.08____2024 ___г.
Д.Новониколаевка 2024
Аннотация к рабочей программе по предмету «Химия» для 8 класса
Рабочая учебная программа по химии 8 класс разработана на основании Примерной программы основного общего образования по химии, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Она предназначена для обучения химии в основной школе общеобразовательной школе на базовом уровне.
В рабочей программе отражены планируемые результаты обучения, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения химии, основное содержание предмета
Преподавание ведется по УМК автора Рудзитиса Г.Е.
Программа 8класса рассчитана на 2 часа в неделю (в год – 68 часов).
Целью рабочей программы является практическая реализация компонентов ФГОС при изучении химии. Рабочая программа создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы ОУ. Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине - химии. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Основные цели изучения химии в 8 классе:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул и уравнений
химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитания отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений) | 53 | 3 | 6 |
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 6 | - | - |
3 | Строение вещества. Химическая связь. | 9 | 1 | - |
Итого: | 68 | 4 | 6 |
Формами контроля достижений обучающихся на уровне основного общего образования являются:
- контрольные работы –4
- практические работы – 6
-проектная работа - 1
- сообщения, доклады;
- устные ответы.
Рекомендована для изучения химии в 8 классе филиала МБОУ «Бейская СОШИ «Новониколаевская ООШ»
1. Планируемые результаты изучения предмета «Химия»
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия»:
Выпускник научится:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
2.Содержание учебного предмета «Химия»
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | примечание |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (53 час ) |
| 2.09 | | Предмет химии. Вещества и их свойства. | |
| 4.09 | | Методы познания в химии | |
| 9.09 | | Практическая работа №1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | |
| 11.09 | | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | |
| 16.09 | | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | |
| 18.09 | | Физические и химические явления. Химические реакции. | |
| 23.09 | | Атомы и молекулы, ионы. | |
| 25.09 | | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | |
| 30.09 | | Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. | |
| 2.10 | | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | |
| 7.10 | | Закон постоянства состава веществ | |
| 9.10 | | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | |
| 14.10 | | Массовая доля химического элемента в соединении. | |
| 16.10 | | Валентность химических элементов. | |
| 21.10 | | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | |
| 23.10 | | Атомно-молекулярное учение. | |
| 6.11 | | Химические уравнения. | |
| 11.11 | | Типы химических реакций | |
| 13.11 | | Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | |
| 18.11 | | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». | |
| 20.11 | | Кислород. | |
| 25.11 | | Свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе. | |
| 27.11 | | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода. | |
| 2.12 | | Озон. Аллотропия кислорода | |
| 4.12 | | Воздух и его состав. | |
| 9.12 | | Водород: получение и физические свойства. | |
| 11.12 | | Химические свойства водорода. Применение. | |
| 16.12 | | Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств» | |
| 18.12 | | Вода. | |
| 23.12 | | Химические свойства воды. | |
| 25.12 | | Вода — растворитель. Растворы. | |
| 28.12 | | Массовая доля растворенного вещества. | |
| 13.01 | | Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе» | |
| 15.01 | | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | |
| 20.01 | | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |
| 22.01 | | Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |
| 27.01 | | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | |
| 29.01 | | Вычисления с использованием понятий «Количество вещества» и «Молярная масса» | |
| 3.02 | | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | |
| 5.02 | | Относительная плотность газов | |
| 10.02 | | Объемные отношения газов при химических реакциях | |
| 12.02 | | Оксиды | |
| 17.02 | | Гидроксиды. Основания | |
| 19.02 | | Химические свойства и применение оснований. | |
| 24.02 | | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | |
| 26.02 | | Кислоты | |
| 3.03 | | Химические свойства кислот | |
| 5.03 | | Соли. | |
| 10.03 | | Свойства солей | |
| 12.03 | | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | |
| 17.03 | | Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | |
| 19.03 | | Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (6 часов) +1 |
| 3 1.03 | | Классификация химических элементов. | |
| 2.04 | | Периодический закон Д. И. Менделеева. | |
| 7.04 | | Периодическая таблица химических элементов | |
| 9.04 | | Строение атома. | |
| 14.04 | | Расположение электронов по энергетическим уровням. | |
| 16.04 | | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | |
| 21.04 | | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» | |
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (7 часов) +1 |
| 23.04 | | Электроотрицательность химических элементов | |
| 28.04 | | Ковалентная связь. | |
| 30.04 | | Ионная связь | |
| 5.05 | | Валентность и степень окисления. | |
| 7.05 | | Окислительно-восстановительные реакции | |
| 12.05 | | Окислительно-восстановительные реакции. | |
| 14.05 | | Повторение и обобщение по теме: Строение вещества. Химическая связь. | |
| 19.05 | | Проект №1«Соленые озера Хакасии». | |
| 21.05 | | Повторение и обобщение по теме: «Основные классы неорганических соединений». | |
Приложение № 1
Средства контроля
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 18.11 | «Атомы химических элементов» | 1 |
2 | 22.01 | «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | 1 |
3 | 19.03 | «Основные классы неорганических соединений». | 1 |
4 | 21.04 | «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | 1 |
График проведения практических работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 9.09 | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | 1 |
2 | 16.09 | Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 |
3 | 27.11 | Получение и свойства кислорода | 1 |
4 | 16.12 | Получение водорода и исследование его свойств | 1 |
5 | 15.01 | Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | 1 |
6 | 17.03 | Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 19.05 | «Соленые озера Хакасии». | 1 |
22