СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику О.С. Габриеляна Химия 9 класс. Содержит пояснительную записку, содержание, требования базового стандарта химического образования к знаниям  и   умениям учащихся, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


рассмотрено

Руководитель МО

__________ /Л.Н. Маркова/


Протокол № ____ от «___»__________2017 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ____________ /Л.А.Анциферова/

Протокол № ____ от «___»____________2017 г.


Утверждено

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_____________ /С.Н. Субуханкулова/

Приказ № ____ от «___»___________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия» 9 классе

на 2017 – 2018 учебный год

(на основе учебника О.С. Габриеляна)

подготовила учитель химии и биологии

Маркова Лариса Николаевна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»______________2017 г.







с. Шаранча

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии для 9 классов и программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ, 8-11 кл., 2008 г.

Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии, т.е. 66 занятий в год. Курс химии в 9 классе ведется на базовом уровне в соответствии с лицензией школы на ведение образовательной деятельности по программ основного общего образования.

Направленность курса:  формирование обобщённых  сведений о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов;  подробных  сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов  и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Задачи:

    1. Формирование знаний основ науки

    2. Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления

    3. Соблюдать правила техники безопасности

    4. Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности

    5. Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.


Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.

Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков:  учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных  компетентностей, компетентностей разрешения проблем,   способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.


В результате изучения химии ученик должен

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.









СОДЕРЖАНИЕ

Повторение – 6 часов

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Классы неорганических соединений. Свойства веществ

Знать:

-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;

-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).

-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;

-значение ПЗ для науки и практики.

Уметь:

- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);

 -составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;

- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;

- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;

- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;

- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;

- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;

- определять вид химической связи между атомами элементов в  простых веществах и типичных соединениях;

- называть вещества по их химическим формулам;

- составлять формулы неорганических соединений различных  классов по валентности;

- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;

- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;

- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

-составлять генетические ряды металла и неметалла.


I. Металлы - 20 часов

Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы в природе. Общие способы получения металлов.Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.

Практическая работа

  1. Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.

знать/понимать:

- положение металлов в П.С.;

- металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка;

- физические свойства металлов.

- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.

- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

- основные способы получения Ме в промышленности.

- важнейшие соединения щелочноземельных металлов

-  химические свойства алюминия.

- химические свойства железа.

уметь:

- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать строение и общие свойства металлов;

- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

- описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

- характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

- составлять схемы строения атомов элементов-металлов

  (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

- описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

 - составлять схему строения атома железа;

-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

-определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем соединения металлов.


II. Неметаллы - 25 часов

Общая характеристика элементов-неметаллов. Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение. Водород. Водородные и кислородные соединения неметаллов. Галогены. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе. Сера. Аллотропия и свойства серы. Сероводород. Сульфиды. Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота  Круговорот серы в природе. Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота. Азот – простое вещество. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота. Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе. Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе. Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний и его свойства. Соединения кремния.

Лабораторные опыты:

Качественная реакция на сульфид-ион.

Качественная реакция на сульфат-ион.

Качественная реакция на ион аммония.

Качественная реакция на нитрат-ион.

Качественная реакция на карбонат-ион.

Практические работы:

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Под группы азота и углерода».

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

знать/понимать:

-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;

-атомные характеристики  элементов-неметаллов, причины  и закономерности их изменения в периодах и группах;

-особенности кристаллического строения неметаллов;

-строение атомов-неметаллов, физические свойства.

- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;

-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;

-качественную реакцию на сульфат-ион.

-физические и химические свойства азота;

-круговорот азота в природе.

- строение молекулы аммиака;

-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

-свойства аммиака;

-способы получения и распознавания аммиака

- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

уметь:

 -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

 -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

- объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

 - описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

 -сравнивать неметаллы с металлами

- составлять схемы строения атомов галогенов;

-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

-характеризовать химические элементы подгруппы серы;

-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-получать и собирать аммиак;

-распознавать опытным путем аммиак

-  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  4. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  5. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


III. Основы органической химии - 15 часов

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Изомерия. Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты:

Окисление спирта в альдегид.

Изучение свойств карбоновых кислот.

Изучение свойств жиров.

Изучение свойств глюкозы.

Качественная реакция на белки .

Изготовление моделей углеводородов.

знать/понимать:

- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия

- характерные химические свойства предельных углеводородов

- правила составления названий алкенов и алкинов;

-  важнейшие свойства этена и ацетилена;

- качественные реакции на кратную связь.

- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.

- природные источники углеводородов

- основы номенклатуры карбоновых кислот;

- строение карбоксильной группы;

- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека

- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике

- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

уметь:

- называть органические вещества по их химическим формулам;

- определять принадлежность вещества к определенному  классу;

- объяснять причины многообразия органических веществ;

- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;

- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;

- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;

- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;

-давать названия изученным веществам

- определять принадлежность веществ к классу аренов,  характеризовать строение бензола;

- называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре;

- определять принадлежность веществ к классу спиртов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  4. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  5. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.




Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Цели и задачи урока

Оборудование

Деятельность учащихся

Задание на дом

Дата


Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.

Актуализировать знания учащихся о структуре Периодической системы, физическом смысле порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, о составе атомного ядра, изотопах, электронном строении атома, зависимости свойств химического элемента от его положения в периодической системе; сформировать представление учащихся о периодическом законе и его значении для химической науки.

ПСХЭ Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, образцы магния и серы


§1, упр. 1; §3, упр. 5,6,

сентябрь

2

Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в окислительно-восстановительных реакциях.

Актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, их генетической связи, химических свойствах металлов и неметаллов, об окислительно-восстновительных реакциях, окислителе, восстановителе.

Магниевая стружка, р-р соляной кислоты, спиртовка, спички, щипцы, вода, сера, ложка для сжигания вещества, индикаторы, р-р гидроксида натрия, пробирки, колба

Составление схемы

§1, упр. 2 – 6, 10

сентябрь

3

Химические свойства веществ. Реакции ионного обмена.

Актуализировать знания учащихся о кислотно-основных взаимодействиях оксидов, кислот, оснований; о реакциях ионного обмена, правилах составления полных и сокращенных ионных уравнений.

Опорные конспекты, соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид натрия, сульфат меди, хлорид бария, оксид кальция, индикаторы, пробирки.

Составление опорных конспектов

§1,

§3, упр. 7, 8

сентябрь

4

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Сформировать представление учащихся о переходных элементах, амфотерных соединениях; научить их записывать уравнения реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов, доказывать амфотерность веществ.

Цинк, р-р хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты, пробирки


§ 2, упр. 2,3

сентябрь

5

Решение упражнений.

Закрепить знания учащихся о структуре периодической системы, изменении свойств элементов и соответствующих им оксидов и гидроксидов в гл. подгруппах и периодах; отработать умения составлять окислительно-восстановительные реакции с участием простых веществ, реакции ионного обмена с участием сложных веществ, генетические ряды элементов, давать характеристику элементу по положению в ПС.


Работа по цепочкам превращений

§1 – 3, подготовка к контрольной работе

сентябрь

6

Контрольная работа № 1.

Выявить уровень усвоения учащимися важнейших вопросов курса 8 класса.

Карточки с заданиями контрольной работы.



сентябрь


Металлы (20 часов)

7

Положение металлов в Периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов.

Сформировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решетки и особенностей строения атома.

Образцы металлов, изделия из металлов, модели металлических кристаллических решеток

Работа с учебником

§4, §5, упр.2, §6, упр. 1, 3, 4

сентябрь

8

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Сформировать у учащихся представление об электрохимическом ряде напряжений металлов, актуализировать и обобщить знания о химических свойствах металлов; развить умения составлять уравнения химических реакций.

Натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, цинк, магний, медь, соляная кислота, спиртовка, спички, конц. азотная кислота, хлорид меди (II), электрохимический ряд напряжений металлов

Составление схемы

§8, упр. 6, в рабочей тетради упр. 5, 7

сентябрь

9

Решение упражнений по теме «Химические свойства металлов».

Формировать умения составлять уравнения реакций с участием металлов; проконтролировать усвоение учащимися знаний и умений по теме «Химические свойства металлов».

Карточки для проверочной работы; 4 стакана, 4 гвоздя, медная проволока, цинковая пластинка, соляная кислота

Проверочная работа. Закладка опыта по теме «Коррозия металлов»


сентябрь

10

Коррозия металлов.

Сформировать представление о коррозии металлов как окислительно-восстановительном процессе; изучить способы защиты металлов от коррозии.

Опыт, заложенный на прошлом уроке, пробирки, растворы красной и желтой кровяных солей.

Самостоятельная работа с учебником

§ 10, упр. 4, 6

октябрь

11

Сплавы.

Сформировать представление о сплавах и их классификации.

Коллекция сплавов.

Заполнение таблицы

§ 7, упр. 2

октябрь

12

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Сформировать представление о металлургии, способах получения металлов разной степени активности; развивать умение составления уравнений химических реакций.

Таблицы «Получение алюминия», «Доменная печь», коллекция «Минералы и горные породы»


§9, упр. 4, 5

октябрь

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

Отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.

Натрий, литий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, спиртовка, щипцы, спички, стаканчики с водой


§11, упр. 1(а), 3

октябрь

14

Соединения щелочных металлов.

Актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей, солей; познакомить учащихся с применением соединений щелочных металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов.

Поваренная соль, сильвинит, глауберова соль, питьевая сода, кальцинированная сода, поташ, р-ры гидроксида калия, гидроксида натрия, хлорида железа (II), сульфата меди, соляной кислоты, индикаторы

Самостоятельная работа с учебником

§11, упр. 1(б), 5

октябрь

15

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.

Магний, кальций, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, спиртовка, спички, пробирки, щипцы, стаканчики с водой


§12

октябрь

16

Соединения щелочно-земельных металлов и магния

Отрабатывать умения составлять уравнения реакций с участием основных оксидов, оснований, солей; познакомить учащихся с применением и биологическим значением соединений магния и кальция.

Стаканчики, соляная кислота, хлорид магния, хлорид кальция, карбонат натрия, оксиды магния и кальция, известковая вода, индикаторы, стеклянная трубка, коллекция «Минеральные и горные породы», раковины моллюсков, таблицы «Поделочные камни»

Заполнение таблицы

§12, упр. 4, 5

октябрь

17

Алюминий: его физические и химические свойства.

Продолжить формировать у учащихся представление о переходных химических элементах; формировать умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ.

Алюминий (фольга, порошок, стружка, пластинки, гранулы), р-ры соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия, пробирки


§13, упр. 1, повторить §2

октябрь

18

Соединения алюминия.

Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений.

Р-ры хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната натрия, образцы минералов и горных пород


§13, упр. 5, 6

ноябрь

19

Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного.

Сформировать умение решать задачи на выход продукта, продолжить формирование навыков решения задач по уравнению реакции.

Образцы решения задач (презентация)


§1, упр. 8, §8, упр. 3, §11, упр. 2, §13, упр. 7

Подготовка к практической работе стр. 84

ноябрь

20

Практическая работа № 1


Развивать у учащихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием; проверить усвоение важнейших химических свойств соединений металлов IА - IIIА подгрупп, качественных реакций на ионы кальция, магния, бария, алюминия.

Наборы для практической работы



ноябрь

21

Железо. Физические и химические свойства.

Сформировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя.

Железо (порошок, булавка, пластина), сера, колба с кислородом, сульфат меди, спиртовка, спички

Заполнение таблицы

§14

ноябрь

22

Соединения железа.

Развивать умения учащихся составлять уравнения реакций с участием всех классов неорганических веществ; сформировать знания учащихся о качественных реакциях на ионы железа.

Сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, красная и желтая кровяные соли, роданид калия


§14, упр. 1, 5

ноябрь

23

Решение задач и упражнений.

Отработать навыки осуществления цепочек превращений, составления различных уравнений реакций.



Подготовка к практической работе «Соединения железа»

ноябрь

24

Практическая работа №2

Развивать у учащихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием; проверить усвоение важнейших химических свойств соединений железа.

Наборы для практической работы



декабрь

25

Подготовка к контрольной работе.

Актуализировать и обобщить знания учащихся о металлах.



§8 - 14

декабрь

26

Контрольная работа №2

Контроль за уровнем усвоения темы учащимися.

Карточки с заданиями контрольной работы.



декабрь


Неметаллы (25 часов)

27

Общая характеристика неметаллов.

Сформировать представление о положении неметаллов в ПС, о зависимости строения их атомов и свойств от этого положения, о причинах аллотропии.

Графит, сера, модели кристаллических решеток алмаза, ПС

Заполнение таблицы

§15, упр. 4,

§16

декабрь

28

Водород.

На примере водорода показать окислительно-0восстановительную двойственность неметаллов, сформировать знания о способах получения водорода, его применении.

Цинк, р-р соляной кислоты, спички, спиртовка, лучинка, пробирки

Работа с учебником

§17, упр. 1, 2, 4

декабрь

29 - 30

Галогены и их соединения

Показать характерные свойства галогенов, закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе, сформировать знания о химических свойствах галогеноводородов и галогенидов металлов, о качественной реакции на галогениды.



§18,

§19, упр.4, §20

декабрь

31

Кислород. Вода.

На примере кислорода показать окислительные свойства неметаллов, актуализировать знания учащихся о химических свойствах воды.

Марганцовка, перекись водорода, оксид марганца, колба, лучинка, спиртовка, спички, сера, магний

Работа с карточками

§21, упр. 1, 2, 8

декабрь

32

Сера, ее физические и химические свойства.

Сформировать представление об аллотропии серы, ее физических и химических свойствах.

Сера, пробирки, спиртовка, кристаллизатор с водой, порошок железа, индикатор


§22, упр. 2, 3

декабрь

33 - 34

Соединения серы.

Отрабатывать навыки записи уравнений реакций с участием кислот и кислотных оксидов, познакомить с особыми свойствами сернистого газа и серной кислоты, стадиями производства серной кислоты.

Сульфит натрия, конц. соляная кислота, пробирки, перманганат калия, метилоранж, гидроксид натрия, конц. серная кислота, сахарная пудра, стеклянная палочка, стаканчики, вода, медная проволока, р-р хлорида бария

Заполнение таблицы

§23, упр. 1, 3, 4

декабрь

35

Азот и его свойства.

Сформировать представление о строении атома и молекулы азота, о его физических и химических свойствах, круговорота азота в природе.


Работа с учебником

§24, упр. 1, 2

январь

36

Аммиак. Соли аммония.

Сформировать знания о строении, получении и химических свойствах аммиака, особых свойств солей аммония.



§25, упр. 5, §26, упр. 4

январь

37-38

Азотная кислота и ее соли

Сформировать знания об особенных свойствах азотной кислоты и нитратов, о способах получения азотной кислоты.

Конц. азотная кислота, медная проволока, р-ры азотной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, карбоната натрия, пробирки, оксид меди (II)

Решение задач и упражнений на превращения

§ 27, упр. 7

январь

39

Фосфор.

Познакомить учащихся с аллотропией фосфора, его физическими и химическими свойствами.


Работа с учебником

§ 28, упр.4

январь

40

Фосфорная кислота и ее соли.

Сформировать представление о кислых солях, реакциях неполной нейтрализации; продолжить формировать умения составлять уравнения реакций с участием кислот и солей.

Растворы фосфорной кислоты, фосфата натрия, карбоната натрия, нитрата серебра, гидроксида натрия, пробирки, природные фосфаты, магний.


§28, упр. 2, 3

февраль

41

Азотные и фосфорные удобрения.

Ознакомить учащихся с разновидностями удобрений, их биологическим значением.

Коллекция «Минеральные удобрения»

Работа с учебником и коллекцией

Стр. 244-247, стр. 253-257

февраль

42-43

Углерод. Оксиды углерода.

Продолжать формирование представлений об аллотропии, об окислительно-восстановительных свойствах веществ на примере углерода и его оксидов.

Каменный уголь, активированный уголь, таблица «Применение алмаза и графита»,; модель кристаллической решетки алмаза, мел, р-р соляной кислоты, пробирки, пробка с трубкой

Заполнение таблицы

§ 29, упр. 6, 8,

§ 30

февраль

44

Карбонаты.

Продолжать формирование представлений о кислых солях; дать понятие о жесткости воды и качественной реакции на карбонаты, об основных солях, круговороте углерода в природе.

Коллекция «Карбонаты», мел, растворы карбоната натрия, соляной кислоты, хлорида кальция, пробирки, спиртовка, штатив, известковая вода

Работа с учебником

§ 30, упр. 7а, в

февраль

45

Кремний и его соединения.

Сформировать знания о свойствах кремния, его оксидов, силикатов; формировать умения записывать окислительно-восстановительные и ионные уравнения реакций.

Растворы силиката натрия, соляной кислоты, хлорида кальция, коллекция «Минералы и горные породы»

Работа с коллекцией

§31, упр. 1, 3, 4, 5

февраль

46

Силикатная промышленность.

Сформировать представление о производстве керамики, стекла, цемента.

Таблицы «Изделия из стекла и керамики»

Заполнение таблицы

§31 (стр. 182 - 184)

февраль

47

Обобщение знаний по теме «Неметаллы».

Актуализировать и систематизировать знания по теме «Неметаллы».


Решение задач

Подготовка к практической работе № 6

февраль

48

Практическая работа №4

Отработка навыков безопасной работы со спиртовкой, едкими и сыпучими веществами; изучение качественных реакций на газы.

Наборы для практической работы


Подготовка к практической работе № 5

февраль

49

Практическая работа №5

Отработка навыков получения газообразных веществ, усвоение качественных реакций на хлорид-, сульфат-, йодид, бромид - анионы, катион аммония.

Наборы для практической работы


Подготовка к практической работе №6, вариант 2, опыт 2

март

50

Практическая работа №6

Усвоение качественных реакций на карбонат- и силикат – анионы, формирование практических навыков.

Наборы для практической работы


§ 15 – 31, подготовка к контрольной работе

март

51

Контрольная работа № 3

Контроль за уровнем усвоения учащимися знаний и умений.

Карточки с заданиями контрольной работы.



март


Органические вещества (15 часов)

52-53

Общие представления об органических веществах.

Сформировать представление о составе и строении органических соединениях, их отличительных признаках; выявить причины многообразия органических веществ; продолжить формирование умения составлять структурные формулы; сформировать представление об изомерии и изомерах.

Уксусная кислота, сахар, бумага, свеча, спиртовка, нефть, изделия из пластмассы, спички, фарфоровая чашка, щипцы, модель молекулы метана, этана, пропана, бутана, изобутана


§32, упр. 1,2

Построить структурные формулы изомеров состава

С6 Н14

март

54-55

Углеводороды.

Ознакомить учащихся с классификацией углеводородов, важнейшими химическими свойствами алканов, алкенов, алкинов, аренов; сформировать представление о гомологах.

модель молекулы метана, этана, этилена, пропена, ацетилена, пропина


§33, упр. 4,

§34, упр. 1-3

март

56

Углеводороды.

Ознакомить учащихся с классификацией углеводородов, важнейшими химическими свойствами алканов, алкенов, алкинов, аренов; сформировать представление о гомологах.

модель молекулы метана, этана, этилена, пропена, ацетилена, пропина


§33, упр. 4,

§34, упр. 1-3

апрель

57

Спирты.

Сформировать у учащихся представление о классификации кислородсодержащих органических веществ; ознакомить учащихся с некоторыми спиртами, их химическими свойствами и влиянием на живые организмы.

Модели молекул метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина, фарфоровая чашка, спички, глицерин


§35, упр. 1, 5

апрель

58

Карбоновые кислоты.

Сформировать у учащихся представление о строении карбоновых кислот, реакции этерификации.

Уксусная кислота, магний, гидроксид натрия, метилоранж, карбонат натрия, этанол, серная кислота конц., спиртовка, пробиркодержатель, пробирки


§36, упр. 1


59

Жиры. Углеводы.

Сформировать у учащихся представление о строении, значении жиров и углеводов.

Растительное масло.

Работа с учебником

§37

апрель

60

Аминокислоты. Белки.

Ознакомить учащихся с азотсодержащими органическими веществами; сформировать представление о белках как природных полимерах, их биологической роли.

Таблица «Белки», глицин, яичный белок, птичье перо, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель


§38, упр. 4

апрель

61

Углеводы.

Сформировать представление о составе, строении, биологической роли углеводов.

Глюкоза, сахароза, целлюлоза, крахмал


§39

апрель

62-63

Понятие о полимерах.

Обобщить сведения об органических веществах, сформировать представление об их генетической связи.



§40

апрель

64

Подготовка к контрольной работе.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об органических веществах



§32-40, подготовка к контрольной работе

май

65

Контрольная работа № 4.

Контроль за уровнем усвоения учащимися знаний и умений.

Карточки с заданиями контрольной работы.



май

66

Анализ контрольной работы

Систематизировать знания учащихся.




май


18