СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36» Г. БЕЛГОРОДА



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО




_________/Е.Н. Мальцева

Протокол № ______

от «___»_______2019г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода


________ / Л. М. Усачева



«___»__________2019 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода

_________О. В. Тучкова


Приказ №____

от «___»________2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

для 9 «А», 9 «Б», 9 «В» классов

(базовый уровень)









Разработала:

учитель химии

Кадышева Валерия Александровна














2019 г.

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по химии для 9 «А, Б, В» классов базового уровня разработана на основе рабочей программы по химии для 9х классов базового уровня основного образования, утвержденной приказом по школе от 30.08.2018 года №1126 «Об утверждении рабочих программ по предметам на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования». Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. За основу рабочей программы взята рабочая программа по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений к УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман., составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013 году.

  • Гара Н.Н. Химия  Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. 8-9 классы/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2013. – 48

  • Рудзитис Г.Е. Химия 9 кл: учеб.: для общеобразовательных организаций/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. -208с.

Авторская программа Н.Н. Гара рассчитана на 68 часов, рабочая программа составлена на 68 часов (в соответствии с Базисным учебным планом), исходя из расчета - 34 учебные недели, 2 часа в неделю, в том числе отводится на контрольные работы – 4 часа, практические работы – 7 часов.

























2. Календарно-тематическое планирование.


Урока


Дата проведения

9 «А, Б, В»

Тема урока

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

По плану

По факту

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 час).

Тема 1. Классификация химических реакций (6 час).

03.09.19


Вводный инструктаж по Т.Б. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

Отличать окислительно-восстановительные реакции от химических реакций других типов. Уравнивать окислительно-восстановительные реакции.

04.09.19


Окислительно-восстановительные реакции.

Отличать окислительно-восстановительные реакции от химических реакций других типов. Уравнивать окислительно-восстановительные реакции.

10.09.19


Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции

Отличать термохимические уравнения реакций от других видов уравнений химических реакций. Различать экзо- и эндотермические реакции.

11.09.19


Скорость химических реакций.

Первоначальные представления о катализе

Наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

17.09.19


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость

Пользоваться лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных во время работы с реактивами и лабораторным оборудование, исследовать условия, влияющие на скорость химической

реакции.

18.09.19


Обратимые и необратимые реакции.

Понятие о химическом равновесии

Наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Тема 2. Химические реакции в водных растворах (9 час).

24.09.19


Сущность процесса

электролитической диссоциации

Использовать межпредметные связи, проводить наблюдения по ходу демонстрационного эксперимента, исследовать свойства растворов электролитов и неэлектролитов, обсуждать в группах результаты опытов.


25.09.19


Диссоциация кислот, оснований и солей

Проводить наблюдения в ходе демонстрационного эксперимента, исследовать свойства растворов электролитов, обсуждать результаты опытов, делать выводы.

01.10.19


Сильные и слабые электролиты.

Степень диссоциации

Работать с текстом, находить в нём ответы на заданные учителем вопросы, проводить наблюдения за ходом демонстрационного эксперимента, обсуждать результаты опытов, делать выводы.

02.10.19


Реакции ионного обмена и условия их протекания

Наблюдать и описывать свойства изучаемых веществ в ходе лабораторного эксперимента. Использовать лабораторное оборудование и

химическую посуду.

08.10.19


Химические свойства основных классов неорганических соединений

в свете представлений об электролитической диссоциации

и окислительно-восстановительных реакциях. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 1. Качественные реакции на катионы

и анионы.

Исследовать свойства растворов электролитов, описывать свойства изучаемых веществ в ходе лабораторного эксперимента, давать определения понятий «электролит», неэлектролит», «ион», «катион», «анион». Составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций на примере свойств основных классов неорганических соединений.

09.10.19


Химические свойства основных классов неорганических соединений

в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях

Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «ион», «катион», «анион». Составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций на примере свойств основных классов неорганических соединений.

15.10.19


Гидролиз солей. Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

Наблюдать и описывать свойства изучаемых веществ в ходе лабораторного эксперимента. Использовать лабораторное оборудование и

химическую посуду.


16.10.19


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую

помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства

растворов электролитов.

22.10.19


Контрольная работа № 1 по темам

«Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу.

Раздел 2. Многообразие веществ (43 час).

Тема 3. Галогены (5 час).

23.10.19


Анализ контрольной работы. Положение галогенов

в периодической таблице и строение

их атомов. Получение галогенов. Физические и химические свойства

галогенов. Инструктаж по Т.Б. Л. о. 2. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Самостоятельная работа с книгой с целью углубления знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева и строении вещества.

06.11.19


Хлор. Свойства и применение хлора

Работать с текстом, находить примеры, подтверждающие текстовую информацию, наблюдать за ходом эксперимента и обсуждать его. Записывать уравнения реакций и объяснять их с точки зрения окисления и восстановления.

12.11.19


Хлороводород: получение и физические

свойства

Соблюдать правила техники безопасности при работе с концентрированными кислотами, нагревательными приборами. Наблюдать демонстрационные и самостоятельные опыты. Описывать свойства изучаемого вещества на основе наблюдений.

13.11.19


Соляная кислота и её соли

Самостоятельно работать с целью углубления знаний о получении и свойствах хлороводорода, о составе, свойствах и применении соляной кислоты. Соблюдать меры предосторожности при работе

с химическими реактивами.

19.11.19


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую

помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства

изучаемых веществ.

Тема 4. Кислород и сера (8 час).

20.11.19


Положение кислорода и серы

в периодической системе химических

элементов, строение их атомов.

Аллотропия серы. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 3. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

Самостоятельно работать с учебником с целью углубления знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строении вещества.

26.11.19


Свойства и применение серы

Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства серы, сравнивать

свойства простых веществ серы и кислорода, разъяснять эти свойства в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

27.11.19


Сероводород. Сульфиды. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 4. Распознавание сульфид-ионов в растворе.

Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства сероводорода, молекулярные формулы средних и кислых солей. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфид-ионов.

03.12.19


Оксид серы(IV). Сернистая кислота

и её соли. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 5. Распознавание сульфит-ионов в растворе.

Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства сернистого газа и сернистой кислоты, молекулярные формулы средних и кислых солей. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфит-ионов.

04.12.19


Оксид серы(VI). Серная кислота

и её соли. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 6. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства

разбавленной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Составлять молекулярные формулы средних и кислых солей серной кислоты. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфат-ионов.

10.12.19


Окислительные свойства

концентрированной серной кислоты

Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства концентрированной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

11.12.19


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую

помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства

изучаемых веществ.

17.12.19


Решение расчётных задач

Научить решать задачи по уравнениям химических реакций с использованием веществ, содержащих определённую долю примесей

Тема 5. Азот и фосфор (9 час).

18.12.19


Положение азота и фосфора

в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение

Самостоятельно давать характеристику элементов VA-группы на основании их положения в периодической системе и строения атомов. Рассматривать химические свойства азота с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Обсуждать роль азота в природе.

24.12.19


Аммиак: физические и химические

свойства, получение и применение

Составлять схему образования иона аммония. Характеризовать физические свойства аммиака на основе наблюдения демонстрационного опыта получения аммиака. Объяснять реакции горения

аммиака в кислороде и окисления кислородом в присутствии катализатора с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах. Самостоятельно работать с учебником.

25.12.19


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую

помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства аммиака.

14.01.20


Соли аммония. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 7. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, и разъяснять их в свете представлений

об электролитической диссоциации. Проводить химический эксперимент.

15.01.20


Азотная кислота: строение молекулы,

получение. Общие свойства

азотной кислоты

Изображать структурную формулу азотной кислоты, определять валентность и степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты. Обсуждать общие свойства кислот на примере свойств разбавленной азотной кислоты. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. Рассматривать химические реакции промышленного получения азотной кислоты с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

21.01.20


Окислительные свойства азотной кислоты

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кисло-

ты. Характеризовать свойства веществ в ходе демонстрационного эксперимента. Использовать метод электронного баланса при расстановке коэффициентов в уравнениях окислительно-

восстановительных реакций.

22.01.20


Соли азотной кислоты.

Азотные удобрения

Составлять уравнения реакций разложения нитратов. Объяснять качественную реакцию на нитрат-ионы, отличать соли азотной кислоты от хлоридов, сульфатов, сульфидов и сульфитов, объяснять круговорот азота в природе.

28.01.20


Фосфор: аллотропия и свойства

Характеризовать фосфор на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Изучать свойства белого и красного фосфора. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства фосфора как окислителя и как восстановителя, и объяснять их с точки зрения окислительно- восстановительных процессов.

29.01.20


Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения

Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оксида фосфора(V) как кислотного оксида. Работать в парах.

Тема 6. Углерод и кремний (8 час).

04.02.20


Положение углерода и кремния

в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

Самостоятельно характеризовать элементы IVA-группы на основании положения их в периодической системе и строения их атомов.

05.02.20


Химические свойства углерода.

Адсорбция

Объяснять явление адсорбции на основе демонстрационного эксперимента. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства углерода как окислителя и как восстановителя, и объяснять их с точки зрения окислительно-восстановительных

процессов.

11.02.20


Угарный газ: свойства и физиологическое действие. Углекислый газ. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 8. Качественная реакция на углекислый газ.

Самостоятельно работать с учебником. Работать в парах. Доказывать кислотный характер оксида углерода(IV), проводить качественную реакцию на оксид углерода(IV), соблюдать правила техники безопасности при проведении лабораторного опыта.

12.02.20


Угольная кислота и её соли.

Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 9. Качественная реакция на карбонат-ионы.

Участвовать во фронтальной беседе. Проводить качественную реакцию на карбонат-ионы. Соблюдать правила безопасности при работе

с кислотами. Характеризовать свойства веществ в ходе лабораторного эксперимента.

18.02.20


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами, оказывать первую помощь при

ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ.

19.02.20


Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.

Стекло. Цемент

Характеризовать свойства кремниевой кислоты и её солей. Самостоятельно составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремниевой кислоты и её солей, и объяснять

эти реакции с точки зрения электролитической диссоциации.

25.02.20


Обобщение по теме «Неметаллы»

Работать индивидуально и в группах.

26.02.20


Контрольная работа по теме №2 «Неметаллы»

Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу.

Тема 7. Общие свойства металлов (13 час).

03.03.20


Анализ контрольной работы. Положение металлов в периодической таблице химических элементов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 10. Рассмотрение образцов металлов.

Характеризовать металлы на основании их положения в периодической системе и строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Использовать приобретённые знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов. Сравнивать металлы и сплавы.

04.03.20


Нахождение металлов в природе

и общие способы их получения.

Отрабатывать навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Решать расчётные задачи.

10.03.20


Химические свойства металлов.

Электрохимический ряд напряжений

Металлов. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 11. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

11.03.20


Щелочные металлы: нахождение в природе, свойства.

Характеризовать положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов. Отрабатывать умение записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочных металлов.

17.03.20


Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

Отрабатывать умение составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов

с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации.

18.03.20


Магний. Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 12. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

Отработка умений записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочноземельных металлов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации.

01.04.20


Алюминий:физические и химические свойства

Отрабатывать навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Обсуждать демонстрационный эксперимент.

Описывать свойства изучаемых веществ.

07.04.20


Амфотерность оксида и гидроксида

алюминия. Инструктаж по Т.Б. Лабораторные опыты 13. Получение гидроксида алюминия

реакцией обмена. Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой и щёлочью.

Отрабатывать навыки проведения химического эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Практически доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия. Описывать изучаемые вещества в ходе проведения химического

эксперимента.

08.04.20


Железо:нахождение в природе и свойства

Отрабатывать умение составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства железа с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Самостоятельно работать с учебником.

14.04.20


Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Инструктаж по Т.Б. Лабораторный опыт 14. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .

Отрабатывать экспериментальные умения, соблюдать правила техники безопасности. Отрабатывать умение записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства соединений железа с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации.

15.04.20


Инструктаж по Т.Б. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач

по теме «Металлы»

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую

помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ.

21.04.20


Обобщение по теме «Металлы и их соединения»

Работать индивидуально и в группах.

22.04.20


Контрольная работа №3 по теме

«Металлы и их соединения»

Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройден-

ному материалу.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических соединений (10 час).

Тема 8. Первоначальные представления

об органических веществах (10 час).

28.04.20


Анализ контрольной работы. Органическая химия. Предельные (насыщенные) углеводороды .

Составлять конспект лекции. Вырабатывать умение составлять структурные формулы органических веществ. Отрабатывать умения составлять структурные формулы алканов, определять гомологи углеводородов.

29.04.20


Непредельные (ненасыщенные)

углеводороды

Составлять конспект лекции. Отрабатывать умения составлять структурные формулы органических веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства непредельных углеводородов.

05.05.20


Полимеры.

Составлять конспект лекции.


06.05.20


Производные углеводородов. Спирты

Составлять конспект изучаемого параграфа. Готовить электронные презентации по теме урока.

12.05.20


Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

Составлять конспект урока. Использовать ранее полученные знания при изучении нового материала.

13.05.20


Углеводы. Аминокислоты. Белки Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения»

Составлять конспект изучаемого параграфа. Готовить электронные презентации по теме урока.

19.05.20


Контрольная работа №4 по теме

«Органические соединения»

Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу.

20.05.20


Анализ контрольной работы. Повторение по курсу химии 9 класса

Работать самостоятельно и в группах.

20.05.20


Повторение по курсу химии 9 класса

Работать самостоятельно и в группах.

20.05.20


Повторение по курсу химии 9 класса

Работать самостоятельно и в группах.







3. Перечень оборудования


Темы практических работ и лабораторных опытов

Оборудование и реактивы


Практические работы

Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость»

Инструкция по технике безопасности, пробирки, Mg, Zn, Cu, HCl, CaCO3, H2O2, MnO2, лучинка.

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»»

Пробирки, H2SO4, Zn, HCl, Mg, NaOH, Na2CO3, Zn(NO3)2.

Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение её свойств.»

Штатив, спиртовка, спички, серная кислота, вата, пробирки, поваренная соль, лакмусовая бумага, цинк, медь, оксид меди (ll),гидроксид меди (ll), нитрат серебра.

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»»

Штатив с пробирками, хлорид бария, карбонат натрия, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид алюминия, пробирки под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия), лакмус, лоточек.

Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств.»

Хлорид аммония, гидроксид кальция, фарфоровая ступка с пестиком, пробирки, штатив, спиртовка, спички, вата, сосуд с водой, лакмусовая бумага, фенолфталеин, азотная, соляная, серная к-ты.

Практическая работа №6 «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Штатив с пробирками, мел или мрамор, соляная кислота, известковая вода, лакмус.

Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Инструкция по технике безопасности, осуществить предложенные химические превращения.


Лабораторные опыты


Лабораторный опыт 1. Качественные реакции на катионы и анионы.

Штатив с пробирками, хлорид натрия, нитрат серебра, карбонат натрия, соляная кислота, азотная кислота, гидроксид калия. Хлорид магния, сульфат натрия.

Лабораторный опыт 2. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Штатив с пробирками, бромид калия, иодид калия, хлорная и бромная вода.

Лабораторный опыт 3. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

Коллекция серы.

Лабораторный опыт 4. Распознавание сульфид-ионов в растворе.

Штатив с пробирками, сульфид натрия, нитрат меди.

Лабораторный опыт 5. Распознавание сульфит-ионов в растворе.

Штатив с пробирками, сульфит натрия, серная кислота.

Лабораторный опыт 6. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Штатив с пробирками, раствор хлорида бария, раствор сульфита натрия, раствор сульфата натрия, раствор азотной кислоты

Лабораторный опыт 7. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумага, вода

Лабораторный опыт 8. Качественная реакция на углекислый газ.

Штатив с пробирками, штатив лабораторный, прибор для получения углекислого газа, мел (мрамор), соляная кислота, известковая вода.

Лабораторный опыт 9. Качественная реакция на карбонат-ионы.

Штатив с пробирками, крист. Карбонат калия, раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты.

Лабораторный опыт 10. Рассмотрение образцов металлов.

Коллекция металлов.

Лабораторный опыт 11. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Штатив с пробирками , железо или железный гвоздь, очищенный наждачной бумагой, медный купорос, соляная кислота, цинк.

Лабораторный опыт 12. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

Штатив с пробирками, гидроксид кальция, оксид углерода (V).


Лабораторный опыт 13. Получение гидроксида алюминия реакцией обмена. Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой и щёлочью.

Штатив с пробирками, гидроксид натрия, хлорид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия.

Лабораторный опыт 14. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .

Штатив с пробирками , свежеприготовленный раствор сульфата железа (ΙΙ), раствор гидроксида натрия, раствор гексацианоферрата(ΙΙΙ), калия (красная кровяная соль). Раствор хлорида железа(Ш), раствор гидроксида натрия, раствор гексацианоферрата(ΙΙ) калия K4[Fе(CN)6] (жёлтой кровяной соли), вода, раствор роданида калия


В соответствии с методическими рекомендациями инструктивно - методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Химия» в образовательных организациях Белгородской области в 2018-2019 учебном году» рабочей программой предусматривается проведение 4 контрольных работ:

Контрольная работа №1 по темам: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»».

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».

Контрольная работа №3 по теме: «Металлы и их соединения»

Контрольная работа № 4 по теме: «Органические соединения»

Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные тестовые работы (в форме ОГЭ) в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.


Контрольная работа №1 по темам: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»».


Вариант I


1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

Zn + H2SO4

Cu + HCl

Na2SO4 + BaCl2

3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции

Pb2+ + 2OH-= Pb(OH)2

5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.) выделилось 837 кДж теплоты.


Вариант II


1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.

2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.

K2CO3 + HNO3

Mg + FeSO4

Na2CO3 + Cu

3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбонат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.

4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции

CO2-3 + 2H+ = H2O +CO2

5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.

6. Используя термохимическое уравнение

CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж,

рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.


Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».


Вариант I

1. Схема строения атома химического элемента кремния

1) +32 ) ) ) )

2 8184

2) +20 ) ) ) )

2 8 8 2

3) +16 ) ) )

2 8 6

4) +14 ) ) )

2 8 4

2. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении

1) NaCl 2) PCl5 3) HCl 4) Cl2O7

3. Кислотные свойства высших оксидов химических элементов VА-группы периодической таблицы Д. И. Менделеева в ряду

N2O5 P2O5 As2O5 Sb2O5

1) усиливаются

2) ослабевают

3) остаются неизменными

4) сначала усиливаются, затем ослабевают

4. Аммиак не вступает в химическую реакцию

1) с кислородом 3) с соляной кислотой

2) с водородом 4) с водой

5. Соединения серы с металлами называют

1) сульфатами 3) сульфидами

2) сульфитами 4) сернистыми металлами

6. В результате окисления аммиака в присутствии катализатора образуются

1) оксид азота(II) и вода 3) азот и вода

2) оксид азота(IV) и вода 4) оксид азота(II) и водород

А-7. Сокращённому ионному уравнению

CO2 + 2OH- = H2O + CO32-

соответствует химическая реакция

1) между соляной кислотой и карбонатом кальция

2) между гидроксидом натрия и оксидом углерода(IV)

3) между кремниевой кислотой и карбонатом калия

4) между карбонатом натрия и оксидом кремния(IV)

8. Реакцией ионного обмена не является реакция

1) NaBr + AgNO3 = NaNO3 + AgBr

2) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O

3) NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O

4) 2NH4OH + CuCl2 = 2NH4Cl + Cu(OH)2

9. Установите соответствие между исходными (исходным) и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства фосфорной кислоты.

1) H3PO4 + Ca

A. P2O5 + H2O

2) H3PO4 + Ca(OH)2

Б. Ca3(PO4)2 + HCl

3) H3PO4 + CaCl2

В. P + H2O

4) H3PO4

Г. Ca3(PO4)2 + H2


Д. Ca3(PO4)2 + H2O


10. Установите соответствие между реактивом и группой веществ, которые можно обнаружить с помощью этого реактива.

1) растворимые соли бария

А. карбонаты

2) растворимые соли серебра

Б. сероводородная кислота и растворимые в воде сульфиды

3) летучие кислоты (соляная, азотная, уксусная)

В. галогеноводородные кислоты и их соли, кроме фтористоводородной кислоты

4) растворимые соли меди

Г. соли железа в степенях окисления +2 и +3 или соли свинца


Д. серная кислота и её соли — сульфаты.


11. Установите соответствие между схемой перехода электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.


1) N0 N+2

А. HNO3 + Cu Cu(NO3)2 + NO + H2O

2) N-3 N+2

Б. NO + O2 NO2

3) N+5 N+2

В. N2 + O2 NO

4) N+5 N+4

Г. NH3 + O2 NO + H2O


Д. HNO3 +Cu Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

12. Концентрированная серная кислота является окислителем в химических реакциях

1) Cu + H2SO4 CuSO4 + H2O + SO2

2) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O

3) NaCl + H2SO4 Na2SO4 + HCl

4) C + H2SO4 CO2 + H2O + SO2

5) C12H22O11 + H2SO4 CO2 + H2O + SO2

13. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения возможных химических реакций, в которых оксид углерода(IV) будет взаимодействовать с гидроксидом лития, гидроксидом железа(III), оксидом кальция, водой, хлоридом меди(II).

14. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.

1) N0 + 3e N-3

2) N-3 - 5e N+2

15. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

NaCl HCl ZnCl2 AgCl

Рассмотрите одно из уравнений химических реакций в свете представлений об электролитической диссоциации.


Вариант II

1. Схема строения иона углерода со степенью окисления –4

1) +14 ) ) )

2 8 4

2) +6 ) )

2 4

3) +6 ) )

2 8

4) +14 ) ) )

2 8 8

2. Положительную степень окисления кислород проявляет в соединении

1) N2O 2) СO 3) OF2 4) Al2O3

3. В ряду SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов

1) усиливаются основные свойства веществ

2) усиливаются кислотные свойства веществ

3) усиливаются амфотерные свойства веществ

4) свойства веществ практически не изменяются

4. Сера не вступает в химическую реакцию

1) с водородом 3) с металлами

2) с кислородом 4) с водой

5. Соединения азота с металлами называют

1) нитратами 3) нитридами

2) нитритами 4) азотистыми металлами

6. В результате полного сгорания метана образуются

1) углекислый газ и водород 3) углекислый газ и вода

2) углерод (сажа) и вода 4) угарный газ и вода.

7. Сокращённому ионному уравнению

PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4

соответствует химическая реакция

1) между фосфатом натрия и хлоридом серебра

2) между фосфатом натрия и нитратом серебра

3) между фосфатом натрия и оксидом серебра

4) между фосфатом натрия и серебром

8. Из приведённых уравнений химических реакций реакцией обмена является

1) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O

2) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O

3) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4) 4P + 5O2 = 2P2O5

9. Установите соответствие между исходными и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства аммиака.


1) NH3 + H2O

A. N2 + H2O

2) NH3 + H2SO4

Б. NO2 + H2O

3) NH3 + O2(недостаток)

В. NH4HSO4 + H2O

4) NH3 + O2(избыток)

Г. NO + H2O


Д. NH4OH

10. Установите соответствие между ионом и способом

его обнаружения в растворах.


1) I


А. при добавлении щёлочи образуется газ с характерным запахом

2) SO42-


Б. при добавлении нитрата серебра образуется жёлтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте

3) NO3-


В. при нагревании с медью и концентрированной серной кислотой образуется голубой раствор и выделяется бурый газ

4) NH4+


Г. при добавлении нитрата бария выпадает мелкокристаллический осадок, нерастворимый в азотной кислоте

11. Установите соответствие между схемой перехода электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим её.

1) S0 S-2


t

A. SO2 + H2S S + H2O

2) S-2 S+4


t

Б. S + O2 SO2

3) S+4 S0


t

В. S + H2 H2S

4) S+4 S+6


t

Г. H2S + O2 SO2 + H2O


t

Д. H2S + O2 SO2 + H2O


t

Е. SO2 + O2 SO3

12. Сероводород проявляет свойства восстановителя в химических реакциях

1) H2S + O2 S + H2O

2) H2S + NaOH Na2S + H2O

3) H2S + SO2 S + H2O

4) H2S + Pb(NO3)2 PbS + HNO3

5) H2S + O2 SO2 + H2O

13. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в тех случаях, где возможно взаимодействие между следующими парами веществ:

1) SiO2 + O2

2) (NH4)2CO3 + HNO3

3) SiO2 + H2O

4) Ca(OH)2 + CO2

5) SiO2 + HCl

14. Какая из приведённых схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.

1) N+5 +e N+4

2) N0 – 2e N+2

15. В приведённой схеме напишите над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

KMnO4 Cl2 Zn AlI3

Рассмотрите одно из уравнений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.


Контрольная работа №3 по теме: «Металлы и их соединения»


Вариант I

1. Как классифицируют металлы: а) по плотности; б) по температуре плавления; в) по твёрдости?

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

(1) (2) (3) (4)

Li Li2O LiOH LiNO3 O2

Реакцию 4 рассмотрите как окислительно-восстановительную.

3. Почему щелочные металлы не применяют для восстановления менее активных металлов, несмотря на то что щелочные металлы очень сильные восстановители?

4. Имеется смесь кальция и оксида кальция массой 100 г. Определите массу кальция, содержащегося в ней, если при действии воды на 2 г такой смеси собрали 224 мл водорода (н. у.).

Вариант II

1. Охарактеризуйте элементы-металлы IIА-группы периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева по плану: а) строение атома; б) изменение металлических свойств; в) формулы оксидов и гидроксидов.

2. Напишите уравнение реакции получения железа восстановлением из его оксида Fe2O3 водородом и углеродом. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Составьте уравнения реакций, соответствующих приведённым схемам:

а) H2SO4(р-р) + Zn в) Cu + AgNO3(р-р)

б) Li + O2 г) Ca + P

Реакцию г) разберите как окислительно-восстановительную.

4. 10,2 г технического образца магния обработали избытком раствора серной кислоты. При этом выделилось 7,48 л газа (н. у.). Вычислите массовую долю (в %) магния в образце.


Контрольная работа № 4 по теме: «Органические соединения»

Вариант I

1. Общая формула одноатомных предельных спиртов

1) CnH2n 2) CnH2n + 2 3) CnH2n – 2 4) CnH2n + 1OH

2. Ряд, в котором находятся формулы только карбоновых кислот, — это

1) C2H4, C2H5OH, C2H5COOH

2) C2H5COOH, C3H7COOH, CH3COOH

3) C2H5OH, CH3COOH, C2H5COOH

4) CH3COOH, C2H5OH, C3H7OH

3. Гомологи — это

1) этан и этилен

2) метан и ацетилен

3) пропан и пропанол

4) муравьиная кислота и уксусная кислота

4. Сжигание природного газа при недостатке воздуха

приводит к образованию ядовитого газа

1) CO2 2) CO 3) H2O 4) N2

5. Реактивом на ацетилен является

1) Br2 (р-р) 3) иод

2) соляная кислота 4) гидроксид меди(II)

6. Впишите нужную формулу органического вещества в схему химической реакции

… + Mg (CH3COO)2Mg + H2

1) CH3OH 3) CH3CH2COOH

2) CH3COOH 4) CH3CH2OH

7. Полиэтилен получают полимеризацией этилена. В этой реакции

1) этилен — мономер, а полиэтилен — полимер

2) этилен — полимер, а полиэтилен — мономер

3) этилен и полиэтилен — полимеры

4) этилен и полиэтилен — мономеры

8. Укажите, какие из представленных формул веществ выражают состав гомологов.


9. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органических соединений, к которому оно принадлежит.

1) этан

А. спирты

2) метанол

Б. углеводы

3) глюкоза

В. аминокислоты

4) глицин

Г. алканы


10. Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ.

1) … + … = HCOONa + H2O

2) … + … = (HCOO)2Mg + H2

3) … + … = HCOOCH3 + H2O

4) … + … = CH3COOC2H5 + H2O

11. При гидрировании этилена объёмом 22 л получено 20 л этана (н. у.). Рассчитайте объёмную долю выхода этана.

Вариант II

А-1. Общая формула одноосновных предельных карбоновых кислот

1) CnH2n 3) CnH2n – 2

2) CnH2n + 1 4) CnH2n + 1COOH

А-2. Ряд, в котором находятся формулы только карбоновых кислот, — это

1) C2H4, C2H5OH, C2H2

2) C2H5OH, C3H7OH, CH3OH

3) C2H5OH, CH3OH, C2H6

4) CH3COOH, C2H5СОOH, C3H7СОOH

А-3. Гомологи — это

1) этан и этилен 3) метанол и пропанол

2) метан и ацетилен 4) этилен и этанол

А-4. Реактивом на крахмал является

1) Br2(р-р) 3) иод

2) раствор перманганата калия 4) гидроксид калия

А-5. Впишите нужную формулу органического вещества в схему химической реакции

… + Na = C2H5ONa + H2

1) CH3OH 2) C2H6O 3) C2H5OH 4) C3H7OH

А-6. При горении метанола образуются

1) СО и Н2 3) СО2 и Н2

2) СО2 и Н2О 4) СО и Н2О

А-7. Реакции полимеризации соответствует уравнение

1) CH2 =CH2 + H2 CH3— CH3

2) CH3— CH3 + Cl2 CH3— CH2Cl + HCl

3) CH2= CH2 + HCl CH3 — CH2Cl

4) nCH2 =CH2 (— CH2 — CH2 — )n

В-1. Укажите, какие из представленных формул веществ

выражают состав гомологов.

В-2. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органических соединений, к которому оно принадлежит.

1) уксусная кислота

А. сложные эфиры

2) этилацетат

Б. углеводы

3) крахмал

В. аминокислоты

4) глицин

Г. карбоновые кислоты

В-3. Вставьте в схемы химических реакций недостающие

формулы веществ.

1) … + … = CH3COONa + H2O

2) … + … = (CH3COO)2Ca + H2

3) … + … = CH3COOCH3 + H2O

4) … + … = HCOOC2H5 + H2O

C-1. Вычислите объёмы (н. у.) кислорода и воздуха, которые потребуются для полного сжигания 1 м3 природного газа, содержащего 5 % этилена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!