СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 класс (2 часа в неделю, всего 64 часа) УМК О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков ФГОС




Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.А.Сладкова ( программа курса химии для 9 классов общеобразовательных учреждений М: Просвещение, 2019).

Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.А.Сладкова (2019 года).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Нормативные акты и учебно-методические документы:

  1. Приказ Минобрнауки от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»

  2. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего( полного) общего образования»

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

  4. Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012 г. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  5. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)


За основу рабочей программы взята программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2019 году.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»


Цели программы:

- изучение состава, строения и свойства разных веществ, химических элементов – представителей отдельных групп главных и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, их соединений, получения и применения. Умение узнавать вещества различных классов соединений и находить им применение, правильно обращаться с ними.


Задачи программы:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Планируемые результаты освоения учебного предмета – химия

Личностные УУД

  • Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

  • Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.

  • Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.

  • Оценивание важности образования и познания нового.

  • Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.

  • Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.

  • Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.

  • Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.

  • Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  • Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.

  • Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.

Регулятивные УУД

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.


Получит возможность научиться:

  • при поддержке учителя самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;

  • овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;

Коммуникативные УУД

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•  в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- определять состав веществ по их формулам;

- составлять уравнения химических реакций;

- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

- получать, собирать кислород и водород;

- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

- называть соединения изученных классов неорганических веществ;

- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ;

- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

- называть органические вещества по их формуле: метан, этан,этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами;

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека


Содержание учебного предмета химия


Обобщение знаний по курсу 8 класса.  (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Обобщение сведений о химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Практические работы.

№1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»


Неметаллы и их соединения. (25)

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов.

Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в

лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.

Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли.

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.

Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли.

Кремний и его соединения.

Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные работы. 3. Качественная реакция на хлорид-ион. 4. Получение сероводорода5. Качественная реакция на сульфат-ион. 6. химические свойства азотной кислоты . 8. Качественная реакция на фосфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение угольной кислоты

Практические работы.

№ 2. Изучение свойств соляной кислоты


№3. Изучение свойств серной кислоты

№4. Получение аммиака и изучение его свойств

№5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ион




Металлы и их соединения(20 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд

напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 9. Ознакомление с образцами металлов.10. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 11-14. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 13. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 14. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.

Практическая работа №7

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Химия и окружающая среда. (3часа)

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Данная рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №24 на 2019-2000 учебный год, календарным учебным графиком с учетом праздничных дней.



Тематическое планирование по химии, 9класс ,

(2 часа в неделю, всего 64 часа)

УМК О.С. Габриеляна.



№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса

10 часов

2.

Неметаллы и их соединения.

25 часов

3.

Металлы и их соединения.

20 часов

4.

Химия и окружающая среда.

3часа

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ.

6 часов





Календарно – тематическое планирование по химии 9 класс

(2 часа в неделю, всего 64 часа)

№ п/п

Дата проведения урока

Название раздела,

Тема урока

Количество часов



Тема №1.Обобщение знаний за курс 8 класса.

10 часов

1.

02.09.

Классификация химических соединений.

1

2.

05.09

Классификация химических реакций.

1

3.

09.09

Скорость химических реакций. Катализ.

1

4.

12.09

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

5.

16.09

Химические свойства кислот как электролитов.

1

6.

19.09

Химические свойства оснований как электролитов.

1

7.

23.09

Химические свойства солей как электролитов.

1

8.

26.09

Гидролиз солей.

1

9.

30.09

Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация"

Практическая работа №1

1

10.

03.10

Обобщение изученного по теме: "Обобщение знаний по курсу 8 класса". Контрольная работа №1

1



Тема №2. Неметаллы и их соединения.

25 часов

11.

07.10

Общая характеристика неметаллов.

1

12.

10.10

Галогены и их соединения.

1

13.

14.10

Изучение свойств соляной кислоты. Практическая работа №2

1

14.

17.10

Сера. Сероводород. Сульфиды.

1

15.

21.10

Кислородные соединения серы.

1

16.

24.10

Изучение свойств серной кислоты. Практическая работа №3.

1

17.

28.10

Азот. Аммиак. Соли аммония.

1

18.

31.10

Получение аммиака и изучение его свойств. Практическая работа №4.

1

19.

11.11

Кислородные соединения азота.

1

20.

14.11

Фосфор и его соединения.

1

21.

18.11

Углерод.

1

22.

21.11

Кислородные соединения кислорода.

1

23.

25.11

Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион. Практическая работа №5.

1

24.

28.11

Углеводороды.

1

25.

02.12

Кислородсодержащие органические вещества.

1

26.

05.12

Кремний и его соединения.

1

27.

09.12

Силикатная промышленность.

1

28.

12.12

Получение неметаллов.

1

29.

16.12

Получение важнейших химических соединений неметаллов.

1

30.

19.12

Урок-упражнение на составление уравнений реакций, подтверждающие химические свойства неметаллов.

1

31.

23.12

Урок - упражнение в составлении уравнений реакций, подтверждающие химические свойства соединений неметаллов.

1

32.

26.12

Генетические ряды неметаллов.

1

33.

13.01

Подготовка к контрольной работе.

1

34.

16.01

Обобщение изученного по теме "Неметаллы и их свойства." Контрольная работа №2

1

35.

20.01

Анализ контрольной работы.

1



Тема 3. Металлы и их соединения.

20 часов

36.

23.01

Общая характеристика металлов.

1

37.

27.01

Общие способы получения металлов.

1

38.

30.01

Химические свойства металлов.

1

39.

03.02.

Химические свойства металлов.

1

40.

06.02

Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы.

1

41.

10.02

Химические свойства соединений элементов I группы главной подгруппы

1

42.

13.02

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы.

1

43.

17.02

Химические свойства соединений элементов II группы главной подгруппы.

1

44.

20.02

Жесткость воды и способы ее устранения.

1

45.

27.02

Жесткость воды и способы ее устранения. Практическая работа №6

1

46.

02.03

Алюминий.

1

47.

05.03

Соединения алюминия.

1

48.

12.03

Железо.

1

49.

16.03

Соединения железа.

1

50.

19.03

Решение экспериментальных задач по теме "Металлы". Практическая работа №7

1

51.

30.03

Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1

52.

02.04

Металлы в природе.

1

53.

06.04

Металлургия.

1

54

09.04

Обобщение изученного по теме "Металлы и их соединений". Контрольная работа №3

1

55.

13.04

Анализ контрольной работы

1



Тема 4. Химия и окружающая среда

3 часа

56.

16.04

Химический состав планеты Земля.

1

57.

20.04

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

1

58.

03.04

Экологические проблемы загрязнения окружающей среды

1



Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6 часов

59.

27.04

Вещества.

1

60.

30.04

Виды химической связи.

1

61.

07.05

Химические реакции.

1

62.

14.05

Простые и сложные вещества. их химические свойства

1

63.

18.05

Обобщение изученного по теме:"Обобщение знаний по химии за курс основной школы". Контрольная работа №4

1

64.

21.05

Анализ контрольной работы


1