СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее ФГОС ).

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/5).

  3. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8 - 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков - М.: Просвещение, 2019.

В основу курса положены следующие идеи:

  • материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;

  • ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;

  •  взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов материального  мира;

  • развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;

  • генетическая связь между веществами.

Цели:

Формирование у учащихся целостной естественно-научной картины мира.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении, свойствах и применении химических веществ.

Воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.

Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.

Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Методические особенности:

    Содержание курса выстроено в соответствии с историко­логическим и системно-деятельностным подходами на основе иерархии учебных проблем. Все дидактические единицы учебных книг для 8 - 9 классов начинаются с постановки образовательной проблемы (вопрос, задание, эксперимент), которая решается в процессе изучения параграфа на основе деятельностного подхода.

   Теоретические положения курса химии основной школы раскрываются на основе широкого использования химического эксперимента (лабораторных опытов и практических работ), в том числе и проводимого в домашних условиях, а также демонстрационного эксперимента.

Развитие информационно-коммуникативной компетентности обучающихся: обращение к различным источникам химической информации, подготовка информационного продукта и его презентация, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и корректировать позицию на основе анализа аргументов участников дискуссии.

   Метапредметный характер содержания учебного материала: реализация связей с предметами не только естественно-научного цикла, но и с историей, литературой, мировой художественной культурой.    Практико-ориентированная значимость отбора учебного содержания, связь изучаемого материала с жизнью, формирование экологической грамотности при обращении с химическими веществами, материалами и процессами, отвечающими требованиям правил техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) и повседневной жизни.

Содержательные линии предмета:

«Вещество»  взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;

«Химическая реакция» - закономерности протекания и управления процессами получения и превращения веществ;

«Химический язык» - оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями);

«Химия и жизнь» - соблюдение правил химической безопасности при обращении с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и на производстве.

Программа ориентирована на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии.

В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ.

В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций).

В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несёт химическая символика, в том числе выраженная в табличной форме (Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ в воде); использовать систему химических понятий для описания химических объектов (элементов, веществ, материалов и процессов).

В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами.

В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).

Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т. е. раскрыть вклад химии в формирование целостной естественно -научной картины мира.

 





Планируемые результаты освоения учебного предмета

По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

  1.   Личностные результаты:

    1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

    2.  формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

    3.  формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

    4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

    5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

    6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.

  2. Метапредметные результаты:

    1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

    2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

    3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

    4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

    5.  использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

    6.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    7.  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

    8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.

III. Предметные результаты:

Выпускник научится:

- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

- раскрывать смысл основных химических понятий («атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

- различать химические и физические явления;

- называть химические элементы;

- определять состав веществ по их формулам;

- определять валентность атома элемента в соединениях;

- определять тип химических реакций;

- называть признаки и условия протекания химических реакций;

- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

- составлять формулы бинарных соединений;

- составлять уравнения химических реакций;

- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

- вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ;

- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

- вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

- получать, собирать кислород и водород;

- распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

- раскрывать смысл закона Авогадро;

- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

- характеризовать физические и химические свойства воды; " раскрывать смысл понятия «раствор»;

- вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

- называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

- раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы д. И. Менделеева;

- раскрывать смысл понятий «химическая связь», «электроотрицательность»;

- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

- определять вид химической связи в неорганических соединениях;

- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

- раскрывать смысл понятий «ион»,  «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

- определять степень окисления атома элемента в соединении;

- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

- составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

- определять окислитель и восстановитель;

- составлять уравнения окислительно - восстановительных реакций;

- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

- классифицировать химические реакции по различным признакам;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

- распознавать опытным путём газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

- использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Содержание учебного предмета


Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции. (6 часов)

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Демонстрации

  • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.

  • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.

  • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

  • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

 Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие аммиака и хлороводорода.

  2. Реакция нейтрализации.

  3. Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.

  4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).

  5. Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля

  6. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфатанатрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.

  7. Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.

  8. Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом.

  9. Зависимость скорости химической реакции от температуры.

  10. Зависимость скорости химической реакции от концентрации.

  11. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

  12. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.


Химические реакции в растворах (10 часов)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций.

Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала рН.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных реакций.

Демонстрации.

  • Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  • Определение характера среды в растворах солей.

Лабораторные опыты.

  1. Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.

  2. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

  1. Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.

  2. Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с различными кислотами.

  3. Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II).

18-20. Взаимодействие кислот с металлами.

  1. Качественная реакция на карбонат-ион.

  2. Получение студня кремниевой кислоты.

  3. Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы

  4. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  5. Взаимодействие щелочей с углекислым газом.

  6. Качественная реакция на катион аммония.

  7. Получение гидроксида меди (II) и его разложение.

  8. Взаимодействие карбонатов с кислотами.

  9. Получение гидроксида железа(III).

  10. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

Практические работы

1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных реакций

Неметаллы и их соединения (25 часов)

Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов - простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов. Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.

Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы (1V), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы ( VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода,, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.

Общая характеристика элементов IV А-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(1V): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.

Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная - представитель класса карбоновых кислот.

Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(1V). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов.

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Демонстрации

  • Коллекция неметаллов.

  • Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.

  • Озонатор и принципы его работы.

  • Горение неметаллов - простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.

  • Образцы галогенов - простых веществ.

  •  Взаимодействие галогенов с металлами.

  •  Вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей

  •  Коллекция природных соединений хлора.

  •  Взаимодействие серы с металлами.

  •  Горение серы в кислороде

  •  Коллекция сульфидных руд.

  •  Качественная реакция на сульфид-ион

  •  Обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом.

  •  Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

  •  Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой

  •  Диаграмма «Состав воздуха».

  •  Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары».

  •  Получение, собирание и распознавание аммиака.

  •  Разложение бихромат аммония.

  •  Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Горение чёрного пороха.

  • Разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нём

  • Образцы природных соединений фосфора.

  •  Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

  •  Получение белого фосфора и испытание его свойств

  •  Коллекция «Образцы природных соединений углерода»

  •  Портрет Н. д. Зелинского. Поглощение активированным углём растворённых веществ или газов.

  • Устройство противогаза.

  • Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.

  •  Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

  • Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты. Качественная реакция на многоатомные спирты.

  •  Коллекция «Образцы природных соединений кремния».

  •  Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.

  •  Коллекция продукции силикатной промышленности.

  •  Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».

  •  Коллекция «Природные соединения неметаллов».

  •  Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха» " Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».

  •  Модели аппаратов для производства серной кислоты.

  •  Модель кипящего слоя.

  •  Модель колонны синтеза аммиака.

  •  Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты». " Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака».

  •  Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».

Лабораторные опыты

  1. Распознавание галогенид-ионов.

  2. Качественные реакции на сульфат-ионы.

  3. Качественная реакция на катион аммония.

  4. Химические свойства азотной кислоты, как электролита.

  5. Качественные реакции на фосфат-ион.

  6. Получение и свойства угольной кислоты.

  7. Качественная реакция на карбонат-ион.

  8. Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.

 Практические работы

2. Изучение свойств соляной кислоты.

3. Изучение свойств серной кислоты.

4. Получение аммиака и изучение его свойств.

5. Получение углекислого газа и изучение его свойств.


Металлы и их соединения (19 часов)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.

Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты. Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Демонстрации

  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

  •  Горение натрия, магния и железа в кислороде.

  •  Вспышка термитной смеси.

  •  Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.

  •  Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.

  • Взаимодействие железа и меди с хлором.

  • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).

  •  Окраска пламени соединениями щелочных металлов.

  •  Окраска пламени соединениями щёлочноземельных металлов.

  •  Гашение извести водой.

  •  Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого с известковой водой.

  • Устранение временной жёсткости кипячением и добавкой соды.

  • Устранение постоянной жёсткости добавкой соды.

  • Иониты и принцип их действия (видеофрагмент).

  • Коллекция природных соединений алюминия.

  •  Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации».

  • Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.

  • Коллекция «Химические источники тока».

  • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.

  • Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство чугуна и стали».

  •  Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали».

  •  Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия».

Лабораторные опыты

39. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

40. Получение известковой воды и опыты с ней.

41. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

42. Качественные реакции на катионы железа.

Практические работы

6. Получение жесткой воды и способы её устранения.

7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».


Химия и окружающая среда (2 часа)

Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав». Коллекция минералов и горных пород.

  • Коллекция «Руды металлов».

  • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».

Лабораторные опыты

43. Изучение гранита.


Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) (8 часов)

Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители. Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов), солей.


В авторскую программу внесены следующие изменения: увеличено число часов на изучение следующих глав:

- Глава 1. «Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции» вместо 5 часов - 6 часов (1 час за счет резерва для проведения итогового урока по данной главе).

- Глава 4. «Металлы» вместо 25 часов - 27 часов (2 часа за счет резерва, так как эта глава содержит наиболее важные вопросы курса химии основной школы).

- Глава 6. «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену» вместо 7 часов - 8 часов (1 час за счет резерва, для проведения итогового урока за курс химии основной школы).















Календарно-тематическое планирование


п/п

Домашнее

задание

Тема урока /Тип урока

Требования к результатам

Виды и формы

контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся


Дата


Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции (5 часов) +1 час (резерв)

1/1

§ 1, с. 6-11

задание

7, 8(в) (2)

Классификация

неорганических веществ и их номенклатура.





Урок повторения и обобщения

Знать: определения основных неорганических веществ и их номенклатуру

Уметь: характеризовать неорганические вещества по плану; записывать уравнения, характеризующие основные классы неорганических соединений.

Тематический контроль,

работа с книгой

Характеризуют оксиды, гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты) и соли по плану: состав, способы образования названий, характерные свойства и получение. Классифицируют оксиды, гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты) и соли по различным признакам. Учатся подтверждать характеристику отдельных представителей классов неорганических веществ уравнениями соответствующих реакций. Раскрывают взаимосвязь между классами неорг. соединений, как генетич.


2/2

§ 2 с. 12-19,

задание

9 (в, г)


Классификация химических реакций по различным признакам.



Урок повторения и обобщения

Знать: основные определения темы

Уметь: классифицировать химические реакции по различным признакам; наблюдать и описывать реакции между веществами.


Самостоятельная

работа,

работа с книгой

Объясняют понятия «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно -восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции». Классифицируют химические реакции по различным основаниям. Определяют окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Наблюдают и описывают реакции между веществами

3/3

§ 2, повторять,

8 (б) (2)

Классификация

химических реакций.


Урок повторения и обобщения

Текущий контроль


4/4

§ 3, с. 19-23,

8 (б) (2)

Скорость химических

реакций. Катализ.


Урок повторения и обобщения

Знать: определения понятия

«скорость хим. реакции», «катализ»

Уметь: устанавливать влияние разных факторов на скорость хим. реакции опытным путем

Самостоятельная

работа,

работа с книгой

Объясняют, что такое «скорость химической реакции». Аргументируют выбор единиц измерения. Устанавливают причинно-следственные связи влияния различных факторов на скорость химических реакций. Наблюдают и описывают реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Проводят опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов.


5/5

§ 3, с. 19-23,

задан. используя доп. лит-ру

Закрепление темы: «Скорость химических

реакций. Катализ».

Работа у доски,

самоконтроль


6/6

§1- 3,

повторять

Проверочная работа.

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Проверочная работа

Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции». Применяют на практике ранее изученный материал, работая с заданиями разного уровня слож.


Химические реакции в растворах (10 часов)

7/1

§ 4,

с. 26-29

задание

7, (2)

Электролитическая

диссоциация.




Урок - исследование

Знать: определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты»; механизм электролитической диссоциации ионных соединений.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации.

Работа с книгой

Характеризуют понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Устанавливают причинно-следственные связи между природой электролита и степенью его диссоциации. Устанавливают причинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации.


8/2

§ 5,

с. 31-34

задание

8, (2)

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: составлять уравнения электролитической диссоциации

Самостоятельная

работа

Характеризуют понятия «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составляют уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Иллюстрируют примерами основные положения теории электролитической диссоциации.

Различают компоненты доказательств (тезисов, аргументов и формы доказательства)


9/3

§ 6,

с. 35-40

задание 5 (в), (2)

Химические свойства кислот в свете ТЭД.


Урок усвоения

новых знаний


Знать: основные понятия темы

Уметь: составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием кислот; проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности; аргументировать возможность протекания реакций с участием кислот на основе правила Бертолле и ряда активности металлов

Работа с книгой,

текущий контроль

Характеризуют общие химические свойства кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием кислот. Аргументируют возможность протекания реакций с участием кислот на основе правила Бертолле и ряда активности металлов. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности. Наблюдают и описывают реакции с участием кислот с помощью русского (родного) языка и языка химии


10/4

§ 6,

с. 35-40

задание 6 (2)

Химические свойства кислот как электролитов.


Урок- практикум

Самоконтроль



11/5




§ 7,

с. 42-44

задание

5 (в) (2)

Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.



Комбинированный

урок

Знать: основные понятия по темы

Уметь: составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований; проводить опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности

Самостоятельная

работа

Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований. Аргументируют возможность протекания реакций с участием оснований на основе правила Бертолле. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности. Наблюдают и описывают реакции с участием кислот с помощью русского (родного) языка и языка химии


12/6

§ 8,

с. 46-48

задание

4 (б) (2)

Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.



Урок введения

новых знаний


Знать: основные понятия по темы

Уметь: составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием солей; проводить опыты, подтверждающие химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности

Работа у доски,

работа с книгой

Характеризуют общие химические свойства солей с позиций теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием солей. Аргументируют возможность протекания реакций с участием солей на основе правила Бертолле. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности.

Наблюдают и описывают реакции с участием солей с помощью русского (родного) языка и языка химии


13/7


§ 9,

с. 49-51

задание

4 (б) (2)

Понятие о гидролизе

солей.


Комбинированный

урок

Знать: основные понятия по темы

Уметь: устанавливать зависимость между составом соли и характером гидролиза.

Самостоятельная

работа

Устанавливают зависимость между составом соли и характером гидролиза. Анализируют среду раствора соли с помощью индикаторов. Прогнозируют тип гидролиза соли на основе анализа его формулы


14/8

с.52 , выводы, повторять основные понятия

Практическая работа № 1.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая

диссоциация».


Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: наблюдать свойства электролитов и происходящих с ними явлений; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая работа

Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают свойства электролитов и происходящих с ними явлений. Наблюдают и описывают реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента


15/9

с. 53-54, повторять

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов».


Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Самоконтроль,

работа у доски

Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Химические реакции в растворах электролитов». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности


16/10

с. 53-54, повторять

Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов».


Урок контроля

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Контрольная работа

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу.


Неметаллы и их соединения (25 часов)

17/1

§ 10,

с. 56-61

задание

6 (б) (2)

Общая

характеристика

неметаллов.



Урок введения

новых знаний


Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать химические элементы-неметаллы и простые вещества-неметаллы: строение, физические и химические свойства неметаллов.

Работа с книгой

Объясняют что такое неметаллы. Сравнивают аллотропные видоизменения кислорода. Раскрывать причины аллотропии.

Характеризуют химические элементы-неметаллы и простые вещества-неметаллы: строение, физические и химические свойства неметаллов. Объясняют зависимость окислительно- восстановительных свойств элементов-неметаллов от их положения в Периодической системе химических элементов


18/2

§ 11,

с. 62-66

задание

6 (б) (2)

Общая

характеристика элементов VIIA

группы - галогенов


Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать строение, физические и химические свойства, получение и применение галогенов в плане общего, особенного и единичного.

Индивидуальная

работа с книгой

Характеризуют строение, физические и химические свойства, получение и применение галогенов в плане общего, особенного и единичного. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки галогенов, их физическими и химическими свойствами


19/3

§ 12,

с. 68-70

задание

7 (б) (2)

Соединения

галогенов.



Урок введения

новых знаний


Знать: основные понятия темы

Уметь: называть соединения галогенов по формуле и составлять формулы по их названию.

Текущий контроль

Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений галогенов с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называют соединения галогенов по формуле и составляют формулы по их названию. Устанавливают причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решетки соединений галогенов, их физическими и химическими свойствами.

Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент по распознаванию галогенид-ионов с соблюдением правил техники безопасности.

Выполняют расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений галогенов


20/4

с. 72, оформить работу

Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты»



Урок- практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая работа

Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают свойства электролитов и происходящих с ними явлений. Наблюдают и описывают реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента


21/5

§ 13,

с. 73-76

задание

5 (б) (2)

Общая характеристика элементов VI А - халькогенов. Сера.



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: давать общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям халькогенов в зависимости от их положения в Периодической системе; характеризовать физические и химические свойства, получение и применение серы.

Работа с книгой,

работа у доски

Дают общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям халькогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, аллотропия, физические и химические свойства, получение и применение серы. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки серы, её физическими и химическими свойствами.

Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы.


22/6

§ 14,

с. 77-80

задание

6 (в) (2)

Сероводород

и сульфиды.


Комбинированный урок






Знать: основные понятия темы

Уметь: составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства соединений серы в степени окисления -2; описывать процессы окисления-восстановления

Текущий контроль

Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений серы в степени окисления -2 с использованием русского (родного) языка и языка химии. Называют соединения серы в степени окисления -2 по формуле и Составляют формулы по их названию. Составляют молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства соединений серы в степени окисления -2.

Описывают процессы окисления-восстановления, определяют окислитель и восстановитель и составляют электронный баланс в реакциях с участием серы в степени окисления -2.

Устанавливают причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решётки соединений серы, их физическими и химическими свойствами


23/7

§ 15,

с. 81-85

задание

6 (б) (2)

Кислородные

соединения серы.



Комбинированный урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: записывать формулы оксидов серы, называть их, описывать свойства на основе знаний о кислотных оксидах; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты; распознавать сульфат-ионы; составлять уравнения окислительно-­восстановительных реакций методом электронного баланса.


Работа с книгой

Записывают формулы оксидов серы, называют их, описывают свойства на основе знаний о кислотных оксидах.

Характеризуют состав, физические и химические свойства серной кислоты как электролита с использованием русского (родного) языка и языка химии. Составляют молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты. Распознают сульфат-ионы.

Характеризуют свойства концентрированной серной кислоты как окислителя с использованием русского (родного) языка и языка химии. Составляют уравнения окислительно-­восстановительных реакций методом электронного баланса.

Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серной кислоты.

Наблюдают и описывают химический эксперимент


24/8

с. 86, оформить работу

Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты»



Урок – практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая работа

Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают свойства электролитов и происходящих с ними явлений. Наблюдают и описывают реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента


25/9

§ 16,

с. 87-89

задание

инд.

Общая

характеристика химических элементов VA группы. Азот.





Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: давать общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям пниктогенов в зависимости от их положения в Периодической системе; называть соединения азота по формуле и составлять формулы по их названию.

Текущий контроль

Дают общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям пниктогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, физические и химические свойства, получение и применение азота с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называют соединения азота по формуле и составляют формулы по их названию. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома и молекулы, видом химической связи, типом кристаллической решётки азота и его физическими и химическими свойствами.

Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азота


26/10

§ 17,

с. 90-92

задание

7 (2)


Аммиак.

Соли аммония.



Урок введения

новых знаний







Знать: основные понятия темы

Уметь: составлять формулы по их названиям; записывать молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства аммиака и солей аммония; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием аммиака с помощью электронного баланса.

Устный опрос

Составляют формулы по их названиям. Записывают молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства аммиака и солей аммония. Составляют уравнения окислительно- ­восстановительных реакций с участием аммиака с помощью электронного баланса.

Устанавливают причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических решёток аммиака и солей аммония и их физическими и химическими свойствами. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент по распознаванию ионов аммония с соблюдением правил техники безопасности.

Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием аммиака


27/11

с. 94, оформить работу

Практическая работа № 4 . «Получение аммиака и изучение его свойств».



Урок – практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая работа

Получают, собирают и распознают аммиак. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента. Сотрудничают в процессе учебного взаимодействия при работе в группах


28/12

§ 18,

с. 95-98

задание

5 (б) (2)


Кислородсодержащие

соединения азота.




Урок введения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между видом химической связи, типом кристаллической решётки оксидов азота и их физическими и химическими свойствами.

Устный опрос

Записывают реакций, характеризующие химические свойства оксидов азота. Устанавливают причинно-следственные связи между видом химической связи, типом кристаллической решётки оксидов азота и их физическими и химическими свойствами. Характеризуют состав, физические и химические свойства азотной кислоты как электролита, применение с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Записывают молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства азотной кислоты как электролита.

Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент, характеризующий свойства азотной кислоты как электролита, с соблюдением правил техники безопасности.

Характеризуют азотную кислоту как окислитель. Составляют уравнения окислительно­-восстановительных реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты как окислителя, с помощью электронного баланса. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент, характеризующий свойства азотной кислоты как окислителя, с соблюдением правил техники безопасности


29/13

§ 18,

с. 95-98

задание

6 (б) (2)





Кислородные

соединения

азота.



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: записывать реакций, характеризующие химические свойства оксидов азота.

Самостоятельная

работа


30/14

§ 19,

с. 100-103

задание

4 выполнить используя доп. информацию


Фосфор и его соединения.



Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение фосфора

Взаимоконтроль


Характеризуют строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение фосфора с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Самостоятельно описывают свойства оксид фосфора(V) как кислотного оксида и свойства ортофосфорной кислоты.

Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности. Распознают фосфат-ионы


31/15

§ 20,

с. 104-109

задание

7 (2)


Общая

характеристика элементов IV А- группы. Углерод.



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение аморфного углерода и его сортов

Текущий контроль, работа с книгой

Дают общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям элементов IV А- группы в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение аморфного углерода и его сортов с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Сравнивают строение и свойства алмаза и графита. Описывают окислительно-восстановительные свойства углерода

.


32/16

§ 21,

с. 110-114

задание

6 (в, е) (2)


Кислородсодержащие соединения углерода.



Комбинированный урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение угольной кислоты и её солей (карбонатов и гидрокарбонатов)

Взаимоконтроль


Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение оксидов углерода с использованием русского (родного) языка и языка химии. Устанавливают причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических решёток оксидов углерода, их физическими и химическими свойствами, а также применением. Соблюдают правила техники безопасности при использовании печного отопления. Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение угольной кислоты и её солей (карбонатов и гидрокарбонатов) с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Иллюстрируют зависимость свойств солей угольной кислоты от их состава. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.

Распознают карбонат-ион. Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений углерода


33/17

с. 115, оформить работу

Практическая работа № 5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств».


Урок – практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая

работа

Получают, собирают и распознают углекислый газ. Наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента.

Сотрудничают в процессе учебного взаимодействия при работе в группах


34/18

§ 22,

с. 116-118

задание 7 (2), подготовить сообщение о

А. М.

Бутлерове


Углеводороды.



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать особенности состава и свойств органических соединений; различать предельные и непредельные углеводороды; называть и записывать формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов.

Текущий контроль, работа у доски

Характеризуют особенности состава и свойств органических соединений. Различают предельные и непредельные углеводороды. Называют и записывают формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов. Предлагают эксперимент по распознаванию соединений непредельного строения. Наблюдают за ходом химического эксперимента, описывать его и делать выводы на основе наблюдений. Фиксируют результаты эксперимента с помощью русского (родного) языка, а также с помощью химических формул и уравнений.


35/19

§ 23,

с. 119-122

задание

6 (б, г) (2),

Кислородсодержа­щие органические

соединения.


Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: классифицировать спирты по атомности;

называть представителей одно- и трёхатомных спиртов и записывают из формулы.


Устный опрос,

текущий контроль

Характеризуют спирты, как кислородсодержащие органические соединения. Классифицируют спирты по атомности.

Называют представителей одно- и трёхатомных спиртов и записывают из формулы.

Характеризуют кислоты, как кислородсодержащие органические соединения.

Называют представителей предельных и непредельных карбоновых кислот и записывают из формулы.


36/20

§ 24,

с. 123-127

задание

4 (2),

Кремний и его

соединения.



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать строение атомов и кристаллов, физические и химические свойства, получение и применение кремния

Индивидуальная

работа по учебнику

Характеризуют строение атомов и кристаллов, физические и химические свойства, получение и применение кремния с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решётки кремния, его физическими и химическими свойствами. Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием кремния и его соединений. Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений кремния с использованием русского (родного) языка и языка химии. Сравнивают диоксиды углерода и кремния. Описывают важнейшие типы природных соединений кремния как основного элемента литосферы. Распознают силикат-ион


37/21

§ 25,

с. 128-131

задание 2 (3)

подготовить сообщение

Силикатная

промышленность.



Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать силикатную промышленность и её основную продукцию.

Работа по учебнику

Характеризуют силикатную промышленность и её основную продукцию. Устанавливают аналогии между различными отраслями силикатной промышленности


38/22

§ 26,

с. 133-136

задание

5 (2)

Получение

неметаллов.

Урок введения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: описывать нахождение неметаллов в природе; характеризовать фракционную перегонку жидкого воздуха как совокупность физических процессов.

Текущий контроль

Описывают нахождение неметаллов в природе. Характеризуют фракционную перегонку жидкого воздуха как совокупность физических процессов. Аргументируют отнесение активных неметаллов к окислительно-восстановительным процессам


39/23

§ 27,

с. 137-141

задание

(3), используя доп. информацию

Получение важнейших

химических

соединений.


Урок введения

Новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать химизм, сырьё, аппаратуру, научные принципы и продукцию производства серной кислоты; сравнивать производство серной кислоты с производством аммиака

Устный опрос,

Индивидуальная

работа

Характеризуют химизм, сырьё, аппаратуру, научные принципы и продукцию производства серной кислоты. Сравнивают производство серной кислоты с производством аммиака



40/24

с. 142, выводы, повторять материал

Обобщение по теме

«Неметаллы и их соединения».



Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Самостоятельная

работа,

самоконтроль

Проводят оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректируют свои знания в соответствии с планируемым результатом. Получают химическую информации из различных источников. Представляют информацию по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


41/25

с. 142, выводы, повторять материал

Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы и их

соединения».

Урок - контроля знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Контрольная работа

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу.


Металлы и их соединения (17 часов) + 2 часа резерв

42/1

§ 28,

с. 144-148

задание

7 (2)

Положение металлов в Периодической

системе, строение атомов и кристаллов.


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать химические элементы-металлы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева, физические свойства металлов.

Работа у доски,

текущий контроль

Объясняют, что такое металлы. Различают формы существования металлов: элементы и простые вещества.

Характеризуют химические элементы-металлы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Прогнозируют свойства незнакомых металлов по положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решётки металлов - простых веществ и их соединений


43/2

§ 29,

с. 149-153

задание

5 (б) - 1 вар,

5 (в) - 2 вар. (2)

Общие химические

свойства металлов.



Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: объяснять, что такое ряд активности металлов, применять его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов, представлять также и в ионном виде.

Устный опрос,

работа у доски

Объясняют, что такое ряд активности металлов. Применяют его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов. Обобщают систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства». Составляют молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов, представлять также и в ионном виде. Наблюдают и описывают реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Самостоятельно проводят опыты, подтверждающие химические свойства металлов с соблюдением правил техники безопасности


44/3

§ 30,

с. 154-158

задание

(3), инд. задания

Общая характеристика

щелочных металлов


Урок усвоения

новых знаний


Знать: основные понятия темы

Уметь: объяснять этимологию названия группы «щелочные металлы»; давать общую характеристику щелочным металлам по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; характеризовать строение, физические и химические свойства щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного

Индивидуальная

работа,

работа с учебником

Объясняют этимологию названия группы «щелочные металлы». Дают общую характеристику щелочным металлам по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Характеризуют строение, физические и химические свойства щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного.

Предсказывают физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов на основе их состава и строения и подтверждать прогнозы уравнениями соответствующих реакций. Проводят расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений


45/4

§ 30,

с. 154-158

задание

3 (в) (2)

Закрепление темы

«Щелочные металлы».



Урок закрепления ЗУН

Знать: основные понятия темы

Уметь: проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений.

Устный опрос,

самостоятельная

работа


46/5

§ 31,

с. 159-163

задание

3 (2)

Общая характеристика

щелочноземельных

металлов.


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать строение, физические и химические свойства щёлочно-земельных металлов в свете общего, особенного и единичного.

Работа с учебником

Характеризуют строение, физические и химические свойства щёлочно-земельных металлов в свете общего, особенного и единичного. Предсказывают физические и химические свойства оксидов и гидроксидов металлов IIA группы на основе их состава и строения и подтверждают прогнозы уравнениями соответствующих реакций.

Проводят расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений


47/6

§ 31,

с. 159-163

задание

5 (б) (2)

Закрепление темы

«Щелочноземельные

Металлы».


Урок закрепления ЗУН

Знать: основные понятия темы

Уметь: проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений.

Самостоятельная

работа


48/7

§ 32,

с. 164-165

задание (3) индив.

Жёсткость воды и способы её устранения.


Урок усвоения новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: объяснять, что такое «жесткость воды»; различать временную и постоянную жесткость воды, предлагать способы устранения жесткости воды.

Работа с учебником

Объясняют, что такое «жесткость воды». Различают временную и постоянную жесткость воды. Предлагают способы устранения жесткости воды. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент, с соблюдением правил техники безопасности


49/8

с. 166, оформить работу

Практическая работа № 6


«Получение жесткой воды и способы её устранения».



Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая работа

Получают, собирают и распознают углекислый газ. Обращаются с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента. Сотрудничают в процессе учебного взаимодействия при работе в группах


50/9

§ 33,

с. 167-169

задание

5 (б) (2)

Алюминий и

его соединения.



Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать алюминий по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать строение, физические и химические свойства алюминия, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.


Текущий контроль, работа у доски

Характеризуют алюминий по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Описывают строение, физические и химические свойства алюминия, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.

Объясняют двойственный характер химических свойств оксида и гидроксида алюминия.


51/10

§ 33,

с. 169-171

задание 6 (2)

Соединения

алюминия.



Комбинированный урок

Индивидуальная

работа с книгой


52/10

§ 34,

с. 172-174

задание

6 (а) (2)

Железо.


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать положение железа в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атома; описывать физические и химические свойства железа, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.

Работа у доски,

работа с книгой

Характеризуют положение железа в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атома. Описывают физические и химические свойства железа, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций. Объясняют наличие двух генетических рядов соединений железа Fe2+ и Fe3+ . Устанавливают зависимость областей применения железа и его сплавов от свойств. Проводят расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием железа и его соединений. Наблюдают и описывают реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии


53/11

§ 34,

с. 174-175

задание

4 (б) (2)

Соединения железа.


Комбинированный урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: устанавливать зависимость областей применения железа и его сплавов от свойств; проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием железа и его соединений.

Самоконтроль



54/12

§ 34,

с. 175

задание 8 (2)

Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+., качественные реакции на Fe 2+ и Fe 3+ .

Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: объяснять наличие двух генетических рядов соединений железа Fe2+ и Fe3+

Самоконтроль



55/13

с. 177-178, оформить работу

Практическая работа № 7


«Решение

экспериментальных задач по теме «Металлы».



Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента

Практическая

работа

Экспериментально исследуют свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы». Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдают свойства металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними. Описывают химический эксперимент. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента. Определяют (исходя из учебной задачи) необходимость использования наблюдения или эксперимента


56/14

§ 35,

с. 178-181

задание

6 (б) (2)

Коррозия металлов и способы защиты от неё.


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: объяснять, что такое коррозия; различать химическую и электрохимическую коррозии.

Индивидуальная

работа с книгой,

самоконтроль

Объясняют, что такое коррозия. Различают химическую и электрохимическую коррозии. Иллюстрируют понятия «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия» примерами. Характеризуют способы защиты металлов от коррозии


57/16

§ 36,

с. 183-184, инд. задания,

задание

3 (б) (2)

Металлы в природе.


Урок усвоения

новых знаний

Знать: основные понятия темы

Уметь: классифицировать формы природных соединений металлов.


Индивидуальная

работа

Классифицируют формы природных соединений металлов.

Характеризуют общие способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии.

Конкретизируют эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса.

Описывают доменный процесс и электролитическое получение металлов.

Различают чёрные и цветные металлы, чугуны и стали


58/17

§ 36,

с. 184-188

задание

4 (б) (2)

Понятие о металлургии


Урок – семинар

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать общие способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии.


Устный опрос


59/18

с. 190, выводы, повторять материал

Обобщение знаний по теме «Металлы».

Урок - практикум

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Самостоятельная

работа, самоконтроль

Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Металлы». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности


60/19

с. 190, выводы, повторять материал

Контрольная работ 3 по теме «Металлы».


Урок контроля

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Контрольная работа

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу.


Химия и окружающая среда (2 часа)

61/1

§ 37,

с. 192-197

задание

5 (б)


Химическая организация

планеты Земля.


Комбинированный урок

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать химический состав геологических оболочек Земли;

различать минералы и горные породы, в том числе и руды

Работа с книгой,

текущий контроль

Интегрируют сведения по физической географии в знания о химической организации планеты. Характеризуют химический состав геологических оболочек Земли.

Различают минералы и горные породы, в том числе и руды


62/2

§ 38,

с. 198-200

задание

(3), инд. задания

Охрана

окружающей среды от химического загрязнения.


Урок - семинар

Знать: основные понятия темы

Уметь: характеризовать источники химического загрязнения окружающей среды; описывать глобальные экологические проблемы человечества, связанные с химическим загрязнением; предлагать пути минимизации воздействия химического загрязнения на окружающую среду.


Характеризуют источники химического загрязнения окружающей среды. Описывают глобальные экологические проблемы человечества, связанные с химическим загрязнением. Предлагают пути минимизации воздействия химического загрязнения на окружающую среду. Приводят примеры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от химического загрязнения


Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) (7 часов ) + 1 час (резерв)

63/1


§ 39,

с. 204-207

задание 1,3,4 (3)- 1вар. 1,3,4 (4)-

2 вар.


Вещества.


Обобщающий урок




Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Самостоятельная

работа

Представляют информацию по теме «Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполняют тестовые задания по теме. Представляют информацию по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


64/2

§ 40,

с. 208-210

задание 6,10 (3)- 1вар. 6,10 (4)- 2 вар.


Химические реакции.


Обобщающий урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Самостоятельная

работа

Представляют информацию по теме «Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполняют тестовые задания по теме. Характеризуют ОВР, окислитель и восстановитель.


65/3

§ 41,

с. 212-217, задание 9


Основы

неорганической

химии.


Обобщающий урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Работа с книгой,

работа у доски

Характеризуют общие, особенные и индивидуальные свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Аргументируют возможность протекания химических реакций в растворах электролитах исходя из условий. Классифицируют неорганические вещества по составу и свойствам. Приводят примеры представителей конкретных классов и групп неорганических веществ


66/4

§ 41,

с. 212-217, задание индив.

Решение задач.


Обобщающий урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Проверочная работа


67/5

Повторение теоретического материала курса химии

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе.


Комбинированный урок


Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Работа у доски, индивидуальная работа

Выполняют тесты и упражнения, решают задачи по теме.

Проводят оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректируют свои знания в соответствии с планируемым результатом


68/6

Творческие задания

Контрольная работа № 4

«Итоговая по курсу основной школы»

урок контроля

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Контрольная работа


Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу.


69/7

Творческие задания

Анализ контрольной

работы.

Подведение итогов года.


Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Индивидуальная

работа

Корректируют свои знания


70/8


Урок - праздник

«Химия в нашей жизни»

Знать: основные понятия темы

Уметь: применять на практике раннее изученный материал

Индивидуальная

работа






28