СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс.»



Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень): под редакцией О.С. Габриеляна и с учетом учебника: О.С. Габриелян «Химия. 9 класс». Дрофа, 2019., на основе учебного плана, годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год и на основе образовательной программы основного общего образования МАОУ «Усть- Эгитуйская СОШ» с внедрением новых образовательных компетенций в рамках регионального проекта «Современная школа» (в форме центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»).

На изучение отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю).


Результаты освоения курса химии

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные: 1. В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с

переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием



Проектная и учебно- исследовательская деятельность

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) рудами железа. 4. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3ч)

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион. 2. Распознавание солей аммония. 3. Получение углекислого газа и его распознавание.3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум №2.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.


Содержание учебного курса

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Глава 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 ч)

Входная диагностика

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Характеристика элементов металлов и неметаллов на основании его положения в ПСХЭ. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Глава 2. Металлы (15 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) рудами железа. 4. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3ч)

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Глава 3. Неметаллы (30 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Кислород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода, его получение и применение.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион. 2. Распознавание солей аммония. 3. Получение углекислого газа и его распознавание.3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум №2. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Темы проектов: 1. Периодический закон и Периодическая система в учебниках различных стран

2. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»

3. Аллотропия металлов

4. Аморфные вещества и материалы в природе, технике и в быту

5. Минералы и горные породы как основа литосферы

6. Исследования жестокости воды и способы ее устранения

7. Оксиды и соли как строительные материалы

8. Многоликий карбонат кальция: в природе, промышленности и в быту

9. Виртуальное моделирование различных химических производств

10. Исследование факторов окружающей среды, влияние на коррозию металлов; способы защиты от коррозии

11. Исследование туалетного мыла различных торговых марок

12. Благородные не значит инертные

13. Металлы как материал для производства произведений искусства

14. Роль металлов в истории человеческой цивилизации

15. Региональное силикатное производство


Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (16 ч.)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация, общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Электроотрицательность. Степень окисления, строение вещества. Решение упражнений на степень окисления.

Проектная деятельность учащихся. Резерв









Тематическое планирование

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


№№


Название темы

Количество часов

1

Глава 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 ч)

Входная диагностика

1

2

Характеристика элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии

1

3

Характеристика ХЭ по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Первичный инструктаж по ТБ в кабинете химии. ЛО №1

1

4

Периодический закон и периодическая сис­тема химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

1

5

Химическая организация природы

1

6

Химические реакции. Скорость химической реакции

1

7

Катализаторы и катализ

1


Глава 2. Металлы (15 ч)


8

Металлы. Век медный, бронзовый, железный

1

9

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение их атомов

1

10

Физи­ческие свойства металлов ЛО №9

1

11

Металлы в при­роде. Сплавы. ЛО №10

1

12

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений ме­таллов. ЛО №12

1

13

Способы получения ме­таллов.

1

14

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

1

15

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

ЛО №14

1

16

Щелочнозе­мельные ме­таллы. Бериллий, магний

1

17

Соединения щелочноземельных металлов

ЛО №15

1

18

Алюминий и его соединения. Применение сплавов алюминия ЛО №16

1

19

Железо. Со­единения железа. Важнейшие соли железа ЛО №17

1

20

Химический практикум №1

Практическая работа №1 Осуществление цепочки превращений.

Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов.

1

21

Практическая работа №3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений МЕ»

1

22

Контрольная работ по теме «Металлы»

1


Глава 3. Неметаллы (30 ч)


23

Общая характе­ристика неме­таллов: атомы и простые вещества

Кислород. Воздух. Озон

1

24

Водород, его физические и химические свойства. ЛО №19

1

25

Вода на земле. ЛО №20,23

1

26

Вода в жизни человека

1

27

Общая характе­ристика галоге­нов. ЛО №26

1

28

Соединения га­логенов.

1

29

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов

1

30

Кислород, его физические и химические свойства.

1

31

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства. ЛО №28

1

32

Соединения серы


1

33

Серная кислота и её соли. Значение серной кислоты и ее солей

ЛО №29

1

34

Химический практикум №2 «Свойства неМЕ и их соединений»

Повторный инструктаж по ТБ в кабинете химии.

Практическая работа №4

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

1

35

Контрольная работа по теме «Подгруппа кислорода»

1

36

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

1

37

Аммиак и его свойства. ЛО №30

1

38

Соли аммония. ЛО №31

1

39

Оксиды азота (II) и (IV)

1

40

Азотная кислота и её свойства. ЛО № 32,33

1

41

Соли азотной кислоты. Условия рационального хранения и использования удобрений.

1

42

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1

43

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

1

44

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1

45

Оксиды угле­рода.

1

46

Угольная ки­слота и её соли.

1

47

Кремний и его соединения.

1

48

Применение кремния. Силикатная промышленность

1

49

Химический практикум №2

Практическая работа № 5. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

1

50

Практическая работа № 6. Получение, соби­рание и распо­знавание газов.

1

51

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

1

52

Контрольная ра­бота по теме «Неметаллы»

1


Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (16 ч.)

1

53

ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома

1

54

ЭО. Степень окисления, строение вещества

1

55

Решение упражнений на степень окисления

56

Классификация химических реакций. Скорость химических реакций

1

57

Электродиссоциация. Ионные уравнения реакций

1

58

ОВР.

1

59

Неорганические вещества. Их номенклатура и классификация

1

60

Химические свойства неорганических веществ


1

61

Органические вещества. Их номенклатура и классификация

1

62

Химия и здоровье. Химическое элементы в клетках живых организмов

1

63

Проектная деятельность

1

64

Проектная деятельность

1

65

Повторение и обобщение знаний по курсу химии 9 класса

1

66

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

67,68

Резерв

2