МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
пропедевтического курса по химии
для 7 класса
Разработана Сластной О.А.,
учителем химии
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.
Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала
Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом
Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
. Предметные результаты
В результате изучения пропедевтического учебного курса «Введение в химию»
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Содержание учебного курса
Курс химии 7-го класса включает пять тем.
Первая тема «Химия в центре естествознания» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, связью химии с другими предметами естественно-научного цикла(физикой, биологией, географией), понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами.
Вторая тема «Состав веществ. Химическая символика» посвящена химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе.
Тема «Явления происходящие с веществами» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое. А также знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ. Во второй главе дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.
Четвертая тема «Классификация неорганических веществ» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ — металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов, а также содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность и степень окисления.
Заключительная, пятая, тема курса в интересной и занимательной форме повествует об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися более десяти лабораторных опытов, семи практических работ, в том числе двух, вынесенных в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов», «Изучение процесса коррозии железа»). Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация неорганических веществ».
Тема 1. Химия в центре естествознания
Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.
Строение пламени.
Фиксирование результатов эксперимента.
Строение веществ. Атомы и молекулы.
Диффузия. Броуновское движение.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.
Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.
Твердые вещества. Кристаллические решетки.
Аморфные вещества.
Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.
Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 3. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки. 4. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 5. Растворение сахара в воде. 6. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 7. Проверка прибора для получения газа на герметичность
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Тема 2. Состав веществ. Химическая символика.
Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.
Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.
Неорганические и органические вещества.
Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.
Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).
Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.
Тема 3. Явления, происходящие с веществами
Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Чистые вещества и смеси.
Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.
Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.
Кристаллизация и выпаривание.
Демонстрации. 1. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 2. Коллекция мрамора различных месторождений. 3. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 4. Коллекция стекол и сплавов. 5. Диаграмма состава воздуха. 6. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 7. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 8. Просеивание муки. 9. Разделение смеси порошков железа и серы. 10. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 11. Центрифугирование. 12. Фильтрование. 13. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 14. Лабораторная установка для дистилляции. 15. Кристаллизаторы и кристаллизация. 16. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 2. Помутнение известковой воды. 3. Выпаривание раствора хлорида кальция. 4. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 5. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 6. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.
Практическая работа №3. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). Обсуждение результатов домашнего эксперимента, конкурс на лучший выращенный кристалл.
Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.
Практическая работа №5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа(домашний эксперимнт)
Тема 4. Классификация неорганических веществ
Металлы. Сплавы.Значение металлов и сплавов.
Представители металлов. Железо, алюминий, золото, олово. Их роль в жизни современного общества.
Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.
Представители неметаллов. Кислород, фосфор, сера, азот, углерод. Их применение и роль в жизни планеты и в жизни человека.
Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Степень окисления.
Структурные формулы.
Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.
Оксиды. Оксиды, их состав и названия.
Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.
Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.
Классификация оснований по признаку растворимости.
Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Соли. Состав солей. Составление формул солей.
Название солей.
Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах.
Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Тема 5. Рассказы по химии
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики»;
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» (об открытии, получении и значении выбранного вещества);
Конкурс ученических проектов «Представители оксидов, кислот, оснований, солей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Химия как часть естествознания | 1 |
2 | Наблюдение и эксперимент | 1 |
3 | Практическая работа №1. «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете» | 1 |
4 | Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки» | 1 |
5 | Моделирование. Химия и физика | 1 |
6 | Химия и география | 1 |
7 | Химия и биология. Моделирование в биологии. | 1 |
8 | Химические элементы. Простые и сложные вещества | 1 |
9 | Химические знаки и формулы | 1 |
10 | Относительные атомная и молекулярная массы | 1 |
11 | Массовая доля элемента в сложном веществе | 1 |
12 | Чистые вещества и смеси | 1 |
13 | Способы разделения смесей. «Выращивание кристаллов» (домашний эксперимент) | 1 |
14 | Практическая работа №4. «Очистка загрязненной соли» | 1 |
15 | Массовая доля примесей | 1 |
16 | Массовая доля растворенного вещества | 1 |
17 | Практическая работа №5. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 1 |
18 | Физические и химические явления. | 1 |
19 | Признаки химических реакций. «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент) | 1 |
20 | Металлы | 1 |
21 | Неметаллы | 1 |
22 | Степень окисления | 1 |
23 | Оксиды | 1 |
24 | Кислоты | 1 |
25 | Основания | 1 |
26 | Соли | 1 |
27 | Классификация неорганических веществ | 1 |
28 | Контрольная работа №1 по теме «Классификация неорганических веществ» | 1 |
29 | Поиск информации в сети Интернет о выдающихся русских ученых-химиках | 1 |
30 | Создание презентаций о выдающихся ученых-химиках | 1 |
31 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» | 1 |
32 | Создание презентаций о любимых веществах | 1 |
33 | Защита презентаций о любимых веществах | 1 |
16