СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 7 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс химии 7-го класса включает пять тем.

Первая тема «Химия в центре естествознания» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, связью химии с другими предметами естественно-научного цикла(физикой, биологией, географией), понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами.     

Вторая тема «Состав веществ. Химическая символика» посвящена химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе.

Тема «Явления происходящие с веществами» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах,  молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое. А также  знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ. Во второй главе дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.

Четвертая тема «Классификация неорганических веществ» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ — металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов, а также содержит информацию об основных классах неорганических соединений и  важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность и степень окисления.

Заключительная, пятая, тема курса  в интересной и занимательной форме повествует об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 7 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ















Рабочая программа

пропедевтического курса по химии

для 7 класса










Разработана Сластной О.А.,

учителем химии

высшей квалификационной категории










2018-2019 учебный год



  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • В трудовой сфере:

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • В познавательной сфере:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

  • Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

  • Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала

  • Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

  • Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения.

  • Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

  • Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией


. Предметные результаты

В результате изучения пропедевтического учебного курса «Введение в химию»


Выпускник научится:

  1. характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  2. описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  3. раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  4. раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  5. различать химические и физические явления;

  6. называть химические элементы;

  7. определять состав веществ по их формулам;

  8. выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  9. составлять формулы бинарных соединений;

  10. соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  11. пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  12. называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  13. оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  14. грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  2. оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  3. использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  4. объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  5. критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  6. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.


  1. Содержание учебного курса

Курс химии 7-го класса включает пять тем.

Первая тема «Химия в центре естествознания» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, связью химии с другими предметами естественно-научного цикла(физикой, биологией, географией), понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами.

Вторая тема «Состав веществ. Химическая символика» посвящена химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе.

Тема «Явления происходящие с веществами» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое. А также знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ. Во второй главе дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.

Четвертая тема «Классификация неорганических веществ» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ — металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов, а также содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность и степень окисления.

Заключительная, пятая, тема курса в интересной и занимательной форме повествует об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися более десяти лабораторных опытов, семи практических работ, в том числе двух, вынесенных в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов», «Изучение процесса коррозии железа»). Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация неорганических веществ».


Тема 1. Химия в центре естествознания

Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.

Строение пламени.

Фиксирование результатов эксперимента.

Строение веществ. Атомы и молекулы.

Диффузия. Броуновское движение.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.

Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.

Твердые вещества. Кристаллические решетки.

Аморфные вещества.

Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.

Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 3. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки. 4. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 5. Растворение сахара в воде. 6. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 7. Проверка прибора для получения газа на герметичность

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Тема 2. Состав веществ. Химическая символика.

Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.

Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.

Неорганические и органические вещества.

Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.

Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).

Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.


Тема 3. Явления, происходящие с веществами

Свойства веществ, как основа их применения.

Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Чистые вещества и смеси.

Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.

Разделение смесей. Очистка веществ.

Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.

Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.

Кристаллизация и выпаривание.

Демонстрации. 1. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 2. Коллекция мрамора различных месторождений. 3. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 4. Коллекция стекол и сплавов. 5. Диаграмма состава воздуха. 6. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 7. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 8. Просеивание муки. 9. Разделение смеси порошков железа и серы. 10. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 11. Центрифугирование. 12. Фильтрование. 13. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 14. Лабораторная установка для дистилляции. 15. Кристаллизаторы и кристаллизация. 16. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 2. Помутнение известковой воды. 3. Выпаривание раствора хлорида кальция. 4. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 5. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 6. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.

Практическая работа №3. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). Обсуждение результатов домашнего эксперимента, конкурс на лучший выращенный кристалл.

Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.

Практическая работа №5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа(домашний эксперимнт)


Тема 4. Классификация неорганических веществ

Металлы. Сплавы.Значение металлов и сплавов.

Представители металлов. Железо, алюминий, золото, олово. Их роль в жизни современного общества.

Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.

Представители неметаллов. Кислород, фосфор, сера, азот, углерод. Их применение и роль в жизни планеты и в жизни человека.

Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Степень окисления.

Структурные формулы.

Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.

Оксиды. Оксиды, их состав и названия.

Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.

Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.

Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.

Классификация оснований по признаку растворимости.

Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Соли. Состав солей. Составление формул солей.

Название солей.

Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Тема 5. Рассказы по химии

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики»;

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» (об открытии, получении и значении выбранного вещества);

Конкурс ученических проектов «Представители оксидов, кислот, оснований, солей.


  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Химия как часть естествознания

1

2

Наблюдение и эксперимент

1

3

Практическая работа №1. «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»

1

4

Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки»

1

5

Моделирование. Химия и физика

1

6

Химия и география

1

7

Химия и биология. Моделирование в биологии.

1

8

Химические элементы. Простые и сложные вещества

1

9

Химические знаки и формулы

1

10

Относительные атомная и молекулярная массы

1

11

Массовая доля элемента в сложном веществе

1

12

Чистые вещества и смеси

1

13

Способы разделения смесей. «Выращивание кристаллов» (домашний эксперимент)

1

14

Практическая работа №4. «Очистка загрязненной соли»

1

15

Массовая доля примесей

1

16

Массовая доля растворенного вещества

1

17

Практическая работа №5. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

1

18

Физические и химические явления.

1

19

Признаки химических реакций. «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент)

1

20

Металлы

1

21

Неметаллы

1

22

Степень окисления

1

23

Оксиды

1

24

Кислоты

1

25

Основания

1

26

Соли

1

27

Классификация неорганических веществ

1

28

Контрольная работа №1 по теме «Классификация неорганических веществ»

1

29

Поиск информации в сети Интернет о выдающихся русских ученых-химиках

1

30

Создание презентаций о выдающихся ученых-химиках

1

31

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики»

1

32

Создание презентаций о любимых веществах

1

33

Защита презентаций о любимых веществах

1


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!