Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
И. о директора школы
______________ Е.Н.Толмачева
приказ № 265- Д от 29.08.2019
Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП вариант 7.1)
Рабочая программа
по курсу коррекционно-развивающих занятий
по математике (АООП НОО 7.1)
для учащихся
с ЗПР (вариант 7.1)
на 2019-2020 учебный год
Файнова А.В., учитель начальных классов
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол №1 от 29.08.2019
Руководитель ШМО ___________ Т.Л. Акулиничева
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, Примерной программой начального общего образования по математике и учебном планом школы.
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике разработана на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С.В. Степановой, Издательство «Просвещение», 2015), М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. (М.: - Просвещение, 2015).
Цель:
коррекция пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной программы.
Задачи:
- развивать и корректировать функции познавательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- формировать умения и навыки обучающихся на базе усвоенных знаний программного учебного материала предыдущего года обучения;
- формирование и развитие представлений об основных единицах математики (решение числовых выражений, решение уравнений, текстовых задач);
- активизировать вычислительную деятельность учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Успешность освоения программы коррекционно-развивающих занятий оценивается достижением обучающихся планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающих занятий, наличием положительной динамики образовательных достижений и преодоление отклонений развития.
Место предмета в учебном плане.
На изучение коррекционно-развивающих занятий по математике во 3 классе начальной школы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
2. Учебно- тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание. | 3 ч |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 13 ч |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 7 ч |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 4 ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 3 ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 4 ч |
год | | 34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение). (3 часа)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Переместительное и сочетательное свойства сложения.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Раздел 2. Табличное умножение и деление (продолжение). (13 часов.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение 0 и на 0, деление нуля на число, невозможность деления на 0.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами.
Площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Окружность, круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Раздел 4. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (7 часов)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приёмы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Решение задач на деление с остатком, на нахождение четвёртого пропорционального.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (4 часа.)
Образование и название трёхзначных чисел. Порядок следования чисел при счёте.
Запись и чтение трёхзначных чисел. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение грамма и килограмма.
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (3 часа)
Устные приёмы сложения и вычитания чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Раздел 7. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (4 часа)
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
4.2 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
4.3 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
5. Распределение программного материала по четвертям
Учебные четверти | Изучение программного материала |
1 четверть | 8 ч |
2 четверть | 8 ч |
3 четверть | 10 ч |
4 четверть | 9 ч |
год | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
1 четверть(8 ч)
№ | Тема занятия | дата | корректировка |
1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 05.09. | |
2 | Решение уравнений. | 12.09. | |
3 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 19.09. | |
4 | Таблица умножения и деления с числом 2. | 26.09. | |
5 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 03.10. | |
6 | Порядок выполнения действий. | 10.10. | |
7 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 17.10. | |
8 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 24.10. | |
2 четверть(8ч)
№ | Тема занятия | дата | корректировка |
1 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 07.11. | |
2 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 14.11. | |
3 | Единицы площади. Квадратный сантиметр. | 21.11. | |
4 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 28.11. | |
5 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 05.12. | |
6 | Единицы площади. Квадратный дециметр. | 12.12. | |
7 | Умножение на 1 и на 0. | 19.12. | |
8 | Окружность. Круг. | 26.12. | |
3 четверть (10 ч)
№ | Тема занятия | дата | корректировка |
1 | Умножение и деление круглых чисел. | 16.01. | |
2 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 23.01. | |
3 | Связь между числами при делении. | 30.01. | |
4 | Проверка умножения и деления. | 06.02. | |
5 | Деление с остатком. | 13.02. | |
6 | Проверка деления с остатком. | 20.02. | |
7 | Решение задач на деление с остатком. | 27.02. | |
8 | Образование и название трёхзначных чисел. | 05.03. | . |
9 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 12.03. | |
10 | Сравнение трёхзначных чисел. | 19.03. | |
4 четверть (8 ч).
№ | Тема занятия | дата | корректировка |
1 | Единицы массы: килограмм, грамм. | 02.04. | |
2 | Приёмы устных вычислений трёхзначных чисел. | 09.04. | |
3 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. | 16.04. | |
4 | Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. | 23.04. 30.04 | |
5 | Приёмы устного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное. | 07.05. | |
6 | Деление круглых трёхзначных чисел на круглые двузначные и трёхзначные. | 14.05. | |
7 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | 21.05. | |
8 | Проверка деления трёхзначного числа на однозначное. | 28.05 | |