СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по крымоведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по крымоведению»

Рабочая программа факультатива «Крымоведение» для 5-9 классов составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

- приказа Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г №1897

- авторской рабочей программы курса « Крымоведение» в соответствии с ФГОС.ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» (5-9 КЛ.) Утверждена Коллегией МОН Республики Крым Протокол № 2/7 от 22.04.2015 г.

Авторы:

Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО.

Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.


УМК:


5 класс

  1. Крымоведение: Вводнай курс. 5 класс: учебное пособие / А.В. Ена, А. В. Супрычёв. – Симферополь: «Изд-во «Наша школа»», 2017. -128с.


6 класс

  1. Крымоведение: Историко-культурный обзор Крыма. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Супрычёв, Б. А. Ачкинази, А.А. Шевцов, С.П. Шендрикова. – Симферополь: «Изд-во «Наша школа»», 2016. -160с.


8 класс

  1. Крымоведение: Физико-географический обзор Крыма. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Ена, А. В. Супрычёв. – Симферополь: «Изд-во «Наша школа»», 2016. -128с.




Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения факультатива являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.


Содержание учебного предмета


Изменения к программе вызваны, тем что учебный план школы рассчитан на 34 недели, а авторская программа на 35 часов.


5 класс, 34часа (1час в неделю)


Введение в «Крымоведение» (7 часов).

Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации

Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.

Особенности географического положения Крымского полуострова.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.


Практическая работа№1.Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.

Практическая работа №2.Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.


Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»

(24 часов)


Тема 1. «По горам, по долам…».Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова

(8 часов)

Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.

Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.

Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.


Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.


Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».


Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (4 часов).

Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.

Признаки и народные приметы изменения погоды.

Стихийные погодные явления.


Практическая работа №4.Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.


Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).

Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.

Реки Крыма. Гидрологические памятники.

Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.


Практическая работа №5.Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.


Тема4. Почвы (2 часа)

Почва. Значение почв в природе и жизни людей.

Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.


Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (4 часа).

Роль растений в природе и жизни человека.

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.

Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.

Животный мир Крыма и своей местности


Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час)

Повторение 3 часа.


6 класс 34часа(1 час в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.

«Крымская весна 2014 г.»


Раздел I.«От древности – к современности: через годы, через расстояния..»

Исторические страницы Крыма (16 часов)


Тема 1. История древнего человека в Крыму (2 часа).

Археологические памятники: стоянки первобытного человека.

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.


Тема 2. РаннесредневековаяТаврика(до IV в. н.э.) (1 час).

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.


Тема 3. СредневековаяТаврика (IV-XII вв.) (3 часа)

Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. Золотая Орда и генуэзские владения в Крыму. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.


Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (2 часа).

Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.


Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) (1 часа).

Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.


Тема 6. Таврическая губерния (XIX в.) (2 часа).

Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя


Тема 7. Крым в XX в. (3 часа)

Революция и гражданская война.

Советский период развития Крыма.

Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны. Крымская область во второй половине XX века.


Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) (1 час).

Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.

Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.


Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники.(1 час)


РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства

(14 часов)


Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». (2 часа)

Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения.


Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма (4 часов)

Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.

Национальные костюмы, национальная кухня.

Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.


Тема 3. Социо-культурный обзор (8 часов).

Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.

«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.

Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.


Экскурсия в этнографический музей.

Подготовка творческих проектов и презентаций



7класс 34часа(1 час в неделю)


« Мозаика крымских регионов»

Введение(5часа)

Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и функции населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое районирование.

Знакомство с основами ориентирования и туризма:

Основы ориентирования. Основы туристической техники, движение на маршруте, правила безопасности во время похода и экскурсии.

Практикум. Нанесение на контурную карту административных районов, городов, своего населенного пункта.

Тема 1. Центральный Крым. (5 часов)

Симферопольский район и Белогорский район – край живописных предгорий и плодородных полей. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории. Сельское хозяйство – основа экономики районов. Топонимика.

Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный, инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя.

Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития региона (города)». 3. Сообщения учащихся «Улицы города говорят…».

Тема 2. Центрально-Северный Крым(3 часа)

Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, Красноперекопский район, Красногвардейский район, Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое положение. Перекопский перешеек. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск - центры химической промышленности. Крупнейшие предприятия региона. Топонимика.

1.Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.


Тема 3.Северо-Восточный Крым – крупнейший сельскохозяйственный регион.(2 часа)

Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика.


Тема 4. Восточный Крым (2 часа)

Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика.

Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития

Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.

Тема 5. Юго-Восточный Крым (3 часа)

Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории.

Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы,. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы, культуры, истории.

Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.. Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления. Окаменевшие древние коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика.

Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма (3 часа)

Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика.

Тема 7. Юго-Западный Крым (2 часа)

Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри. Топонимика.

Тема 8. Западный Крым (2 часа)

Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство региона. Памятники культуры.

Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел.

Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города (района)».


Тема 9. Северо-Западный Крым (2 часа)

Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова», региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика.

Тема 10. Севастополь как субъект Российской Федерации. (2 часа)

Севастополь – город-герой. Географическое положение. Особенности природы. История возникновения, освоения и развития. Две героические обороны. Культурно-исторический фонд. Незамерзающий морской, торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный центр. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Повторение. (3 час)



8 класс , 34часа (1 час в неделю)


Введение (2 часа).

Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход).

Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия.


Практическая работа №1.Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними.


РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (23 часа)

Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

Геохронологическая таблица. Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор.

Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.

Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма.

Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия.

Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности.

Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др.

Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.


Практическая работа №2 (обучающая). Знакомство и определение минералов и горных пород Крыма.

Практическая работа №3.Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.


Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (4 часа)

Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата.

Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.


Практическая работа №4. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах.

Практическая работа №5. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова.


Тема 3. Внутренние воды (3 часа)

Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.


Лиманы и соленые озера. Водохранилища.

Подземные воды. Источники минеральных вод.

Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.

Гидрологические памятники Крыма.


Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя).


Тема 4. Моря (3 часа).

Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна.

Гидрологический режим, климатические условия.

Флора и фауна. Эндемичные виды.

Экологические проблемы.


Тема 5. Почвы (2 часа)

Почвы Крыма. Факторы почвообразования. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов.


Тема 6.Особенности растительного и животного мира (4 часа).

Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность.

Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.


Практическая работа №7. Построение схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор.


РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма (6 часов)

Тема 7. Физико-географическое районирование Крымского полуострова.


Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.

Главная гряда Крымских гор.

Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды).

Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)

Равнинно-степной Крым и Керченскоемелкогорье.

Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.


Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела).


Повторение (3 часа).






















Тематическое планирование 5 класс

темы


Содержание программы


Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во часов



1.



2.


3.



4.






5.


6.


7.

Введение


Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.


Источники краеведческой информации


Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым.


История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.


Особенности географического положения Крымского полуострова.


Административные районы и города. Мой населенный пункт.


Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

День науки и технологии.

7


1


1



1




1




1



1



1


РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»


День Земли. Экологический урок


24

8


9.


10.



11.


12.



13.



14.


15




16.



17.



18.



19.


20.


21.


22.


23.


24.





25.


26.


27.



28.


29.


30.


31.



32-33


34


Рельеф. Знакомство с рельефообразующими факторами.


Формы земной поверхности.


«По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова.


Крымские горы. Геологические памятники.


Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.


Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница».


Полезные ископаемые Крымского полуострова.


Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний.


«У природы нет плохой погоды…». Погода.

Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.


Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.


Сезонные особенности погоды.

Признаки и народные приметы изменения погоды.


Стихийные погодные явления.


«Вода – важнейший минерал на Земле».


Значение воды. Свойства воды.


Реки Крыма. Гидрологические памятники.


Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.


Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний.


Почва. Свойства почвы.


Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв


«Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека.


Растительный мир Крыма.


Реликты и эндемики Крыма. Красная книга.


Животный мир Крыма и своей местности.


«Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?».


Повторение по теме: Погода


Повторение по теме: Почва





1


1


1



1


1




1


1



1




1


1



1



1


1


1


1


1



1



1


1



1


1


1



1



1


2


1


Тематическое планирование

6 класс

Тема



Содержание программы


Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

1. Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.

«Крымская весна 2014 г.»


День государственной символики Республики Крым (Герба и флага)


1


РАЗДЕЛ I.«От древности – к современности: через годы, через расстояния..». Исторические страницы Крыма.


День Конституции РФ



16


2.


3.


4.




5-7.





8-9.



10.



11-12.



13-15.





16.





17.


История древнего человека в Крыму. Археологические памятники.


Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.


Раннесредневековая Таврика(до IV в. н.э.)

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес


Средневековая Таврика (IV-XII вв.)

Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.

.

Крымское ханство (XIII-XVIII вв.)

Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства


Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.)

Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.


Таврическая губерния (XIX в.)

Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя


Крым в XX в.

Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны.


Крым на рубеже веков(конец XX в. – начало XXI в.)

Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.

Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией



Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники.





1


1



1




3




2




1



2




3




1




1


РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства

«День толерантности»


17


18



19.


20.



21.



22-23.


24.



25-

26.


27


-28.


29.



30.



31.





«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта.


Своеобразие этнического состава крымского населения.


Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.


Национальные костюмы, национальная кухня. Подготовка творческих проектов и презентаций


Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.


Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову.


Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму. Подготовка творческих проектов и презентаций


«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры.

Подготовка творческих проектов и презентаций


Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры. Знаменитые музыканты, композиторы и артисты.


Памятники культуры и архитектуры.



Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.




1



1


1



1



2


1



2



2




1



1



1

32-34

Повторение по теме: «Крымская мозаика народов, культуры и искусства»


3




34





Тематическое планирование

7 класс


темы

Содержание предмета

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во часов


Введение 5 часов

Международный день распространения грамотности


1

Предмет, цели и задачи курса, источники знаний.


1

2-3

Населённые пункты Крыма. Статус и функции населённых пунктов.


2

4

Комплексное географическое районирование.


1

5

Основы ориентирования и туризма.


1


Центральный Крым(5 часов)

День Государственного флага РК.


6

Общая характеристика Центрального Крыма.


1

7

Симферопольский район.


1

8

Белогорский район


1

9

Стоянки первобытного человека


1

10

Симферополь –сердце Крыма


1


Центрально- Северный Крым(3 часа)

День Республики Крым


11

Общая характеристика региона.


1

12

Особенности природы Центрально-Северного Крыма


1

13

Города Центрально-Северного Крыма


1


Северо-Восточный Крым(2 часа)

День толерантности


14

Особенности природы Северо-Восточного Крыма


1

15

Особенности хозяйственной деятельности Северо-Восточного Крыма


1


Восточный Крым(2 часа)



16

Общая характеристика региона.


1

17

Керчь- город-герой


1


Юго-Восточный Крым(3 часа)



18

Общая характеристика региона.


1

19-20

Феодосия и Судакский регион.


2


Южный Берег Крыма –центр туризма(3 часа)

Международный день Красной Книги.


21

Уникальность природы региона


1

22

Заповедные территории и памятники природы


1

23

Ялта и Алушта крупнейшие курортно- рекреационные регионы Крыма.


1


Юго-Западный Крым(2 часа)



24

Общая характеристика региона.


1

25

Пещерные города и монастыри


1


Западный Крым(2 часа)



26

Общая характеристика региона.


1

27

Саки, Евпатория- курорты мирового значения


1


Северо-Западный Крым(2часа)

Международный день воды.


28

Общая характеристика региона.


1

29

Достопримечательности региона


1


Севастополь как субъект Российской Федерации (2 часа)



30

Севастополь-город герой


1

31

Херсонес-объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО


1

32-34

Повторение. Западный Крым. Севастополь-город-герой


3


Тематическое планирование

8 класс

темы

Содержание программы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во часов



1.






2.





Введение

Предмет, цели и задачи курса.

Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход).


Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия.

Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними.


День науки и технологии.


2



1




1





РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова

Всемирный День Земли.


23




3.



4.



5.




6.



7.




8.




9.







10.



11.




12.





13.





14.



15.




16.






17-18.




19.





20-21.






22



23.




24.



25.


Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые


Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор.

Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.


Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма. Практическая работа №2 (обучающая). Знакомство и определение минералов и горных пород Крыма.


Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия.


Практическая работа №3.Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.


Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности.


Геологические памятники природы Крыма. Подготовка презентаций.

Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.


Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова


Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова.


Практическая работа №4. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах.


Территориальные различия климата. Практическая работа №5. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова.


Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.


Тема 3. Внутренние воды


Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.


Лиманы и соленые озера. Водохранилища.

Подземные воды. Источники минеральных вод. Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.


Гидрологические памятники Крыма.

Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя).


Тема 4. Моря


Черное море. Особенности ГП и рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия. Флора и фауна. Эндемичные виды.

Экологические проблемы


Азовское море. Особенности ГП и рельефа дна. Гидрологический режим. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы


Тема 5. Почвы

Почвы Крыма. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов.


Тема 6. Особенности растительного и животного мира


Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных.


Практическая работа №7. Построение и анализ схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор.


Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.


Урок-конференция (защита проектов): «Экологические проблемы почвенно-растительного покрова и животного мира Крымского полуострова».




7


1



1



1




1



1




1




1





4


1



1




1





1



3


1



1




1




3


2




1




2

2




4


1



1




1



1




РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма (6ч.)

Международный день Красной Книги.


26.




27.


28.


29.


30.


31.


Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.


Главная гряда Крымских гор.


Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды).


Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)


Равнинно-степной Крым и Керченскоемелкогорье.


Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.

Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела).



1




1


1


1


1


1



32-34

Повторение


3


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!