МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САРЫБАШСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ИМ.А.М.ТИППА
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Утверждаю
Директор МБОУ Сарыбашская школа
_____________Р.У.Удабаши
№______от_________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Литературное чтение на родном языке(крымскотатарском)»
для 2 класса
Авторы: Сеттарова М.С. Сеттарова С.С.
Кол-во часов: 68 (2 ч./н.)
Учитель: Сейтаблаева Хатидже Эмир-Усеиновна
Рассмотрено на Согласовано
Заседании ШМО Зам.директора по УВР
Руководитель ШМО _______ Ю.Ю.Валейчик
_
______________Х.Э-У.Сейтаблаева «________»______________2022г. «______»_____________2022г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании»; Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией А.С.Аблятипова, предназначенной для школ (классов) с родным (крымскотатарским) языком обучения. Литературное чтение имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Литературное чтение призвано формировать функциональную грамотность, закладывает основы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Нормативно-правовые документы
В 2022-2023 учебном году преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
Учебный план МБОУ «Сарыбашская школа с крымскотатарским языком обучения им.А.М.Типпа Первомайского района Республики Крым на текущий год;
Методические рекомендации КРИППО «Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022-2023 учебном году»;
Реализация учебной программы обеспечивается учебником С.С.Саттарова, М.С.Саттарова «Эдебий окъув»(учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках в двух частях, Москва «Просвещение» 2017 год).
Цели и задачи изучения предмета
Целью предмета является приобщение младших школьников к чтению, восприятию и осмыслению учебных, научно-популярных и художественных текстов, приобщение к ценностям крымскотатарской культуры, формирование читательской компетентности обучающихся.
Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:
формирование читательского кругозора, развитие интереса к чтению и книге;
совершенствование умений чтения вслух и молча;
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к крымскотатарской культуре и культуре народов многонациональной России.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2022- 2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты:
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — Крым, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; - проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
Метапредметные результаты:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
-овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения;
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.
Чтение
Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и орфоэпических норм. Развитие поэтического слуха. Работа над скоростью чтения.
Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение находить в тексте необходимую информацию и дать характеристику героям произведений.
Говорение
Монологическая речь. Понимание основной мысли высказывания. Повествование, описание, рассуждение. Использование языковых выразительных средств. Особенности диалогической речи.
Письмо
Нормы письменной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять высказывания.
Виды читательской деятельности
Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение жанра художественного произведения, его темы, главной мысли, сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть, составлять вопросы, пересказывать. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа по иллюстрациям.
Выразительное чтение. Чтение по ролям, инсценирование. Устное словесное рисование. Составление собственного рассказа. Перевод слова, словосочетания, предложения с родного языка на русский язык и с русского на родной. Работа с малым фольклорным жанром. Умение составлять маленькие собственные рассказы, сказки по заданному сюжету.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, крымскотатарские народные сказки о животных, легенды, предания, сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией (Э.Шемьи-Заде, Ю.Темиркъая, А.Одабаш, Гъ.Булгъанакълы, Черкез-Али И.Асанин, С.Эмин) . Современные детские произведения (И.Абдураман, А.Османова, В.Къыпчакъова, С.Усеинов, А.Велиев, Н.Аметова). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, временах года, школе и школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях крымскотатарского народа. Книги разных жанров: художественная, научно-популярная, историческая, справочно-энциклопедическая, детские периодические издания.
Школа – источник знаний.(5ч) Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим», Н.Умеров, рассказ « Сабырлыкъ» (Терпение), Я.Шакир-Али «Окъу, яз!», Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа» (Ты книгу взял в руки), З.Джавтобели. (Загадки), С.Усеинов «Мен лаф этем» (Я говорю).
Устное народное творчество.(8ч) Пословицы, поговорки, скороговорки, детские стихи, колыбельная, считалки, загадки, сказки.
Наступила осень.(7ч) О.Амит «Кузь» (Осень), «Чам тереги ве торгъайчыкъ» (Сосна и воробушек) ривает, Х.К.Андерсен «Аджайип къушлар» (Необыкновенные птицы), Ф.Самединов «Кузь» (Осень), Л.Софу «Дервиза», А.Коринец «Сонъки алма» (Последнее яблоко), З.Джавтобели «Октябрь».
Детские писатели.(3ч) Ю.Къандым «Ватан» (Родина), Гъ.Булгъанакълы «Къарылгъач» (Ласточка), Н.Умеров «Батыр» (Силач), «Бакъа» (Лягушка).
О труде. (8ч) Л.Сулейман «Чебер къызчыкъ» (Мастерица), К.Ушинский «Эки сабан» (Два плуга), «Ирадели Ильяс», Э.Амит «Демирджининъ уста ханесинде» (В мастерской кузнеца), Ю.Аким «Юзюмджи къарт» (Дедушка – виноградарь), Р.Чайлакъ «Энвер къафес япмакъны…» (Энвер строит кормушку), Н.Аметова «Къаракъаш», Э.Ибраим «Унерлер».
Зима.(9ч) Кириш. М.Саттарова «Къыш кельди» (Наступила зима), О.Амит «Къышбабай» (Дед Мороз), А.Сеногъул «Биринджи къар» (Первый снег), С.Шукурджиев «Къар данечиклери сейленелер» (Разговор снежинок), Р.Фазыл, Л.Софу «Къыш зевкы» (Зимние развлечения), Гъ.Булгъанакълы «Къардан адам ясадыкъ» (Мы слепили снеговика), С.Вапиев «Къартбаба ве аювчыкълар» (Дедушка и медвежата), рассказ,
Г.Скребицкий, В.Чаплина «Сансарчыкъ къышны насыл кечире» (Как белка зимует?), «Такътакъкъуш ненен кечине» (Чем питается кукушка) рассказы.
О дружбе.(6ч) Черкез-Али «Достлукъ» (Дружба), «Копек насыл дост къыдыргъан» (Как собака нашла друга), «Икметли сёз» (Мудрое слово), «Мераметли къарынджа» (Добрый муравей) сказки, Н.Умеров «Къазан» (Кастрюля), С.Усеинов «Хош кельдинъиз эвиме» «Добро пожаловать к нам в дом» песня.
Наступила весна.(8ч) Ю.Аким «Буллюр тамчы» (Хрустальная капля), М.Сеттарова «Баарь» (Весна), Э.Керменчикли «Баарь мевсими» (Весна), Л.Сулейман «Биринджи акъбардакъ» (Первый подснежник), по страницам Красной книги, С.Харахады «Тавшанчыкъ баарьни беклей» (Зайчик ждёт наступления весны) сказка, Э.Керменчикли «Баарь мевсими» (Весна) стих, С.Сеттарова «Наврез байрамы» (Праздник Наврез), Э.Къафадар «Наврез кельди» (Пришел Наврез), С.Саттарова «Хыдырлез»
Я люблю свою семью. (8ч) «Гузель анам» (Красивая мама) стих, Р.Фазыл, Л.Софу «Ярдымджы Амет» (Помощник Амет), А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы» (Мамина радость), Э.Керменчикли «Къартанам» (Бабушка), Н.Умеров «Чиберек», «Юзюм» (Виноград), В.Осеева «Огъуллар» (Сыновья).
Мой родной край. (6 ч.) С.Саттарова «Гузель Къырым» (Прекрасный Крым) стих, В.Бекирова «Ватанымыз – Къырым» (Родина – Крым) рассказ, Н.Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы» (Горный ручеёк) стих, В.Бекирова «Симферополь» стих, Ю.Къандым «Байрагъым» (Мой флаг) стих, «Эй гузель Къырым» (Мой прекрасный Крым) песня.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | К/р |
1 | Школа – источник знаний. | 5 ч | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 8 ч | 1 |
3 | Наступила осень. | 7 ч | 1 |
4 | Детские писатели | 3 ч | - |
5 | О труде | 8 ч | 1 |
6 | Зима | 9 ч | 1 |
7 | О дружбе | 6 ч | 1 |
8 | Наступила весна | 8 ч | 1 |
9 | Я люблю свою семью | 8 ч | 1 |
10 | Мой родной край | 6 ч | 1 |
| Итого | 68 ч | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
Мектеп- бильги чокърагъы! | 5 | | | |
1 | Кириш. Дерсликнен чалышув. Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим» | 1 | 05.09.2023 | | |
2 | «Сабырлыкъ». Икяе. | 1 | 07.09.2023 | | |
3 | Я. Шакир-Али «Окъу, яз!». Шиир. | 1 | 12.09.2023 | | |
4 | Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа…». Шиир. З.Джавтобели «Тапмаджа» | 1 | 14.09.2023 | | |
5 | Нутукъ инкишафы дерси. С.Усеинов «Мен анамнен лаф этем» Бильгилеринъизни тешкеринъиз! | 1 | 19.09.2023 | | |
Бир заманда бар экен! | 8 | | | |
6-7 | «Тылсымлы юзюк». Масал. | 2 | 21.09.2023 26.09.2023 | | |
8 | «Койлю ве тильки». Масал. | 1 | 28.09.2023 | | |
9 | Тезайтымлар, сайымлар, пармакъ оюнлары. | 1 | 03.10.2023 | | |
10 | Аталар сёзлери. | 1 | 05.10.2023 | | |
11 | Тапмаджалар. | 1 | 10.10.2023 | | |
12 | Айненилер. | 1 | 12.10.2023 | | |
13 | Незарет иш. | 1 | 17.10.2022 | | |
Бала языджылары! | 4 | | | |
14 | Ю.Къандым «Ватан», Гъ.Булгъанакълы «Къарылгъач». Шиирлер. | 1 | 19.10.2022 | | |
15 | Н.Умеров «Батыр». Шиир. | 1 | 24.10.2022 | | |
16 | Н.Умеров «Бакъа».Шиир. | 1 | 26.10.2022 | | |
17 | Тешкерюв иши. | 1 | 07.11.2022 | | |
Кузь кельди! | 7 | | | |
18 | О. Амит «Кузь».Шиир. | 1 | 09.11.2022 | | |
19 | «Чам тереги ве торгъайчыкъ». Ривает. | 1 | 14.11.2022 | | |
20 | Х.К.Андерсен «Аджайип къушлар». | 1 | 16.11.2022 | | |
21 | Ф.Самединов «Кузь». Шиир. | 1 | 21.11.2022 | | |
22 | Л.Софу «Дервиза». Эсерден парча. | 1 | 23.11.2022 | | |
23 | А.Коринец «Сонъки алма», З.Джавтобели «Октябрь». Шиирлер | 1 | 28.11.2022 | | |
Иштен къоркъма, иш сенден къоркъсын! | 8 | | | |
24 | Л.Сулейман «Чебер къызчыкъ». Шиир. | 1 | 30.11.2022 | | |
25 | К.Ушинский «Эки сабан». Икае. | 1 | 05.12.2022 | | |
26 | «Ирадели Ильяс». Шиир. | 1 | 07.12.2022 | | |
27 | Э.Амит «Дермирджилик устаханеси». Эсерден парча. | 1 | 12.12.2022 | | |
28 | Ю.Аким «Юзюмджи къарт». Шиир. | 1 | 14.12.2022 | | |
29 | Р.Чайлакъ «Энвер къафес апмакъны…». Н.Аметова «Къаракъаш» | 1 | 19.12.2022 | | |
30 | Э.Ибраим «Унерлер». Шиир | 1 | 21.12.2022 | | |
31 | Тешкерюв иши. | 1 | 26.12.2022 | | |
Къыш! | 9 | | |
32 | Кириш. М.Саттарова «Къыш кельди».Икяе. | 1 | 28.12.2022 | | |
33 | О.Амит «Къышбабай». Шиир. | 1 | 09.01.2023 | | |
34 | А. Сеногъул «Биринджи къар». Шиир. | 1 | 11.01.2023 | | |
35 | С. Шукурджиев «Къар данечиклери сейленелер». Икяе. | 1 | 16.01.2023 | | |
36 | Р.Фазыл, Л.Софу «Къыш зевкъы», Гъ.Булгъанакълы «Къардан адам ясадыкъ». Шиир. | 1 | 18.01.2023 | | |
37 | С. Вапиев «Къартбаба ве аювчыкълар». Икяе. | 1 | 23.01.2023 | | |
38 | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Сансарчыкъ къышны насыл кечире» | 1 | 25.01.2023 | | |
39 | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Такътакъкъуш ненен кечине» | 1 | 30.01.2023 | | |
40 | Незарет иши. | 1 | 01.02.2023 | | |
Достлукът акъкъында! | 6 | | | |
41-42 | Черкез-Али «Достлукъ». Шиир. «Копек насыл дост къыдыргъан» .Масал. | 2 | 06.02.2023 08.02.2023 | | |
43 | «Икметли сёз».. Масал. | 1 | 13.02.2023 | | |
44 | «Мераметли къарынджа» Масал. | 1 | 15.02.2023 | | |
45 | Н.Умеров «Къазан». Шиир. | 1 | 20.02.2023 | | |
46 | С.Усеинов «Хош кельдинъиз эвиме» йыр. Бильгилеринъизни тешкеринъиз. | 1 | 22.02.2023 | | |
Къорантамны пек севем! | 8 | |
47 | «Гузель анам». Шиир. Тюркчеден терджиме. | 1 | 27.02.2023 | | |
48 | Р.Фазыл Л.Софу «Ярдымджы Амет». Икяе. | 1 | 01.03.2023 | | |
49 | А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы». Шиир. | 1 | 06.03.2023 | | |
50 | Э.Керменчикли «Къартанам». Шиир. | 1 | 13.03.2023 | | |
51 | Н.Умеров «Чиберек». Шиир. | 1 | 15.03.2023 | | |
52 | В.Осеева «Огъуллар». Икяе. | 1 | 27.03.2023 | | |
53 | Н.Умеров «Юзюм». Бильгилеринъизни тешкеринъиз. | 1 | 29.03.2023 | | |
54 | Тешкерюв иши. | 1 | 03.04.2023 | | |
Баарь кельди! | 8 | | |
55 | «Буллюр тамчы» Ю.Аким | 1 | 05.04.2023 | | |
56 | «Баарь» М.Саттарова | 1 | 10.04.2023 | | |
57 | «Биринджи акъбардакъ» Л.Сулейман | 1 | 12.04.2023 | | |
58 | «Тавшанчыкъ баарьни беклей» С.Харахады | 1 | 17.04.2023 | | |
59 | «Баарь мевсими» Э.Керменчикли | 1 | 19.04.2023 | | |
60 | «Наврез байрамы» С.Саттарова. | 1 | 24.04.2023 | | |
61 | «Наврез кельди!» Э.Къафадар | 1 | 26.04.2023 | | |
62 | «Хыдырлез» С.Саттарова. Бильгилеринъизни тешкеринъиз. | 1 | 03.05.2023 | | |
Меним тувгъан улькем! | 6 | | | |
63 | С.Саттарова «Гузель Къырым». Шиир. | 1 | 10.05.2023 | | |
64 | В. Бекирова «Ватанымыз – Къырым». Икяе. | 1 | 15.05.2023 | | |
65 | Н. Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы». Шиир. | 1 | 17.05.2023 | | |
66 | В. Бекирова «Симферополь». Икяе. | 1 | 22.05.2023 | | |
67 | Ю.Къандым «Байрагъым», «Эй гузель Къырым!» йыр. Бильгилеринъизни тешкеринъиз. | 1 | 24.05.2023 | | |
68 | Нетидже дерс | 1 | | | |
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МБОУСарыбашская школа
_________Ю.Ю. Валейчик __________Р.У.Удабаши
«_______»______________2022г. «______»_____________2022г.
Лист коррекции
учителя _____Сейтаблаевой Хатидже Эмир-Усеиновны_______
(Ф.И.О)
по предмету ___ литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)______
(предмет)
Класс | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
15