СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по крымскотатарской литературе 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формирование читательского кругозора, развитие интереса к чтению и книге;
  • совершенствование умений чтения вслух и молча;
  • приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к крымскотатарской культуре и культуре народов многонациональной России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по крымскотатарской литературе 2 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРЫБАШСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ИМ.А.М.ТИППА

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»




Утверждаю

Директор МБОУ Сарыбашская школа

_____________Р.У.Удабаши

№______от_________2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Литературное чтение на родном языке(крымскотатарском)»

для 2 класса

Авторы: Сеттарова М.С. Сеттарова С.С.

Кол-во часов: 68 (2 ч./н.)

Учитель: Сейтаблаева Хатидже Эмир-Усеиновна





Рассмотрено на Согласовано

Заседании ШМО Зам.директора по УВР

Руководитель ШМО _______ Ю.Ю.Валейчик

_ ______________Х.Э-У.Сейтаблаева «________»______________2022г. «______»_____________2022г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа написана на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании»; Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией А.С.Аблятипова, предназначенной для школ (классов) с родным (крымскотатарским) языком обучения. Литературное чтение имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Литературное чтение призвано формировать функциональную грамотность, закладывает основы духовно-нравственного воспитания обучающихся.


Нормативно-правовые документы

В 2022-2023 учебном году преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);

  • приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

  • Учебный план МБОУ «Сарыбашская школа с крымскотатарским языком обучения им.А.М.Типпа Первомайского района Республики Крым на текущий год;

  • Методические рекомендации КРИППО «Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022-2023 учебном году»;

  • Реализация учебной программы обеспечивается учебником С.С.Саттарова, М.С.Саттарова «Эдебий окъув»(учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках в двух частях, Москва «Просвещение» 2017 год).


Цели и задачи изучения предмета

Целью предмета является приобщение младших школьников к чтению, восприятию и осмыслению учебных, научно-популярных и художественных текстов, приобщение к ценностям крымскотатарской культуры, формирование читательской компетентности обучающихся.

Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:

  • формирование читательского кругозора, развитие интереса к чтению и книге;

  • совершенствование умений чтения вслух и молча;

  • приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

  • воспитание интереса и уважения к крымскотатарской культуре и культуре народов многонациональной России.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2022- 2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты:
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — Крым, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; - проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

Метапредметные результаты:

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

-овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-использование разных видов чтения;

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;


Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.

Чтение

Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и орфоэпических норм. Развитие поэтического слуха. Работа над скоростью чтения.

Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение находить в тексте необходимую информацию и дать характеристику героям произведений.

Говорение

Монологическая речь. Понимание основной мысли высказывания. Повествование, описание, рассуждение. Использование языковых выразительных средств. Особенности диалогической речи.

Письмо

Нормы письменной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять высказывания.

Виды читательской деятельности

Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение жанра художественного произведения, его темы, главной мысли, сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть, составлять вопросы, пересказывать. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа по иллюстрациям.

Выразительное чтение. Чтение по ролям, инсценирование. Устное словесное рисование. Составление собственного рассказа. Перевод слова, словосочетания, предложения с родного языка на русский язык и с русского на родной. Работа с малым фольклорным жанром. Умение составлять маленькие собственные рассказы, сказки по заданному сюжету.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, крымскотатарские народные сказки о животных, легенды, предания, сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией (Э.Шемьи-Заде, Ю.Темиркъая, А.Одабаш, Гъ.Булгъанакълы, Черкез-Али И.Асанин, С.Эмин) . Современные детские произведения (И.Абдураман, А.Османова, В.Къыпчакъова, С.Усеинов, А.Велиев, Н.Аметова). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, временах года, школе и школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях крымскотатарского народа. Книги разных жанров: художественная, научно-популярная, историческая, справочно-энциклопедическая, детские периодические издания.

Школа – источник знаний.(5ч) Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим», Н.Умеров, рассказ « Сабырлыкъ» (Терпение), Я.Шакир-Али «Окъу, яз!», Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа» (Ты книгу взял в руки), З.Джавтобели. (Загадки), С.Усеинов «Мен лаф этем» (Я говорю).

Устное народное творчество.(8ч) Пословицы, поговорки, скороговорки, детские стихи, колыбельная, считалки, загадки, сказки.

Наступила осень.(7ч) О.Амит «Кузь» (Осень), «Чам тереги ве торгъайчыкъ» (Сосна и воробушек) ривает, Х.К.Андерсен «Аджайип къушлар» (Необыкновенные птицы), Ф.Самединов «Кузь» (Осень), Л.Софу «Дервиза», А.Коринец «Сонъки алма» (Последнее яблоко), З.Джавтобели «Октябрь».

Детские писатели.(3ч) Ю.Къандым «Ватан» (Родина), Гъ.Булгъанакълы «Къарылгъач» (Ласточка), Н.Умеров «Батыр» (Силач), «Бакъа» (Лягушка).

О труде. (8ч) Л.Сулейман «Чебер къызчыкъ» (Мастерица), К.Ушинский «Эки сабан» (Два плуга), «Ирадели Ильяс», Э.Амит «Демирджининъ уста ханесинде» (В мастерской кузнеца), Ю.Аким «Юзюмджи къарт» (Дедушка – виноградарь), Р.Чайлакъ «Энвер къафес япмакъны…» (Энвер строит кормушку), Н.Аметова «Къаракъаш», Э.Ибраим «Унерлер».

Зима.(9ч) Кириш. М.Саттарова «Къыш кельди» (Наступила зима), О.Амит «Къышбабай» (Дед Мороз), А.Сеногъул «Биринджи къар» (Первый снег), С.Шукурджиев «Къар данечиклери сейленелер» (Разговор снежинок), Р.Фазыл, Л.Софу «Къыш зевкы» (Зимние развлечения), Гъ.Булгъанакълы «Къардан адам ясадыкъ» (Мы слепили снеговика), С.Вапиев «Къартбаба ве аювчыкълар» (Дедушка и медвежата), рассказ,

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Сансарчыкъ къышны насыл кечире» (Как белка зимует?), «Такътакъкъуш ненен кечине» (Чем питается кукушка) рассказы.

О дружбе.(6ч) Черкез-Али «Достлукъ» (Дружба), «Копек насыл дост къыдыргъан» (Как собака нашла друга), «Икметли сёз» (Мудрое слово), «Мераметли къарынджа» (Добрый муравей) сказки, Н.Умеров «Къазан» (Кастрюля), С.Усеинов «Хош кельдинъиз эвиме» «Добро пожаловать к нам в дом» песня.

Наступила весна.(8ч) Ю.Аким «Буллюр тамчы» (Хрустальная капля), М.Сеттарова «Баарь» (Весна), Э.Керменчикли «Баарь мевсими» (Весна), Л.Сулейман «Биринджи акъбардакъ» (Первый подснежник), по страницам Красной книги, С.Харахады «Тавшанчыкъ баарьни беклей» (Зайчик ждёт наступления весны) сказка, Э.Керменчикли «Баарь мевсими» (Весна) стих, С.Сеттарова «Наврез байрамы» (Праздник Наврез), Э.Къафадар «Наврез кельди» (Пришел Наврез), С.Саттарова «Хыдырлез»

Я люблю свою семью. (8ч) «Гузель анам» (Красивая мама) стих, Р.Фазыл, Л.Софу «Ярдымджы Амет» (Помощник Амет), А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы» (Мамина радость), Э.Керменчикли «Къартанам» (Бабушка), Н.Умеров «Чиберек», «Юзюм» (Виноград), В.Осеева «Огъуллар» (Сыновья).

Мой родной край. (6 ч.) С.Саттарова «Гузель Къырым» (Прекрасный Крым) стих, В.Бекирова «Ватанымыз – Къырым» (Родина – Крым) рассказ, Н.Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы» (Горный ручеёк) стих, В.Бекирова «Симферополь» стих, Ю.Къандым «Байрагъым» (Мой флаг) стих, «Эй гузель Къырым» (Мой прекрасный Крым) песня.




Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

К/р

1

Школа – источник знаний.

5 ч

1

2

Устное народное творчество.

8 ч

1

3

Наступила осень.

7 ч

1

4

Детские писатели

3 ч

-

5

О труде

8 ч

1

6

Зима

9 ч

1

7

О дружбе

6 ч

1

8

Наступила весна

8 ч

1

9

Я люблю свою семью

8 ч

1

10

Мой родной край

6 ч

1


Итого

68 ч

9









Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

План

Факт

Мектеп- бильги чокърагъы!

5




1

Кириш. Дерсликнен чалышув. Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим»

1

05.09.2023



2

«Сабырлыкъ». Икяе.

1

07.09.2023



3

Я. Шакир-Али «Окъу, яз!». Шиир.

1

12.09.2023



4

Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа…». Шиир.

З.Джавтобели «Тапмаджа»


1

14.09.2023



5

Нутукъ инкишафы дерси. С.Усеинов «Мен анамнен лаф этем» Бильгилеринъизни тешкеринъиз!

1

19.09.2023



Бир заманда бар экен!

8




6-7

«Тылсымлы юзюк». Масал.


2

21.09.2023

26.09.2023



8

«Койлю ве тильки». Масал.

1

28.09.2023



9

Тезайтымлар, сайымлар, пармакъ оюнлары.

1

03.10.2023



10

Аталар сёзлери.

1

05.10.2023



11

Тапмаджалар.

1

10.10.2023



12

Айненилер.

1

12.10.2023



13

Незарет иш.

1

17.10.2022



Бала языджылары!

4




14

Ю.Къандым «Ватан», Гъ.Булгъанакълы «Къарылгъач». Шиирлер.

1

19.10.2022



15

Н.Умеров «Батыр». Шиир.

1

24.10.2022



16

Н.Умеров «Бакъа».Шиир.

1

26.10.2022



17

Тешкерюв иши.

1

07.11.2022



Кузь кельди!

7




18

О. Амит «Кузь».Шиир.

1

09.11.2022



19

«Чам тереги ве торгъайчыкъ». Ривает.

1

14.11.2022



20

Х.К.Андерсен «Аджайип къушлар».

1

16.11.2022



21

Ф.Самединов «Кузь». Шиир.

1

21.11.2022



22

Л.Софу «Дервиза». Эсерден парча.

1

23.11.2022



23

А.Коринец «Сонъки алма», З.Джавтобели «Октябрь». Шиирлер

1

28.11.2022



Иштен къоркъма, иш сенден къоркъсын!

8




24

Л.Сулейман «Чебер къызчыкъ». Шиир.

1

30.11.2022



25

К.Ушинский «Эки сабан». Икае.

1

05.12.2022



26

«Ирадели Ильяс». Шиир.

1

07.12.2022



27

Э.Амит «Дермирджилик устаханеси». Эсерден парча.

1

12.12.2022



28

Ю.Аким «Юзюмджи къарт». Шиир.

1

14.12.2022



29

Р.Чайлакъ «Энвер къафес апмакъны…». Н.Аметова «Къаракъаш»

1

19.12.2022



30

Э.Ибраим «Унерлер». Шиир

1

21.12.2022



31

Тешкерюв иши.

1

26.12.2022



Къыш!

9



32

Кириш. М.Саттарова «Къыш кельди».Икяе.

1

28.12.2022



33

О.Амит «Къышбабай». Шиир.

1

09.01.2023



34

А. Сеногъул «Биринджи къар». Шиир.

1

11.01.2023



35

С. Шукурджиев «Къар данечиклери сейленелер». Икяе.

1

16.01.2023



36

Р.Фазыл, Л.Софу «Къыш зевкъы»,

Гъ.Булгъанакълы «Къардан адам ясадыкъ». Шиир.

1

18.01.2023



37

С. Вапиев «Къартбаба ве аювчыкълар». Икяе.

1

23.01.2023



38

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Сансарчыкъ къышны насыл кечире»

1

25.01.2023



39

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Такътакъкъуш ненен кечине»

1

30.01.2023



40

Незарет иши.

1

01.02.2023



Достлукът акъкъында!

6




41-42

Черкез-Али «Достлукъ». Шиир. «Копек насыл дост къыдыргъан» .Масал.


2

06.02.2023

08.02.2023



43

«Икметли сёз».. Масал.

1

13.02.2023



44

«Мераметли къарынджа» Масал.

1

15.02.2023



45

Н.Умеров «Къазан». Шиир.

1

20.02.2023



46

С.Усеинов «Хош кельдинъиз эвиме» йыр.

Бильгилеринъизни тешкеринъиз.


1

22.02.2023



Къорантамны пек севем!

8


47

«Гузель анам». Шиир. Тюркчеден терджиме.

1

27.02.2023



48

Р.Фазыл Л.Софу «Ярдымджы Амет». Икяе.

1

01.03.2023



49

А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы». Шиир.

1

06.03.2023



50

Э.Керменчикли «Къартанам». Шиир.

1

13.03.2023



51

Н.Умеров «Чиберек». Шиир.

1

15.03.2023



52

В.Осеева «Огъуллар». Икяе.

1

27.03.2023



53

Н.Умеров «Юзюм». Бильгилеринъизни тешкеринъиз.

1

29.03.2023



54

Тешкерюв иши.

1

03.04.2023



Баарь кельди!

8



55

«Буллюр тамчы» Ю.Аким

1

05.04.2023



56

«Баарь» М.Саттарова

1

10.04.2023



57

«Биринджи акъбардакъ» Л.Сулейман

1

12.04.2023



58

«Тавшанчыкъ баарьни беклей» С.Харахады

1

17.04.2023



59

«Баарь мевсими» Э.Керменчикли

1

19.04.2023



60

«Наврез байрамы» С.Саттарова.

1

24.04.2023



61

«Наврез кельди!» Э.Къафадар

1

26.04.2023



62

«Хыдырлез» С.Саттарова. Бильгилеринъизни тешкеринъиз.

1

03.05.2023



Меним тувгъан улькем!

6




63

С.Саттарова «Гузель Къырым». Шиир.

1

10.05.2023



64

В. Бекирова «Ватанымыз – Къырым». Икяе.

1

15.05.2023



65

Н. Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы». Шиир.

1

17.05.2023



66

В. Бекирова «Симферополь». Икяе.

1

22.05.2023



67

Ю.Къандым «Байрагъым», «Эй гузель Къырым!» йыр. Бильгилеринъизни тешкеринъиз.

1

24.05.2023



68

Нетидже дерс

1
















Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МБОУСарыбашская школа

_________Ю.Ю. Валейчик __________Р.У.Удабаши

«_______»______________2022г. «______»_____________2022г.


Лист коррекции

учителя _____Сейтаблаевой Хатидже Эмир-Усеиновны_______

(Ф.И.О)

по предмету ___ литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)______

(предмет)


Класс

Тема урока

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

по факту











































































15