СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по культуре общения (5 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "Культура общения" входит в образовательную область "Филология". Целью обучения данного предмета является формирование коммуникативной грамотности обучающихся, прежде всего культуры устного общения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по культуре общения (5 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей школы
протокол №1от «29»августа 2014г.


Утверждена педагогическим советом школы



протокол № 1

от «30» августа 2014г.


«Утверждаю»_________


Директор школы

А.Е. Полякова


приказ № 62

от «30» августа 2014 г.





Рабочая программа

по культуре общения 5 класса

(общеобразовательное обучение)


на 2014-2015 учебный год








Составитель:

Аксенова Лариса Ивановна






















с. Березовка 2014


Пояснительная записка

Количество часов в неделю – 0,5

Количество часов в год – 17,5

Уровень программы – базовый

Тип программы – модифицированный


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


  • Федеральный закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 379 от 27.12.2011г №2885;

  • Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Берёзовской средней общеобразовательной школы;

  • Образовательной программы МКОУ Берёзовской СОШ на 2012-2015 учебный год.




Данная программа разработана на основе следующей программы:

Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.

Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у обучающихся прежде всего культуру устного общения.


Принадлежность предмета «Культура общения»


Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».

В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.


Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса


К концу 5-го класса учащиеся должнызнать:

  • понятия вежливость, воспитанность, тактичность, эти­кет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

  • принципы этикетного поведения и общения;

  • функции и виды этикета;

  • национальные особенности этикета

  • составляющие внешнего вида человека;

  • функции одежды, виды одежды гю назначению;

  • функции речевого этикета;

  • формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях:приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

  • функции письма, виды писем;

  • правила оформления и написания писем;

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, до­чери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, маль­чика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.

  • причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

  • анализировать чужое и собственное поведение с точки зре­ния соблюдения и нарушения норм этикета;

  • строит; собственное поведе ние в стандартных коммуника­тивных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных си­туациях;

  • определять и исправлять нарушения в этикете своего внеш­не-то вида;

  • соотносить внешний вид и ситуацию общения;

  • произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

  • правильно оформлять письма различных типов в соответст­вии с адресатом и поводом;

  • четко произносить не менее 25 скороговорок;

  • не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;

  • правильно ставить ударение в словах:баловать, балует, из­балованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, за­дета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, на­чаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, по­нял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шо­фер, шоферы;

  • различать значение слов и правильно их употреблять:неве­жа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;

  • определять родовую отнесенность слов:шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;

  • уметь образовывать форму множественного числа родитель­ного падежа существительных:букет георгинов; купить апельси­нов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, вале­нок, сапог, чулок, носков;

  • уметь образовывать форму множественного числа существи­тельных: инженер, свитер, столяр, шофер;

  • уметь правильно образовывать глагольные формы:поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, ме­рите, мерят);

  • объяснять смысл поговорок и пословиц:

В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка по­ет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим ус­тавом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Да­реному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. До­рога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше позд­но, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету. Порядок время бережет. С волками жить - по-волчьи выть. С миру по нитке - голому рубашка. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. Слово не воробей, вылетит - не пойма­ешь. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Старый друг лучше новых двух. Тебя только за смертью посылать. У короткого ума длинный язык. Утро вечера мудренее. Хорошее слово всегда к месту. Что с возу упало, то пропало. Язык до Киева доведет. Язык мой - враг мой.


Содержание тем учебного курса


1. Понятие  этикета. Мы живем среди людей.

Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение значений слов вежливый невежа. Принципы правильного общения. Принципы правильного поведения. Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Понятие норм этикета.

2. История  этикета. Национальные особенности этикета.

Зарождение этикета. Этикет древнего человека. Этикет средневековья и современный этикет. Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, этикета поведения, речевого этикета. Западный и восточный этикет.

3. Этикет внешнего вида. Правила  моды.

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Составляющие внешнего вида. Функции одежды. Понятие вкуса. Правила моды. Виды одежды по назначению. Гигиена как составляющая культуры человека.

4. Понятие  речевого этикета. Языковой  паспорт человека.

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова». Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ и др. Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» человека говорящего.

4. Этикет личной переписки.

Способы передачи информации. Появление письменности. Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем. Правила оформления писем. Основные части письма. Понятие адресата и адресанта (отправителя). Правила написания писем.

5. Правила и законы общения

Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Основы человеческих отношений в современном обществе. Основные принципы человеческих отношений в современном обществе. Законы общения. Отношение к грубым словам и ругательствам. Понятие комплимента.

6. Понятие ролевого поведения

Понятие ролевого поведения. Виды ролей: постоянные и кратковременные. Нарушение ролевого поведения и его последствия. Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям. Общение с соседями. Роли сына, дочери, внука. Роль ученика в общении с учителем. Общение с младшими. Общение с ровесниками.

7. Ролевое поведение в общественных местах

Поведение на улице. Поведение в транспорте. Поведение в магазине. Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Поведение в гостях. Прием гостей. Приглашение в гости. Этикет вручения подарка. Этикет чаепития. Угощение и развлечение гостей. Незваный гость. Поведение на природе. Роли отдыхающих и туристов.

8. Обобщающий урок практикум

Подведение итогов уроков по культуре общения. Систематизация и закрепление знаний с помощью обобщающих вопросов и заданий.




Перечень учебно – методического обеспечения


Основная литература:

Грищук Е.И., Мудрова Л.Д.,  Стернин И.А.  Культура Общения. 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПKPO, 2009


Дополнительная литература:

Антонов Л. Г. Развитие речи: уроки риторики. Ярославль, 1997.

Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 кл.: Методическое пособие к курсу «Мир общения», Брянск, 1996.

Лихачева  Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.

Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1983.














 Календарно-тематическое планирование по культуре общения в 5 классе

 

кол-во часов

дата

                            тема 

план

факт

1

 

1

 

 

Понятие поведения.Мы живём среди людей.

 

2

1

 

 

История этикета. Понятие этикета.

3

1

 

 

Этикет внешнего вида.

 

4

1

 

 

Выражение эмоции и оценки

5

1

 

 

История этикета внешнего вида

6

1

 

 

Правила моды. Основные функции одежды

7

1

 

 

Понятие речевого этикета

8

1

 

 

Языковой паспорт человека

9

1

 

 

Языковой паспорт человека. Практикум

10

1

 

 

Этикет личной переписки

11

1

 

 

Правила и законы. Почему нужны правила общения

12-13

2

 

 

Законы общения

14

1

 

 

Понятие ролевого поведения

15

1

 

 

Взрослые и дети. Роль ученика

16

1

 

 

Трудные роли мальчика и девочки. Обобщение

17

1

 

 

Обобщающий урок. Практикум

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!