Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей школы протокол №1от «29»августа 2014г. | Утверждена педагогическим советом школы протокол № 1 от «30» августа 2014г. | «Утверждаю»_________ Директор школы А.Е. Полякова приказ № 62 от «30» августа 2014 г. |
Рабочая программа
по культуре общения 5 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Аксенова Лариса Ивановна
с. Березовка 2014
Пояснительная записка
Количество часов в неделю – 0,5
Количество часов в год – 17,5
Уровень программы – базовый
Тип программы – модифицированный
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 379 от 27.12.2011г №2885;
Данная программа разработана на основе следующей программы:
Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.
Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у обучающихся прежде всего культуру устного общения.
Принадлежность предмета «Культура общения»
Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»
Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
-устойчивых риторических навыков;
-устойчивых навыков культуры устной речи;
-навыков эффективного общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
К концу 5-го класса учащиеся должнызнать:
понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;
принципы этикетного поведения и общения;
функции и виды этикета;
национальные особенности этикета
составляющие внешнего вида человека;
функции одежды, виды одежды гю назначению;
функции речевого этикета;
формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях:приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);
функции письма, виды писем;
правила оформления и написания писем;
правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.
причины конфликтов с ровесниками.
К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:
анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
строит; собственное поведе ние в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;
определять и исправлять нарушения в этикете своего внешне-то вида;
соотносить внешний вид и ситуацию общения;
произнести похвалу, комплимент и ответить на них;
правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
четко произносить не менее 25 скороговорок;
не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;
правильно ставить ударение в словах:баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, задета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;
различать значение слов и правильно их употреблять:невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;
определять родовую отнесенность слов:шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;
уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных:букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;
уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;
уметь правильно образовывать глагольные формы:поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);
объяснять смысл поговорок и пословиц:
В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету. Порядок время бережет. С волками жить - по-волчьи выть. С миру по нитке - голому рубашка. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Старый друг лучше новых двух. Тебя только за смертью посылать. У короткого ума длинный язык. Утро вечера мудренее. Хорошее слово всегда к месту. Что с возу упало, то пропало. Язык до Киева доведет. Язык мой - враг мой.
Содержание тем учебного курса
1. Понятие этикета. Мы живем среди людей.
Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение значений слов вежливый невежа. Принципы правильного общения. Принципы правильного поведения. Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Понятие норм этикета.
2. История этикета. Национальные особенности этикета.
Зарождение этикета. Этикет древнего человека. Этикет средневековья и современный этикет. Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, этикета поведения, речевого этикета. Западный и восточный этикет.
3. Этикет внешнего вида. Правила моды.
Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Составляющие внешнего вида. Функции одежды. Понятие вкуса. Правила моды. Виды одежды по назначению. Гигиена как составляющая культуры человека.
4. Понятие речевого этикета. Языковой паспорт человека.
Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова». Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ и др. Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» человека говорящего.
4. Этикет личной переписки.
Способы передачи информации. Появление письменности. Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем. Правила оформления писем. Основные части письма. Понятие адресата и адресанта (отправителя). Правила написания писем.
5. Правила и законы общения
Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Основы человеческих отношений в современном обществе. Основные принципы человеческих отношений в современном обществе. Законы общения. Отношение к грубым словам и ругательствам. Понятие комплимента.
6. Понятие ролевого поведения
Понятие ролевого поведения. Виды ролей: постоянные и кратковременные. Нарушение ролевого поведения и его последствия. Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям. Общение с соседями. Роли сына, дочери, внука. Роль ученика в общении с учителем. Общение с младшими. Общение с ровесниками.
7. Ролевое поведение в общественных местах
Поведение на улице. Поведение в транспорте. Поведение в магазине. Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Поведение в гостях. Прием гостей. Приглашение в гости. Этикет вручения подарка. Этикет чаепития. Угощение и развлечение гостей. Незваный гость. Поведение на природе. Роли отдыхающих и туристов.
8. Обобщающий урок практикум
Подведение итогов уроков по культуре общения. Систематизация и закрепление знаний с помощью обобщающих вопросов и заданий.
Перечень учебно – методического обеспечения
Основная литература:
Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПKPO, 2009
Дополнительная литература:
Антонов Л. Г. Развитие речи: уроки риторики. Ярославль, 1997.
Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 кл.: Методическое пособие к курсу «Мир общения», Брянск, 1996.
Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.
Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1983.
Календарно-тематическое планирование по культуре общения в 5 классе
№ | кол-во часов | дата | тема |
план | факт |
1 | 1 | | | Понятие поведения.Мы живём среди людей. |
2 | 1 | | | История этикета. Понятие этикета. |
3 | 1 | | | Этикет внешнего вида. |
4 | 1 | | | Выражение эмоции и оценки |
5 | 1 | | | История этикета внешнего вида |
6 | 1 | | | Правила моды. Основные функции одежды |
7 | 1 | | | Понятие речевого этикета |
8 | 1 | | | Языковой паспорт человека |
9 | 1 | | | Языковой паспорт человека. Практикум |
10 | 1 | | | Этикет личной переписки |
11 | 1 | | | Правила и законы. Почему нужны правила общения |
12-13 | 2 | | | Законы общения |
14 | 1 | | | Понятие ролевого поведения |
15 | 1 | | | Взрослые и дети. Роль ученика |
16 | 1 | | | Трудные роли мальчика и девочки. Обобщение |
17 | 1 | | | Обобщающий урок. Практикум |