СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу физика 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу физика 7 класс»

Миллеровский район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа №2



«Утверждаю»

Директор МБОУ Терновской ООШ №2

_______________ Е.Ф. Михайловская

Приказ № ___от _______ 2018 г.




Рабочая программа

по курсу «Физика»

Уровень общего образования – основное общее образование

7 класс на 2018-2019 учебный год

Количество часов: 7 класс– 64

Учитель – Масло Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ

«Физика 7 класс», А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2017 г.





2017





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Терновской ООШ №2

№ ____ от _______ 2018 года

______________ Абакумова Е.Н.

подпись рук. МО Ф.И.О.

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению педагогическим советом

МБОУ Терновской ООШ №2

Протокол № ____от _________2018 года

Председатель

___________________ Е.Ф. Михайловская

подпись
















Пояснительная записка


1.1. Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (из расчета 2 ч в неделю). С учетом выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году 64 часа. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Образовательной программой образовательного учреждения;

  • Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2014.

1.2. Рабочая программа реализуется:

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • А.В Перышкин. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.

  • Рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» Москва Дрофа 2018.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественно- научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

1.3. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих задач и целей.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явле­ний природы, о закономерностях процессов и о законах фи­зики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и уг­лублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих

задачи:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

1.4. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ Терновская ООШ №2. Распределение учебных часов произведено с учетом государственных праздничных дней приходящихся на учебные недели месяца. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.


2. Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей уча­щихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста­новки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными результатами обучения физике являются:


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

 понимать роль эксперимента в получении научной информации;

 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

 использовать при выполнении учебных задач научно- популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Физика 7 класс.

Физика и физические методы изучения природы.

 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы

 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, 44 сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Первоначальные сведения о строении вещества

 описывать изученные свойства тел;

 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых агрегатные состояния вещества,

 анализировать свойства тел

 приводить примеры практического использования физических знаний.

Взаимодействие тел.

 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел;

 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы, закон Гука), при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

 решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов (закон Гука) находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;

 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

 решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (давление, сила, плотность): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда )

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Работа и мощность. Энергия

 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения,

 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, при этом различать словесную формулировку закона;

 решать задачи, используя физический закон и формулы, связывающие физические величины (скорость, масса тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения курса физики учащийся научится:


Тема

Результаты

7 класс

Введение


 понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

 умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

 владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;

 понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс

Первоначальные сведения

о строении вещества)


 понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

 владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;  понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

 умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды)

Взаимодействия тел


 понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение

 умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

 владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления

 понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука

 владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

 умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела

 умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

 понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления

 умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда

 владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда

 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда

 понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании

 владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности

Работа и мощность. Энергия


 понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой

 умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

 владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага

 понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

 понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.

 владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности

3. Содержание учебного курса

Физика 7 класс


п/п

Название раздела, темы курса

Кол-во

часов

Содержание учебной темы


Введение

2

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.

1

§1. Что изучает физика

§2. Некоторые физические термины

§3. Наблюдения и опыты

1

2

§4. Физические величины. Измерение физических величин.

§5. Точность и погрешность измерений

§6. Физика и техника

1

3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора»»

1


Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

(1/0)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

4

§7. Строение вещества

§8. Молекулы

1

5

Лабораторная работа

«Определение размеров малых тел»

1

6

§9. Броуновское движение

§10. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

§11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

7

§12. Агрегатные состояния вещества

§13. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1


Глава 2. Взаимодействие тел

23

(3/2)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы

8

§14. Механическое движение

1

9

§15. Равномерное и неравномерное движение

1

10

§16. Скорость. Единицы скорости

§17. Расчет пути и времени движения

1

11

§18. Инерция

1

12

§19. Взаимодействие тел

§20. Масса тела. Единицы массы

1

13

§21. Измерение массы тела на весах

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

1


14

§22. Плотность вещества

1

15

Лабораторная работа «Измерение V твердого тела»

1

16

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»

1

17

§23. Расчет массы и объема тела по его плотности.

2

18

Решение задач.

1

19

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1

20

§24. Сила

1

21

§25. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

22

§26. Сила упругости. Закон Гука.

1

23

§27. Вес тела

1

24

§28. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

25

§29. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

1

26

§30. Динамометр

§31. Сложение двух сил направленных по прямой. Равнодействующая двух сил.

1

27

§32. Сила трения

§33. Трение покоя

1

28

§34. Трение в природе и технике

1

29

Решение задач


30

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»

1


Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

22

(1/2)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

31

§35. Давление. Единицы давления.

1

32

§36. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

33

§37. Давление газа.

1

34

§38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

35

§39. Давление в жидкости и газе.

1

36

§40. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. 

1

37

Решение задач

1

38

§41. Сообщающие сосуды.

1

39

§42. Вес воздуха. Атмосферное давление.

§43. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

40

§44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41

§45. Барометр-анероид.

§46. Атмосферное давление на различных высотах.

§47. Манометры.

§48. Поршневой жидкостный насос.

1

42

Контрольная работа по теме: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда».

1

43

§49. Гидравлический пресс.

1

44

§50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

45

§51. Архимедова сила.

1

46

Лабораторная работа №11 по теме: « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

47

§52. Плавание тел.

1

48

Решение задач

1

49

§53. Плавание судов.

§54. Воздухоплавание.

1

50

Решение задач

1

51

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила».

1


Глава 4. Работа и мощность. Энергия.

15

(1/1)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

52

§55. Механическая работа. Единицы работы.

1

53

§56. Мощность. Единицы мощности.

1

54

§57. Простые механизмы.

§58. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

55

§59. Момент силы.

1

56

§60. Рычаг в технике, быту и природе.

1

57

Лабораторная работа по теме: «Выяснение условия равновесия рычага».

1

58

§61. Применение закона равновесия рычага к блоку.

§62. Равенство работ при использовании простых механизмов « Золотое правило механики».

1

59

Решение задач

1

60

§63. Центр тяжести тела

§64. Условия равновесия тел

1

61

§65. Коэффициент полезного действия.

1

62

§66. Энергия.

§67. Потенциальная и кинетическая энергия.

§68. Превращение одного вида энергии в другой.

1

63

Контрольная работа по теме: « Работа, мощность, энергия».

1

64

Итого:

64



Итого:

64




4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Физика 7 класс


п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов (л/р к/р)

Форма занятий


Планируемые результаты

(ученик должен)


Введение

2


- понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и по­грешности измерения;

- понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

1

§1. Что изучает физика

§2. Некоторые физические термины

§3. Наблюдения и опыты

1


2

§4. Физические величины. Измерение физических величин.

§5. Точность и погрешность измерений

§6. Физика и техника

1


3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора»»

1



Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

(1/0)


- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

4

§7. Строение вещества

§8. Молекулы

1


5

Лабораторная работа

«Определение размеров малых тел»

1


6

§9. Броуновское движение

§10. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

§11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1


7

§12. Агрегатные состояния вещества

§13. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1



Глава 2. Взаимодействие тел

23

(3/2)


- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

- понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

- умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

8

§14. Механическое движение

1


9

§15. Равномерное и неравномерное движение

1


10

§16. Скорость. Единицы скорости

§17. Расчет пути и времени движения

1


11

§18. Инерция

1


12

§19. Взаимодействие тел

§20. Масса тела. Единицы массы

1


13

§21. Измерение массы тела на весах

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

1



14

§22. Плотность вещества

1


15

Лабораторная работа «Измерение V твердого тела»

1


16

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»

1


17

§23. Расчет массы и объема тела по его плотности.

2


18

Решение задач.

1


19

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1


20

§24. Сила

1


21

§25. Явление тяготения. Сила тяжести.

1


22

§26. Сила упругости. Закон Гука.

1


23

§27. Вес тела

1


24

§28. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1


25

§29. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

1


26

§30. Динамометр

§31. Сложение двух сил направленных по прямой. Равнодействующая двух сил.

1


27

§32. Сила трения

§33. Трение покоя

1


28

§34. Трение в природе и технике

1


29

Решение задач



30

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»

1



Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

22

(1/2)


- понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

31

§35. Давление. Единицы давления.

1


32

§36. Способы уменьшения и увеличения давления.

1


33

§37. Давление газа.

1


34

§38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1


35

§39. Давление в жидкости и газе.

1


36

§40. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. 

1


37

Решение задач

1


38

§41. Сообщающие сосуды.

1


39

§42. Вес воздуха. Атмосферное давление.

§43. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1


40

§44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1


41

§45. Барометр-анероид.

§46. Атмосферное давление на различных высотах.

§47. Манометры.

§48. Поршневой жидкостный насос.

1


42

Контрольная работа по теме: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда».

1


43

§49. Гидравлический пресс.

1


44

§50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1


45

§51. Архимедова сила.

1


46

Лабораторная работа №11 по теме: « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1


47

§52. Плавание тел.

1


48

Решение задач

1


49

§53. Плавание судов.

§54. Воздухоплавание.

1


50

Решение задач

1


51

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила».

1



Глава 4. Работа и мощность. Энергия.

15

(1/1)


- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

- умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

- понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

53

§55. Механическая работа. Единицы работы.

1


54

§56. Мощность. Единицы мощности.

1


55

§57. Простые механизмы.

§58. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1


56

§59. Момент силы.

1


57

§60. Рычаг в технике, быту и природе.

1


58

Лабораторная работа по теме: «Выяснение условия равновесия рычага».

1


59

§61. Применение закона равновесия рычага к блоку.

§62. Равенство работ при использовании простых механизмов « Золотое правило механики».

1


60

Решение задач

1


61

§63. Центр тяжести тела

§64. Условия равновесия тел

1


62

§65. Коэффициент полезного действия.

1


63

§66. Энергия.

§67. Потенциальная и кинетическая энергия.

§68. Превращение одного вида энергии в другой.

1


64

Контрольная работа по теме: « Работа, мощность, энергия».

1



Итого:

64







1