Миллеровский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор МБОУ Терновской ООШ №2
_______________ Е.Ф. Михайловская
Приказ № ___от _______ 2018 г.
Рабочая программа
по курсу «Физика»
Уровень общего образования – основное общее образование
7 класс на 2018-2019 учебный год
Количество часов: 7 класс– 64
Учитель – Масло Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ
«Физика 7 класс», А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2017 г.
2017
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Терновской ООШ №2 № ____ от _______ 2018 года ______________ Абакумова Е.Н. подпись рук. МО Ф.И.О. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБОУ Терновской ООШ №2 Протокол № ____от _________2018 года Председатель ___________________ Е.Ф. Михайловская подпись |
Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (из расчета 2 ч в неделю). С учетом выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году 64 часа. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Закон РФ «Об образовании».
Образовательной программой образовательного учреждения;
Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2014.
1.2. Рабочая программа реализуется:
А.В Перышкин. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014.
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» Москва Дрофа 2018.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественно- научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
1.3. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих задач и целей.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих
задачи:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
1.4. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ Терновская ООШ №2. Распределение учебных часов произведено с учетом государственных праздничных дней приходящихся на учебные недели месяца. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике являются:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин. проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно- популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. | осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. |
Физика 7 класс. |
Физика и физические методы изучения природы. |
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы | осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, 44 сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
описывать изученные свойства тел; распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых агрегатные состояния вещества, анализировать свойства тел | приводить примеры практического использования физических знаний. |
Взаимодействие тел. |
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел; описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы, закон Гука), при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. | использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов (закон Гука) находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел; описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (давление, сила, плотность): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. | использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда ) находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. |
Работа и мощность. Энергия |
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, при этом различать словесную формулировку закона; решать задачи, используя физический закон и формулы, связывающие физические величины (скорость, масса тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. | использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии); находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса физики учащийся научится:
Тема | Результаты |
7 класс |
Введение | понимание физических терминов: тело, вещество, материя. умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения; понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс |
Первоначальные сведения о строении вещества) | понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел. владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды) |
Взаимодействия тел | понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности |
Работа и мощность. Энергия | понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании. владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности |
3. Содержание учебного курса
Физика 7 класс
№ п/п | Название раздела, темы курса | Кол-во часов | Содержание учебной темы |
| Введение | 2 | Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника. |
1 | §1. Что изучает физика §2. Некоторые физические термины §3. Наблюдения и опыты | 1 |
2 | §4. Физические величины. Измерение физических величин. §5. Точность и погрешность измерений §6. Физика и техника | 1 |
3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»» | 1 |
| Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества | 5 (1/0) | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. |
4 | §7. Строение вещества §8. Молекулы | 1 |
5 | Лабораторная работа «Определение размеров малых тел» | 1 |
6 | §9. Броуновское движение §10. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. §11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 |
7 | §12. Агрегатные состояния вещества §13. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 |
| Глава 2. Взаимодействие тел | 23 (3/2) | Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы |
8 | §14. Механическое движение | 1 |
9 | §15. Равномерное и неравномерное движение | 1 |
10 | §16. Скорость. Единицы скорости §17. Расчет пути и времени движения | 1 |
11 | §18. Инерция | 1 |
12 | §19. Взаимодействие тел §20. Масса тела. Единицы массы | 1 |
13 | §21. Измерение массы тела на весах Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 |
14 | §22. Плотность вещества | 1 |
15 | Лабораторная работа «Измерение V твердого тела» | 1 |
16 | Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела» | 1 |
17 | §23. Расчет массы и объема тела по его плотности. | 2 |
18 | Решение задач. | 1 |
19 | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 |
20 | §24. Сила | 1 |
21 | §25. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
22 | §26. Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
23 | §27. Вес тела | 1 |
24 | §28. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 |
25 | §29. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет | 1 |
26 | §30. Динамометр §31. Сложение двух сил направленных по прямой. Равнодействующая двух сил. | 1 |
27 | §32. Сила трения §33. Трение покоя | 1 |
28 | §34. Трение в природе и технике | 1 |
29 | Решение задач | |
30 | Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел» | 1 |
| Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 22 (1/2) | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. |
31 | §35. Давление. Единицы давления. | 1 |
32 | §36. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 |
33 | §37. Давление газа. | 1 |
34 | §38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 |
35 | §39. Давление в жидкости и газе. | 1 |
36 | §40. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 |
37 | Решение задач | 1 |
38 | §41. Сообщающие сосуды. | 1 |
39 | §42. Вес воздуха. Атмосферное давление. §43. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 |
40 | §44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
41 | §45. Барометр-анероид. §46. Атмосферное давление на различных высотах. §47. Манометры. §48. Поршневой жидкостный насос. | 1 |
42 | Контрольная работа по теме: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда». | 1 |
43 | §49. Гидравлический пресс. | 1 |
44 | §50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 |
45 | §51. Архимедова сила. | 1 |
46 | Лабораторная работа №11 по теме: « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 |
47 | §52. Плавание тел. | 1 |
48 | Решение задач | 1 |
49 | §53. Плавание судов. §54. Воздухоплавание. | 1 |
50 | Решение задач | 1 |
51 | Контрольная работа по теме: «Архимедова сила». | 1 |
| Глава 4. Работа и мощность. Энергия. | 15 (1/1) | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. |
52 | §55. Механическая работа. Единицы работы. | 1 |
53 | §56. Мощность. Единицы мощности. | 1 |
54 | §57. Простые механизмы. §58. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 |
55 | §59. Момент силы. | 1 |
56 | §60. Рычаг в технике, быту и природе. | 1 |
57 | Лабораторная работа по теме: «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 |
58 | §61. Применение закона равновесия рычага к блоку. §62. Равенство работ при использовании простых механизмов « Золотое правило механики». | 1 |
59 | Решение задач | 1 |
60 | §63. Центр тяжести тела §64. Условия равновесия тел | 1 |
61 | §65. Коэффициент полезного действия. | 1 |
62 | §66. Энергия. §67. Потенциальная и кинетическая энергия. §68. Превращение одного вида энергии в другой. | 1 |
63 | Контрольная работа по теме: « Работа, мощность, энергия». | 1 |
64 | Итого: | 64 | |
| Итого: | 64 | |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Физика 7 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов (л/р к/р) | Форма занятий | Планируемые результаты (ученик должен) |
| Введение | 2 | | - понимание физических терминов: тело, вещество, материя; - умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; - владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения; - понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс. |
1 | §1. Что изучает физика §2. Некоторые физические термины §3. Наблюдения и опыты | 1 | |
2 | §4. Физические величины. Измерение физических величин. §5. Точность и погрешность измерений §6. Физика и техника | 1 | |
3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»» | 1 | |
| Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества | 5 (1/0) | | - понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; - владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; - понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; - умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
4 | §7. Строение вещества §8. Молекулы | 1 | |
5 | Лабораторная работа «Определение размеров малых тел» | 1 | |
6 | §9. Броуновское движение §10. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. §11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | |
7 | §12. Агрегатные состояния вещества §13. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | |
| Глава 2. Взаимодействие тел | 23 (3/2) | | - понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение; - умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны; - владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; - понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука; - владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой; - умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; - умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот; - понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
8 | §14. Механическое движение | 1 | |
9 | §15. Равномерное и неравномерное движение | 1 | |
10 | §16. Скорость. Единицы скорости §17. Расчет пути и времени движения | 1 | |
11 | §18. Инерция | 1 | |
12 | §19. Взаимодействие тел §20. Масса тела. Единицы массы | 1 | |
13 | §21. Измерение массы тела на весах Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | |
14 | §22. Плотность вещества | 1 | |
15 | Лабораторная работа «Измерение V твердого тела» | 1 | |
16 | Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела» | 1 | |
17 | §23. Расчет массы и объема тела по его плотности. | 2 | |
18 | Решение задач. | 1 | |
19 | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | |
20 | §24. Сила | 1 | |
21 | §25. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | |
22 | §26. Сила упругости. Закон Гука. | 1 | |
23 | §27. Вес тела | 1 | |
24 | §28. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 | |
25 | §29. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет | 1 | |
26 | §30. Динамометр §31. Сложение двух сил направленных по прямой. Равнодействующая двух сил. | 1 | |
27 | §32. Сила трения §33. Трение покоя | 1 | |
28 | §34. Трение в природе и технике | 1 | |
29 | Решение задач | | |
30 | Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел» | 1 | |
| Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 22 (1/2) | | - понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления; - умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда; - владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; - понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда; - понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании; - владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
31 | §35. Давление. Единицы давления. | 1 | |
32 | §36. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | |
33 | §37. Давление газа. | 1 | |
34 | §38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | |
35 | §39. Давление в жидкости и газе. | 1 | |
36 | §40. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | |
37 | Решение задач | 1 | |
38 | §41. Сообщающие сосуды. | 1 | |
39 | §42. Вес воздуха. Атмосферное давление. §43. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 | |
40 | §44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | |
41 | §45. Барометр-анероид. §46. Атмосферное давление на различных высотах. §47. Манометры. §48. Поршневой жидкостный насос. | 1 | |
42 | Контрольная работа по теме: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда». | 1 | |
43 | §49. Гидравлический пресс. | 1 | |
44 | §50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | |
45 | §51. Архимедова сила. | 1 | |
46 | Лабораторная работа №11 по теме: « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | |
47 | §52. Плавание тел. | 1 | |
48 | Решение задач | 1 | |
49 | §53. Плавание судов. §54. Воздухоплавание. | 1 | |
50 | Решение задач | 1 | |
51 | Контрольная работа по теме: «Архимедова сила». | 1 | |
| Глава 4. Работа и мощность. Энергия. | 15 (1/1) | | - понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой; - умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию; - владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага; - понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании; - владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
53 | §55. Механическая работа. Единицы работы. | 1 | |
54 | §56. Мощность. Единицы мощности. | 1 | |
55 | §57. Простые механизмы. §58. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | |
56 | §59. Момент силы. | 1 | |
57 | §60. Рычаг в технике, быту и природе. | 1 | |
58 | Лабораторная работа по теме: «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | |
59 | §61. Применение закона равновесия рычага к блоку. §62. Равенство работ при использовании простых механизмов « Золотое правило механики». | 1 | |
60 | Решение задач | 1 | |
61 | §63. Центр тяжести тела §64. Условия равновесия тел | 1 | |
62 | §65. Коэффициент полезного действия. | 1 | |
63 | §66. Энергия. §67. Потенциальная и кинетическая энергия. §68. Превращение одного вида энергии в другой. | 1 | |
64 | Контрольная работа по теме: « Работа, мощность, энергия». | 1 | |
| Итого: | 64 | | |
1