СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу геометрия 7-9 классы

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  регламентируется  следующими документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу геометрия 7-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования с. Конергино»



Рассмотрено

руководитель МО

_________Ташбулатова А.А.

Протокол №

«___»__________20__ г


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

____________Малькова С.В.

«___»_______20__ г


«Утверждаю»

Директор школы

______Чагдуров Б.В.

Приказ №_____ от

«_»_ 20__ год











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССЫ


Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год


Составитель рабочей программы:

Ташбулатова Айсылу Абильевна,

учитель математики
















2019г.

Пояснительная записка 7-9 КЛАССЫ, ФГОС ООО

(Геометрия 7 класс, Геометрия 8 класс, Геометрия 9 класс)

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программы по математике, включённой в её структуру.

Программа регламентируется следующими документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3 и Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.№ 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

-приказом от 31.03. 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с действующими изменениями;

- учебным планом МБОУ «ЦО с. Конергино» на 2018-2020 учебный год;

- годовым календарным учебным графиком на 2018-2020 учебный год;

- положением о рабочей программе (новая редакция)

Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.

- Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл./ Б.Г.Зив, В.М. Мейлер.-М.:Просвещение,

2016

-Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: учеб. Пособие

для общеобразоват. организаций/ М.А.Иченская –М.:Просвещение, 2016-144 с.

- Геометрия: тематические тесты: 7 кл./ Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. –

М.:Просвещение, 2016

- Изучение геометрии в 7 классе: метод. рекомендации: кн. для учителя /

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. – М.:Просвещение, 2016

ЭОР - UROKI.net, http://prezentacii.com/matematike, http://mbart.ucoz.ru/load/, http://900igr.net/prezentacii-po-matematike.html, http://mathgia.ru, http://bonte70.narod.ru/.









Принципы построения программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Ведущий принцип, положенный в основу рабочей программы - системно-деятельностный подход- отвечает требованиям ФГОС ООО.

Место учебного предмета, курса в учебном плане. Предмет «Геометрия» входит в обязательную часть учебного плана МБОУ СОШ №28. Данная программа предусматривает изучение геометрии в 7 классе на базовом уровне (68часов в год, 2 часа в неделю).

Целью изучения предмета является овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Образовательные взаимодействия по достижению предметной коммуникативной компетенции учащихся, метапредметных, личностных результатов средствами геометрии осуществляется в условиях интегративной модели. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

Реализуются базовые технологии, способствующие развитию предметных и метапредметных результатов:

- информационные и коммуникативные технологии

- технология, основанная на создании учебной ситуации

- технология, основанная на реализации проектной деятельности

- технология, основанная на уровне дифференциации обучения.

Используемые формы контроля: В результате реализации рабочей программы обучающиеся овладеют предметными результатами, развивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Диагностика результатов личностного развития проводится в разных формах в соответствии с требованиями ФГОС.

Контроль осуществляется в форме стартовой диагностической работы, контрольной работы за первое полугодие, итоговой контрольной работы, теста, самостоятельной работы, математического диктанта.

Структура Программы:

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования структура Программы представлена как целостная система отражающая внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета - «Геометрия»;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- учебно-тематический план;

- календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- планируемые результаты учебного предмета;

- учебно-методическое обеспечение.

Календарно-тематическое планирование разрабатываются учителями самостоятельно на основе тематического планирования (с использованием авторских программ к УМК) и примерных программ по математике.

КТП, критерии и нормы оценки в 7 классе входят в приложения к рабочей программе «Геометрия» (основное общее образование/ базовый уровень) 7 класс.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии». Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию

пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих

свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как

в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий

материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.

Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество.

Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

Трапеция, средняя линия трапеции.

Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур.

Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам;

построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника.

Длина окружности, число: длина дуги окружности.

Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника.

Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и

пересечение множеств.

Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или. Геометрия в историческом развитии. От землемерия к гео метрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа .. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.

Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7—9 КЛАССАХ

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.


Выпускник получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фи гур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле». Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры

угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при

необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование реализует один из возможных

подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическим комплектам по геометрии, выпускаемым издательством «Просвещение», не носит обязательного характера

и не исключает возможностей иного распределения содержания.

В примерном тематическом планировании разделы основного содержания по геометрии разбиты на темы в хронологии их изучения по соответствующим учебникам.

Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего

содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психоло-гопедагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

В основное программное содержание включаются дополнительные вопросы, способствующие развитию математического кругозора, освоению более продвинутого математического аппарата, математических способностей. Расширение содержания геометрического образования в этом случае даёт возможность существенно обогатить круг решаемых задач. Дополнительные вопросы в примерном тематическом планировании даны в квадратных

скобках. Перечень этих вопросов носит рекомендательный характер.



Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов:

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • вычислять площади кругов и секторов;длину окружности, длину дуги окружности;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

  • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

  • работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Ох, уж эти векторы!»,

«Треугольники... они повсюду!!!»,

«Геометрические паркеты»,

«В моде — геометрия!»

  • решать мате­матические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.




16


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы программы

Количество часов

Примечание

Перечень реализуемой практической части программы (практические, лабораторные, творческие работы по разделу/теме)

Глава I. Начальные геометрические сведения.

10


§ 1-§5

Начальные геометрические сведения.

6


§ 6.

Перпендикулярные прямые

4


Глава II. Треугольники.

17


§ 1.

Первый признак равенства треугольников.

3


§ 2.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

3


§ 3.

Второй и третий признаки равенства треугольников.

4


§ 4.

Задачи на построение

3



Решение задач

4

Контрольная работа за первое полугодие

Глава III. Параллельные прямые.

13


§ 1.

Признаки параллельности двух прямых.

4


§ 2.

Аксиома параллельных прямых.

5



Решение задач по теме «Параллельные прямые».

4


Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18


§ 1.

Сумма углов треугольника.

2


§ 2.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

4


§ 3.

Прямоугольные треугольники.

4


§ 4.

Построение треугольников по трём элементам

4



Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

4



Повторение курса геометрии 7 класса

10

Итоговая контрольная работа


Итого:

68






Календарно-тематическое планирование


Номер урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на основе УУД)

Плановые сроки прохождения

(даты)


Корректировка прохождения программы

Глава І. Начальные геометрические сведения (10 часов; 2 часа в неделю)

§1- §5. Начальные геометрические сведения (6 часов; 2 часа в неделю)

1/1

§1. Прямая и отрезок

Объяснять, что такое отрезок прямая, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



2/2

§2. Луч и угол

Объяснять, что такое луч, угол, какой угол называется развёрнутым, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



3/3

§ 3. Сравнение отрезков и углов.

Объяснять, какие фигуры называются равными, как сравниваются отрезки и углы, что такое середина отрезка и биссектриса угла, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



4/4

§ 4. Измерение отрезков.

Объяснять, как измеряются отрезки, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



5/5

§ 5. Измерение углов.

Объяснять, как измеряются углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



6/6

Измерение углов на местности.

Объяснять, как измеряются углы на местности, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.




7/1

Смежные и вертикальные углы.

Объяснять, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



8/2

Перпендикулярные прямые.

Объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



9/3

Решение задач.

Изображать и распознавать простейшие геометрические фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.



10/4

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Начальные геометрические сведения»

Решать задачи на доказательство и вычисления, проводя необходимые доказательные рассуждения.





11/1

Треугольник.

Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы.



12/2

Первый признак равенства треугольников.

Формулировать и доказывать теорему о первом признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные с первым признаком равенства треугольников.



13/3

Решение задач.

Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы. Формулировать и доказывать теорему о первом признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные с первым признаком равенства треугольников.




14/1

Перпендикуляр к прямой.

Объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой.



15/2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника.



16/3

Свойства равнобедренного треугольника.

Объяснять, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные со свойствами равнобедренного треугольника.




17/1

Второй признак равенства треугольников.

Формулировать и доказывать теорему о втором признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные со вторым признаком равенства треугольников.



18/2

Решение задач.

Формулировать и доказывать теорему о втором признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные со вторым признаком равенства треугольников.



19/3

Третий признак равенства треугольников.

Формулировать и доказывать теорему о третьем признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные с третьим признаком равенства треугольников.



20/4

Решение задач.

Формулировать и доказывать теорему о третьем признаке равенства треугольников; решать задачи, связанные с третьим признаком равенства треугольников.




21/1

Окружность.

Формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности.



22/2

Построения циркулем и линейкой.

Решать простейшие задачи на построение( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.



23/3

Примеры задач на построение.

Решать простейшие задачи на построение( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.




24/1

Решение задач.

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение ( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.



25/2

Решение задач.

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение ( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.



26/3

Решение задач.

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение ( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.



27/4

Контрольная работа за первое полугодие

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.





28/1

Определение параллельных прямых.

Формулировать определение параллельных прямых.



29/2

Признаки параллельности двух прямых.

Объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы , выражающие признаки параллельности двух прямых;



30/3

Решение задач.

Объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.



31/4

Практические способы построения параллельных прямых.

Решать задачи на построение, связанные с параллельными прямыми.




32/1

Аксиомы геометрии.

Объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее.



33/2

Аксиома параллельных прямых.

Формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё.



34/3

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода.



35/4

Решение задач на применение свойств параллельных прямых.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.



36/5

Решение задач на применение свойств параллельных прямых.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.




37/1

Решение задач.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.



38/2

Решение задач.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.



39/3

Решение задач.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.



40/4

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Параллельные прямые»

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.





41/1

Теорема о сумме углов треугольника.


Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника.



42/2

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

Проводить классификацию треугольников по углам.




43/1

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.



44/2

Неравенство треугольника.

Формулировать и доказывать теорему о неравенстве треугольника; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.



45/3

Решение задач.

Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



46/4

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.




47/1

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углов 30 градусов).



48/2

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углов 30 градусов).



49/3

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Формулировать и доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников.



50/4

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Формулировать и доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников.




51/1

Расстояния от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми.



52/2

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

Решать задачи на построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



53/3

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.

Решать задачи на построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



54/4

Построение треугольника по трем сторонам.

Решать задачи на построение треугольника по трем сторонам., в задачах на построение исследовать возможные случаи.




55/1

Решение задач.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



56/2

Решение задач.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



57/3

Решение задач.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.



58/4

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Прямоугольные треугольники»

Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.




59/1

Повторение темы: «Признаки равенства треугольников».

Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников.



60/2

Повторение темы: «Свойства равнобедренного треугольника».

Объяснять, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные со свойствами равнобедренного треугольника.



61/3

Повторение темы: «Задачи на построение».

Решать простейшие задачи на построение( построение угла , равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.



62/4

Повторение темы: «Признаки параллельности двух прямых».

Объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы , выражающие признаки параллельности двух прямых.



63/5

Итоговая контрольная работа

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.



64/6

Анализ контрольной работы.

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.



65/7

Повторение темы: «Свойства параллельных прямых»

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода.



66/8

Повторение темы: «Свойства параллельных прямых»

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода.



67/9

Повторение темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.



68/10

Обобщающий урок.

Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника.




ИТОГО

68 часов




Учебно – методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).;

  2. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/сост. Т.А.Бурмистрова –М.: Просвещение, 2016.

  3. Геометрия: 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.:Просвещение, 2017 г. – 383 с.
  4. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл./Б.Г.Зив, В.М. Мейлер.-М.:Просвещение, 2016

  5. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ М.А.Иченская –М.:Просвещение, 2016-144 с.

  6. Геометрия: тематические тесты: 7 кл./Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – М.:Просвещение, 2016

  7. Изучение геометрии в 7 классе: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. – М.:Просвещение, 2016

  8. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, - 2014, 208 с.
  9. https://infourok.ru/

  10. Приложение к учебнику «Геометрия 7» на электронном носителе









Геометрия 8 класс

Основное содержание

Геометрические фигуры. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагор. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу.основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Замечательные точки треугольника.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.

Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка на n равных частей.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием изученных фигур.

Измерение геометрических величин. Периметр многоугольника.

Длина окружности, число π; длина дуги окружности.

Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции.площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношения между площадями подобных фигур.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

Геометрия в историческом развитии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. История числа π.

Планируемые результаты

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь сле­дующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способ­ность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориенти­ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчи­вых познавательных интересов;

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития науки и общественной практики;

сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче­стве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви­дах деятельности;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, при­водить примеры и контрпримеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы­вания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятель­ности;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

в метапредметном направлении:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и по­знавательных задач;

умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учеб­ной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобще­ния, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного вы­бора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рас­суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и вы­воды;

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические сред­ства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо­вания позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать своё мнение;

сформированность учебной и общепользовательской компетентности в обла­сти использования информационно-коммуникационных технологий;

первоначальные представления об идеях и методах математики как об универ­сальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в дру­гих дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для ре­шения математических проблем, и представлять её в понятной форме; при­нимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (ри­сунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргумента­ции;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходи­мость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в со­ответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для ре­шения учебных математических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

в предметном направлении:

умение работать с геометрическим текстом (анализ, извлечение необ­ходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, символический, графиче­ский), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать матема­тические утверждения;

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Характеристика основных ви­дов деятельно­сти ученика (на уровне учеб­ных действий) по теме

Плановые сроки про­хождения темы

Фактические сроки (и\или коррекция)

Планируемые резуль­таты (на тему)


Глава 5. Четырёхугольники (14 часов)

Научится


Получит

возможность

1

Многоугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник.

Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.



пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решать несложные задачи на построение.

приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ..

2

Многоугольники. Решение задач.

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник.



3

Параллелограмм.

Параллелограмм и его свойства.



4

Признаки параллелограмма.

Признаки параллелограмма.



5

Решение задач по теме «Параллелограмм».

Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма.



6

Трапеция.

Трапеция и её элементы, прямоугольная трапеция, равнобедренная трапеция.



7

Теорема Фалеса.

Теорема Фалеса.



8

Задачи на построение.

Деление отрезка на n равных частей.



9

Прямоугольник.

Прямоугольник и его свойства.



10

Ромб. Квадрат.

Ромб, его свойства и признаки. Квадрат, его свойства и признаки.



11

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

прямоугольник, ромб, квадрат.



12

Осевая и центральная симметрии.

Осевая и центральная симметрии.



13

Решение задач по теме «Четырёхугольники».

Четырёхугольники



14

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники».

Четырёхугольники



Глава 6. Площадь (14 часов)



15

Площадь многоугольника.

Измерение площадей многоугольников.свойства площадей. Формула площади квадрата.

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.



использовать свойства измерения площадей при решении задач; вычислять длины линейных фигур и их углы, используя формулы площадей фигур; вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций; решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников; вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

16

Площадь прямоугольника.

Площадь прямоугольника.



17

Площадь параллелограмма.

Площадь параллелограмма



18

Площадь треугольника.

Площадь треугольника.



19

Решение задач на нахождение площади треугольника.

Отношение площадей треугольников, имеющих по равному углу.



20

Площадь трапеции.

Площадь трапеции.



21

Решение задач на вычисление площадей фигур.

Площади фигур.



22

Разные задачи на нахождение площади.

Площади фигур.



23

Теорема Пифагора.

Теорема Пифагора.



24

Теорема, обратная теореме Пифагора.

Теорема, обратная теореме Пифагора.



25

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.



26

Решение задач по теме «Площадь».

Площади фигур.



27

Задачи на вычисление площадей фигур.

Площади фигур.



28

Контрольная работа №2 по теме «Площадь».

Площади фигур.



Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)



29

Определение подобных треугольников.

Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Свойство биссектрисы треугольника.

Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.



находить значение длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (подобие, симметрия); оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств.

овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства методом подобия.

30

Отношение площадей подобных треугольников.

Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема об отношении площадей подобных треугольников.



31

Первый признак подобия треугольников.

Первый признак подобия треугольников.



32

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

Первый признак подобия треугольников.



33

Второй и третий признаки подобия треугольников.

Второй и третий признаки подобия треугольников.



34

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

Признаки подобия треугольников.



35

Задачи на применение признаков подобия треугольников.

Признаки подобия треугольников.



36

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников».

Признаки подобия треугольников.



37

Средняя линия треугольника.

Средняя линия треугольника.



38

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.



39

Пропорциональные отрезки.

Среднее пропорциональное (среднее геометрическое).пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике: свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла.



40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Среднее пропорциональное (среднее геометрическое).пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике: свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла.



41

Измерительные работы на местности.

Подобие треугольников в измерительных работах на местности.



42

Задачи на построение методом подобия.

Теоремы подобных треугольников при решении задач на построение.



43

Решение задач на построение методом подобных треугольников.

Теоремы подобных треугольников при решении задач на построение.





44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество.



45

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚ и 60˚.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚ и 60˚. Решение прямоугольных треугольников.



46

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Решение прямоугольных треугольников.



47

Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники».

Подобные треугольники.



Глава 8. Окружность (17 часов)








48

Взаимное расположение прямой и окружности.

Случаи взаимного расположения прямой и окружности.

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.



решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные методы доказательств;

решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки; использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

49

Касательная к окружности.

Касательная, точка касания, отрезки касательных, проведённые из одной точки. Свойство касательной и её признак. Свойство отрезков касательных.



50

Касательная к окружности. Решение задач.

Касательная, точка касания, отрезки касательных, проведённые из одной точки. Свойство касательной и её признак. Свойство отрезков касательных.



51

Градусная мера дуги окружности.

Градусная мера дуги окружности. Центральный угол.



52

Теорема о вписанном угле.

Вписанный угол. Теорема о вписанном угле.



53

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.



54

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

Центральные и вписанные углы.



55

Свойство биссектрисы угла.

Свойство биссектрисы угла.



56

Серединный перпендикуляр.

Серединный перпендикуляр. Теорема о серединном перпендикуляре.



57

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

Теорема о точке пересечения высот треугольника.



58

Вписанная окружность.

Вписанная и описанная окружность. Теорема об окружности, вписанной в треугольник.



59

Свойство описанного четырёхугольника.

Свойство описанного четырёхугольника.



60

Описанная окружность.

Окружность, описанная около многоугольника и вписанная в многоугольник. Теорема об окружности, описанной около треугольника.



61

Свойство вписанного четырёхугольника.

Свойство вписанного четырёхугольника.



62

Окружность. Решение задач.

Окружность.



63

Решение задач по теме «Окружность».

Окружность.






64

Контрольная работа №5 по теме «Окружность».

Окружность.



Повторение (4 часа)



65

Повторение по темам «Четырёхугольники», «Площадь».

Четырёхугольники. Площадь.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение.



решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные методы доказательств;

решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;

овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

66

Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность».

Подобные треугольники. Окружность.



67

Итоговая контрольная работа.

Четырёхугольники. Площадь. Подобные треугольники. Окружность.



68

Анализ итоговой контрольной работы.

Четырёхугольники. Площадь. Подобные треугольники. Окружность.





Геометрия 9 класс Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела. Темы раздела

Кол-во часов

1

2

3

1.

Векторы. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Применение векторов к решению задач.

9

2.

Метод координат. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.

8

3.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс, котан­генс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векто­ров.

16

4.

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

11

5.

Движения

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

7

6.

Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники. Тела и поверхности вращения.

7

7.

Об аксиомах геометрии

Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

2

8.

Итоговое повторение

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

8





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

1

2

3

9

10

Векторы (9 ч)

1.      

Понятие вектора. Равенство векторов

1

 

 

2.        

Откладывание вектора от данной точки

1

 

 

3.        

Сложение и вычитание векторов

1

 

 

4.        

Вычитание векторов

1

 

 

5.        

Решение задач «Сложение и вычитание векторов»

1

 

 

6.        

Произведение вектора на число.

1

 

 

Поисково-исследовательский этап по проекту«Ох, уж эти векторы!»

7.        

Применение векторов к решению задач

1

 

 

8.        

Средняя линия трапеции

1

 

 

9.        

Контрольная работа №1 по теме: «Векторы»

1

 

 

Метод координат (8 ч)

10.     

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

 

 

11.     

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

 

 

12.     

Простейшие задачи в координатах. Трансляционно-оформительский этап по проекту«Ох, уж эти векторы!»

1

 

 

13.     

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

 

 

14.     

Уравнение окружности. Уравнение прямой

1

 

 

15.     

Решение задач. Организация проектной деятельности.

1

 

 

16.     

Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат»

1

 

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16 ч)

17.     

Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество.

1

 

 

18.     

Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество.

1

 

 

19.     

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки

1

 

 

20.     

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки

1



21.     

Теорема о площади треугольника. Поисково-исследовательский этап по проекту «Треугольники... они повсюду!!!»

1

 

 

22.     

Теорема синусов, теорема косинусов

1

 

 

23.   

Решение треугольников

1

 

 

24.     

Решение треугольников

1

 

 

25.   

Решение треугольников

1

 

 

26.   

Решение треугольников

1

 

 

27.     

Измерительные работы. Трансляционно- оформительский этап по проекту «Треугольники... они повсюду!!!»

1

 

 

28.     

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

 

 

29.   

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1



30.    

Скалярное произведение векторов.

1



31.

Скалярное произведение векторов в координатах

1



32.

Применение скалярного произведения векторов к решению задач. Организация проектной деятельности. Заключительный этап

1



33.     

Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

 

 

Длина окружности и площадь круга (11 ч)

34.     

Правильный многоугольник. Поисково-исследовательский этап по проекту«Геометрические паркеты»

1

 

 

35.     

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

 



 

36.   

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.






37.

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него




38.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности




39.

Построение правильных многоугольников




40.

Длина окружности. Трансляционно-оформительский этап по проекту«Геометрические паркеты»




41.

Площадь круга Площадь кругового сектора




42.

Решение задач «Длина окружности. Площадь круга»




43.

Решение задач. Организация проектной деятельности.




44.

Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга»




Движение (7 ч)




45

Отображение плоскости на себя. Понятие движения




46.

Симметрия. Поисково-исследовательский этап «В моде – геометрия»




47.

Параллельный перенос. Поворот




48

Параллельный перенос. Поворот




49.

Решение задач на тему «Движение"




50.

Решение задач на тему «Движение"






51.

Контрольная работа №5 по теме: «Движения»




Начальные сведения из стереометрии (7 ч)




52.

Предмет стереометрии. Многогранники




53.

Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда




54.

Объем тела




55.

Пирамида




56.

Цилиндр и конус




57.

Сфера и шар




58

Решение задач по теме: «Многогранники. Тела и поверхности вращения»

1

 



 

60.

Об аксиомах планиметрии




 61.

Об аксиомах планиметрии






62.

Повторение. Параллельные прямые




63.

Треугольники. Признаки равенства треугольников.




64

Треугольники. Признаки подобия треугольников.




65.

Окружность




66

Окружность




67

Четырехугольники




68

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ




Перечень учебно-методического, материально технического обеспечения

Учебно - методический комплект включает в себя:

У ч е б н и к:

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., И.И. Юдина.Геометрия.7-9 классы: учеб.дляоб­щеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2014.

Р а б о ч а я т е т р а д ь:

Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. Рабочая тетрадь по геометрии. 8 класс.– М.: Экзамен, 2015.

К о н т р о л ь н ы е р а б о т ы

Н.Б. Мельникова. Контрольные работы по геометрии. 8 класс – М.: Экзамен, 2014.

Информационные средства

  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики (необходимо приобрести).

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер (необходимо приобрести).

  • Мультимедийный   проектор (необходимо приобрести).

  • Экран навесной (необходимо приобрести).

8. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная.

  • Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.

  • Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных) (необходимо приобрести).

  • Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).