СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОРКСЭ»


Администрация МО «Кабанский район»‌

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская СОШ №1»


РАССМОТРЕНО

на заседании МК

Руководитель МК

_________________/_____________

ФИО, подпись

Протокол №____

от «__» __________2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/_________/

ФИО, подпись

«___»____________2024г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1»

______________/_____________

ФИО, подпись

Приказ №__________

от «__»_________2024г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ОРКСЭ»

Модуль «Основы светской этики»

для обучающихся 4 класса

(2024-2025 учебный год)




Составил(а)

Иванова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов





п. Селенгинск, 2024г

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1.           Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.           Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.           Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.           Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                                                    Общая характеристика предмета

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·                         понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

·                         формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

·                         формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;

·                         формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  народа России;

·                         знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·                         укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·                     общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

·                         единое пространство современной общественной жизни,  включающее  общность  государства,  языка,  образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

·                     Патриотизм.

·                     Социальная солидарность.

·                     Гражданственность.

·                     Семья.

·                     Труд и творчество.

·                     Наука.

·                     Традиционные российские религии.

·                     Искусство и литература.

·                     Природа.

·                     Человечество.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. 

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.           Основы православной культуры.

2.           Основы исламской культуры.

3.           Основы буддийской культуры.

4.           Основы иудейской культуры.

5.           Основы мировых религиозных культур.

6.           Основы светской этики.

 

     Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору  родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

     Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.             

      

     Цели:  развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

     Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся:

                       В области формирования личностной культуры:                                             

•     формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

•     укрепление нравственности, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести;

•     формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника фор­мулировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•     формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

•    принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

•    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•    формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•    формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

•    развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

                      В области формирования социальной культуры:

•    формирование основ российской гражданской идентич­ности;

•    пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество;

•    воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

•    формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•    развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•    укрепление доверия к другим людям;

•    развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им;

•    становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций;

•    формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

•    формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

                       В области формирования семейной культуры:

•    формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

•    формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;                                                                

•    формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

     •   знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

                                              Описание места учебного предмета в учебном плане

       В учебном плане на  изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа  в  год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)

                            

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 Личностные УУД:

- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.  Осознание важности познания нового.

- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

-  Оценка  жизненных  ситуаций   и  поступков  героев  учебника  с  точки зрения

общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

-  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-  Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

-  Определять  цель  учебной  деятельности  с  помощью  учителя  и самостоятельно.

- Определять  план  выполнения  заданий  на  уроках,  внеурочной деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя.

-  Использовать  в  работе  простейшие   инструменты  и  более  сложные приборы (циркуль).

-  Соотносить  выполненное  задание   с  образцом,  предложенным учителем.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

-  Оценка  своего  задания  по  следующим  параметрам:  легко  выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Познавательные УУД

-  Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

-  Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

-  Составлять план текста;

-  Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

 -Ориентироваться  в  учебнике:  определять  умения,  которые  будут сформированы

  на  основе  изучения  данного  раздела;  определять  круг своего незнания.

- Отвечать  на  простые   и  сложные  вопросы  учителя,  самим  задавать вопросы,

находить нужную информацию в учебнике.

-  Сравнивать   и  группировать  предметы,  объекты   по  нескольким основаниям;

находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

-  Умение слушать и слышать;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

- работать  с  соседом  по  парте:  распределять  работу  между  собой  и соседом,

выполнять свою часть  работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-  выполнять работу по цепочке;

-  видеть  разницу  между  двумя  заявленными  точками  зрения,  двумя позициями

и мотивированно присоединяться к одной из них;

-  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

-  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

-  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Предметные  результаты

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета, курса

          Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека

           Этика общения. 4 часа.  Добрым жить на белом свете  веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

            Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.  Представление проектов по теме.

            Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

            Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

          Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

          Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

          Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».

         Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века.  Слово, обращённое к себе.   





 

  Тематическое планирование

 Тема урока

Кол-во часов

Введение

1

Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Этика общения

4

Добрым жить на белом свете веселей

1

Правила общения для всех

1

От добрых правил- добрые слова и поступки

1

Каждый интересен

1

Этикет

4

Премудрости этикета

1

Красота этикета

1

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

Чистый ручеёк нашей речи.

1

Этика человеческих отношений

4

В развитии добрых чувств- творение души.

1

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

Чувство Родины.

1

Жизнь протекает среди людей.

1

Этика отношений в коллективе.

4

Чтобы быть коллективом

          1

Коллектив начинается с меня.

          1

Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.

1

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

Простые нравственные истины

4

Жизнь священна

1

Человек рождён для добра.

1

Милосердие – закон жизни.

1

Жить во благо себе и другим.

1

Душа обязана трудиться.

4

Следовать нравственной установке.

1

Достойно жить среди людей.

1

Уметь понять и простить.

1

Простая этика поступков.

1

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

Общение и источники преодоления обид.

1

Ростки нравственного опыта поведения.

1

Доброте сопутствует терпение.

1

Действия с приставкой «со».

1

Судьба и Родина едины.

4

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

1

Человек – чело века.

1

Слово, обращённое к себе.

1

Обобщающий урок по курсу.  Творческая мастерская.

1

  Всего часов:

         34

 


Поурочное планирование


урока

п/п

дата

Тема урока

Стандарты содержание

Ожидаемые результаты



метапредметные

предметные

личностные


                                                                                         Раздел 1 Введение (2 ч.)

1

1

 

 

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Основные определения понятий этики и вежливости. Чтение поучительных сказок о вежливости.

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

 

Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

 


2

2

 

 

Этика – наука о нравственной жизни человека.


                                                                                         Раздел 2 Этика общения (4 ч.)

3

1

 

 

Добрым жить на свете веселей.

Знакомство с понятиями «добро», «стремление к добру».

Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами.

Знакомство с примерами проявления доброты, чуткости, деликатности, высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

 

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

Научиться первоначальным  представлениям представлениям о светской этике.

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

 

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

 

Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

 


4

2

 

 

Правила общения для всех.


5

3

 

 

От добрых правил – добрые слова и поступки.


6

4

 

 

Каждый интересен.


                                                                                        Раздел 3  Этикет (4 ч.)

7

1

 

 

Премудрости этикета

Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами.

Толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

 

Овладевать способностью принимать и сохранять

 цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

Формулировать собственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Понять премудрости этикета, соотносить свои поступки с ними.

Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

 


8

2

 

 

Красота этикета















9

3

 

 

Простые школьные и домашние правила этикета.

10

4

 

 

Чистый ручеёк нашей речи.

                                                                                        Раздел 4 Этика человеческих отношений (4ч.)

11

1

 

 

В развитии добрых чувств- творение души.

Выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их. Составление разных виды планов; следование плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Формулировка смыслового содержания иллюстраций, связка графического и текстового представления информации. Открытие значений этических понятий, объяснение их смысла своими словами.

 

Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

 

Проявлять творческую инициативу, самостоятельность

 в групповой работе.

Развивать добрые чувства в душе.

Увидеть связь природы и человека.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Развитие самостоятельности

и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

 


12

2

 

 

Природа – волшебные двери к добру и доверию.


13

3

 

 

Чувство Родины.


14

4

 

 

Жизнь протекает среди людей.


                                                                                Раздел 5 Этика отношений в коллективе.(4 ч.)

15

1

 

 

Чтобы быть коллективом

Понятие «коллектив». Отношения в коллективе. Понятие уважения и чуткости к каждому члену коллектива. Коллективизм, его составляющие ценностные черты.

Бескорыстное поведение. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Мораль и жизнь в обществе.

 

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

 

 

Воспитывать вежливость, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

Формирование ценностей коллективизма; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

 

Развитие самостоятельности

и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

 


16

2

 

 

Коллектив начинается с меня.


17

3

 

 

Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.


18

4

 

 

Ежели душевны вы и к этике не глухи.


                                                                             Раздел 6 «Простые нравственные истины» (4 ч.)

19

1

 

 

Жизнь священна

Материальные и духовные потребности человека.Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи.

Качества, помогающие определять нравственную ценность человека.

Сущность понятий честь, достоинство, тактичность, милосердие, справедливость.

Сущность понятий свобода и моральный выбор.

Связь свободы с моральным выбором.

Выбор между нравственным и безнравственным поведением.

 

Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

 

Развивать добрые чувства в отношениях с человеком, с природой.

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

Воспитывать внимание, понимание, сострадание, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Развитие самостоятельности

и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.


20

2

 

 

Человек рождён для добра.


21

3

 

 

Милосердие – закон жизни.


22

4

 

 

Жить во благо себе и другим.


                                                                          Раздел 7 «Душа обязана трудиться.» (4 ч.)

23

1

 

 

Следовать нравственной установке.

Нравственная ценность - добро.

Стремление к добру - цель человеческой морали.

Гуманизм – важнейший этический признак.

Что такое честь.

Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Нравственные идеалы.

 

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

 

Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Учиться первоначальным представлениям о светской этике.

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

 

Оценивать свои и жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро»,

«родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», понимать позицию другого.

 


24

2

 

 

Достойно жить среди людей.


25

3

 

 

Уметь понять и простить.


26

4

 

 

Простая этика поступков.


                                                                          Раздел 8 «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.)

27

1

 

 

Общение и источники преодоления обид.

Понятия доброжелательность, чувство юмора, терпимость к недостаткам.
Извинение и прощение

Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью.

Ответственность человека за совершаемые действия, сочувствие.

Какие признаки имеет нравственный поступок.

Что значит быть нравственным в наше время?

Моральные обязанности человека в обществе.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Уметь вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

 

Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.

Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы

и их выполнение .

Развитие самостоятельности

и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

 


28

2

 

 

Ростки нравственного опыта поведения.

 


29

3

 

 

Доброте сопутствует терпение.


30

4

 

 

Действия с приставкой «со».

Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие.


                                                                           Раздел 9 « Судьба и Родина едины.» (4 ч.)

31

1

 

 

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и гражданин.

 Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист.

Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Служение на благо Отечества.

 

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.

Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.

 

Презентации

творческих

проектов

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи.

понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества.

понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой

жизни.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей российского государства и общечеловеческих норм этики.

 


32

2

 

 

Человек – чело века.


33

3

 

 

Слово, обращённое к себе.


34

4

 

 

Обобщающий урок по курсу.  Творческая мастерская.

Подведение итогов. Презентация творческих работ.


Итого: 34 часа













 

 

 






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2024

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2024

 

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/


‌Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

https://infourok.ru

  Лист коррекции

Предмет____ОРКСЭ Класс 4 а Учитель__Иванова Т.Ю._____2024-2025 уч год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


































































































































 

 



      Практическая часть программы

 

Раздел

Практические

Творческие

Диагностические

Проекты

 Вводный урок

 

1

 

 

 «Этика общения» 

2

2

 

 

«Этикет»

2

3

 

 

 «Этика человеческих отношений» 

1

4

 

 

 «Этика отношений в коллективе» 

2

3

1

1

 Ежели душевны вы и к этике не глухи…

 

1

 

 

 «Простые и нравственные истины» 

1

2

 

1

 «Душа обязана трудиться» 

1

3

 

 

«Посеешь поступок – пожнёшь характер» 

2

3

 

 

 «Судьба и Родина едины» 

2

4

 

1

Всего часов

13

26

1

3

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

  знать/понимать:

    - общие этические понятия на разных языках России;

    - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

    - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;

   - «Золотое правило нравственности»;

   -  ценные качества человеческой души;

   - ценности рода и семьи;

   - светские правила;

   - как появилась семья;

   - семейные традиции;

   - правила поведения в школе;

   - права и обязанности школьника;

   - правила дружбы;

   - понятие: этикет;

   - сокровища нравственности; 

   - роли в семье;

   - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

   - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

      уметь:

    - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

    - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

    - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

    - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

     - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

     - строить отношения между людьми в школе;

     - жить по законам чести;                                                                                             

     -  держать слово;

     - иметь силу воли;

    - строить отношения в семье;

    - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

    - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

   -  любить страну, Родину и Отечество.