Администрация МО «Кабанский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская СОШ №1»
РАССМОТРЕНО на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО, подпись Протокол №____ от «__» __________2024г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО, подпись «___»____________2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО, подпись Приказ №__________ от «__»_________2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОРКСЭ»
Модуль «Основы светской этики»
для обучающихся 4 класса
(2024-2025 учебный год)
Составил(а)
Иванова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
п. Селенгинск, 2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
· понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
· формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
· формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
· знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм.
· Социальная солидарность.
· Гражданственность.
· Семья.
· Труд и творчество.
· Наука.
· Традиционные российские религии.
· Искусство и литература.
· Природа.
· Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 |
Этика общения | 4 |
Добрым жить на белом свете веселей | 1 |
Правила общения для всех | 1 |
От добрых правил- добрые слова и поступки | 1 |
Каждый интересен | 1 |
Этикет | 4 |
Премудрости этикета | 1 |
Красота этикета | 1 |
Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 |
Чистый ручеёк нашей речи. | 1 |
Этика человеческих отношений | 4 |
В развитии добрых чувств- творение души. | 1 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 |
Чувство Родины. | 1 |
Жизнь протекает среди людей. | 1 |
Этика отношений в коллективе. | 4 |
Чтобы быть коллективом | 1 |
Коллектив начинается с меня. | 1 |
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | 1 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 |
Простые нравственные истины | 4 |
Жизнь священна | 1 |
Человек рождён для добра. | 1 |
Милосердие – закон жизни. | 1 |
Жить во благо себе и другим. | 1 |
Душа обязана трудиться. | 4 |
Следовать нравственной установке. | 1 |
Достойно жить среди людей. | 1 |
Уметь понять и простить. | 1 |
Простая этика поступков. | 1 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 |
Общение и источники преодоления обид. | 1 |
Ростки нравственного опыта поведения. | 1 |
Доброте сопутствует терпение. | 1 |
Действия с приставкой «со». | 1 |
Судьба и Родина едины. | 4 |
С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 1 |
Человек – чело века. | 1 |
Слово, обращённое к себе. | 1 |
Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. | 1 |
Всего часов: | 34 |
Поурочное планирование
№ урока | № п/п | дата | Тема урока | Стандарты содержание | Ожидаемые результаты | |
| метапредметные | предметные | личностные | |
Раздел 1 Введение (2 ч.) |
1 | 1 | | | Этика – наука о нравственной жизни человека. | Основные определения понятий этики и вежливости. Чтение поучительных сказок о вежливости. | Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; | Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | |
2 | 2 | | | Этика – наука о нравственной жизни человека. | |
Раздел 2 Этика общения (4 ч.) |
3 | 1 | | | Добрым жить на свете веселей. | Знакомство с понятиями «добро», «стремление к добру». Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Знакомство с примерами проявления доброты, чуткости, деликатности, высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Научиться первоначальным представлениям представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | |
4 | 2 | | | Правила общения для всех. | |
5 | 3 | | | От добрых правил – добрые слова и поступки. | |
6 | 4 | | | Каждый интересен. | |
Раздел 3 Этикет (4 ч.) |
7 | 1 | | | Премудрости этикета | Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. | Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Понять премудрости этикета, соотносить свои поступки с ними. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | |
8 | 2 | | | Красота этикета | | |
9 | 3 | | | Простые школьные и домашние правила этикета. |
10 | 4 | | | Чистый ручеёк нашей речи. |
Раздел 4 Этика человеческих отношений (4ч.) |
11 | 1 | | | В развитии добрых чувств- творение души. | Выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их. Составление разных виды планов; следование плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Формулировка смыслового содержания иллюстраций, связка графического и текстового представления информации. Открытие значений этических понятий, объяснение их смысла своими словами. | Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Развивать добрые чувства в душе. Увидеть связь природы и человека. Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | |
12 | 2 | | | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | |
13 | 3 | | | Чувство Родины. | |
14 | 4 | | | Жизнь протекает среди людей. | |
Раздел 5 Этика отношений в коллективе.(4 ч.) |
15 | 1 | | | Чтобы быть коллективом | Понятие «коллектив». Отношения в коллективе. Понятие уважения и чуткости к каждому члену коллектива. Коллективизм, его составляющие ценностные черты. Бескорыстное поведение. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Мораль и жизнь в обществе. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитывать вежливость, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | Формирование ценностей коллективизма; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | |
16 | 2 | | | Коллектив начинается с меня. | |
17 | 3 | | | Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | |
18 | 4 | | | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | |
Раздел 6 «Простые нравственные истины» (4 ч.) |
19 | 1 | | | Жизнь священна | Материальные и духовные потребности человека.Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь, достоинство, тактичность, милосердие, справедливость. Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. | Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Развивать добрые чувства в отношениях с человеком, с природой. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Воспитывать внимание, понимание, сострадание, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | |
20 | 2 | | | Человек рождён для добра. | |
21 | 3 | | | Милосердие – закон жизни. | |
22 | 4 | | | Жить во благо себе и другим. | |
Раздел 7 «Душа обязана трудиться.» (4 ч.) |
23 | 1 | | | Следовать нравственной установке. | Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Гуманизм – важнейший этический признак. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Нравственные идеалы. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Учиться первоначальным представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать свои и жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», понимать позицию другого. | |
24 | 2 | | | Достойно жить среди людей. | |
25 | 3 | | | Уметь понять и простить. | |
26 | 4 | | | Простая этика поступков. | |
Раздел 8 «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.) |
27 | 1 | | | Общение и источники преодоления обид. | Понятия доброжелательность, чувство юмора, терпимость к недостаткам. Извинение и прощение Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия, сочувствие. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Моральные обязанности человека в обществе. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Уметь вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение . Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | |
28 | 2 | | | Ростки нравственного опыта поведения. | | |
29 | 3 | | | Доброте сопутствует терпение. | |
30 | 4 | | | Действия с приставкой «со». | Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. | |
Раздел 9 « Судьба и Родина едины.» (4 ч.) |
31 | 1 | | | С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист. Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Служение на благо Отечества. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. Презентации творческих проектов | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества. понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей российского государства и общечеловеческих норм этики. | |
32 | 2 | | | Человек – чело века. | |
33 | 3 | | | Слово, обращённое к себе. | |
34 | 4 | | | Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. | Подведение итогов. Презентация творческих работ. | |
Итого: 34 часа |
| | | | | | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru
https://infourok.ru
Лист коррекции
Предмет____ОРКСЭ Класс 4 а Учитель__Иванова Т.Ю._____2024-2025 уч год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Практическая часть программы
Раздел | Практические | Творческие | Диагностические | Проекты |
Вводный урок | | 1 | | |
«Этика общения» | 2 | 2 | | |
«Этикет» | 2 | 3 | | |
«Этика человеческих отношений» | 1 | 4 | | |
«Этика отношений в коллективе» | 2 | 3 | 1 | 1 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи… | | 1 | | |
«Простые и нравственные истины» | 1 | 2 | | 1 |
«Душа обязана трудиться» | 1 | 3 | | |
«Посеешь поступок – пожнёшь характер» | 2 | 3 | | |
«Судьба и Родина едины» | 2 | 4 | | 1 |
Всего часов | 13 | 26 | 1 | 3 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
уметь:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.