СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы учебного курса "Финансовая грамотность. Современный мир" . Добавлено ктп на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности" 9 класс»


Краснодарский край

Муниципальное образование город Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5



УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 28.08. 2021 года протокол № 1

Председатель _______ Т.С. Цепордей





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету (курсу) основы финансовой грамотности

Уровень образования (класс) основное общее образование, 9 класс

Количество часов 34

Учитель/группа учителей, разработчиков программы

Артюхова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии № 5

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО


с учетом примерной образовательной программы учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» предметная область «Общественно – научные предметы» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования


с учетом УМК_«Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций, авторы: И. Липсиц, О. Рязанова; Москва, «ВАКО», 2018 г.






1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

Личностные результаты обучения:

  • формирование субъектной позиции у обучающихся, понимание необходимости быть самостоятельными в принятии решений;

  • формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;

  • формирование элементарных финансовых знаний современного человека;

  • готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой грамотности на всех жизненных этапах;

  • формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;

  • готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в случае их нарушения;

  • готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми организации и государственными органами, роли и формы финансовой жизни семьи.

Метапредметные результаты обучения, включающие:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых организаций;

  • разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;

  • ставить финансовые цели свойственной деятельности;

  • формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели практической финансовой деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

  • составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта, проведение исследования);

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;

Предметным результаты обучения:

освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципов его функционирования в современном обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет, правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка, гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты, инвестиционные компании, страховые компании, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий, накопления и правила их формирования, защита прав потребителя финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и способы инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем.

освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчёты и использовать финансовую информацию для принятия решений.

Освоение компетенции финансовой грамотности:

  • оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;

  • выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при осуществлении различных финансовых операций;

  • оптимизировать расходы семейного бюджета;

  • оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;

  • совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;

  • определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить способы увеличения доходов семьи;

  • грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь;

  • находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;

  • оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;

  • защищать свои права работника в случае их нарушения;

  • выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;

  • грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;

  • формировать план накоплений на финансовую цель;

  • выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;

  • находить наиболее выгодные способы организации путешествий;

  • защищать свои права потребителя финансовых услуг;

  • определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;

  • оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета;

  • определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;

  • формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.

2.Содержание учебного курса

Раздел 1. Что такое современные деньги. Риски их использования

Деньги как средства увеличения благосостояния, при котором деньги не выступают в качестве самоцели. Понимание необходимости грамотного распоряжения деньгами. Суть, виды и функции денег, номинал, эмитент, эмиссия; российская и иностранная валюты. Установление стоимости денег, определение того, что на неё влияет и как она может меняться. Принципы совершения обмена денег разных видов. Двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег (наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги). Выгоды разных инструментов управления безналичными деньгами в разных ситуациях, понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг. Необходимость иметь финансовую «подушку безопасности» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. Риски при пользовании деньгами.

Способы деятельности

  • ведение расчёта суммы денег для обмена различных валют по их курсу;

  • анализ финансовых рисков;

  • поиск информации по истории денег, подлинности денег, их видов и форм;

  • оценка выгоды и издержки, сопряжённых с использованием разных видов денег;

  • выбор вида денег для использования в конкретной жизненной ситуации;

  • оценка рисков, связанных с использованием различных видов денег, учет их при осуществлении различных финансовых операций.

Раздел 2. Семейный бюджет

Ограниченность ресурсов семьи (в том числе денежных) и необходимости бережного отношения к ним. Финансовые права и обязанности членов семьи. Семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные, необязательные и излишние расходы. Необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов. Финансовая «подушка безопасности». Взаимосвязь потребности и покупки. Необходимость оценки различных вариантов совершения покупок. Обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные покупки в Интернете. Последствия совершения спонтанных покупок. Риски при покупке товаров и услуг. Источники семейных доходов, денежные и неденежные доходы, регулярные, временные и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы, активные и пассивные доходы. Регулярные и нерегулярные источники доходов. Влияние множества факторов на размер доходов членов семьи влияют множество факторов и способы их увеличения. Бюджет семьи, профицит, дефицит; правила ведения семейного бюджета.

Способы деятельности

  • ведение расчётов расходов семейного (личного) бюджета;

  • ранжирование расходов по степени важности;

  • определение реальных потребностей, стоящих за разными расходами;

  • поиск информации о ценах и качестве товаров и услуг в различных источниках;

  • ведение расчётов по доходам и расходам семейного бюджета, в том числе с использованием различных программ;

  • поиск информации в различных источниках о грамотном ведении семейного бюджета.

  • оценка семейных и личных потребностей и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;

  • определение ресурсов, которые могут приносить доход;

  • грамотное составление семейного бюджета с учётом возможных рисков и финансовых потерь.


Раздел 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства

Полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний, несовершеннолетний. Гражданские и трудовые права малолетних, несовершеннолетних и совершеннолетних. Осуществление трудовой деятельности несовершеннолетним. Законодательное регулирование трудовая деятельность подростка. Трудовые отношения, трудовая дееспособность. Права несовершеннолетнего работника и их защита. Личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность. Гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав подростка. Правовые и финансовые последствия заключения разных видов договоров. Премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.

Способы деятельности:

  • расчет размер дохода, которую работник получает после удержания НДФЛ;

  • поиск информации в различных источниках по теме защиты трудовых прав;

  • поиск и подбор вариантов личного заработка в конкретных жизненных условиях;

  • оценка предлагаемых условий найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;

  • защита прав работника в случае их нарушения.

Раздел 4. Финансовые организации и их услуги

Взаимосвязь финансовых потребностей и деятельности финансовых организаций. Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты. Финансовые организации (банк, микрофинансовые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании). Цели деятельности финансовых организаций. Платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт. Коммерческий банк, Банк России и его деятельность. Банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, доходность вклада. Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика. Банковская карта, виды банковских карт (дебетовая, кредитная), кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернет-банк. Издержки и выгоды пользования банковскими картами. Риски мошенничества при пользовании банковской картой. Правила безопасного использования банковских карт. Взаимные обязанности банка и держателя банковских карт. Накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка. Постановка финансовых целей и планирование их достижения. Страхование. Страховые и нестраховые риски. Минимизация рисков с помощью страхования. Самострахование, взаимное страхование, страховой фонд, страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, имущественное страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование. Финансово грамотное путешествие и минимизация затрат. Базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.

Способы деятельности:

  • расчет доходности вклада, в том числе с капитализацией процентов;

  • пользование калькулятора страхования;

  • формирование плана накоплений на финансовую цель;

  • использование сайтов для получения финансовой информации;

  • поиск информации по защите прав потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка России;

  • выбор вклада для конкретной жизненной ситуации;

  • выбор банковской карты;

  • выбор страхового продукта под конкретные жизненные ситуации;

  • поиск выгодных способов организации путешествий;

  • защита своих права потребителя финансовых услуг.

Раздел 5. Налоги в жизни современного человека

Финансы, финансовая система государства, общественные блага. Формирование и расходы государственных финансов, связь между налогами и общественными благами. Государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные). Основания для уплаты налогов. Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, прямые и косвенные налоги. Имущественный налог, кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ. Способы расчета подоходного и имущественных налогов. Факторы, влияющие на размер уплачиваемых налогов физическими лицами. Необходимость уплаты налогов и способы уплаты налогов, в том числе с помощью личного кабинета налогоплательщика. Ответственность за неуплату налогов. Пеня, штраф. Возможности возврата части уплаченных налогов через оформление налогового вычета. Налоговая декларация. Виды налоговых вычетов (стандартный, социальный, имущественный, профессиональный).

Способы деятельности:

  • использование сайта Федеральной налоговой службы;

  • расчет НДФЛ;

  • расчёт налога на имущество;

  • расчет земельного налога;

  • расчет транспортного налога.

  • оценка имущества и доходов с точки зрения расходов на налоги, планирование своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета.

Раздел 6. Человеческий капитал и инвестиции в себя

Человеческий капитал. Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Важность и необходимость вложений в свой человеческий капитал. Взаимосвязь человеческого капитала и финансового благополучия. Индивидуальный человеческий капитал, факторы, влияющие на человеческий капитал. Роль образования и самообразования в развитии человеческого капитала. Культурное развитие и увеличение человеческого капитала. Забота о своем здоровье как способ сохранения своего человеческого капитала. Развитие ребенка и вложения в его человеческий капитал. Индекс человеческого развития. Инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал, современный человек. Непрерывные вложения в свой человеческий капитал.

Способы деятельности:

  • поиск актуальной информации в различных источниках по теме человеческого капитала и способов его формирования;

  • поиск и подбор способов инвестирования в свой человеческий капитал;

  • формирование своей траектории накопления человеческого капитала.


3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

УУД

Виды воспитательной деятельности

Раздел 1. Что такое современные деньги. Риски их использования

5

Понимание необходимости грамотного распоряжения деньгами.

1

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи

8)ценности научного познания 3)духовное и нравственное воспитание;




Суть, виды и функции денег, номинал, эмитент, эмиссия; российская и иностранная валюты.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

1)гражданское воспитание;

8)ценности научного познания



Двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег.

1

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи

8)ценности научного познания



Выгоды разных инструментов управления безналичными деньгами в разных ситуациях, понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг.

1

Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

3)духовное и нравственное воспитание;

8)ценности научного познания



Риски при пользовании деньгами.


1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

3)духовное и нравственное воспитание;

8)ценности научного познания

Глава 2. Семейный бюджет

6

Семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные, необязательные и излишние расходы.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений


6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;

8)ценности научного познания



Необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;

8)ценности научного познания



Финансовая «подушка безопасности».

1

Разрабатывать способы решения проблемы в области личных финансов;

ставить финансовые цели свойственной деятельности;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели практической финансовой деятельности

6)трудовое воспитание

8)ценности научного познания



Взаимосвязь потребности и покупки. Необходимость оценки различных вариантов совершения покупок.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач


6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;




Регулярные и нерегулярные источники доходов. Влияние множества факторов на размер доходов членов семьи

1

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)


6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;




Бюджет семьи, профицит, дефицит; правила ведения семейного бюджета.


1

Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;




Глава 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства

6

Полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний, несовершеннолетний.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

8)ценности научного познания 6)трудовое воспитание



Гражданские и трудовые права малолетних, несовершеннолетних и совершеннолетних.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

8)ценности научного познания 6)трудовое воспитание



Осуществление трудовой деятельности несовершеннолетним. Законодательное регулирование трудовой деятельности подростка.

1

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

8)ценности научного познания 6)трудовое воспитание



Трудовые отношения, трудовая дееспособность. Права несовершеннолетнего работника и их защита.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

8)ценности научного познания 6)трудовое воспитание



Личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

6)трудовое воспитание

3)духовное и нравственное воспитание;




Гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав подростка.

1

Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

6)трудовое воспитание

8)ценности научного познания.


Раздел 4. Финансовые организации и их услуги

8

Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

8)ценности научного познания.



Финансовые организации (банк, микрофинансовые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании).

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

8)ценности научного познания.



Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

8)ценности научного познания.



Банковская карта, виды банковских карт. Издержки и выгоды пользования банковскими картами.

1

Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

8)ценности научного познания.



Риски мошенничества при пользовании банковской картой. Правила безопасного использования банковских карт.

1

Составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)


8)ценности научного познания

5)физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия



Накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка.

1

Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

8)ценности научного познания

3)духовное и нравственное воспитание;

4) трудовое воспитание




Страхование. Страховые и нестраховые риски. Минимизация рисков с помощью страхования.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

8)ценности научного познания

3)духовное и нравственное воспитание;




Базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.

1

Разрабатывать способы решения проблемы в области личных финансов;

ставить финансовые цели свойственной деятельности;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели практической финансовой деятельности


8)ценности научного познания

5)физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Глава 5. Налоги в жизни современного человека

5

Финансы, финансовая система государства, общественные блага. Формирование и расходы государственных финансов, связь между налогами и общественными благами.

1

Выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений


8)ценности научного познания.



Основания для уплаты налогов.

1

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

8)ценности научного познания.



Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, прямые и косвенные налоги.

1

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

8)ценности научного познания.



Необходимость уплаты налогов и способы уплаты налогов, в том числе с помощью личного кабинета налогоплательщика.

1

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

8)ценности научного познания.



Ответственность за неуплату налогов. Налоговая декларация.

1

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

8)ценности научного познания

5)физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Глава 6. Человеческий капитал и инвестиции в себя

3

Человеческий капитал. Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Важность и необходимость вложений в свой человеческий капитал.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

8)ценности научного познания

3)духовное и нравственное воспитание;




Роль образования и самообразования в развитии человеческого капитала. Культурное развитие и увеличение человеческого капитала. Забота о своем здоровье как способ сохранения своего человеческого капитала.

1

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач

8)ценности научного познания

3)духовное и нравственное воспитание;




Инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал, современный человек. Непрерывные вложения в свой человеческий капитал.

1

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых организаций

8)ценности научного познания

5)физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Раздел 7. Повторение, обобщение курса

1

Итоговое повторение.

1

Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов 

8)ценности научного познания

3)духовное и нравственное воспитание;

5)физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия





СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческого цикла_______________

МАОУ гимназии № 5

от 26.08.2021 года № 1

______ Артюхова Е.В.

подпись руководителя МО Ф.И.О.




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______ Евсеева О.Н.

подпись Ф.И.О.

27.08.2021 года










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!