СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели программы:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 80 им. В.П. Кузнецова
города Купино Новосибирской области
Рассмотрена Согласована Принята
______________ ________________ ___________________
______________ _________________ ____________________
Рабочая программа
по курсу «Проектные задачи»
на период освоения в начальной школе
( 4 года )
Составила:
Хроменко Г.В.,
2021 год
1. Пояснительная записка.
Программа факультативного курса « Решение проектных задач» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Данная рабочая программа адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы .
Специфика предмета:
Метод решения проектных задач не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе решения проектных задач. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектных задач обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для решения проектной задачи;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает ведение курса в форме факультатива,работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи :
-с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
-с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков ;
-с уроками труда: изготовление различных элементов по темам.
.-с уроками литературного чтения: инсценирование, мини спектакли.
- с уроками окружающего мира: выставка рисунков, оформление альбомов.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
| предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации , участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
Работа над проектными задачами предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Проектные задачи по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проектные задачи могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проектные задачи бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении продукта. В качестве проектных задач предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проектной задачи складывается из трёх этапов: разработка проблемы, практическая реализация проектной задачи , защита продукта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной задачи является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме . Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Роль учителя в проектной деятельности
Главное правило, о котором должен помнить учитель: выступать не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания, вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе учитель предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь учитель только помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектной задачей.
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание продукта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Последовательность работы над проектной задачей:
1-й этап. Разработка проектной задачи | |
Для чего и кому нужен полученный продукт? | Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое… |
Что будем делать? | Обсуждаем и выбираем изделие(-я). Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? | Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. |
2-й этап. Решение проектной задачи | |
Воплощаем замысел | Распределяем роли или обязанности (при коллективной и групповой работе). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). |
3-й этап. Защита | |
Что делали и как? | Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат. |
Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
| в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
|
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия.
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Планируемые результаты
| |
предметные | метапредметные | |||
|
Наша безопасность.
| Беседа «Как выбрать тему проекта?» Беседа: Безопасный маршрут «Дом- школа» | Научатся: определять что такое проектная задача?, источники, из которых берется материал для решения проектной задачи, представлять, что такое технология проектной задачи, виды проектных задач, количество человек включенные в решение проектной задачи, подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Безопасный маршрут «Дом-школа» | ||||
| Краски осени | Экскурсия в осенний лес для сбора природного материала. | Научатся: наблюдать в природе, фиксировать материал; выполнять работу пользуясь технологической картой; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | ||||
Изготовление поделок на уроке технологии, выставка работ. | ||||
| Моя малая родина | Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях города Купино на уроке окружающего мира | Научатся: составлять рассказ о своём городе, используя материал заготовленный совместно с родителями ( фото, газетные вырезки, значки и т.д.); подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: использование приобретённых математических знаний для описания поставленной цели. |
| Ромашковая поляна | Работа в паре на уроке технологии. Изготовление поделок из пластилина, выставка работ. | Научатся: выполнять объёмную аппликацию из пластилина с использованием технологической карты и материала рабочей тетради, подбирать стихи и песенки про цветы, лето; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта |
| Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» Рассказы детей о своих именах. | Научатся: находить нужную информацию в различных источниках, составлять, высказывание о своём имени; подбирать материал, фотографии из семейного архива, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Напиши о себе | ||||
| Осенний урожай | Групповая работа на уроке технологии. Изготовление овощей из пластилина, выставка работ. | Научатся: вылепливать объёмные предметы из пластилина, составлять композиции, находить загадки и стихи об овощах и фруктах; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
| Экскурсия | Экскурсия в библиотеку. Учимся выбирать дополнительную литературу. | Научатся: выбирать дополнительную литературу по заданной теме, пользоваться правилами поведения в библиотеке; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Математика вокруг нас.
| Урок математики: « Числа в загадках, пословицах, поговорках» | Научатся: узнавать какие числа относятся к числам первого десятка; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: использование приобретённых математических знаний для описания поставленной цели. |
Подготовка и защита творческой работы по теме « Числа в загадках, пословицах, поговорках» | ||||
| Сказочный букет | Рисование сказочных цветов. Коллективное составление букета | Научатся: рисовать сказочные цветы по представлению, слушать мелодию, высказывать свои впечатления; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
| Мои увлечения | Оформление листка-вкладыша для портфолио: Мои увлечения | Научатся: составлять рисунок в соответствии с заданной темой, подбирать для рисунка цвет, аккуратно оформлять работу; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
11-12 | Моя семья | Фоторассказ о жизни своей семьи | Научатся: рассуждать что такое семья для человека, какое место она играет в жизни человека, пользоваться источниками в семейных архивах; подбирать материал, фотографии из семейного архива, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Моя семья – в самой середине я. | ||||
13 | Аквариумные рыбки | Создание коллективного панно «Аквариумные рыбки» | Научатся: выбирать необходимый материал для выполнения панно, советоваться в группе и находить совместное решение, пользоваться технологической картой при выполнении работы, доводить до конца работу, подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
14 | Поздравительная открытка | Изготовление поздравительной открытки для своего друга | Научатся: изготавливать поздравительную открытку , оформлять при помощи различных материалов; составлять поздравление для друга; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
15 | Украшаем класс к новому году | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. | Научатся: находить информацию о том, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы стали его праздновать, как украшали елку в далекой старине; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
Беседа «Как и из чего можно сделать украшение на ёлочку?» | ||||
Выставка работ. | ||||
16 | Ролевой проект | Костюмированный утренник, посвящённый Новому году. | Научатся : совместно организовывать и проводить мероприятия, подбирать материал для совместных игр , конкурсов. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
17 | Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | Научатся: изготавливать кормушки для птиц из различного материала совместно с родителями и товарищами по группе; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Изготовление кормушек для птиц. | ||||
Выставка работ и вывешивание их на улице. | ||||
18 | Чайный сервиз
| Коллективное выполнение разных изделий чайного сервиза из пластилина. Выставка работ. | Научатся: изготавливать чайный сервиз из пластилина пользуясь технологической картой, распознавать изделия народных промыслов; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
19 | Моя азбука | Стихи, скороговорки о разных буквах. Составление книги «Азбука» | Научатся: подбирать стихи и поговорки про буквы, оформлять на отдельных листах рисунок про букву; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
|
20-21 | Моя школа и мой класс | Составление летописи, создание альбома своего класса. | Научатся: составлять летопись своего класса, оформлять в альбом; познакомятся с историей школы; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
|
22-23 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | Научатся: изготавливать подарки для папы к празднику из различных материалов, высказываться о празднике – Дне Защитника Отечества; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | Научатся: изготавливать подарки для мамы к празднику из различных материалов, высказываться о празднике – Дне Защитника Отечества; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. | ||
24 | Занимательная математика | Логические задачи, ребусы, загадки в стихах к уроку математики. Составление презентации занимательных заданий по математике. | Научатся: решать логические задачи, анализировать и аргументировать способ выполнения и нахождения правильного решения, подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
25 | Музей «Город букв» | Создание портрета своей буквы. Изготовление букв из разного материала. | Научатся: изготавливать буквы из различного материала, сочинять рассказ про буквы, оформлять коллективный альбом; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
26 | Проект «Речной флот». | Конструирование из бумаги. Коллективная аппликация «По морям, по волнам» | Научатся: выполнять коллективную работу из бумаги, пользоваться технологической картой, находить стихи и песенки про море; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
27 | Домашние питомцы | Фоторассказ о домашних питомцах | Научатся: составлять высказывание про своих домашних питомцев, используя материал приготовленный с родителями; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
28-29 | Азбука загадок | Создание книги загадок | Научатся: находить загадки и объединять их по тематическим подборкам, подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
30-31 | Скороговорки | Создание книги скороговорок | Научатся: подбирать скороговорки и объединять их по темам, разработать памятки по произношению скороговорок; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
32 | Математика вокруг нас Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. | Беседа «Цветники нашего города» | Научатся: составлять узоры из различных геометрических фигур, составлять правильные симметричные узоры; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Составление альбома «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» | ||||
33 | Сказочная страничка | Иллюстрирование русских народных сказок. Выставка рисунков. | Научатся: передавать содержание сказок в рисунке, оформлять выставку; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п | Тема проектной задачи | Содержание, методические приемы | Планируемые результаты
| |
|
|
| предметные | метапредметные |
| О чём может рассказать школьная библиотека? - | Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке.
| Научатся:формулировать правила поведения в библиотек, правильно находить нужную книгу; составлять памятку о поведении в библиотеке для учеников начальной школы; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Родной город | Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего города на уроке окружающего мира | Научатся: представлять материал о малой родине , собранный совместно с родителями, представлять своё выступление на основе фотовыставки; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| ||||
| Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями | Коллективная творческая работа по созданию коврика | Научатся: выполнять симметричную композицию из различных материалов на тему осени, работать с природным материалом; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Путешествие по Зодиаку | Составление альбома «Путешествие по Зодиаку» | Научатся: называть знаки Зодиака, определять свой знак и знаки членов семьи, создавать рисунок о своём знаке и оформлять его в общий альбом; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Экскурсия. «Народная игрушка» | Экскурсия в музей глиняной игрушки. Мастер-класс по росписи игрушки | Научатся: распознавать принадлежность народной игрушки к определённому виду промысла, расписывать красками глиняную игрушку; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
| Народные промыслы | Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов. | Научатся: собирать материал о разновидностях народных промыслов;подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
| Математика вокруг нас. Узоры на посуде | Сбор материала, создание своих узоров | Научатся: создавать узор из геометрических фигур, находить геометрические узоры в реальной жизни; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
| Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом» | |||
11 | Красная книга или возьмём под защиту | Создание своей книги «Возьмём под защиту» | Научатся: определять значение и назначение Красной книги, какие растения и животные нашего края занесены в Красную книгу области и района, - экологические проблемы, стоящие на первом месте в нашем городе. - виды проектов; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
12 | Презентация проекта | |||
13 | И в шутку и в серьёз | Составление занимательных заданий по русскому языку. | Научатся: составлять занимательные задания по русскому языку в различных видах: кроссворд, ребус, анограммы и т.д.; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
14 | Деревенский двор | Работа в парах по изготовлению деревенской избы из бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор. | Научатся: изготавливать модель деревенской избы из бумаги, пользоваться технологической картой; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
15 | Пишем письмо | Написание письма Деду Морозу | Научатся: оформлять письмо для Деда Мороза, высказываться откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы стали его ; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
16 | Профессии | Мини-сочинение «Кем я хочу стать» | Научатся: составлять письменное высказывание на тему выбора профессии; приводить примеры профессий своих родителей; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
17-19 | Проект «Убранство избы» | Изготовление модели комнаты крестьянина | Научатся: изготавливать модель комнаты крестьянина, пользоваться справочной литературой и технологической картой; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
20 | Рифма | Словарик собственных рифм | Научатся: сочинять простые стихотворения, пользоваться рифмой, составлять словарь рифмованных слов; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
21
| Мой любимый журнал | Презентация любимого детского журнала | Научатся: выполнять презентацию своего любимого журнала из домашней или школьной библиотеке; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
22 | Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок. | Научатся: пользоваться техникой выполнения поделок из оригами, подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы |
23 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | Научатся: изготавливать подарочные сувениры для папы из различного материала, познакомятся с историей возникновения праздника; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения |
24 | Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | Научатся: изготавливать подарочные сувениры для мамы из различного материала, познакомятся с историей возникновения праздника; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения | |
25 | Аквариум | Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного материала | Научатся: изготавливать модель аквариума из природного материала, подбирать к работе стихи, загадки и т.д. ;подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения |
26 27 | Родословная | Составление родословной своей семьи.
Презентация. | Научатся: высказываться что такое семья для человека, какое место она играет в жизни человека, пользоваться источниками в семейных архивах; подбирать материал, фотографии из семейного архива, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения |
28 | Экскурсия к памятнику славы | Заметка в школьную стенгазету об экскурсии | Научатся: составлять заметку о своей экскурсии к памятнику Славы героям фронта и тыла, узнают историю памятника; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения |
29 | Города России | Фоторассказ о городах России | Научатся: составлять совместно с родителями фоторассказ о городе России, рисовать город; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения |
30 | Презентация проекта. Создание альбома «Города России» | |||
31 | В словари за частями речи | Составление заданий по различным словарям | Научатся: составлять игровых заданий по русскому языку, пользоваться словарями; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
32 | Страны мира | Фоторассказ о странах мира | Научатся: представлять презентацию любой страны мира, отмечать особенности каждой страны; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
33 | Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира» | |||
34 | Мой любимый писатель сказочник | Написание отзыва на сказку. Парад героев. | Научатся: составлять письменное высказывание о своём любимом сказочнике, приготовить выставку рисунков о героях любимых сказок; подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | Тема проекта | Содержание, методические приемы |
Планируемые результаты | |
|
|
| Предметные | Метапредметные |
| Твоя игрушка | Создание игрушки из подручных материалов
| Научатся: пользоваться техникой работы с бросовым материалом, изготавливать игрушки по своему замыслу из различных материалов подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Богатства, отданные людям | Подготовка и защита творческой работы, посвящённой благородному служению человека людям. | Научатся: подбирать материал о жизни и деятельности известных людей ( страны, области, района, города , улицы и т.д.), подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Сочиняем волшебную сказку | Сочинение своей сказки, с опорой на особенности её построения | Научатся: сочинять короткую сказку, выбирать сюжет, героев; оформление книги; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Как научиться читать стихи | Составление памятки. | Научатся: составлять памятку о правильном чтении стихов, показывать на собственном примере ,как пользоваться этой памяткой; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| Детская площадка | Конструирование из бумаги объектов детской площадки (объёмные модели). | Научатся: изготавливать из бумаги объёмные модели для детской площадки , пользоваться технологической картой, собирать, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
| ||||
| Рассказ о слове | Составление и презентация статьи о слове | Научатся: составлять статью публицистического стиля о слове, оформлять презентацию; подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
| Математические сказки | Коллективная творческая работа по созданию сборника математических сказок | Научатся: сочинять сказку, обсуждать в группе сюжет сказки, героев, концовку и т.д., оформлять книжку –малышку со своей сказкой; подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
9 | Семья слов | Рисование своего «дерева» с однокоренными словами | Научатся: составлять группы однокоренных слов на выбранную тему, пользоваться словарём ; подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
10 11 | Разнообразие природы нашего края. | Коллективная творческая работа по созданию «Книги природы родного края». | Научатся: подбирать материал о природе родного края, включать материал приготовленный совместно с родителями, на экскурсиях; подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
12 13 | Школа кулинаров
| Коллективная творческая работа по созданию «Книги здорового питания». | Научатся: составлять рекомендации о правильном питании, подбирать рецепты, оформлять наглядно; подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное рассчитывать рацион правильного питания на неделю, изготавливать коллах о правильном питании, газету о правильном питании. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
14
| Составление орфографического словаря | Коллективная творческая работа по созданию орфографического словаря. | Научатся: составлять орфографический словарь, пользоваться словарями, оформлять памятки, рекомендации; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
|
15 | Тайна имени | Составление рассказа о своём имени | Научатся: объяснять возникновение и значение своего имени; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
|
16 | ||||
17 | Кто нас защищает | Коллективная творческая работа по созданию книги «Кто нас защищает» | Научатся: составлять книгу о людях героических профессий, пользоваться материалом приготовленным совместно с родителями, во время экскурсий; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
|
18 | ||||
19 | Зимняя страничка | Составление и презентация своей зимней странички | Научатся: подбирать материал ( стихи, загадки, поговорки, пословицы, фотографии и .т.д.) про выбранное время года, оформлять газету; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
|
20 | ||||
21 | Задачи-расчёты | Сбор информации для расчётов, составление задачи Конкурс в решении задач с недостающими данными | Научатся: выполнять элементарные расчёты при обращении с предметами в повседневной жизни, в быту, основываясь на личном опыте ( поход в магазин, в кино, поездка на автобусе и т. д); подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию, -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения самостоятельно |
22 | Водный транспорт | Создание макетов различных видов водного транспорта | Научатся: создавать макеты моделей водного транспорта из различного материала; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию, -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения самостоятельно |
23 | Океанариум | Создание обитателей океанариума из ткани | Научатся: выполнять аппликацию из ткани, составлять композицию , обсуждать обитателей океанариума; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию, -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения самостоятельно |
24
| Экономика родного края | Коллективная творческая работа по созданию альбома «Экономика родного края» | Научатся: подбирать материал об экономическом развитии района , составлять альбом, применяя материал подобранный из газет, журналов, из бесед с родителями или другими жителями района; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию, -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения самостоятельно |
25 | ||||
26 | Имена прилагательные в загадках | Коллективная творческая работа по созданию альбома «Загадки с именами прилагательными» | Научатся: находить в различных источниках загадки с именами прилагательными, оформлять тематические страницы; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля.
|
27 | ||||
28
| Праздник поэзии | Составление сценария и проведение «Праздника поэзии» | Научатся: составлять сценарий праздника, обсуждать ход праздника, действующие лица, конкурсы, задания , представить товарищам сценарий; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля.
|
29 | Музей путешествий | Создание собственного «Музея путешествий» из экспонатов, привезённых после коллективных и семейных путешествий. | Научатся: организовывать выставку из экспонатов, привезённых после экскурсий или семейных поездок, оформлять карточки с названиями экспонатов; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля.
|
30 | ||||
31 | Готовим спектакль | Коллективная работа по созданию кукол и афиши для кукольного театра | Научатся: изготавливать куклы для кукольного театра из различного материала, оформлять афишу для театра; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме. | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля.
|
32 | ||||
33 | Парковая скульптура | Лепка фигуры человека или животного для парковой скульптуры | Научатся: вылепливать фигуру человека из пластилина; подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме. | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля.
|
34 |
Календарно-тематическое планирование ( 4класс)
№ п/п | Тема проекта | Содержание, методические приемы |
Планируемые результаты | |
|
|
| Предметные | Метапредметные |
1. 2
| Стартовая межпредметная проектная задача «Конструируем мир своими руками» | Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы. Спроектировать свой объект, сконструировать из конструктора ЛЕГО и прорекламировать его | Научатся: применять в комплексе знания из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях, представлять продукт своей работы в различных формах; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать преобразовывать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования на этапе подготовки проекта. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к товарищам, учителю; формулировать собственное мнение и позицию |
3 4 | Проектная задача « Знаки препинания» | Творческая работа: сочинить рассказ про знаки препинания. | Научатся: исследовать историю возникновения знаков препинания, пользоваться толковым словарём; анализ и синтез информации, полученной из различных источников. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.
|
5 6 | Проектная задача «Математический справочник» | Составление разных по назначению справочников. Составление задач по данным из справочников. | Научатся: читать и записывать многозначные числа, решать задачи, используя информацию из справочников; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами, выстраивать логическую цепь рассуждений. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.
|
7 8
| Проектная задача “Красная книга родного края”. | Составление Красной книги своего края, разработка правил поведения в природе, решение экологических проблем | Научатся: определять что такое Красная книга, какие растения и животные нашего края занесены в красную книгу области и района, - экологические проблемы, стоящие на первом месте в нашем городе; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.
|
9 10 | Проектная задача « Хлеб - всему голова!» | Изготовление газеты о значении хлеба в жизни человека, о тяжёлом труде хлеборобов, о бережном отношении к хлебу. | Научатся: оформлять печатное издание на основе предоставленного материала, составлять вопросы для интервью с людьми на тему бережного отношения к хлебу; подбирать материал, - писать мини сочинения о хлебе и его значимости для людей. - собирать, перерабатывать учебный материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом.
| Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.
|
11 12 | Проектная задача «Говорите правильно!» | Составление памятки правильного произношения слов во множественном числе. | Научатся: формулировать правила произношения слов во множественном числе, пользоваться орфоэпическим словарём; собирать, перерабатывать учебный материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
13 14 | Проектная задача «Новогодняя сказка» | Изготовление плакатов и поздравительных открыток к празднику | Научатся: составлять плакаты на тему что такое «Новогодние праздники», гадание, песни, «Рождественские каникулы», - какие праздники последуют за новогодними? - как этот праздник празднуют в других странах мира? - наиболее популярные песни и зажигательные танцы ; подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
15 16 17
| Промежуточная проектная задача « Путешествие из Лилипутии в Великанию» по мотивам Дж. Свифта « Путешествие Гулливера» | Выполнять различные задания направленные на достижение конечного результата. | Научатся: пользоваться предоставленной информацией, выполнять задания направленные на промежуточный контроль; действовать в нестандартных ситуациях при сотрудничестве с товарищами; восстанавливать и понимать собственные пути движения в учебном материале ( описание маршрута движения по «карте»знаний) | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
18 19 | Проектная задача « Составляем Задачник» | Составление задачника по разделам: «Головоломки», «Считалки», «Логические задачи». | Научатся: составлять задачник , используя данные из повседневных бытовых ситуаций, распределять по разделам; собирать, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
20 21 | Проектная задача «Пословицы и поговорки русского народа» | Составить сборник пословиц и поговорок. | Научатся: находить пословицы и поговорки, распределять их по темам; собирать, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
22 23 | Проектная задача « Мои «Зелёные страницы»» | Составление по аналогии книги «Зелёные страницы». | Научатся: собирать материал о своём пребывании в природе, представлять собранный материал в виде альбома с фотографиями, приготовленными совместно с родителями; перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
24 25 26 | Проектная задача « Человек: раб или хозяин природы?» | Разработка проекта туристического комплекса-заповедника на одном из необитаемых островах Мирового океана. | Научатся: создавать рекламную статью о туристическом комплексе- заповеднике, придумывать заголовок, нарисовать иллюстрации, предложения; дополнять свою работу материалом , приготовленным совместно с родителями; анализировать и синтезировать собранную из разных источников информацию. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
27 28 29 | Проектная задача « Путешествие в долину Вирусов» | Написание отчёта об исследованиях, проведенных на заражённой вирусами территории, и рекомендации по его обезвреживанию. | Научатся: ориентироваться на местности по карте, пользоваться условными обозначениями, составлять «научный отчёт» по теме обезвреживания от вирусов; анализировать и синтезировать собранную из разных источников информацию. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
30 31 | Проектная задача «Экологическая обстановка в нашем районе». | Изготовление презентации, плакатов на тему экологии в нашем районе. | Научатся: формулировать экологическую проблему и выяснять причины её возникновения, предлагать пути решения проблемы, подтверждать факты фотографиями с реальными событиями; анализировать и синтезировать собранную из разных источников информацию. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
32 33 34 | Итоговая межпредметная проектная задача « В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы». | Составить план сценария для спектакля «Зазеркалье» в виде карты Движения и инсценировать его. | Научатся: составлять сценарий спектакля в ходе выполнения плановых заданий, инсценировать спектакль; работать с большим объёмом справочного материала, предоставленных в различных формах, выделять из них нужную информацию, отсеивать данные , не имеющие отношения к решаемой задаче. | Регулятивные: умение самостоятельно формулировать задачу; планировать собственные действия, выбирать оптимальную последовательность выполнения заданий, ведущую к цели; осуществлять перенос способов действий, освоенных в одном предмете или теме, на другие предметы или темы; Познавательные: владение предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий; умение создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром; Коммуникативные: работа в группе, совместное достижение конечного результата. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2011.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2012.
Беседы с учителем. Методика обучения. под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2012.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2013. № 4.
А.Б. Воронцов, В.М. Заславский « Сборник проектных задач» Выпуск 1,2 ; М:-Просвещение – 2012 г.