Рассмотрено: На заседании Методического совета ГБОУ школы № 1784 Протокол от «___»_____20__г. №________ | Принято: На заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 1784 Протокол от «___»_____20__г. №_____ | Утверждаю Директор ГБОУ школы № 1784 ___________ С.А.Кондратьева «___»______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Развитие речи»
Москва, 2016 г
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе реализуются следующие задачи:
обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
воспитание познавательного интереса к родному языку;
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
содействие развитию речи детей.
Содержание программы
Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово – 14 часов
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Культура общения – 4 часа
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст – 10 часов
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Резерв – 3 часа
Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»
(1-я подгруппа)
№ п/п | № п/т | Дата план | Дата факт. | Тема | Теория | Практ. |
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа |
1 | 1 | 07.09 | | Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. | 1 | |
2 | 2 | 14.09 | | Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. | | 1 |
Слово – 14 часов |
3 | 1 | 28.09 | | Слово. Лексическое значение слова. | 1 | |
4 | 2 | 05.10 | | Озорные буквы | | 1 |
5 | 3 | 12.10 | | Слова играют в прятки | | 1 |
6 | 4 | 19.10 | | Слово и его значение | 1 | |
7 | 5 | 26.10 | | Прямое и переносное значение слова | | 1 |
8 | 6 | 16.11 | | Экскурсия в школьный музей | | 1 |
9 | 7 | 23.11 | | Многозначные слова | | 1 |
10 | 8 | 30.11 | | Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. | 1 | |
11 | 9 | 07.12 | | Тематические группы слов. | | 1 |
12 | 10 | 14.12 | | Наш цветной мир | | 1 |
13 | 11 | 21.12 | | Что на что похоже. | | 1 |
14 | 12 | 28.12 | | Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит» | | 1 |
15 | 13 | 11.01 | | Голоса природы. | | 1 |
16 | 14 | 18.01 | | Загадки | | 1 |
Культура речи – 4 часа |
17 | 1 | 25.01 | | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | |
18 | 2 | 01.02 | | Пословицы. | | 1 |
19 | 3 | 08.02 | | Учимся рассуждать. | 1 | |
20 | 4 | 29.02 | | Посещение детской библиотеки | | 1 |
Текст – 10 часов |
21 | 1 | 07.03 | | Текст. | 1 | |
22 | 2 | 14.03 | | Заглавие текста. | | 1 |
23 | 3 | 28.03 | | Тема текста. | | 1 |
24 | 4 | 04.04 | | Посещение спектакля | | 1 |
25 | 5 | 11.04 | | Повторение пройденного. | | 1 |
26 | 6 | 18.04 | | Опорные слова. | | 1 |
27 | 7 | 25.04 | | Мы строим текст. | 1 | |
28 | 8 | 02.05 | | План текста. | 1 | |
29 | 9 | 16.05 | | План текста. Проверочная работа. | | 1 |
30 | 10 | 23.05 | | Праздник «Прощай, первый класс!» | | 1 |
Резерв – 3 часа | | |
| | | | | 9 | 21 |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:
http://www.nachalka.com/konkurs
Познавательный портал: http://clow.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/