СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Развитие речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО КУРСУ

                   «Развитие речи»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Развитие речи»»



Рассмотрено:

На заседании Методического совета ГБОУ школы № 1784

Протокол от «___»_____20__г. №________


Принято:

На заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 1784


Протокол от «___»_____20__г. №_____


Утверждаю

Директор ГБОУ школы № 1784

___________ С.А.Кондратьева

«___»______20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Развитие речи»









Москва, 2016 г



Введение

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

  • воспитание познавательного интереса к родному языку;

  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;

  • содействие развитию речи детей.












Содержание программы

Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по­добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ­ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси­ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать си­нонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омони­мов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.



Культура общения – 4 часа

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про­щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.



Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдель­ных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опор­ных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллектив­ное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового тек­ста. Восстановление деформированного текста.



Резерв3 часа

Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»

(1-я подгруппа)

№ п/п

№ п/т

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

1

07.09


Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

1


2

2

14.09


Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи.


1

Слово – 14 часов

3

1

28.09


Слово. Лексическое значение слова.

1


4

2

05.10


Озорные буквы


1

5

3

12.10


Слова играют в прятки


1

6

4

19.10


Слово и его значение

1


7

5

26.10


Прямое и переносное значение слова


1

8

6

16.11


Экскурсия в школьный музей


1

9

7

23.11


Многозначные слова


1

10

8

30.11


Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

1


11

9

07.12


Тематические группы слов.


1

12

10

14.12


Наш цветной мир


1

13

11

21.12


Что на что похоже.


1

14

12

28.12


Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»


1

15

13

11.01


Голоса природы.


1

16

14

18.01


Загадки


1

Культура речи – 4 часа

17

1

25.01


Культура речи. Вежливые слова.

1


18

2

01.02


Пословицы.


1

19

3

08.02


Учимся рассуждать.

1


20

4

29.02


Посещение детской библиотеки


1

Текст – 10 часов

21

1

07.03


Текст.

1


22

2

14.03


Заглавие текста.


1

23

3

28.03


Тема текста.


1

24

4

04.04


Посещение спектакля


1

25

5

11.04


Повторение пройденного.


1

26

6

18.04


Опорные слова.


1

27

7

25.04


Мы строим текст.

1


28

8

02.05


План текста.

1


29

9

16.05


План текста. Проверочная работа.


1

30

10

23.05


Праздник «Прощай, первый класс!»


1

Резерв – 3 часа








9

21























Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).

  2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).

  3. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001

  4. АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003

  5. Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.

  6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.

  7. Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.

  8. 8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  9. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.

  10. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

  11. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/

  12. Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

http://www.nachalka.com/konkurs

  1. Познавательный портал: http://clow.ru/

  2. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

  3. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/