СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Развитие речи» составлена на основе программы речевого развития младших школьников под редакцией Л.Д.Мали, О.С. Арямовой, С. А. Климовой, Н.С. Песковой. Она направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие речи"»

Программа «Развитие речи»

Пояснительная записка

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Рабочая программа курса «Развитие речи» составлена на основе программы речевого развития младших школьников под редакцией Л.Д.Мали, О.С. Арямовой, С. А. Климовой, Н.С. Песковой. Она направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

В основе программы лежит общая концепция личностно - ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков, где заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного курса.

Актуальность курса подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

Программа курса «Развитие речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 35 часов во 2 классе, 35 часов в 3 классе, 35 часов в 4 классе. Рабочая программа курса «Развитие речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.

Цель занятий, проводимых по программе «Развитие речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к русскому языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Особенности курса:

  • коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;

  • внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников;

  • опора на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется через деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны 

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

  • типы текстов;

уметь:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

  • выразительно читать небольшой текст по образцу;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;

  • определять лексическое значение слова;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

  • редактировать предложения;

  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи.


Содержание курса «Развитие речи»

1 класс

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.


Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Речь

2

2

Слово

15

3

Культура общения

4

4

Текст

12


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1.



Речь

Речь.

1ч.

2.



Речь

«Тише, громче…»

1ч.

3.



Слово

Слова, слова, слова…

1ч.

4.



Слово

Озорные буквы.

1ч.

5.



Слово

Слова играют в прятки.

1 ч.

6.



Слово

Слово и его значение.

1 ч.

7.



Слово

Прямое и переносное значение слова.

1 ч.

8.



Слово

Многозначные слова.

1 ч.

9.



Слово

Омонимы.

1 ч.

10.



Слово

Синонимы.

1ч.

11.



Слово

Антонимы.

1ч.

12.



Слово

Тематические группы слов.

1ч.

13.



Слово

Наш цветной мир.

1ч.

14.



Слово

Что на что похоже.

1ч.

15.



Слово

Голоса природы.

1ч.

16.



Слово

Проверочная работа.

1ч.

17.



Слово

Загадки.

1ч.

18.



Культура общения

Культура речи. Вежливые слова.

1ч.

19.



Культура общения

Пословицы.

1ч.

20.



Культура общения

Учимся рассуждать.

1ч.

21.



Культура общения

Учимся рассуждать.

1 ч.

22.



Текст

Текст.

1ч.

23.



Текст

Текст.

1ч.

24.



Текст

Заглавие текста.

1ч.

25



Текст

Тема текста.

1ч.

26.



Текст

Повторение. Тема текста.

1ч.

27.



Текст

Опорные слова.

1 ч.

28.



Текст

Мы строим текст.


29.



Текст

Мы строим текст.

1ч.

30.



Текст

План текста.

1ч.

31.



Текст

План текста.

1 ч.

32.



Повторение изученного

Проверочная работа.

1 ч.

33.



Повторение изученного

Итоговое занятие КВН.

1ч.

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

  • многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи;

  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

  • восстанавливать деформированный текст;

  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

  • составлять планы различных видов.


Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Слово

13

2

Предложение и словосочетание

3

3

Текст

15

4

Культура общения

4


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1.



Слово

Слово. Значение слова.

1ч.

2.



Слово

Многозначные слова.

1ч.

3.



Слово

Омонимы

1ч.

4.



Слово

Омофоны, омоформы

1ч.

5.



Слово

Синонимы

1 ч.

6.



Слово

Антонимы

1 ч.

7.



Слово

Фразеологизмы

1 ч.

8.



Слово

Фразеологизмы

1 ч.

9.



Слово

Фразеологизмы

1 ч.

10.



Слово

Пословицы

1ч.

11.



Слово

Загадки

1ч.

12.



Слово

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1ч.

13.



Слово

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1ч.

14.



Словосочетание и предложение

Связь между предложениями в тексте

1ч.

15.



Словосочетание и предложение

Связь между частями текста

1ч.

16.



Словосочетание и предложение

Работа с деформированным текстом

1ч.

17.



Текст

Текст. Тема текста. Заглавие.

1ч.

18.



Текст

Текст. Опорные слова.

1ч.

19.



Текст

Текст. Опорные слова.

1ч.

20.



Текст

Проверочная работа

1ч.

21.



Текст

План. Составление плана.

1 ч.

22.



Текст

Виды плана

1ч.

23.



Текст

Виды плана

1ч.

24.



Текст

Виды плана

1ч.

25.



Текст

Редактирование текста

1ч.

26.



Текст

Типы текста. Описание


27.



Текст

Типы текста. Описание

1ч.

28.



Текст

Текст – сравнительное описание

1 ч.

29.



Текст

Типы текста. Повествование


30.



Текст

Типы текста. Повествование

1ч.

31.



Текст

Типы текста. Рассуждение

1ч.

32.



Текст

Типы текста. Рассуждение

1 ч.

33.



Культура общения

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1 ч.

34.



Культура общения

Повторение изученного материала

1ч.

35.



Культура общения

КВН.

1ч.


3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.


Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Слово

16

2

Текст

10

3

Стили речи

9


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1.



Слово

Многозначные слова.

1ч.

2.



Слово

Омонимы, омоформы, омофоны.

1ч.

3.



Слово

Фразеологизмы.

1ч.

4.



Слово

Сравнения.

1ч.

5.



Слово

Олицетворение.

1 ч.

6.



Слово

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1 ч.

7.



Слово

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1 ч.

8.



Слово

Откуда приходят слова.

1 ч.

9.



Слово

Этимология.

1 ч.

10.



Слово

Как тебя зовут?

1ч.

11.



Слово

Как тебя зовут?

1ч.

12.



Слово

Наши фамилии.

1ч.

13.



Слово

Топонимы.

1ч.

14.



Слово

Устаревшие слова.

1ч.

15.



Слово

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1ч.

16.



Слово

Проверочная работа.

1ч.

17.



Текст

Типы текстов.

1ч.

18.



Текст

Темы текстов. Опорные слова.

1ч.

19.



Текст

Связь предложений в тексте.

1ч.

20.



Текст

Цепная связь предложений в тексте.

1ч.

21.



Текст

Цепная связь предложений в тексте.

1 ч.

22.



Текст

Параллельная связь предложений в тексте.

1ч.

23.



Текст

Типы текстов.

1ч.

24.



Текст

Темы текстов. Опорные слова.

1ч.

25.



Текст

Связь предложений в тексте.

1ч.

26.



Текст

Цепная связь предложений в тексте.


27.



Текст

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1ч.

28.



Текст

Единый временной план текста.

1 ч.

29.



Текст

Единый временной план текста.


30.



Текст

Единый временной план текста.

1ч.

31.



Текст

Стили речи.

1ч.

32.



Текст

Стили речи.

1 ч.

33.



Культура общения

Культура общения.

1 ч.

34.



Культура общения

Научный стиль.

1ч.

35.



Культура общения

Словари.

1ч.


4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Слово

10

2

Речь. Техника и выразительность речи.

7

3

Текст

18


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1.



Слово

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

1ч.

2.



Слово

Фразеологизмы.

1ч.

3.



Слово

Фразеологизмы

1ч.

4.



Слово

Диалектизмы.

1ч.

5.



Слово

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1 ч.

6.



Слово

Метафора.

1 ч.

7.



Слово

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1 ч.

8.



Слово

Сочинение по пословице.

1 ч.

9.



Слово

Анализ сочинений по пословицам.

1 ч.

10.



Речь. Техника и выразительность речи

Художественный стиль. Общее понятие.

1ч.

11.



Речь. Техника и выразительность речи

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1ч.

12.



Речь. Техника и выразительность речи

Рифма.

1ч.

13.



Речь. Техника и выразительность речи

Диалог и монолог.

1ч.

14.



Речь. Техника и выразительность речи

Драматические импровизации.

1ч.

15.



Речь. Техника и выразительность речи

Драматические импровизации.

1ч.

16.



Речь. Техника и выразительность речи

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1ч.

17.



Текст

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

1ч.

18.



Текст

Творческая работа.

1ч.

19.



Текст

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1ч.

20.



Текст

Творческая работа.

1ч.

21.



Текст

Публицистический стиль.

1 ч.

22.



Текст

Газетно -публицистический стиль.

1ч.

23.



Текст

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1ч.

24.



Текст

Творческая работа.

1ч.

25.



Текст

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1ч.

26.



Текст

Официально – деловой стиль.


27.



Текст

Творческая работа

1ч.

28.



Текст

Тезисы. Конспект.

1 ч.

29.



Текст

Аннотация.


30.



Текст

Я пишу письмо.

1ч.

31.



Текст

Личный дневник.

1ч.

32.



Текст

Сочинение «Мои любимые стихи».

1 ч.

33.



Текст

Сочини сценарий для мультфильма.

1 ч.

34.



Текст

Конкурс на лучшее название конфет.

1ч.

35.



Текст

Обобщение. Проверочная работа.

1ч.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!