СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями начального курса развития речи в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие речи"»


  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями; Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целями начального курса развития речи в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).


  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Развитие речи» основных образовательных задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

Затруднения в общении слабослышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи - устной и письменной.

Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.). В содержательном плане они соответственно увязываются с тематическим планированием разделов «Окружающий мир» и «Чтение».

В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи». Программой определены группы слов, которые дети должны усвоить.

Большое значение при овладении языком имеет усвоение словаря. Обогащение и уточнение словаря учащихся в большой степени зависит от особенностей отбора и группировки лексического материала на основе тематического, лексико-грамматического и словообразовательного признаков. Во II классе учащиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением. От оперирования отдельными предложениями во II классе учащиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.

На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей системы языка.

Типы предложений от класса к классу усложняются: во II классе - это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур. Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учетом этого программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учетом композиционной правильности (начало, средняя — основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта. В обучении включаются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная). В развитии устной речи учащихся диалогическая речь, в частности вопросы и ответы, имеет важное значение. Включение вопросительных предложений в речь начинают с I класса, постепенно усложняя их синтаксическую структуру и расширяя круг используемых вопросительных слов. Диалоги развертываются по ходу работы над темой урока.

Во II классе объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.

По мере накопления речевого опыта дети переходят к составлению коротких устных и письменных описаний отдельных предметов, явлений природы, внешности человека и др. (2—3 предложения). Начиная со II класса, элементы описания вводятся в рассказы, составляемые детьми устно и письменно.

Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений, к четкому композиционно-смысловому построению высказывания и к выражению связи между отдельными предложениями и частями текста. С этой целью необходимо формировать у детей умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по собственному плану.

Предмет «Развитие речи» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе на предмет "Развитие речи" отводится – 105 часов (3 ч в неделю, 35 учебных недель).


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В результате изучения содержания предмета на ступени начального общего образования у обучающихся с нарушениями слуха с сохранным интеллектом будут сформированы - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

  • внутренняя позиция обучающегося;

  • адекватная мотивация учебной деятельности;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • ориентация на самоанализ и самоконтроль результата;

  • ориентация на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • ориентация в нравственном понимании собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

  • составлять и записывать 6—8 предложений на определенную тему;

  • делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.


  1. Содержание учебного предмета

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Речь является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обозначающие детенышей животных. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).



Развитие связной речи. Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений. Распространение простых предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предметов и др. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.

Диалоги в вопросно-ответно форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о, школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок.

Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя).

Примерный перечень тем:

До свидания, лето!

Осень пришла.

Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т. д.).

Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).

Что мы знаем о животных?

Зимушка-зима.

Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?

Мы рисуем, танцуем, играем (о творческих занятиях детей).

Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).

Мамин день.

Наши любимые сказки.

Все работы хороши (о профессиях).

Скоро лето.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Зыкова Т.С. Развитие речи: учеб. для 2 кл. спец.(коррекц.) образоват. учреждений I вида / Т.С.Зыкова, З.Г.Кац, Л.И.Руленкова. – М.: Просвещение, 2006.



Приложение

Речевой материал по развитию речи для 2 класса

Фразы

  1. Какой сейчас урок по расписанию?

  2. Вспомните, как называется тема?

  3. Напиши правильно (сверху, рядом).

  4. Посмотри (передай, исправь).

  5. Поменяйтесь работами.

  6. Проверьте работу друг друга.

  7. Кто выполнил задание?

  8. Мне не видно. Можно подойти к доске?

  9. Спроси у Вики, какую ошибку ты сделал.

  10. Я пишу, а Женя мне мешает.

  11. Можно я помогу тебе?

  12. Приготовь все, что нужно вам для работы.

  13. Можно мне ответить?

  14. Подожди меня. Я еще не написал.

  15. Я приготовил все, что нужно для работы.

  16. Какая у тебя отметка?

  17. Объясните мне, пожалуйста, что такое … (закончить работу).

  18. Какое задание на завтра?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!