СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу родной (русский) язык, 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу родной (русский) язык, 10-11 класс, разработана на основе УМК Гусаровой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу родной (русский) язык, 10-11 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»





УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

РАССМОТРЕНО

Директор школы

________________________

Кудрявцев Е.А.

на заседании МО учителей

филологического цикла

Приказ №

Протокол № 1

Протокол №

«_____»______________2020г.

«__»____ .г.

№____от_______2020г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

по родному (русскому) языку

класс (классы) 10 -11

Составитель программы: Агеева Марина Викторовна




Уварово

2020 г.



  1. Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана Рабочая программа.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р. - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46226.html/

  4. Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней общего образования.

  5. Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения и подписанная Председателем Правительства РФ.

  6. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

  8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».

  9. Образовательная программа Уваровского кадетского корпуса.

  10. Программа воспитания Уваровского кадетского корпуса.

  11. Авторская программа: Русский язык: рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вентана-Граф, 2017.

Актуальность

Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной (русский) язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах построения:

  • соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского языка;

  • концентрический способ построения программы;

  • вариативность (модульный принцип построения программы);

  • социокультурный подход;

  • практико-ориентированная направленность;

  • принцип преемственности.

Цели изучения предмета «Родной язык»:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку;

  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России

  • качественное повышение уровня речевой культуры;

  • формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;

  • повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

  • формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта;

Задачи изучения родного (русского) языка в школе:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Описание ценностных ориентиров: Содержание курса направлено на осуществление цели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что реализуется в процессе решения задачи формирования языковой личности, ориентированной на овладение базовыми национально-культурными ценностями. В программе отражены следующие ценностные ориентиры системы образования, отраженные в стандарте:

  • идеалы ценностей гражданского общества;

  • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур

  • ценности безопасности (личностной, социальной, государственной);

  • гражданская идентичность;

  • национальное согласие по основным этапам становления и развития страны;

  • семейные ценности;

  • ценность человеческой жизни.

Работая по данной программе, учитель стремится к воспитанию будущего выпускника –гражданина России:

  • патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины;

  • уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

  • креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

  • уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

  • осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.


Сведения о программе: Примерная (типовая). Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация наделена полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ в соответствии с ФГОС ОО и с учетом примерных основных образовательных программ. Рабочая программа предназначена для преподавания русского родного языка обучающимся 10-11 классов. Данная программа реализуется на основе УМК И.В.Гусаровой. Русский язык: 10 класс. и Русский язык: 11 класс. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования.

Вклад учебного предмета в общее образование: Место и роль предмета «Родной (русский) язык» в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. А также предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Особенности Рабочей программы.

Составлена для реализации курса «Родной (русский) язык» и разработана с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и способствует его личностному развитию. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

  • эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;

  • метод гипотез, заключающийся в том, что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной гипотезы. (например, «Что произойдёт, если исчезнут знаки препинания?»);

  • метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание (Например, «Представь ,что ты кленовый лист, дождевая капля и т.д.»);

  • метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта: облака, города, дерева и т.д.;

  • метод создания учениками оригинальных текстов на основе предложенных учителем заданий «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»;

  • метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует учащихся на совместный поиск знаний;

  • метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов;

  • метод подачи и оценивания качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.

Приоритетные виды и формы контроля

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.

Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной шкале.

Виды контроля по функциям в учебном процессе:

  • Текущий;

  • Итоговый.

Методы и формы текущего контроля

  • Комплексный анализ текста

  • Составление текста определенного стиля и типа речи

  • Сочинение (по личным впечатлениям, по воображению и памяти и т.д.)

  • Редактирование текста

Формы подведения итогов образовательной программы:

  • выставки творческих или проектных работ учащихся;

  • защита зачётных работ по изучаемым темам;

  • викторины, кроссворды, игры.

Основной формой обучения является урок.

Критерии оценки знаний

Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса: формированием познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущего оценивания целесообразно использовать критериальное оценивание, объектом которого является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками.

Для учителя критериальное оценивание – это:

1) оценка-поддержка, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения для конкретного класса, конкретного ученика);

3) возможность дать ученикам обратную связь на каждом этапе освоения курса.

Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик – ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации оценивания – помочь однокласснику научиться говорить, читать, писать, слушать лучше. Одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. Тогда ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация. Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям:

1) В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность, ясность и правильность речи и т. п.

2) Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и чётко.

3) Критерии могут изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки, появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

4) Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных и исследовательских заданий. Оценивается как качество выполнения проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и проектных заданий.

Основной инструментарий для оценивания результатов.

Оценка личностных результатов неперсонифицирована. Её осуществляют школьный психолог и социальный педагог. Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики.

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

Сроки реализации программы: 34 учебные недели в году по 1 часу в неделю. Всего в 10-11 классах 68 часов.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании учебного предмета «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Программа учебного предмета отражает социокультурный аспект существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческуюобусловленность. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Родной (русский) язык» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Блок 1. «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Блок 2. «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Блок 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Блок 4. «Основные качества хорошей речи» - коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Блок 5. «Из истории частей речи»

Блок 6. «Нормы языка и культура речи». Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со  сферами и ситуациями речевого общения.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный план МБОУ кадетская школа «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца» отводит на изучение родного (русского) языка в 10-11 классах 1 час в неделю, что составляет 68 часов..

IV. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.

Основные ценностные ориентиры программы

Ведущее место предмета «Родной язык (русский)» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представление о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения роднго языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь – это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Изучение предмета «Родной (русский) язык» как части предметной области «Родной язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка» и др. Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит обучающимся эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.


Планируемые результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родного (русского) языка.

Требования к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе:

Личностные

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовностьк служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонациональногонарода России;

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языкуРоссийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности иглавным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,проживающих в Российской Федерации.

  • ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлогои настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностейи достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь насоображениях этики и морали;

–ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели;

–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

–критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных винформационных источниках;

–находить и приводить критические аргументы в отношении действий исуждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям вотношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственногоразвития;

–выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленныйпоиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитываяограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так ичленом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуальногои комбинированного взаимодействия;

–развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты доих активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты освоения программы

Выпускник научится:

–использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

–использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)при создании текстов;

–создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

–выстраивать композицию текста, используя знания о его структурныхэлементах;

–подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

–правильно использовать лексические и грамматические средства связипредложений при построении текста;

–сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языкапри создании текста;

–использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочнымизвлечением информации);

–анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

–извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

–преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичноговыступления;

–соблюдать культуру публичной речи;

–соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормырусского литературного языка;

–оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковымнормам;

–использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковымнормам.


Выпускник получит возможность научиться:

–распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

–анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности иуместности их употребления;

–комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

–отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

–использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

–иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

–выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

–дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

–проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

–сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

–создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

–соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

–осуществлять речевой самоконтроль;

–совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

–использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

–оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Основной инструментарий для оценивания результатов. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • текущие проверочные работы;

  • комплексные проверочные работы;

  • “портфолио” ученика;

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.


      1. Содержание тем учебного курса.

10 класс

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.

Введение в курс 10 класса. Цель изучения курса. Естественные и искусственные языки. Разновидности искусственных языков.

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Русский язык в Российской Федерации и современном мире. Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА.

Состав алфавита и принцип русской графики. Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики

Принципы русской орфографии. Из истории русской орфографии

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА.

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость .Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Безэквивалентная лексика русского языка. Основные группы безэквивалентной лексики: фразеологические единицы, историзмы, слова-наименования традиционного русского быта, фольклорная лексика и др.

Синонимы и антонимы. Эмоционально-экспрессивная лексика

Диалекты как часть общенародного языка. Использование диалектизмов, просторечий в художественной литературе

Формирование и развитие русской лексики. Освоение заимствованных слов русским языком. Новые иноязычные заимствования в

современном русском языке. Крылатые слова и выражения в русском языке. Русские фразеологизмы в современных текстах разных тилей

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Изменения в морфемном составе слова

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.


НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

Из истории русского литературного произношения. Формирование орфоэпических норм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари

Паронимы в русском языке

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературногоя зыка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.


РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Национальная специфика этикета. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий «этика» – «этикет» – «мораль»; «этические нормы» – «этикетные нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Правила и нормы речевого этикета. Этика и этикет в электронной среде общения


11 класс

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ

Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного речевого высказывания.

Оценка правильности устного и письменного высказывания. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением слов и грамматических конструкций в устной и письменной речи.

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения — важное требование культуры речи. Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике.

Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.

Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения, содержанию передаваемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения их соответствия критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности, богатства и выразительности речи. Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения.

Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний или частей одного высказывания, связность мыслей, ясный композиционный замысел текста.

Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник богатства речи.

Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи путём использования разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности (жесты, мимика, пантомимика). Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов, излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля, как недостаток речи. Анализ примеров неуместного, стилистически не оправданного употребления тропов, излишнего украшательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках одного стиля

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).


ИЗ ИСТОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.

История имен существительных. Основные грамматические категории имени существительного в древнерусском языке (род, число, система падежей и вопрос о звательной форме, категории лица и собирательности). Распределение древнерусских существительных по типам склонения. Принципы формирования и состав современных типов именного склонения (исторический комментарий). Происхождение разносклоняемых

существительных. Перегруппировка типов склонения древнерусских существительных в единственном числе и унификация склонения существительных во множественном числе как фактор появления вариантных и конкурирующих окончаний. Утрата звательной формы и двойственного числа.

История местоимений. Система склонения личных и указательных местоимений. Роль аналогических процессов в становлении современной системы личных местоимений. Происхождение местоимений 3 лица (причины супплетивного образования форм косвенных падежей), судьба древнерусских кратких («энклитических») форм.

История имен прилагательных. Краткие и полные формы прилагательных в современном русском и древнерусском языке: синтаксическая функция, возможности словоизменения, ограничения по лексико-грамматической принадлежности, формообразовательный статус.

История слов, обозначающих число. Формирование числительных как части речи. Словоизменительные группы древнерусских счетных слов,

их соотношение с категориями существительных и прилагательных. Проблема возникновения числительных как особой части речи. Изменение форм склонения отдельных названий чисел

История глагола. Основные грамматические категории глагола в древнерусском языке (вид, время, залог, наклонение, лицо). Система времен древнерусского языка. Классы глаголов. Древнерусские формы настоящего времени. Древнерусские формы прошедшего времени (имперфект, перфект, плюсквамперфект: значение, образование, спряжение). Разрушение старой системы прошедших времен и становление единой формы прошедшего времени. Судьба форм плюсквамперфекта. История преобразования перфекта в универсальную форму прошедшего времени

Древнерусские формы сложного будущего времени. Становление и развитие категории вида в древнерусском языке. Неизменяемые глагольные формы: инфинитив, супин.

История причастий и возникновение деепричастий в древнерусском языке. Древнерусское причастие: время и залог как определяющие признаки

группы.

Наречия и история их образования.


Блок 6. «Нормы языка и культура речи».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.


VI.Тематическое планирование


Раздел (Тема)

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

10 класс



1-3

Общие сведения о языке

2




Личностные: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Познавательные: Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

Регулятивные: Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи.

Предметные: Сформированность умения оперировать терминами русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка при анализе языкового явления. Осознавать связь таких понятий, как «язык и культура», «язык и личность». Владеть нормами речевого этикета

Становление и развитие русского языка

3

Фильм «Путешествие в историю возникновения славянской письменности»: https://www.youtube.com/watch?v=vFtxMlSgV4I

Краткая история русской письменности и реформы русского письма

5

Фильм «История русской письменности» https://www.youtube.com/watch?v=D-M9HJW73ic


4

Язык и культура

11

Презентации «Безэквивалентная лексика русского языка», «Формирование и развитие русской лексики», «Диалектная лексика русского языка»

Личностные: Осознает свою этническую принадлежность, проявляет знание истории, языка, культуры своего народа

Познавательные: сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

Коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Предметные: сформированность умения оперировать терминами русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка при анализе языкового явления. Владение нормами родного языка в соответствии с требованиями к уровню обученности. Умение строить свою речь в соответствии с нормами и традициями русского этикета.

5

Морфемика и словообразование

5


Личностные: Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Познавательные: Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, установливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач, самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные.

Коммуникативные: Сформированность умения извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Предметные: Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с порядком слов. Владеть культурой чтения. Производить сопоставительный анализ текстов. Сформированность умения различать функциональные стили и подстили речи, соблюдать стилистические нормы и правила, создавать тексты различного характера, владеть навыками редактирования текстов.

6

Нормы русского литературного языка

5

«Урок орфоэпии. Ударение в русском языке. Смена норм».

https://www.youtube.com/watch?v=yo_0nLa_6Ec


7

Русский речевой этикет

6

Лекция Кронгауза «Русский речевой эти-кет»:https://www.youtube.com/watch?v=1Z9Mf6dmZeM

«Особенности русского речевого этикета» https://www.youtube.com/watch?v=UtlwEY-CITE

«Русский речевой этикет»: https://www.youtube.com/watch?v=cRqaqH7jvV8

11 класс


1

Основные качества хорошей речи


Интерактивные презентации:

«Точность как качество правильной речи»: https://www.youtube.com/watch?v=tnWIjsFWmIU

«Логичность как качество речи. Виды логических ошибок»: https://www.youtube.com/watch?v=Mak38-Yvb-I

(сайт «Культура здесь и сейчас»)


Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы, оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать правильный вариант произношения и написания, предупреждать языковые ошибки. Характеризовать речь с точки зрения разнообразия используемых средств, предупреждать ошибки, связанные с речевой бедностью. Называть характеристики речи, нарушающие её чистоту, оценивать речь с точки зрения её чистоты. Определять виды логических ошибок, объяснять стилистические приёмы намеренного нарушения логических связей в художественных произведениях. Определять лексическое значение слов, наблюдать за употреблением этих слов в речи, предупреждать нарушения точности речи. Оценивать речь персонажа с точки зрения уместности (стилевой, ситуативно-контекстуальной, личностно-психологической). Определять виды тропов и фигур, приводить свои примеры их использования, объяснять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения. Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и  письменные тексты для решения разных коммуникативных задач

2

Из истории самостоятельных и служебных частей речи в русском языке



Документальный фильм

«История русского языка» (беседа редактора сайта «Сетевизор Медиа»

А. Мозжухина с академи-ком А. А.Зализняком, 2014). https://www.youtube.com/watch?v=uzzjnpPmEDQ

Электронные презентации по темам «Утрата зватель-ной формы и двойст-венного числа др/рус.

существительными»,

«Полное и краткое прилагательное в древнерусском и

современном русском

языке»

Познавательные УУД: знать краткие сведения из истории самостоятельных и служебных частей речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения. Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и  письменные тексты для решения разных коммуникативных задач

3

Нормы языка и культура речи



Цикл видеолекций «русский язык и культура речи» (СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ): https://www.youtube.com/playlist?list=PL9ek4vE3gGaSXWsY9T8BjI134yXo2b8BI


Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova


Правильно употреблять в  речи производные предлоги, союзы, частицы, находить и  распознавать нарушения норм, связанные с неправильным употреблением производных предлогов и союзов, исправлять грамматические ошибки.

Находить ошибки в образовании форм именных частей речи. Выбирать верный вариант употребления имён числительных в речи, указывать грамматические ошибки в употреблении форм имён числительных, объяснять характер ошибок, употреблять местоимение 3-го лица в нужной форме, устранять ошибки в употреблении форм местоимений, классифицировать эти ошибки. Объяснять особенности в использовании грамматических форм и категорий глагола, находить и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением глагольных форм; выбирать верный вариант написания форм изъявительного и повелительного наклонения глаголов, распределять глагольные формы на группы, вставляя нужную букву, осуществлять верный выбор буквы при написании суффикса и приставок глаголов.

Выбирать верный вариант употребления форм причастий и деепричастий, а также причастных и деепричастных оборотов, находить ошибки в их употреблении, осуществлять синтаксические замены определительных придаточных предложений причастными оборотами, выбирать верный вариант построения предложения, содержащего деепричастный оборот, аргументировать свой ответ, устранять ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

Устранять грамматические ошибки в употреблении форм наречий, оценивать произносительные варианты наречий с точки зрения правильности.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения. Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и  письменные тексты для решения разных коммуникативных задач








VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

  1. Гусарова, И.В. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник. – 5-е изд., доп. и перераб. –– М.: Вентана-Граф,2020.- 480с.

  2. Гусарова, И.В. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учебник. – 7-е изд., доп. и перераб. –– М.: Просвещение, 2021.- 448с.

  3. Воробьёва К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 128 с.

  4. Розенталь, Д.Э. Пособие по русскому языку с упражнениями. Для поступающих в вузы. – М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2016. – 416 с.

  5. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку. – М.: ООО «Издательство «Оникс», 2011. – 464 с. – (Говорим и пишем грамотно)


Литература для учителя

  1. Русский язык: рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вентана-Граф, 2017.

  2. Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи./ под ркд. В.Д.Бондалетова. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

  3. Современные уроки русского языка: пособие для педагогов, преподающих русский язык в 10-м классе на повышенном уровне/ А.В.Бобрик и др.; под общ. Ред. Е.А.Моховиковой. – Минск: Мин. Обл. ин-т развития образования, 2019. – 67 с.

  4. Уроки русского языка +: пособие для педагогов, преподающих русский язык в 10-м классе на повышенном уровне/ А.В.Боровая и др.; под общ. Ред. Е.А.Моховиковой. – Минск: Мин. Обл. ин-т развития образования, 2017. – 148 с.

  5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Максимчук Н.А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи.- М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. - 208с.


Интернет-ресурсы

  • Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/

  • Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov/

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/

  • Школа цифрового века. Первое сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://xn--b1a3bf.xn--p1ai/?utm_source=ps.issues.footer&utm_medium=link&utm_campaign=ps.footer&utm_content=school#slide2

  • Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

  • Академический орфографический словарь. URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop

  • Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

  • Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

  • Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

  • Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

  • Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

  • Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

  • Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

  • Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL:https://studiorum-ruscorpora.ru

  • Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

  • Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

  • Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

  • Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/