Рабочая программа
по курсу «Русский язык»
на 2022-2023 учебный год
для обучающихся 4 классов
Количество часов: 136
Класс: 4
Улан-Удэ
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
В работе используется УМК «Перспектива»:
- Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019 г.
Цели изучения курса учебного предмета
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
• познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
• социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Русскому языку» в 4 классе составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 недели).
В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала, резервных уроков
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
• ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения ценности русского языка в жизни современного общества, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
посредством использования воспитательных возможностей содержания учебного предмета, демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия, добросердечности, патриотизма через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе в урочной форме через содержание учебного предмета в виде диалога, дискуссий;
3.Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
посредством установления доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждению на уроке информации через активизацию познавательной деятельности через нестандартные уроки соревнования и игр (конкурсы, викторины, турниры, деловые игры);
−побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), через учебную дисциплину и самоорганизацию .
4.Эстетического воспитания приобщение к уникальному российскому культурному наследию,
Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи на основе составленных текстов
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; посредством подобранных текстов, проведения динамических пауз, разминок, бесед.
6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей посредством:
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
повышения уровня экологической культуры
8.Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Метапредметные
Обучающийся получит возможность научится:
•систематизировать и обобщать полученные знания;
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность своих действий;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
•оценивать свои успехи в учебной деятельности;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместной работы;
•работать со знаково-символической формой представления учебного материала; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•работать со справочной лингвистической литературой;
•понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
во взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
•ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
•понимать основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
•находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
•определять тему и главную мысль текста;
•делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
•сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
•понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
•понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
•понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
•соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
•сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
•высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
•ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
•владеть рядом общих приёмов решения задач;
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; состав-
лять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
•создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.
Обучающийся получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
•самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию (разбиение на группы) и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
•использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
•работать с несколькими источниками информации;
•сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
•делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
•составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном;
•сопоставлять различные точки зрения;
•соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию;
Предметные
Развитие речи. Речевое общение. Текст
Обучающийся научится:
•использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, отбирать соответствующие слова и выражения;
•определять цели, тему, способы и результаты общения;
•контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
•расширять своё представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится);
•составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
•использовать формулы речевого этикета в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, дома, в магазине, в театре и т. д.);
•соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
•выражать собственное мнение и аргументировать его;
•составлять тексты определённого типа (описание, повествование, рассуждение) с учётом цели общения;
•распознавать типы текстов: повествование, рассуждение, описание;
•определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи;
•озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
•составлять план текста, делить текст на части;
•составлять собственные тексты разных типов;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми раз-
ного возраста;
•писать изложения и сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
•списывать текст аккуратно и без ошибок; писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, без-
ударные личные окончания глаголов).
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять недостатки устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершённость, шаблонность и однообразие речи и др.);
•развивать диалогическую и связную монологическую речь;
•создавать тексты по предложенному заголовку;
•подробно или выборочно пересказывать текст;
•пересказывать текст от другого лица;
•составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
•анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
•анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
Язык как средство общения
Фонетика, графика, орфография, лексика
Обучающийся научится:
•объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
•понимать роль письменности в истории человечества;
•систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова);
•различать звуки и буквы;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
•делать звуко-буквенный анализ слов;
•пользоваться знанием русского алфавита (последовательности букв в нём) для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
•находить в словах орфограммы и определять алгоритм их проверки;
•определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
•безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
•писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
•проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
•находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
•объяснять специфику устройства слова с помощью его модели;
•выявлять слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
•пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов).
Обучающийся получит возможность научиться:
•соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
•самостоятельно находить ответ при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
•осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
•подбирать примеры с определённой орфограммой;
•при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
•при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•разбирать слова (в том числе и сложные) по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
•объяснять написание частей слова;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
•использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Морфология
Обучающийся научится:
•аспознавать грамматические признаки слов;
•относить слова с учётом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) к определённой группе основных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, глаголы);
•различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог; выделять их признаки (грамматические);
•доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
•находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, имена числительные и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Имя существительное
Обучающийся научится:
•определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;
•верно писать падежные окончания имён существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие,
-ий);
•разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, одушевлённость/неоду-шевлённость, принадлежность к именам собственным или
нарицательным, склонение, падеж и число.
Обучающийся получит возможность научиться:
•употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
•выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
•верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя алгоритм;
•разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять различия в употреблении падежных форм имён прилагательных с вариативными окончаниями (-ой — -ою, -ей — -ею).
Местоимение
Обучающийся научится:
•определять лицо, число и падеж личных местоимений;
•правильно писать местоимения с предлогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•правильно образовывать падежные формы личных местоимений;
•употреблять местоимения в собственной речи;
•редактировать тексты с некорректно использованными местоимениями.
Глагол
Обучающийся научится:
•определять I и II спряжения глагола, применяя алгоритм;
•грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
•определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем времени;
•изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
•верно ставить глагол в начальную форму;
•обосновывать написание -тся и -ться в глаголах;
•писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
•верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
•разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время и лицо в настоящем и род в прошедшем времени.
Обучающийся получит возможность научиться:
•трансформировать тексты, изменяя грамматические формы глагола (время, число, лицо);
Имя числительное
Обучающийся получит возможность научиться:
•объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
•употреблять числительные в речи.
Наречие
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять грамматические особенности наречий;
•находить наречия в предложении;
•распространять предложения наречиями.
Служебные части речи
Обучающийся научится:
•объяснять различие предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры);
•без ошибок писать их с другими частями речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•редактировать предложения и словосочетания с неверно употреблёнными предлогами.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
•выделять словосочетание в предложении;
•определять связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слово в словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
•составлять словосочетания разных типов;
•распространять предложение словосочетаниями.
Предложение
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание, слово;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/вопросительные предложения;
•определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
•находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
•выделять предложения с однородными членами;
•находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
•сравнивать простые и сложные предложения;
•ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
•различать простые и сложные предложения;
•находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.
Текст
Обучающийся научится:
•распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
•определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи;
•озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
•составлять план текста, делить текст на части;
•составлять собственные тексты разных типов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2021
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура речи
Устная и письменная речь. Речевое общение. Цель речевого общения. Речевая культура.
Обращение . Текст как речевое произведение.
Язык как средство общения
Средства общения. Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Простые и сложные предложения. Словосочетание. Слово и его значение. Состав слова. Слово как часть речи.
Части речи
Имя существительное
Повторяем, что знаем. Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения в единственном числе. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения в единственном числе. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе.
Имя прилагательное
Повторяем, что знаем. Безударное окончание имени прилагательного. Анализ имени прилагательного как части речи.
Местоимение
Повторяем, что знаем. Личные местоимения. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица.
Глагол
Повторяем, что знаем. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов на - тся и –ться. Глаголы-исключения.
Имя числительное
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Простые, сложные, составные числительные.
Наречие
Наречие. Роль наречий в предложении.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № | Тема | Основные направления воспитательной деятельности | Основные виды деятельности учащихся |
I четверть ( 44 ч) |
Часть 1 |
Раздел 1. Культура речи ( 20 ч) |
Устная и письменная речь. Речевое общение ( 2 ч) |
1 | | Устная и письменная речь. Речевое общение. | 1,2,3,4,5,6,,7,8 | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме; •контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУДосознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; •использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; •анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; •осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниямосуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; задачи; •строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); |
2 | | Устная и письменная речь. Речевое общение. | 6 |
3 | Цель речевого общения (2 ч ) | |
4 | | Диалог и монолог. Цель речевого общения. | 1,2,3,4,5,6,8 |
5 | | Цель речевого общения. Правила общения. | 1,2,3,4,5,6,8 |
| Речевая культура ( 9 ч) | |
6 | | Речевой этикет. Речевая культура. | 5,6,8 |
7 | | Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. | |
8 | | Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при написании обращения. | 1,2,3,4,8 |
9 | | Входная контрольная работа | 3,5,6,7,8 |
10 | 19.09 | Речь деловая, или официальная. План как вид деловой речи. | 3,5,6,7,8 |
11 | 20.09 | Речь деловая, или официальная. План как вид деловой речи. | 3,5,6,7,8 |
12 | 21.09 | Научная речь и художественная | 6 |
13 | 23.09 | Средства создания образности и выразительности в художественной речи. Метафора и сравнение | 5,6,8 |
14 | | Средства создания образности и выразительности в художественной речи. Метафора и сравнение. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
| Текст как речевое произведение ( 7 ч) | |
15 | | Текст как речевое произведение. Типы текста. Текст-повествование | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
16 | | План текста: простой и развернутый. Р.р. Изложение | 3,5,6,8 |
17 | | Типы текста. Текст-описание. | 3,5,6,8, |
18 | | Типы текстов. Текст-рассуждение. Проверь себя. | 6 |
19 | | Контрольная работа | |
| Раздел 2. Язык как средство общения ( 61 ч) | |
| Средства общения ( 9 ч) | |
20 | | Работа над ошибками. Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения. | 3,5,6,8 |
21 | | Роль письменности в истории человечества. Основные языковые единицы: звуки и буквы. | 3,5,6,8 |
22 | | Правила переноса. | 1,2,3,5,6,8 |
23 | | Языковые средства в общении. | 6 |
24 | | Языковые средства в общении. Виды орфограмм. | 5,6,8 |
25 | | Правописание безударной гласной в корне слова | |
26 | | Правописание безударной гласной в корне слова. Языковые средства в общении. Проверь себя. | 2,3,5,6,7,8 |
27 | | Контрольный диктант за I четверть | 5,6,8 |
| Предложение ( 17 ч) | |
28 | | Работа над ошибками. Предложение. Типы предложений по цели высказывания и интонации | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
29 | | Типы предложений по цели высказывания и интонации | 1,2,3,4,5,6,8 |
30 | | Главные члены предложения. | 3,5,6,8 |
31 | | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 3,5,6,8 |
32 | | Способы выражения подлежащего и сказуемого | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
33 | | Второстепенные члены предложения. Определение. | 6 |
34 | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 5,6,8 |
35 | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1,2,3,4,5,6,8 |
36 | | Проверочная работа. | 1,2,3,4,5,6,8 |
37 | | Предложения с однородными членами предложения | 6 |
38 | | Составление предложений с однородными членами | 5,6,8 |
39 | | Составление предложений с однородными членами | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
40 | | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов предложения. | 1,2,3,4,8 |
41 | | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов предложения. | 3,5,6,7,8 |
II четверть ( 37 ч) | |
42 | | Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения | 6 |
43 | | Простые и сложные предложения с однородными членами. | 5,6,8 |
| Словосочетание ( 4 ч) | |
44 | | Словосочетание. Различие между словом, предложением и словосочетанием | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
45 | | Распространение предложения с помощью словосочетаний. Проверь себя. Наши проекты | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
| Слово и его значение ( 5 ч ) | |
46 | | Слово и его значение. Слово как языковой знак | 5,6,8 |
47 | | Виды лингвистических словарей. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
48 | | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | 2,3,5,6,8 |
49 | | Антонимы, синонимы, омонимы. Многозначные слова. Проверь себя. | 3,5,6,8 |
| Состав слова ( 15 ч ) | |
50 | | Состав слова. Корень. Приставка. | 3,5,6,8 |
51 | | Различие приставки и предлога. Правописание приставок и предлогов. | 1,2,3,5,6,8 |
52 | | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками | 6 |
53 | | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками | 5,6,8 |
54 | | Образование слов с помощью приставок. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
55 | | Состав слова. Суффикс. | 2,3,5,6,7,8 |
56 | | Правописание суффиксов –ек, -ик. | 6 |
57 | | Однокоренные слова | 5,6,8 |
58 | | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
59 | | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
60 | | Контрольный диктант за II четверть | 1,2,3,4,5,6,8 |
61 | | Различие формы слова и однокоренных слов | 3,5,6,8 |
62 | | Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов | 3,5,6,8 |
63 | | Проверь себя. Наши проекты | 3,5,6,8 |
| Слово как часть речи ( 11 ч ) | |
65 | | Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. Общие и частные грамматические значения. Грамматическое значение частей речи. | 6 |
66 | | Грамматическое значение частей речи | 5,6,8 |
67 | | Распределение слов на группы по частям речи. Проверь себя | 3,5,6,8 |
68 | | Распределение слов на группы по частям речи. Изложение | 3,5,6,8 |
| III четверть ( 51 ч) | |
| Часть 2 | |
| Раздел 3. Части речи (89 ч) | |
| Части речи. Имя существительное ( 25 ч) | |
| Повторяем, что знаем (5 ч) | |
69 | | Повторяем, что знаем. Имя существительное. Общее значение предметности имен существительных | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
70 | | Падежи имен существительных | 1,2,3,4,8 |
71 | | Алгоритм определения падежа имени существительного | 3,5,6,7,8 |
72 | | Алгоритм определения падежа имени существительного. Определение падежа у несклоняемых имен существительных | 3,5,6,7,8 |
73 | | Определение падежа у несклоняемых имен существительных. | 3,5,6,7,8 |
Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных в единственном числе ( 3 ч ) | |
74 | | Три склонения имен существительных . Склонение имен существительных в единственном числе | 5,6,8 |
75 | | Три склонения имен существительных | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
76 | | Три склонения имен существительных | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения (2 ч) | |
77 | | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 3,5,6,8, |
78 | | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 6 |
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения (3 ч) | |
79 | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
80 | | Способы проверки правописания окончаний имен существительных 2-го склонения | 2,3,5,6,8 |
81 | | Способы проверки правописания окончаний имен существительных 2-го склонения | 3,5,6,8 |
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения (3 ч) | |
82 | | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 3,5,6,8 |
83 | | Определение падежа имен существительных 3-го склонения | 3,5,6,8 |
84 | | Падежные окончания имен существительных. Три склонения имен существительных. | 1,2,3,4,5,6,,7,8 |
Склонение имен существительных во множественном числе ( 5 ч) | |
85 | | Склонение имен существительных во множественном числе | 1,2,3,4,5,6,8 |
86 | | Образование формы именительного падежа множественного числа | 6 |
87 | | Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих | 5,6,8 |
88 | | Проверь себя. Склонение имен существительных | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
89 | | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных» | 1,2,3,4,8 |
Части речи. Имя прилагательное (5 ч) | |
90 | | Работа над ошибками. Имя прилагательное. Роли имен прилагательных в речи | 3,5,6,7,8 |
91 | | Правописание безударных окончаний имен прилагательных | 6 |
92 | | Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных единственного числа | 5,6,8 |
93 | | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. Разбор имени прилагательного как части речи | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
94 | | Разбор имени прилагательного как части речи. Проверь себя. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
Части речи. Местоимение (4 ч) | |
95 | | Местоимение. Повторяем, что знаем. Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. | 5,6,8 |
96 | | Склонение личных местоимений. Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
97 | | Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Проверь себя. | 2,3,5,6,8 |
98 | | Склонение местоимений | 3,5,6,8 |
Части речи. Глагол (26 ч) | |
Повторяем, что знаем ( 6 ч ) | |
99 | | Повторяем, что знаем. Глагол | 1,2,3,4,5,6,,7,8 |
100 | | Повторяем, что знаем. Глагол | 6 |
101 | | Изменение глаголов по временам | 5,6,8 |
102 | | Контрольный диктант за III четверть | 1,2,3,4,5,6,8 |
103 | | Работа над ошибками. Глаголы в неопределённой форме. | 1,2,3,4,5,6,8 |
104 | | Изменение глаголов по временам | 6 |
Изменение глаголов в настоящем времени и будущем времени по лицам и числам. (Спряжение) ( 4 ч) | |
105 | | Изменение глаголов в настоящем времени и будущем времени по лицам и числам. (Спряжение) | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
106 | | Спряжение глаголов. | 1,2,3,4,8 |
107 | | Образование формы будущего времени глагола | 3,5,6,7,8 |
108 | | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа | 3,5,6,7,8 |
I и II спряжение глаголов (3 ч) | |
109 | | Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения | 6 |
110 | | Правописание глаголов 3-го лица множественного числа | 5,6,8 |
111 | | Правописание безударного окончания глаголов | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
IVчетверть ( 38 ч) | |
112 | | Неопределенная форма глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. | 3,5,6,8 |
113 | | Спряжение глаголов в будущем времени. | 3,5,6,8, |
Правописание глаголов на –тся, –ться.(3 ч) | |
114 | | Правописание глаголов на –тся, –ться. | 5,6,8 |
115 | | Неопределенная форма глаголов и глаголы в форме 3-го лица. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
116 | | Правописание глаголов на –тся, –ться. | 2,3,5,6,8 |
Глаголы-исключения (10 ч) | |
117 | | Глаголы-исключения | 1,3,5,6,8 |
118 | | Правописание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения | 3,5,6,8 |
119 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 3,5,6,8 |
120 | | Глагол (обобщение) Проверь себя. | 1,2,3,5,6,8 |
121 | | Контрольная работа | 6 |
122 | | Работа над ошибками. Наши проекты. | 5,6,8 |
123 | | Имя числительное. Общее представление об имени числительном как о части речи. | 2,3,5,6,7,8 |
124 | | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям | 6 |
125 | | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные | 5,6,8 |
126 | | Употребление числительных в речи. Проверь себя. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
127 | | Годовая контрольная работа | 6 |
Части речи. Наречие (4 ч) | |
128 | | Наречие. Вопросы к наречиям. | 1,2,3,4,5,6,,7,8 |
129 | | Неизменяемость наречий. Роль наречий в речи. Проверь себя. | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
Повторение (16 ч) | |
130 | | Части речи. План текста | 6 |
131 | | Самостоятельные и служебные части речи | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
132 | | Алгоритмы проверки правописания окончаний слов разных частей речи | 3,5,6,7,8 |
133 | | Восстановление деформированного текста | 3,5,6,7,8 |
134 | | Виды орфограмм. | 3,5,6,7,8 |
135-136 | | Проверь себя. | 6 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразова-тельных организаций в 2 частях. М.: «Просвещение», 2019.
2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2019.
http://www.gnpbu.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://1-4.prosv.ru