СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Смысловое чтение" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся, обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Смысловое чтение" 2 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Смысловое чтение» 2 класс, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Быстрянской СОШ №15 и в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.

Смысловое чтение – это такой вид чтения, которое проверяет не скорость чтения ученика (количество слов, прочитанных за минуту), а нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Таким образом, смысловое чтение текста – это: поиск информации в тексте и понимание прочитанного; интерпретация прочитанного текста; оценка информации, заключенной в тексте.

Начальная школа – особый этап в жизни ребѐнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования.

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать еѐ необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путѐм выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путѐм выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребѐнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всѐ большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Цель программы: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся, обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов.

Задачи:
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание интереса к чтению и книг;

  • эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;

  • понимание духовной сущности произведений.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный курс реализуется в объеме 34 часов. Количество часов в неделю – 1.

Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут. Для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

  • умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;

  • умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;

  • умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;

  • умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;

  • умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

  • понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;

  • умение приводить примеры ответственного/безответственного,

самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного

произведения;

  • способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;

  • умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;

  • умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;

  • умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • представлений о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;

  • умения проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;

  • способности включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;

  • знания о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;

  • умения делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;

  • умения доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

  • способности отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;

  • умения предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;

  • умения строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Метапредметные

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

Познавательные

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;

  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);

  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • строить связное высказывание по предложенной теме занятия;

  • не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.

Предметные

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;

  • фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;

  • осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



урока

Темы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

1.

Незаметные жирафы

Мороженщик

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Выразительно и осознанно читать текст произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России;

—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

— уважение к своему и другим народам;

—первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах

межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

— признание индивидуальности каждого человека;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей

среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценность научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира;

—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2.

Упитанные пингвины

Снег в Африке

Гномик Книгочей

Активный бобр

Царская дорога

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.

Выразительно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Создавать небольшой устный текст.

3.

Зайчонок и улитка

Жук-бомбардир

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Создавать собственный текст. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы.

4.

Зрение лягушки

Гол как сокол

Одноколесный велосипед

За пояс заткнуть

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов. Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,

антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста.

5.

Мудрость гномика Книгочея

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли,

отношение автора к герою.

Сопоставлять прочитанное с увиденным.

Составлять устный рассказ.

6.

Что получается, когда обмениваются идеями

Долгий ящик

Горе луковое

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях, рассказах на заданную тему, отзывах о прочитанном тексте.

Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

7.

Тиддалик выпил всю воду.

Муравьи- врачи

Как возили товар по морю

Держать нос по ветру

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).

Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ.

8.

Дома на курьих ножках

Краски

Птица- лирохвост

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Составлять аннотацию к иллюстрации. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение.

9.

Бражник

Ожившие цветы

Почему мы любим зеленый цвет?

День конфет

Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание.

10.

Необычная охота

Превращения моркови

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания текста по его названию и оформлению.

Высказывать свое отношение к содержанию произведения.

11.

Глаз бури

Кто кашу заварил, тому и расхлебывать

Крашеные тюльпаны

Вода камень точит

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение.

12.

Гномик Хранитель воды

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Создавать собственный текст. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы.

13.

Горный серпантин

Несолоно хлебавши

Самостоятельно делать выводы.

Высказывать оценочное суждение.

14.

Вулканы- холодильники Земли

Четвероногий внедорожник

Верхом на китовой акуле

Гномик Путешественник

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.

Сопровождать иллюстрации отрывком текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

15.

Когда приобретают друзей

Летающие костюмы

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств.

16.

С удочкой на лягушку

Сундук

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ.

17.

Леденцы

Кто утром не бегает- начинает ржаветь

Два художника

Зарубить на носу

Отражение основной мысли Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности текста в высказывании. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

18.

Девочка и попугай

Слониха- художница

Какого цвета черные ящики?

Поездка в город

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение.

19.

Сказка про робота- уборщика.

Сказка о механической и живой лягушках

Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.

Подробно пересказывать текст, используя отобранные средства.


20.

Хлебосольный гномик

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков

героев по аналогии или по контрасту.

Оформлять иллюстрации по прочитанному.

21.

Фотоохота

Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

Составлять устный рассказ.

22.

Гномик Огородник

Зачем лошадям подковы

Редкое судебное дело

Волка ноги кормят

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ.

Самостоятельно делать выводы.


23.

Гномик Франт

Горный лен

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно- познавательному).

Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств.

24.

Многорукий гномик

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.

Характеризовать персонажей по их описанию и поведению.

25.

Прудовые арбузы

Компанейский гномик

Монеты китайские и японские

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного

народного творчества разных народов России и зарубежных стран.

Сопровождать иллюстрации отрывком текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

26.

Три новогодних праздника

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение главной мысли текста.

Оформлять иллюстрации по прочитанному.

27.

Горные лыжи среди пустынь

Дорога

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

28.

Золотая деревенька

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии

Тянуть канитель

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Отвечать на вопросы по прочитанному.

Придумывать свои вопросы.

Высказывать оценочное суждение.

29.

В путь

Локоть блинов и мешок пельменей

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую

информацию, понимание её особенностей.

Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

30.

Гномик Сказочник

Весной дни долгие да нитка коротка

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

31.

Гномик Ворчун

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Подробно пересказывать текст, используя отобранные средства.

32.

Встречный огонь

Самостоятельно делать выводы.

Высказывать оценочное суждение.

33-34

Уроки-обобщения

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Создавать свои тексты. Оформлять иллюстрации к тестам.




Тематическое планирование


Название раздела

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Оценка

достижения планируемых результатов

К-во КР

К-во

лабораторных работ

К-во

практических работ

1.

Незаметные жирафы

Мороженщик

1

Развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учить строить монологическое высказывание.

наблюдение

0

0

0

2.

Упитанные пингвины

Снег в Африке

Гномик Книгочей

Активный бобр

Царская дорога

1

Формировать умение при групповой деятельности задавать вопросы, контролировать действия партнера.

дидактическая многофункциональная игра

0

0

0

3.

Зайчонок и улитка

Жук-бомбардир

1

Развивать у учащихся способность с учётом целей достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию.

тестовые задания

0

0

0

4.

Зрение лягушки

Гол как сокол

Одноколесный велосипед

За пояс заткнуть

1

Формировать умение задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль.

тестовые задания

0

0

0

5.

Мудрость гномика Книгочея

1

Учить умению принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, умению ставить цель и организовывать её достижение.

наблюдение

0

0

0

6.

Что получается, когда обмениваются идеями

Долгий ящик

Горе луковое

1

Работать над развитием у учащихся читательских действий (поиск информации, выделение её для решения учебной задачи).

наблюдение

0

0

0

7.

Тиддалик выпил всю воду.

Муравьи- врачи

Как возили товар по морю

Держать нос по ветру

1

Дать учащимся возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.

наблюдение

0

0

0

8.

Дома на курьих ножках

Краски

Птица- лирохвост

1

Учить умению обмениваться знаниями и информацией при групповой работе.

взаимоконтроль

0

0

0

9.

Бражник

Ожившие цветы

Почему мы любим зеленый цвет?

День конфет

1

Обучать вычленению основных фактов, содержащихся в тексте, установлению их последовательности.

тестовые задания

0

0

0

10.

Необычная охота

Превращения моркови

1

Формировать умение понимать текст, опираясь не только на содержащую в нем информацию, но и на жанр, структуру.

тестовые задания

0

0

0

11.

Глаз бури

Кто кашу заварил, тому и расхлебывать

Крашеные тюльпаны

Вода камень точит

1

Формировать умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки.

тестовые задания

0

0

0

12.

Гномик Хранитель воды

1

Способствовать развитию умения пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.

наблюдение

0

0

0

13.

Горный серпантин

Несолоно хлебавши

1

Развивать навык понимания информации.

наблюдение

0

0

0

14.

Вулканы- холодильники Земли

Четвероногий внедорожник

Верхом на китовой акуле

Гномик Путешественник

1

Учить соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

наблюдение

0

0

0

15.

Когда приобретают друзей

Летающие костюмы

1

Формировать умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, учить находить аргументы, подтверждающие вывод.

тестовые задания

0

0

0

16.

С удочкой на лягушку

Сундук

1

Учить сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

тестовые задания

0

0

0

17.

Леденцы

Кто утром не бегает- начинает ржаветь

Два художника

Зарубить на носу

1

Развивать способность к высказыванию оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте. Учить оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

самоконтроль

0

0

0

18.

Девочка и попугай

Слониха- художница

Какого цвета черные ящики?

Поездка в город

1

Развивать умение выявлять слова, значение которых требует уточнения

практическая работа

0

0

1

19.

Сказка про робота- уборщика.

Сказка о механической и живой лягушках

1

Учить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно.

наблюдение

0

0

0

20.

Хлебосольный гномик

1

Развивать умение делить текст на смысловые части, находить предложение или отрывок, отражающий главную мысль текста.

практическая работа

0

0

1

21.

Фотоохота

1

Способствовать умению видеть и понимать красоту окружающего мира, умению пользоваться энциклопедиями.

практическая работа

0

0

1

22.

Гномик Огородник

Зачем лошадям подковы

Редкое судебное дело

Волка ноги кормят

1

Формировать умение правильно задавать вопросы по содержанию текста

практическая работа

0

0

1

23.

Гномик Франт

Горный лен

1

Продолжить работу по поиску информации с помощью компьютерных средств и интернета.

наблюдение

0

0

0

24.

Многорукий гномик

1

Учить умению экономно и целесообразно расходовать учебное время при выполнении самостоятельной работы.

самостоятельная работа

0

0

0

25.

Прудовые арбузы

Компанейский гномик

Монеты китайские и японские

1

Формировать умение самостоятельно работать над текстом – повествованием и текстом со сказочным сюжетом.

тестовые задания

0

0

0

26.

Три новогодних праздника

1

Учить делать выписки из прочитанного текста с учётом цели их дальнейшего использования.

практическая работа

0

0

1

27.

Горные лыжи среди пустынь

Дорога

1

Вырабатывать у учащихся чувство уверенности при выполнении учебной задачи, креативность и оригинальность мышления при решении нестандартных учебных задач.

дидактическая игра

0

0

0

28.

Золотая деревенька

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии

Тянуть канитель

1

Формировать умение создавать текстовые сообщения на основе авторского текста.

практическая работа

0

0

1

29.

В путь

Локоть блинов и мешок пельменей

1

Учить составлять небольшую письменную аннотацию к тексту, отзыв о прочитанном.

самоконтроль

0

0

0

30.

Гномик Сказочник

Весной дни долгие да нитка коротка

1

Формировать умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную или противоречивую информацию.

наблюдение

0

0

0

31.

Гномик Ворчун

1

Развивать у учащихся способность принимать участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

наблюдение

0

0

0

32.

Встречный огонь

1

Формировать познавательную активность и инициативность в различных жизненных ситуациях.

наблюдение

0

0

0

33-34

Уроки-обобщения

2

Обобщить и систематизировать полученные знания и приобретённые умения и навыки.

Викторина

Работа с текстом

1

0

0




Календарно-тематическое планирование

урока

Тексты

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Незаметные жирафы

Мороженщик

1



2.

Упитанные пингвины

Снег в Африке

Гномик Книгочей

Активный бобр

Царская дорога

1



3.

Зайчонок и улитка

Жук-бомбардир

1



4.

Зрение лягушки

Гол как сокол

Одноколесный велосипед

За пояс заткнуть

1



5.

Мудрость гномика Книгочея

1



6.

Что получается, когда обмениваются идеями

Долгий ящик

Горе луковое

1



7.

Тиддалик выпил всю воду.

Муравьи- врачи

Как возили товар по морю

Держать нос по ветру

1



8.

Дома на курьих ножках

Краски

Птица- лирохвост

1



9.

Бражник

Ожившие цветы

Почему мы любим зеленый цвет?

День конфет

1



10.

Необычная охота

Превращения моркови

1



11.

Глаз бури

Кто кашу заварил, тому и расхлебывать

Крашеные тюльпаны

Вода камень точит

1



12.

Гномик Хранитель воды

1



13.

Горный серпантин

Несолоно хлебавши

1



14.

Вулканы- холодильники Земли

Четвероногий внедорожник

Верхом на китовой акуле

Гномик Путешественник

1



15.

Когда приобретают друзей

Летающие костюмы

1



16.

С удочкой на лягушку

Сундук

1



17.

Леденцы

Кто утром не бегает- начинает ржаветь

Два художника

Зарубить на носу

1



18.

Девочка и попугай

Слониха- художница

Какого цвета черные ящики?

Поездка в город

1



19.

Сказка про робота- уборщика.

Сказка о механической и живой лягушках

1



20.

Хлебосольный гномик

1



21.

Фотоохота

1



22.

Гномик Огородник

Зачем лошадям подковы

Редкое судебное дело

Волка ноги кормят

1



23.

Гномик Франт

Горный лен

1



24.

Многорукий гномик

1



25.

Прудовые арбузы

Компанейский гномик

Монеты китайские и японские

1



26.

Три новогодних праздника

1



27.

Горные лыжи среди пустынь

Дорога

1



28.

Золотая деревенька

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии

Тянуть канитель

1



29.

В путь

Локоть блинов и мешок пельменей

1



30.

Гномик Сказочник

Весной дни долгие да нитка коротка

1



31.

Гномик Ворчун

1



32.

Встречный огонь

1



33-34

Уроки-обобщения

2