СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" для 5 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Смысловое чтение" для 5 класса»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

-Конституции Российской Федерации;

-Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;

- Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС OOO »

 Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи программы:

  • формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;

  • формирование выделять главную мысль в тексте;

  • развитие воображения (умения прогнозировать);

  • формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты:

  • Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

  • Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного сред­ства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

  • Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Приемы диалога с текстом.

    1. Слово.

    2. Заголовок и эпиграф.

    3. Прогнозирование.

    4. Вопрос к тексту.

    5. Выделение главной мысли.

    6. Воображение.

Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.

    1. План.

    2. Тезисы.

    3. Конспект.

    4. Пересказ.

    5. Графическое моделирование структуры текста.

    6. Защита проекта.

Итоговый контроль.



  1. Приемы диалога с текстом.

    1. Слово.

Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания. Незнание слова ведет к потере смысла текста или к обеднению его. Ребенок привыкает пропускать незнакомые слова, возникает иллюзия понимания текста. Рассуждения ребенка заключается в том, что «Ничего страшного не произойдет, если я в большом тексте не знаю пару слов». В результате такого схоластического подхода к тексту теряются тонкие эмоциональные связи между автором текста и читателем. Читатель-ребенок не видит все содержание текста, не может зачастую выделить главное, пересказать содержание.

Задания, направленные на работу со словом состоят из разбора состава слова, выявления значения слов, из умения предугадывать грамматическую конструкцию предложения или даже текста.

Задания.

  1. Заполнить в тексте пробелы (пропущенные слова).

  2. Найти значения слова.

  3. Найти в тексте слова в переносном смысле.

  4. Определить степень уверенности автора текста.

  5. Найти тексты-каламбуры (шутки).

  6. Восстановить обрывки фраз (например, в документе).

  7. Написать маленькие рассказы из предложений.

  8. Подобрать как можно больше однокоренных слов.

Критерии оценивания: умение объяснять значение слов, безошибочное выполнение задания, умение выстраивать рассказ, объясняя логику изложения.



  1. Заголовок и эпиграф.

Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора, подготавливают читателя в осознанию текста, это самые первые прочитанные слова . Пусть ребенок сам почувствует как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить ребенка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и т.д.

Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом – это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребенка подбирать эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.

Задания.

  1. Подобрать заголовки так, чтобы они выражали … (например, эмоциональное состояние автора, героя).

  2. Найти произведения с эпиграфами и объяснить смысл.

  3. Определить по заголовку жанр произведений.

Критерии оценивания: адекватность подбора заголовка, умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа, умение выделять и определять основную идею текста, умение аргументировать свой выбор.



3. Прогнозирование

Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки (ожидания), которую читатель прогнозировал. Чтобы установка не мешала чтению, необходимо обсуждать с детьми различные варианты прогноза на развивающиеся события в тексте. Смысловой и эмоциональный настрой читателя важен при работе с текстом. Все этапы - возникновение вопроса, прогнозирование, ожидания, самоконтроль – и есть диалог читателя с текстом. Важно объяснить ребенку все этапы и научить диалогу с текстом. Это приводит к осознанному чтению. Осознанное чтение подразумевает поиск причин, связей, сравнений, т.е. аналитических умственных операций. Для выявления причинно-следственных связей ребенка надо учить задавать вопросы и искать ответы. Следующий шаг искать сходства и различия.

Первый блок заданий на прогнозирование.

  1. Дописать словосочетания.

  2. Вставить пропущенные строчки.

  3. Составить пословицы из частей.

  4. Соединить текст по принципу сходства и противоположности.

  5. Придумать окончание истории.

  6. Собрать тексты (предложения, абзац, текст).

Критерии оценивания: умение прогнозировать развитие сюжета в художественном тексте, умение предвосхищать о чем пойдет речь и что будет сказано дальше в тексте, умение выделять фрагменты текста и определять связь между ними, умение аргументировать свой выбор.



  1. Работа с вопросами.

Задающий вопросы ребенок – это думающий ребенок. Вопросы побуждают к знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без вопросов. В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяют шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы. Отвечая на них нужно вспомнить какие-то факты, воспроизвести информацию.

  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Если я правильно понял, то…?», «То есть речь идет о…?»

  3. Объясняющие вопросы. Начинаются со слов «Почему?». Такие вопросы восстанавливают причинно-следственные связи.

  4. Творческие вопросы с частичкой «бы». В его формулировке есть элемент условности, предположения, прогноза, фантазии: «Как выдумаете, как будут развиваться события дальше?»

  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»

  6. Практические вопросы. Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

Задания.

  1. Вопросы на воспроизведение текста.

  2. Самостоятельная постановка вопроса.

  3. Задания, стимулирующие возникновение вопросов.

  4. Самостоятельное выявление скрытых вопросов и ответов.

Критерии оценивания: умение задавать точные и оригинальные вопросы, задавать вопросы о причинах и следствиях, о возможности и целесообразности подходов в решению проблем, умение выделять то, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте (субъект и объект).

  1. Выделение главной мысли.

Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или несколькими предложениями) общий смысл текста. Для школьников такая задача самая сложная. Порой текст требует абстрагирования от конкретной ситуации, чего у многих детей не получается. Часто в тексте скрыты не один, а несколько смыслов. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия при выделении главного в тексте. Первое. Ребенок должен знать о поставленной цели. Задавать вопросы «Что главное в тексте?», «Что самое важное?», «Что хотел сказать автор?», «Для чего написан текст?». Второе. Вычерпать все возможные смыслы из каждого предложение, из каждого абзаца и более крупных смысловых единиц. Третье. Постоянно вести диалог с текстом: задавать вопросы, прогнозировать, контролировать свою работу.

Задания.

  1. Найти слова, выражающие главную мысль.

  2. Вывести главную мысль из содержания своими словами.

  3. Выразить содержание одним-двумя предложениями.

  4. Объяснить смысл пословиц, сказки.

  5. Сравнить пословицы разных народов.

Критерии оценивания: умение находить и вербально определять основную идею текста, умение выделять смысл пословиц, умение аргументировать свой выбор.



  1. Воображение.

Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создает образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается текст. Задания не ставят целью научить воображению. Но активизировать воображение, привить желание создавать образы, искать иллюстрации, картины, создавать схемы, активно создавать и пользоваться таблицами – это реальная задача при работе с текстом.

Задания.

  1. Сочинение историй, сказок.

  2. Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.

  3. Описать словами, изобразить текст, где есть что представить и то, что представит нельзя.

  4. Тексты на ассоциации.

Критерии оценивания: умение понимать основную мысль текста, умение прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять оригинальные тексты.



Приемы работы с научно-популярным текстом.

Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и скрытой (подтекстовой). Как правило в официально-деловых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора четкая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что первое предложение в абзаце как правило и есть основная фраза. А дальше идет разъяснение, комментарии к первой фразе.

Задания.

  1. Деление текста на абзацы.

  2. Поиск явной и скрытой информации в тексте (вопросы к тексту).

  3. Игровые ситуации направленные на поиск необходимой информации.

Критерии оценивания: умение выделить абзацы, ответить на вопросы к тексту, составление текста по разработанному алгоритму.



    1. План.

Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую последовательность действий.

  • Прочитай текст,

  • выдели существенные мысли,

  • проверь, как они соотносятся между собой,

  • выдели главную мысль,

  • раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей,

  • по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана,

  • сформулируй главные мысли кратко,

  • озаглавь каждую часть,

  • прочитай текст повторно, проверь, не пропущено ли что-то.

Требования к плану:

  • В пунктах плана должно быть понятно о ком или о чем и что говориться,

  • Пункты плана должны быть краткими,

  • Пункты плана должны быть связаны между собой.

Задания.

  1. Детализировать пункты плана.

  2. Собрать рассыпанный план.

  3. Составить простой и сложный план своей проектной работы.

Критерии оценивания: умение составлять простой план, выделять главное в тексте, кратко формулирует (умение правильно и точно подобрать слова) заголовок пункта, умение объяснять связи между пунктами.



2. Тезисы.

Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатом виде.

Виды:

  • Простые (часто из цитат, выдержек текста),

  • Основные (формулируются самостоятельно),

  • Сложные (из простых и основных).

Структура тезисов: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение (вывод).

Задания.

  1. По тексту составить тезисы.

  2. Составить тезисы для защиты своего проекта.

  3. Тезисный план «План – тезис».

Критерии оценивания: умение интерпретировать информацию в тексте, умение составлять сложные тезисы, выделение в готовых тезисах структурных частей.

3. Конспект.

Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспект как и другие способы обработки текста способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей. Этапы конспектирования: отбор существенной информации и ее сокращение; перевод текста на свой язык с сокращением; запись сжатого текста.

Задания.

  1. Выделить опорные слова в предложении.

  2. Составить опорную фразу к абзацу.

  3. Написать свободный диктант.

  4. Пересказать несколько раз текст с перерывами между пересказами (например, на следующий день).

Критерии оценивания: умение выделять ключевые слова и фразы, объяснять связь между частями текста, умение использовать правила сокращения текста.



4. Пересказ.

Требования к пересказу:

  • Пересказу должно предшествовать составление плана.

  • Нельзя пропускать существенное.

  • Пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами.

  • Отдельные мысли должны быть связаны между собой.

  • Пересказ должен быть понятен другому человеку.

Задания.

  1. Поиск синонимов.

  2. Из назывных и вопросительных предложений составить повествовательные.

  3. Сформулировать по тексту «О чем я буду говорить?»

Критерии оценивания: адекватность и точность воспроизведения текста, умение планировать свой пересказ, умение проводить проверку своего пересказа.



5. Графическое моделирование структуры текста.

В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта. В данной программе предлагается научить ребенка преобразовывать текст в графическую форму. Во-первых, это наглядно показывает связь между элементами текста. Во-вторых, этот навык помогает выделять главное в содержании, анализировать текст, а в конечном итоге понимать. Умению графически моделировать текст обучаются на уроках информатики. Поэтому задания могут быть выполнены с использованием компьютерных программ.

Задания.

  1. Представить текст в виде схемы (выдели смысловые единицы, кратко сформулируй их, определи между ними с отношения и связи, изобрази графически).

  2. Составление таблиц: на сравнения, сводная таблица, таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.

  3. По схеме, таблице составить текст.

  4. Составление диаграмм.

Критерии оценивания: умение отображать связи между элементами текста, составляет таблицы (диаграммы), интерпретирует графическую форму текста.



6. Защита проекта.

Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи (проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания проекта разработать с учениками.

3. Итоговый контроль.

В соответствии с таблицей уровней грамотности чтения готовятся задания по тексту и предлагаются учащимся.

Форма контроля.



Оценивание результатов освоения курса осуществляется через следующие формы контроля.

  1. Стартовая и финишная диагностика. В начале года и в конце проводится диагностика по критериям уровней.

  2. Текущая диагностика. На каждом занятии выполняются контрольные задания.

  3. Защита итогового индивидуального проекта.