СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 5 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обучению работе с текстом для 5 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»





Часть, формируемая участниками образовательных отношений




Педсовет Учреждения рассмотрел

и рекомендовал к утверждению Протокол №10 от 27.08.2017г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Е.А. Бойкова

26.08.2017г.

УТВЕРЖДЕНО

директор В.Ю. Яковлев

приказ № 273 от 01.09.2017г





Рабочая программа

предмета «Смысловое чтение и работа с текстом»

для основного общего образования

(5 класс)


срок освоения 1 год





Составитель:

Архипович С.В., учитель русского языка и литературы










ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей филологии

протокол № 1 от 26.08.2017г















Пояснительная записка.


Программа составлена на основе

нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

  3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  4. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345, г. Москва.

  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече-​вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника-​тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин​формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив​ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: 

  1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;

  2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;

  3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;

  4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.

Задачи:

  1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;

  2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

  3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

  4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  5. находить в тексте требуемую информацию

  6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  7. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

  8. формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.


Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

​ беседа;

​ объяснение учителя;

​ исследование;

​ наблюдение;

​ сопоставление и анализ;

​ учебные дискуссии;

​ творческие задания;

​ постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

​ создание и редактирование текстов;

​ использование разных каналов поис​ка информации;

Формы контроля и диагностики.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучающихся оцениваются в соответствии с Положением о системе оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предметные результаты обучающихся оцениваются по 4-балльной системе.

Место предмета «Смысловое чтение и работа с текстом» - предмет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Курс обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ СОШ № 8. Время, отводимое на данную часть учебного плана, составляет 35 часов в год,1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностные результаты: 

​ осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

​ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

​ интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

​ способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

​ адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

​ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

​ владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

​ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

​ умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

​ умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

​ умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

​  умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

​ уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

​ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

-Учиться анализу достижения цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

  • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • Планировать учебное исследование;

  • ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;

Предметные результаты:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Пятиклассник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Пятиклассник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Пятиклассник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

—  делать выводы;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Пятиклассник получит возможность научиться:

• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Пятиклассник научится:

• откликаться на содержание текста:

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Пятиклассник получит возможность научиться:

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Основное содержание курса


Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текста. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте. Система аргументов. Авторская позиция.

РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу).Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.

РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;


Тема урока

Виды деятельности

Методы работы с текстом

1

Знакомство с библиотекой. Самые большие библиотеки

Работают в библиотеке, в читальном зале с каталогом; определяют различия между алфавитным, систематическим, хронологическим, предметным и другими каталогами

-словарная работа

-выборочное чтение

-работа по вопросам учителя

Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного.


2

Текст. Содержание текста, его смысл.

Определяют главную тему, подтемы текста, назначение текст.


-определение темы текста, его смысла

- словарная работа

-прогноз содержания

-

3

Изучающее чтение (аналогическое)


Осмысливают заголовок и имя автора; прогнозируют содержание и смысл текста;

2) выявляют скрытые вопросы по содержанию текста; ищут в тексте ответы на эти вопросы;

3)после чтения формулируют основную мысль, идею текста;

-озаглавливание текста

-прогноз содержания

-определение темы текста, его смысла

-работа по вопросам учителя, ученика


4

Обзорное чтение. Формирование навыков обзорного чтения.

Знают элементы обзорного чтения (заглавие, эпиграф, аннотация, оглавление, предисловие, введение, заключение).

Определяют на практике, какую информацию можно получить до прочтения книги, работая с заглавием, эпиграфом, оглавлением, аннотацией, предисловием или введением.

-прогноз содержания

-словарная работа

-выборочное чтение

-работа по вопросам учителя

5



Виды текстов.



Главная тема, подтемы текста. Работают с разными видами текстов, определяют назначение текста


-словарная работа

-озаглавливание текста

-определение темы текста, его смысла

6

Виды планов (простой, сложный, цитатный)


Знакомятся с разными видами планов. Составляют разные виды планов: краткий, развёрнутый, тезисный, цитатный, в форме вопросов

-составление плана

7

Тезисный план, в форме вопросов.

Учатся оставлять тезисные и вопросные планы текста

-составление плана

8

Практическая работа. Составление планов текста

Составляют разные планы текстов. Учатся определять соответствие вида плана практической задаче

-составление плана

9

К пониманию всего текста от понимания смысла отдельных слов

Работают с отдельными частями текста.

-словарная работа


10


Текстовые и внетекстовые компоненты.




Учатся находить и понимать текстовые и внетекстовые компоненты.

-мозговой штурм

11

Тезисный план, в форме вопросов.


Анализируют художественный текст, находят средства выразительности , понимают выраженное в стихотворении настроение

-составление плана

12

Нахождения требуемой информации в тексте.

Знакомятся с приёмами нахождения информации в тексте

-выборочное чтение

-выбор ключевых слов


13

Система аргументов.

Учатся находить в тексте аргументы.

-выборочное чтение

14

Авторская позиция.

Учатся формулировать авторскую позицию

-выборочное чтение

-мозговой штурм

15

Учимся конспектировать

Анализируют заглавие текста; делят текст на смысловые части; выделяют микротемы текста; Определяют главную и второстепенную информацию; выделяют и обобщают факты в процессе чтения; Кратко излагают, записывают содержание какого-либо сочинения, доклада

--чтение с пометками

РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации.


16

Структура текста

Учатся видеть структуру текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу)

-деление текста на части

17

Несплошные тексты

Учимся составлять хронологическую таблицу по материалам текста. Составление задачи по несплошному тексту.

-деление текста на части, составление таблицы

18

Интерпретация текста.

Работают с разными текстами

-пропущенное слово

-восстановление логической последовательности текста

-восстановление текста

-распространение предложений

19

Знакомство с клоуз-тестом.

Работают с клоуз-текстами

-восстановление текста

-пропущенное слово


20

Редактирование текста.

Определяют признаки текста, приемы работы с прозаическим текстом. Оценивают чужую письменную речь; высказывают и обосновывают свою точку зрения;

-чтение с пометками

21

Сравнение и противопоставление информации.


-параллельные тексты

-плюс, минус, интересно

22

Вывод, авторская позиция.


-кластер

РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации.

23

Оценка информации.

Формулируют вопросы различного характера

1)Кто? Что? Когда? Какие?

2) Почему? Каким образом? Каким способом?

3) почему? Зачем? С какой целью?

Отвечают на вопросы различного характера

1)Кратко

2) развернуто

3) используя цитаты

-толстые и тонкие вопросы

24

Составление диафильма



25

Оценка содержания текста.


-подбор загадок к словам из текста

-подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста

-мини-сочинение анализа поступка героя

26

Практическая работа. Составление притчи


-мини-сочинение

27

Практическая работа. Фантограммы


Фантограммы

28

Практическая работа.

Составление ребусов к словам из текста


Составление ребусов к словам из текста

29

Практическая работа. Составление кроссвордов по тексту


- Составление кроссвордов по тексту

30

Оценка достоверности информации.



31

Оценочные суждения.



32

Практическая работа. Синквейн


Синквейн

33

Приемы запоминания текста, составление опорных схем, рисунков, комиксов)

Выявляют главное, соблюдают хронологическую последовательность при изложении материала в виде знаков, рисунков, работают в группах.

-интерактивная игра

34

Итоговый урок

Определяют самую широкую тему из ряда предложенных; подбирают заголовки к теме; к тексту; анализируют предложенное сочинение; пишут сочинение на заданную тему, используя полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)




Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя:

1.​ Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5.​ Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника​ции. - М.: 1997.

6.​ Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

7.​ Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.

8.​ Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования. Сельская школа.- 2006.-№ 6.

9.​ Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.-№ 1.

Литература для учащихся:

1.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразовательных учебных заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993.​

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

3.​ Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

4.​ Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

5.​ Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

6.​ Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.




































Лист достижений  ученика (цы) 5 класса

Ф.И. Ученика(цы)____________________________________________

Коммуникативно – речевые умения

Входной контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

1.Определять тему текста. Озаглавливать текст

 

 

 

2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.

 

 

 

3.Ориентироваться в структуре текста

 

 

 

4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства

 

 

 

5. Составлять план (простой и сложный)

 

 

 

6.Определять: а) тип речи;

                      б) стиль речи

 

 

 

7.Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)

 

 

 

8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

 

 

 

9. Извлекать нужную информацию из текста

 

 

 

10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

 

 

 

11.Выразительно читать

 

 

 

12. Пользоваться разными видами чтения

 

 

 

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

 

 

 

14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

 

 

 

15.а) Понимать вопросы учителя;

     б) давать на них ответы;

      в) самим задавать вопросы

 

 

 

16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом

 

 

 

17.Осуществлять информационную переработку текста