Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская средняя общеобразовательная школа»
Рузский р-н, д. Орешки
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Орешковская СОШ»
_________________________________
«____»________________2016 г.
М.П.
Рабочая программа
по курсу «Технология»
4 класс
Составитель: Грунина О.А.
учитель начальных классов
2016-2017 гг.
«Технология»
Содержание
Программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООО НОО МБОУ «Орешковская СОШ» и реализуется с помощью УМК «Школа России».
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно - этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету-«Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мири;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при ны пол нении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и труппе, оценивать результаты, корректирован, деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Данная программа обеспечена: Технология. Учебник. 4 класс. Роговцева Н.И.; Богданова Н.В. Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляд» на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народом, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учебной.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные :
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные :
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
изменять способы соединения деталей конструкции;
изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
представление о себе как гражданине России;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств окружающих людей;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,
осознания себя как гражданина России;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда_ человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проулочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических за дач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежи (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа-с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Учебно-методическое обеспечение
реализации учебной программы:
Роговцева Н.И. Технология. Учебник.4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. – М.: Просвещение, 2014г.
Роговцева Н.И. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова Н.В. Шипилова.- М.: Просвещение 2014 г.
Учебно - тематический план:
№ | Наименование разделов и тем | Всего |
1 | Введение | 1 ч. |
2 | Человек и земля | 21 ч. |
3 | Человек и вода | 3 ч. |
4 | Человек и воздух | 3 ч. |
5 | Человек и информация | 6 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование по курсу ТЕХНОЛОГИЯ
4 класс УМК «Школа России» 34 ч.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата | Корректировка |
план | факт | |
I | Введение | 1 | | | |
1/1 | Как работать с учебником | 1 | | | |
II | Человек и земля | 21 | | | |
2/1 3/2 | Вагоностроительный завод Создание модели вагона из бумаги | 2 | | | |
| | |
4/3 | Полезные ископаемые. Месторождение, нефтепровод, геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка» | 1 | | | |
5/4 | Малахитовая шкатулка. ( Технология лепки слоями) Изделие: имитация малахита | 1 | | | |
6/5 7/6 | Автомобильный завод «КамАЗ» | 2 | | | |
| | |
8/7 9/8 | Монетный двор Изделие: «Медаль» | 2 | | | |
| | |
10/9 11/10 | Фаянсовый завод Изделие: «Ваза» | 2 | | | |
| | |
12/11 13/12 | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка» | 2 | | | |
| | |
14/13 15/14 | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | 2 | | | |
| | |
16/15 17/16 | Деревообрабатываю-щее производство Изделие: «Лесенка –опора для растений» | 2 | | | |
| | |
18/17 19/18 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье» | 2 | | | |
| | |
20/19 21/20 | Бытовая техника Изделие: «Электрическая лампа» | 2 | | | |
| | |
22/21 | Тепличное хозяйство | 1 | | | |
III | Человек и вода | 3 | | | |
23/1 | Водоканал Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 1 | | | |
24/2 | Порт Изделие: «Канатная лестница» | 1 | | | |
25/3 | Узелковое плетение Изделие: «Браслет» | 1 | | | |
IV | Человек и воздух | 3 | | | |
26/1 | Самолётостроение Ракетостроение Изделие: «Самолёт» | 1 | | | |
27/2 | Ракета -носитель | 1 | | | |
28/3 | Летательный аппарат. Изделие: «Воздушный змей» | 1 | | | |
V | Человек и информация | 6 | | | |
29/1 | Создание титульного листа. Технология создания книги | 1 | | | |
30/2 | Работа с таблицами. Правила работы на компьютере | 1 | | | |
31/3 | Создание содержания книги | 1 | | | |
32/4 33/5 | Переплётные работы | 2 | | | |
| | |
34/6 | Итоговый урок | 1 | | | |
Согласовано:
Заместитель директора по УВР:
______________/Т.И.Серкова /
_____________2016г.
8