СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Технология»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орешковская средняя общеобразовательная школа»

Рузский р-н, д. Орешки





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Орешковская СОШ»

_________________________________

«____»________________2016 г.

М.П.





Рабочая программа

по курсу «Технология»

4 класс





Составитель: Грунина О.А.

учитель начальных классов







2016-2017 гг.



«Технология»


Содержание


Программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООО НОО МБОУ «Орешковская СОШ» и реализуется с помощью УМК «Школа России».

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно - этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в мате­риальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к соци­альному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами наро­дов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестан­дартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, пла­нирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

умений переносить усвоенные в проектной деятельности теорети­ческие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

коммуникативных умений в процессе реализации проектной де­ятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргу­ментировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения техноло­гии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с раз­личными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

  • первоначальных умений поиска необходимой информации в раз­личных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи име­ющейся информации, а также навыков использования компьютера;

  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.


Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школь­ником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информа­ционном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятель­ности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент об­учения предмету-«Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваи­вать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к са­мостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др;

знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мири;

  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при ны пол нении работы;

  • учатся экономно расходовать материалы;

  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распреде­лять обязанности в паре и труппе, оценивать результаты, корректирован, деятельность);

  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами фор­мируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать по­следовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проект­ной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практиче­ские умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и уме­ний, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Данная программа обеспечена: Технология. Учебник. 4 класс. Роговцева Н.И.; Богданова Н.В. Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России.

  • 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляд» на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народом, культур и религий.

    • 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    • 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учебной.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные :

  • Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин­формации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада­чами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождени­ем, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

Предметные :

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Формирование первоначальных представлений о материальной куль­туре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  • Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологиче­скими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания пред­метной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

  • называть и описывать традицион­ные народные промыслы и ремесла своего края или России;

  • выявлять особенности рукотвор­ных предметов с точки зрения их со­ответствия окружающей обстановке;

  • использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

  • соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

  • узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

  • называть новые технологические приемы ручной обработки материа­лов, использовавшиеся в этом году;

  • экономно расходовать используе­мые материалы;

  • применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежны­ми (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

  • выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения дета­лей;

  • изменять способы соединения дета­лей конструкции;

  • изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

  • анализировать конструкцию изде­лия по рисунку, чертежу, эскизу;

  • размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

  • изготавливать заданную конструк­цию по рисунку, чертежу.

  • наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности тре­бованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности само­стоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предло­женных критериев;

  • положительное отношение к преоб­разовательной творческой деятель­ности;

  • осознание своей ответственности за общее дело;

  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

  • уважение к чужому труду и резуль­татам труда;

  • уважение к культурным традициям своего народа;

  • представление о себе как граждани­не России;

  • понимание нравственного содержа­ния собственных поступков и поступ­ков окружающих людей;

  • ориентация в поведении на приня­тые моральные нормы;

  • понимание чувств окружающих людей;

  • готовность следовать в своей дея­тельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отноше­ния к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

  • широких социальных и учебно-по­знавательных мотивов учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов реше­ния учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,

осознания себя как гражданина России;




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда_ человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш­него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего вре­мени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и кор­ректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотруд­ничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замыс­ла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в со­вместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самооб­служивания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого из­делия.

2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование эле­ментарных физических, механических и технологических свойств матери­алов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен­ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рацио­нального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необ­ходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка дета­лей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проулочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, гео­метрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических за дач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежи (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, про­стейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бы­товых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, об­работки информации. Включение и выключение компьютера и подклю­чаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устрой­ствам. Работа-с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), гото­выми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схе­ма, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на прин­тер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.


Учебно-методическое обеспечение

реализации учебной программы:


Роговцева Н.И. Технология. Учебник.4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. – М.: Просвещение, 2014г.

Роговцева Н.И. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова Н.В. Шипилова.- М.: Просвещение 2014 г.



Учебно - тематический план:



Наименование разделов и тем

Всего

1

Введение

1 ч.

2

Человек и земля

21 ч.

3

Человек и вода

3 ч.

4

Человек и воздух

3 ч.

5

Человек и информация

6 ч.


Итого:

34 ч.































Календарно-тематическое планирование по курсу ТЕХНОЛОГИЯ

4 класс УМК «Школа России» 34 ч.


№ п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Корректировка

план

факт


I

Введение

1




1/1

Как работать с учебником

1










II

Человек и земля

21




2/1

3/2

Вагоностроительный завод

Создание модели

вагона из бумаги

2














4/3

Полезные ископаемые.

Месторождение,

нефтепровод,

геолог, буровик.

Изделие:

«Буровая вышка»

1







5/4

Малахитовая

шкатулка.
( Технология лепки слоями)

Изделие:

имитация

малахита

1







6/5

7/6

Автомобильный завод

«КамАЗ»

2









8/7

9/8

Монетный двор

Изделие:

«Медаль»

2












10/9

11/10

Фаянсовый завод

Изделие: «Ваза»

2















12/11

13/12

Швейная фабрика

Изделие:

«Прихватка»

2













14/13

15/14

Обувное

производство

Изделие:

«Модель детской летней обуви»

2















16/15

17/16

Деревообрабатываю-щее производство

Изделие: «Лесенка –опора для растений»

2









18/17

19/18

Кондитерская

фабрика.

Изделие: «Шоколадное печенье»

2













20/19

21/20

Бытовая техника

Изделие:

«Электрическая

лампа»

2







22/21

Тепличное

хозяйство

1







III

Человек и вода

3




23/1

Водоканал

Изделие:

«Фильтр для

очистки воды»

1







24/2

Порт

Изделие:

«Канатная

лестница»

1






25/3

Узелковое

плетение

Изделие:

«Браслет»


1




IV

Человек и воздух

3




26/1

Самолётостроение

Ракетостроение

Изделие: «Самолёт»

1




27/2

Ракета -носитель

1







28/3

Летательный аппарат.

Изделие:

«Воздушный

змей»

1







V

Человек и информация

6




29/1

Создание

титульного листа.

Технология

создания книги

1








30/2

Работа с

таблицами.

Правила работы

на компьютере

1








31/3

Создание

содержания

книги

1








32/4

33/5

Переплётные работы


2











34/6

Итоговый урок

1



































Согласовано:

Заместитель директора по УВР:

______________/Т.И.Серкова /

_____________2016г.














8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!