Департамент образования Администрации г. Перми
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №20 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для обучающихся 2 «В»
Разработчик: И.Д. Алексеева
Пермь, 2018
Оглавление
1. Целевой раздел…………………………………………………………………...3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.1.2.Нормативно – правовая база…………………………………………………5
1.1.3. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР………………6
1.1.4.Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР…………………………….9
1.1.5.Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности……………………………………………………………………….11
1.1.6.Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР планируемых результатов
освоения внеурочной деятельности…………………………………………. …...12
2. Учебно - тематический план…………………………………………………...14
3. Содержание программы………………………………………………………....14
4. Материально – техническая база……………………………………………….19
5.Список литературы……………………………………………………………….20
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
● коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,
личностного развития обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с их возрастных и индивидуальных
особенностей;
● развитие творческих способностей обучающихся;
● развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным
видам деятельности;
● создание условий для развития индивидуальности ребенка;
● формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
● создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
● приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по соответствующим направлениям:
● спортивно-оздоровительное – это воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
● нравственное – это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
● общекультурное - это формирование ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
● социальное - это усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту; формировании у обучающихся собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе его взаимодействия с социальным окружением;
● общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, формирование пространственных представлений, умений рассуждать.
Направления внеурочной деятельности реализуются по следующей циклограмме:
● понедельник – социальное воспитание (беседы, игры, конкурсы по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности, правилам поведения в общественных местах);
● вторник – формирование здорового образа жизни (спортивные занятия и беседы о здоровом образе жизни, питании);
● среда – общекультурное воспитание (беседы об этикете и культуре общения в школе, чтение и обсуждение произведений, просмотр тематических фильмов);
● четверг – нравственное воспитание (воспитание патриотических чувств и любви к Родине);
● пятница – общеинтеллектуальное воспитание (формирование представлений о природе и животных, окружающих нас).
1.1.2. Нормативно – правовая база
Данная программа разработана в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
273-ФЗ от 29.12.2012 года «Закон об образовании в РФ»;
Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22.12.2015);
Учебный план МАОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом директора СЭД -059-01-07-188
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов.
В результате освоения курса внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью формируются (возможные) следующие определенные
личностные результаты:
● ценностное отношение и любовь к близким, к школе, городу, народу, России;
● ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
● осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителям конкретного региона;
● элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
● эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
● уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
● готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
● понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
● потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно физкультурной деятельности;
● развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
● расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение
различныхсоциальных ролей;
● принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;
● способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социальноговзаимодействия;
● способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.
Содержание программы.
Социальное направление | | 28ч. |
Культура поведения в школе, классе. | Здравствуй, школа! Правила поведения в школе, классе. Внешний вид ученика; «жили – были второклашки» культура общения в школе; | 3ч. |
Правила поведения в общественных местах. | работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду); чтение стихов К. Чуковского «Федорино горе»; «Правила поведения в столовой, за столом; дидактическая игра «В посудной лавке»; | 4ч. |
Правила дорожного движения. Транспорт. | Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход); назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода; «светофор». Как надо переходить улицу (беседа); изготовление светофора из цветной бумаги; дидактическая игра «Мы – пешеходы»; викторина по знанию дорожных знаков; рисование дорожных знаков; отгадывание загадок об общественном транспорте; правила входа и выхода из транспорта; стоящий транспорт - как его обходить; рисование дорожных знаков; «виды транспорта», раскрашивание картинок с разными видами транспорта; ролевая игра «Правила поведения в общественном транспорте»; изготовление из цветной бумаги дорожных знаков; конкурс рисунков: «Правила дорожного движения выполняй без исключения»; ролевая игра «Правила поведения пассажиров в транспорте». | 16ч. |
Улица. Правила безопасного поведения на улице. | Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере; правила безопасного поведения на водоеме в разное время года; просмотр фильма «Правила поведения на улице»; «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на улице); экскурсия по улице, на которой расположена школа; | 5ч. |
Спортивное направление | | 29ч. |
Спорт и закаливание. | «Что такое здоровье?» беседа о здоровье; «мы за здоровый образ жизни» конкурс стихов о спорте; «Солнце, воздух и вода» беседа о закаливании; отгадывание загадок о спорте, спортивном инвентаре; «Три богатыря» чтение и обсуждение сказки; «стань сильным и здоровым» просмотр мультфильма о спорте; как и чем играли в старину; «угадай, вид спорта» дидактическая игра; «кто точнее»? турнир на точность броска бумажного шарика в ведро; «юный турист» раскрашивание картинок о туристах, походах; спортивное развлечение в классе; «о, спорт, ты – мир» спортивное состязание; «спорт и здоровье» интерактивная игра о влиянии спорта на здоровье; спортивные игры «шашки»; спортивные игры «мишки и шишки»; «зимние виды спорта» раскрашивание картинок о зимних видах спорта; «держи крепче мяч» спортивная игра; игра попади в цель; | 17ч. |
Витамины и ЗОЖ. | беседа о здоровых продуктах; «мы за здоровый образ жизни» конкурс пословиц о спорте; «мы выбираем здоровье» беседа о ЗОЖ; «в здоровом теле – здоровый дух» чтение и обсуждение сказки; «правильная осанка» беседа; «витамины наши друзья» беседа о пользе витаминов; «режим дня» просмотр фильма «витаминная тарелка на каждый день» раскрашивание картинок; «вредные и полезные растения раскрашивание картинок; подвижная игра с мячом «моё настроение»; Ю. Тувим «овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться); | 10ч. |
Глаза и здоровье | глаза – главные помощники человека беседа; снимаем утомление глаз гимнастика для глаз; | 2ч. |
Общекультурное направление | | 37ч. |
Я и моя семья. | «Моя семья» (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка); профессии моих родителей; Конкурс рисунков семьи: «Моя семья»; семейные праздники и традиции. Аппликация «семейный праздник»». | 4ч. |
Азбука вежливости, доброты и уважения. | народные пословицы об уважении; «Что такое доброта»? Беседа; чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»; «Уважай старших»; чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Бабка»; просмотр мультфильма «Алешкины сказки»; игра с мячом «кто больше знает вежливых слов»; употребление вежливых слов в общении с людьми; «ежели вы вежливы» стихи о вежливости; турнир вежливости; | 10ч. |
Уроки этикета | «В гостях у дедушки этикета», чтение стихов; чтение стихов С. Маршака «Уроки вежливости»; этикет народов мира; как в старину пили чай; «А как у других»? Национальные особенности этикета; культура рабочего места; игра – путешествие «Вокруг света»; ролевая игра «быть хорошим хозяином совсем не просто»; подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки (беседа); «мы едим в гости» дидактическая игра; обращение с просьбой к учителю и одноклассникам; «почему нужны правила общения», беседа; правила общения и хорошие манеры; правила хорошего тона; учимся представляться; правила начало разговора, умение говорить и слушать других; Дидактическая игра «Правила приветствия и прощания; правила приветствия с незнакомыми людьми; «разговор с незнакомцем» по телефону; обращение к взрослому человеку; игра «с тобой приятно общаться»; разговор, как нужно вести себя во время разговора; ролевая игра «разговор по телефону»; | 23ч. |
Нравственное направление | | 38ч. |
Россия – Родина моя. | Знакомство с символикой государства: флаг, герб; «Россия – Родина моя», чтение стихов; «Москва – столица нашей Родины»; чтение стихов о Москве; достопримечательности Москвы – «Красная площадь»; «Вот она какая – моя Родина большая»; игра «путешествие по России»; знакомство с различными городами России; знаменитые события и праздники в РФ; викторина «Что мы знаем о гербах и флагах»; культура разных народов; особенности национальной одежды. Аппликация «укрась мамин сарафан»; «Россия – многонациональное государство»; народные промыслы; народные игры; обычаи русской старины; прослушивание песен «березка», «моя Россия», «как прекрасен этот мир»; раскрашивание герба государства Российского; конкурс рисунков: «Я – Россиянин»; «белокурая березка» - символ России, аппликация; конкурс рисунков: «мы соберем большой хоровод; аппликация «Флаг России»; беседа о характере богатырей Руси и о защитниках отечества. Аппликация из геометрических форм «боевая техника»; экскурсия по иллюстрациям и фотографиям «города России». | 24ч. |
История родного края. | «путешествие по реке времени» история создания города Перми; коренные жители Пермского края и их обычаи; «особенности национальной кухни»; аппликация «самые красивые цветы – маме»; рассматривание фотографий предметов и одежды людей разной национальности; «красота Пермской земли» в легендах и приданиях; рассматривание открыток «наши космонавты». Аппликация «ракета»; объяснение смысла пословиц; растения Пермского края», раскрашивание пластилином; | 9ч. |
Герои среди нас. | «герои среди нас» - беседа о подвигах танкистов, моряков, летчиков и др.; чтение рассказов «о войне»; просмотр фильма о войне; беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны; беседа о празднике «День Победы». | 5ч. |
Общеинтеллектуальное направление | | 34ч. |
Неживая природа. | «Загадки нашей планеты «волшебная соль» (происхождение, свойства); «полезные ископаемые планеты Земля»; просмотр фильма: «что такое Земля? Из чего она состоит; конкурс рисунков: «Моя земля»; вода. Свойства воды: прозрачность, текучесть. Отсутствие запаха; вода горячая и холодная. Температура воды (прибор для определения температуры воды); «разумные дельфины»; просмотр фильма: «путешествие в дельфинарий»; «зачем человеку вода? (значение воды для жизни организмов); «что находится на морском дне и морском берегу» - аппликация; «жители подводного мира» (осьминог, морская звезда), лепка; | 10ч. |
Природные явления. | «почему дует ветер»; «что такое снег»; опасные природные явления (смерч, торнадо); опасные природные явления (наводнения, цунами); «почему идет дождь»; «посмотри на небо, облака и тучи» рисование; | 6ч. |
Живая природа | комнатные растения (раскрашивание пластилином); части растения: корень, стебель, лист, цветок (аппликация из цветной бумаги); уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли с листьев); необычные деревья: «хлебное дерево», «железное дерево»; изготовление поделки «орехи» из скатанной салфетки; «динозавры», лепка из пластилина; «черепахи» и их места обитания; «как дышат черепахи под водой»; «как человек приручил животных»; «нюх» собаки; кошки в прошлые времена; «все ли кошки мурлыкают»; «как спят животные»; просмотр и обсуждение фильма: «как появляется бабочка»; конкурс рисунков: «жили – были динозавры….. и не только»; «динозавры», лепка из пластилина; аппликация из рваной бумаги «бабочка»; «чем питаются бабочки». | 18ч. |
Список литературы
1.Антропова М. В., Кузнецова Л.М. режим дня школьника. М.: Вентана – граф, 2002
2. Бгажникова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы. М.: Просвещение, 2011
3. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
5. Деекреева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. М.: ВАКО, 2007
6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников, 2004-2007. - № 1-9.
7. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,
Средне - Уральское издательство, 1996.
9. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. 10. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б.
Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
11. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.
12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
13. Чуковский К. И. Федорино горе.
14. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.