СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности.»




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области


«Утверждаю»

Директор школы: ___________И.П.Великанов

Приказ №___

от ________20___ г.


«Согласовано»

Зам. директора по ВР:

__________Р.Е. Паринова


_______________20___ г.

Рассмотрено на педсовете


Протокол №___


от________20____г.




Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности


«Всемогущий и занимательный синтаксис»


для 8 классов


по общеинтеллектуальному направлению


Срок реализации 1 год





Автор: Чумакова В.И.,

учитель русского языка и литературы






Россошь

2018




Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтак­сис» - новая модель современного школьного курса для учащихся 8 классов. Рассчитана на 35 часов. Она построена в основном на углубленном изучении предложения.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнения­ми и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

  • при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

  • при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательно­го употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторс­кие тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

  • при изучении односоставных предложений - определять структур- но-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, вы­яснять причины использования того или иного типа предложений в отрыв­ках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

  • при изучении однородных членов предложения - усиливать выра­зительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, рас­полагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для вы­деления каждого однородного члена, употреблять однородные члены по­парно;

  • при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков;

  • при изучении вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

  • при изучении обособленных членов предложения - выявлять осо­бую выразительность обособленных второстепенных членов предложе­ния, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

  • при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональ­ную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в фор­ме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умни­ки и умницы» и т. д.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих за­дач:

  • обобщение, систематизация знаний о предложении как единице син­таксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствова­нием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирование сти­листических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  • самостоятельное употребление тех или иных синтаксических струк­тур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текс­тов лингвистического характера;

  • развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет

не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях сти­листического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последователь­ное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельнос­ти учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковы­ми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, ка­ламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которо­му учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистичес­кий и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

находить различия между предметной, понятийной и синонимичес кой близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в пред­ложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повест­вовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударе­ния на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зави­симости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения сло­восочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение сло­восочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием - олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел И. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Назва­ния-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отно­шения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значе­ние. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависи­мых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компо­нент.

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-лич­ные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложе ния, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникатив­ная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с одно­родными членами и сложносочиненных, предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в пред­ложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное сод­ружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтраль­ный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепен­ных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркива­ние второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Част­ные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняю­щих членов предложения.

Ключевые слова и выражения: особая интонация, конк­ретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтакси­ческие отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч)



Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Син­таксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Раздел V. ПУНКТУАЦИЯ (7 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональ­ность. Особые речевые ситуации.

№ п/п

Название тем курса

Все- го ча­сов

Формы и методы обуче­ния

Форма контроля

Дата проведения план

Факт


1

2

3

4

5

6



Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)




1

Введение.

Всемогущий

синтаксис

1

Практическая работа. Составление предложе­ний. Работа со слова­рем

Устный опрос. Взаимопроверка


04.09

04.09


2

Интонация,ло­гическое уда­рение, паузы, порядок слов

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алго- ритма«восстанов- ления строки»

11.09

11.09


3-4

Слова. Сочета­ния слов. Сло­восочетания

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составле­ние рассказа

18.09

18.09


Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)




5

Согласование

1

Сообщения учащихся. Графическое обозначе­ние связи. Практичес­кая работа

Словарная рабо­та. Конструирова­ние предложений

25.09

25.09


6

Управление

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначе­ние связи. Практичес­кая работа

Нахождение алго­ритма «расшиф­ровки записи»

09.10


09.10

7

Олимпиада по русскому языку

1

Контроль усвоенных знаний



02.10

02.10

8

Олимпиада по литературе

1

Практикум, наблюдение текста художественной литературы с последующими заданиями.



09.10

09.10


Примыкание

1

Беседа. Сообщения уча­щихся. Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группи­ровки словосоче­таний

16.10




Основные ви­ды подчине­ния

2

Семинар. Работа в груп­пах. Практическая рабо­та

Составление таб­лицы. Решение за­дач на лингвисти­ческую тему

16.10

23.10


16.10

23.10


Раздел III. Простое предложение (15 ч)





10

Типы предло­жений. Общие сведения

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа

Сочинение-миниа тюра. Индивиду­альная работа с последующими выводами

30.10


06.11


11- 12

Подлежащее и сказуемое.Сог- ласование ска-

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к те-

Рассказ о спорте Изложение

06.11


13.11

20.11



1

2

3

4

5

6

13

Нераспространен­ные и распростра­ненные предложе­ния

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинка­ми. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения.-Работа с текста­ми художественной литерату­ры

Игра «Будь внимате­лен!»

13.11(б)

04.12

14-

15

Второстепенные члены предложе­ния

2

Семинар. Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

20.11

11.12

16- 17

Односоставные предложения. Си­нонимия односос­тавных предложе­ний

2

Практикум. Сообщения уча­щихся с использованием спе­циально подобранного матери­ала

Дополни ответ товари­ща. .. Игра «Свое пред­ложение». Рассказ «Кто лучше?»

27.11 18.12

25.12

18

Неполные предло- жения Коммуника- тивная целесооб- разность использо- вания неполных предложений

2

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художест­венной литературы с последу­ющими выводами

Устный опрос. Работа с текстом

04.12

11.12

18.12

19- 20

Однородные чле­ны предложения и их добрососедские отношения

2

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

11.12

25.12

15.01

21-

22

Обособление вто­ростепенных чле­нов предложения

2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюде­ние поэтического текста. Ра­бота со словарем

Составление памятки «Частные условия обо­собления». Конструи­рование предложений

18.12

22.01

29.01


23- 24

Слова, не являю­щиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Взаимопроверка и вза­имоконтроль

25.12


Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)



25-

26

Виды сложных предложений. Сво еобразие их семан­тики, структуры и функций. Синони­мия предложений разных видов


Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Ре­дактирование стилистических текстов

Рассказ на лингвисти­ческую тему. Взаимоп­роверка и взаимоконт­роль




























1

2

3

4

5

6

27- 28

«Простое предло­жение»

2

Урок-игра. Синтаксическое ло­то. Работа в группах. Подго­товка карточек к синтаксичес­кому лото. Выбор предложе­ний для синтаксического ло­то. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»



Раздел V. Пунктуация 7ч.



29

Немного о пункту­ации. Трудные слу­чаи пунктуации

1

Семинар. Работа с учебника­ми разных программ. Состав­ление вопросов для устного журнала

Рекомендации «Поло­жительные и отрица­тельные стороны дан­ного учебника»



30- 31

Все о предложе­нии... (или почти все)

2

Сообщения учащихся. Устный журнал

Игровой рассказ



32-

33

Лингвистический карнавал «Это неп­ростое простое предложение»

2


Определениепобедите- лей в 3-х номинациях



34-35

Обобщение зна­ний

2











Литература

Для учителя:

  • Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.

  • Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. - М., 1963.

  • Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.

  • Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М.: Вербум, 2001.

  • Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 1982.

  • Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1978.

Для учащихся:

    • Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 1. - М., 1967.

2. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. -М.: Просвещение, 1985.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. -М.: Просвещение, 1984.

4. Интернет-ресурсы


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!