СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный математик»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Юный математик" разработана для 1 класса  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального образования второго поколения на  основании "Примерной программы внеурочной деятельности" под ред. В.А. Горского.Программа учитывает возрастные , общеучебные и психологические особенности млд.школьника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный математик»»





















Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Юный математик»

для 1 «А» класса

на 2018-2019 год



















Составитель :

учитель начальных классов

Будина И.С.





Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный математик» разработана для 1класса в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 –

111 с. – (Стандарты второго поколения)). Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Актуальность выбора курса определена тем, что в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками.

Отличительными особенностями программы по данному курсу является определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

Организация специальных условий для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

Формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным предметам.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения учащихся.

Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, активности и самостоятельности школьников.

Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях .

Данный курс направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресован обучающимся 1 классов . Система заданий курса “ Юный математик” позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности. Курс направлен и на формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. Занятия введены в расписание учебной недели и проводятся 1 раз в неделю – 33 занятия в год.

Продолжительность занятий - 35 минут.

Срок реализации 2018-2019 учебный год.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

•Определять и высказывать под руководством педагога самые простые

общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при

поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

•Проговаривать последовательность действий .

•Учиться высказывать своѐ предположение (версию) по опоре.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•Учиться совместно с учителем и другими

учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

•Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

• Перерабатывать полученную информацию : сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

•Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•Слушать и понимать речь других.

•Читать и пересказывать текст.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.

•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование

следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.



Содержание учебного курса



I раздел. Числа. Арифметические действия.

Составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел и числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел и числовых выражений по разным основаниям; числовые цепочки и «Круговые примеры»; числовые головоломки, лабиринты, ребусы, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки».

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

2 раздел. Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды. Задачи на переливание. Нестандартные задачи.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач .

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения .

3 раздел . Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части; составление геометрических фигур из частей, геометрические игры.



Методы диагностики результативности занятий

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.

Формы организации учебного процесса.

Формы организации занятий:

- игра;

- путешествие;

- конкурс;

- соревнование;

- интеллектуальный марафон;

- конкурс эрудитов.

- Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.

Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемых заданий.

Для динамичности, насыщенности, вращения утомляемости на занятиях должна происходить частая смена деятельности, коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма работы.

Планируемые результаты

- увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

-создание системы работы с одаренными детьми

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема

Кол-во часов

1-2


Геометрическая мозаика – 7 ч.

Путешествие точки (на листе в клетку).

2

3


Путешествие точки (на листе в клетку).Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

1

4


Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

5


Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии, геометрические игры.

1

6


Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

7


Сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части; составление геометрических фигур из частей, геометрические игры.

1

8


Числа. Арифметические действия – 13 ч.

Составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел и числовых выражений по заданному правилу. Математические игры.

1

9


Классификация чисел и числовых выражений по разным основаниям; числовые цепочки и «Круговые примеры».

1

10


Числовые головоломки, лабиринты, ребусы.

1

11-12


Задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки».

2

13-14


Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.

2

15-16


Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

2

17-18


Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

2

19-20


Занимательные задания с римскими цифрами.

2

21


Мир занимательных задач – 13 ч.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.




1

22


Старинные задачи.

1

23-24


Логические задачи, задачи на сравнение; комбинаторные задачи.

2

25-26


Задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды.

2

27-28


Задачи на переливание

2

29


Нестандартные задачи.

1

30-31


Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий

2

32-33


Решение олимпиадных задач .

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения .

2



Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

1. Учебник:

1.Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику». 1 класс

М.: «Просвещение», 2018 г.

2. Пособия для учителя:

1. Методическое руководство для учителя.

2.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента», 2009.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов под ред. А.Г. Асмолова. -2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

6.Т.П. Быкова. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие.

7.Г.С. Сычёва. Олимпиадные и развивающие задания по математике для начальной школы.Учебное издание.

8.Б.П. Гейдман, И.Э. Мишурина. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа, 1-4 класс. Методическое пособие.

9.И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова. Гимнастика для ума, 1-4 классы. Книга для учащихся начальных классов.

10.А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. Олимпиады по математике, 1 класс. Учебное издание.

11.Е.В. Коротяева. Решаем задачи, 1 класс. Внеклассный практикум. Учебно-практическое пособие.

12. О.В. Узорова. Е.А. Нефёдова. Как научиться быстро считать. 3000 примеров по математике. Устный счёт, логические примеры.1 класс. Методическое издание.

13. М.И. Кузнецова. Тренировочные примеры по математике. Задания для повторения и закрепления,

14. Л. Т. Шклярова. Как я учил моего мальчика геометрии. Геометрия для всех. Пособие для родителей и учителей.

3. Интернет-ресурсы.

1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

2. http://nsc.1september.ru/urok Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)

3. http://nachalka.info/about/193 Презентации уроков «Начальная школа»

4. http://school-russia.prosv.ru/ Официальный сайт «Школа России»

5. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

6. http://www.uroki.ru Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологи.

7. www.festival.1september.ru Газета «1 сентября». – Режим доступа

8. http://pedsovet.su/load/273 Сообщество взаимопомощи учителей

9.Международный математический конкурс Кенгуру - http://mathkang.ru /

10.Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество" http://future4you.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=644&Itemid=160

11.Международная игра-конкурс по информатике ИНФОЗНАЙКА- http://www.infoznaika.ru/Materials/diplom.aspx

12.Мир конкурсов “Уникум” - http://www.unikru.ru/rasp/view /?kid=894. Информационно-коммуникативные средства.

1. БДЭЭ : детский энциклопедический словарь (CD).

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

5. Технические средства обучения.

1. Компьютер (моноблок).

2. Мультимедийный проектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт;