СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Занимательная математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа доп.образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Занимательная математика»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №11 города Ельца»


«Согласовано»

Руководитель МО

Т.В.Климова /…………...../

Протокол №1

от « 30» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 11

г. Ельца»

Т.Г. Камышанова /……………./

Приказ № 145

от « 01 »сентября 2023 г.





Рабочая программа по курсу

«Занимательная математика»

к дополнительной общеразвивающей программе

социально-педагогической направленности

«Развивай-ка»

1 класс

педагога

Суховой Л.А.

высшая категория



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 30 » августа 2023г.










2023 – 2024 учебный год

    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;


Метапредметными результатами являются:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • анализировать правила игры.

  • действовать в соответствии с заданными правилами.

  • включаться в групповую работу.

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • воспроизводить способ решения задачи.

  • сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим

школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-

научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному

замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.


Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс «Занимательная математика» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления. Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

Построение программы осуществлено по линейному принципу. Все представленные в ней блоки логически завершены и предполагают возможность использования их как самостоятельных курсов.


Содержание блока «Мир логики и математика» (1 класс)

Тема 1. Выделение признаков (3 час)

Сравнение различных предметов и математических объектов. Сопоставление их последовательно и с исходным. Множество свойств математических объектов: явных и скрытых

Тема 2. Сравнение (2 часа)

Выделение признаков у математических объектов, установление общих признаков, выделение основания для сравнения (одного из несущественных признаков), сопоставление математических объектов по заданному основанию.

Тема 3. Классификации. Алгоритм. (3 часа)

Класс. Правила классификации математических объектов. Классификация математических вопросов. Алгоритм. Виды математических алгоритмов.

Тема 4. Закономерности. (4 часа)

Закономерность. Поиск закономерностей в ряду чисел, предметов, геометрических фигур. Магические квадраты. Свойства магических квадратов. Магические занимательные фигуры.

Тема 5. Причино - следственные отношения (5 час)

Причина и следствие. Причино - следственные цепочки. Противоположные отношения между математическими понятиями. Отношения «род-вид» между математическими понятиями. Виды отношений между понятиями.

Тема 6. Определения и умозаключения (4 часа).

Определение. Принцип построения математического определения. Ошибки в построении математических определений. Умозаключения.

Тема 7. Аналогии (5 часа)

Аналогия как форма умозаключения. Математическая аналогия. Придумывания по аналогии. Использование аналогий в обучении математике. Предложенная математическая аналогия.

Тема 8. Рассуждения (3 час).

Рассуждения. Математические рассуждения, ошибки в рассуждениях. Принцип построения математических рассуждений. Юмор и логика.

Тема 9. Итоговое занятие «Я и математическая логика» (1 час)


Ожидаемые результаты

по блоку «Мир логики и математика»

К завершению занятий по блоку «Мир логики и математика» обучающиеся должны:

- владеть понятиями «аналогия», «умозаключение», «подовое понятие», «видовое понятие», «закономерность», «класс», «признаки объектов»;

- уметь устанавливать закономерности между математическими объектами;

- выделять признаки математических объектов;

- продолжить начатую закономерность;

- составлять аналогичные пары; родовидовые пары;

- вести элементарные математические рассуждения;

- анализировать предложенные аналогичные пары;

- вступать в диалог со сверстниками и педагогом;

- доказательно строить рассуждение с опорой на математиче-ские представления;

- самостоятельно придумывать закономерности.



Модель занятия.

    1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

Упражнения для улучшения мозговой деятельности.

    1. Разминка. (3-5 минут)

Разминка направлена на создание у ребят определенного положительно эмоционального фона, включения в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора.

  1. Тренировка психических механизмов. (10-15 минут)

На этом этапе используются задания, которые способствуют не только развитию внимания, памяти. Мышления и воображения, но и позволяют углублять знания ребят. Задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  1. Веселая переменка. (3-5 минут)

Динамическая пауза.

  1. Логически-поисковые задания. (10-12 минут)

На этом этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

  1. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

  1. Графический диктант, штриховка (10 минут)

На данном этапе ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигуру крестиком или просто закрашивают.


Формы, способы, методы и средства реализации программы.

При подготовке конкретного занятия педагог:

- оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний, умений;

- предусматривает разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных(игровых) ситуациях;

- предусматривает взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.

В основе отбора содержания следующие принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- практическая направленность;

- занимательность;

- наглядность.

В работе используются различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы – рассказ, беседа, художественное слово, сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, слайдов.


    1. Календарно-тематическое планирование 

1 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата (по плану)

 Дата (по факту)

1

Сравнение различных предметов и математических объектов.

1



2

Сопоставление их последовательно и с исходным.

1



3

Множество свойств математических объектов: явных и скрытых

1



4

Выделение признаков у математических объектов, установление общих признаков, выделение основания для сравнения

1



5

Сопоставление математических объектов по заданному основанию.

1



6

Класс. Правила классификации математических объектов.

1



7

Классификация математических вопросов.

1



8

Алгоритм. Виды математических алгоритмов.

1



9

Поиск закономерностей в ряду чисел, предметов, геометрических фигур.

1



10

Магические квадраты.

1



11

Свойства магических квадратов.

1



12

Магические занимательные фигуры.

1



13

Причина и следствие.

1



14

Причино - следственные цепочки.

1



15

Противоположные отношения между математическими понятиями.

1



16

Отношения «род-вид» между математическими понятиями.

1



17

Виды отношений между понятиями.

1



18

Определение.

1



19

Принцип построения математического определения.

1



20

Ошибки в построении математических определений.

1



21

Умозаключения.

1



22

Аналогия как форма умозаключения.

1



23

Математическая аналогия.

1



24

Придумывания по аналогии.

1



25

Использование аналогий в обучении математике.

1



26

Предложенная математическая аналогия.


1



27

Математические рассуждения, ошибки в рассуждениях.

1



28

Принцип построения математических рассуждений.

1



29

Юмор и логика.

1



30

Итоговое занятие «Я и математическая логика»

1



 

4. Формы аттестации и оценочные материалы:

Аттестация производится через устный опрос, тестирование, проект, коллективный анализ работы, викторину, конкурс, игру.

Оценочные материалы

С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы (социально-педагогической направленности) проходит текущий контроль по итогам каждого раздела, по окончании изучения программы – итоговая аттестация.

Текущий контроль проводится в форме тестирования и подводится в завершение каждого раздела. Каждый тест состоит из теоретической и практической частей. В первой содержатся вопросы с вариантами ответов по изученным разделам. Во второй – задания, направленные на проверку сформированности навыков применения изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками, моделирования алгоритма решения числового кроссворда, использования его в ходе самостоятельной работы. Тесты имеют одинаковую структуру и включают в себя 4 задания по теории и 6 заданий по практике.

Данное тестирование имеет следующие критерии оценивания:

«3» – 100-70% верных ответов;

«2»- 70-50% верных ответов;

«1»- до 50% верных ответов.

Что соответствует уровням успешности освоения программы:

Высокий, средний, низкий.

5. Организационно-педагогические условия реализации программы

ИД, ноутбук (с выходом в Интернет)

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.