СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен вариант Рабочей программы по литературе для 5 класса. Программа учитывает все требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Останкинская СОШ

________________/Е.В.Сигачева/

1 сентября 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»


(базовый уровень)


для 5б класса









Составитель: Руденко Х.С.., учитель

высшей квалификационной категории










Пос.с/за Останкино, 2018-2019гг




Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011   и учебника  для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012-2015гг.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год - 102 часа для изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Из них уроков развития речи -15, контрольных работ - 2.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений:

-умений составить план и пересказать прочитанное,

-составить конспект статьи,

-умений прокомментировать прочитанное,

-объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте,

-умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

  1. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» 5 класс

Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

(Устное народное творчество)

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и

письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых

композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

(Устное народное творчество)

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора

читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной

литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

уважительно относиться к родной литературе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать свои и чужие поступки.

выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

удерживать цель деятельности до получения еѐ результата;

- анализу достижения цели; .

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте

информацию, необходимую для еѐ решения;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Результаты изучения предмета «Литература»

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы (2 часа).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (43 часа).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок» (для внеклассного чтения)

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (30 часов).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения)

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (15 часов).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

-исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. 


ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки


«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и  обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических  и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок




3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

4.09


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 11 ч.

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

11.09


3.

Детский фольклор.

12.09


4.

Сказка как особый жанр фольклора.

14.09


5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

18.09


6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

19.09


7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.

21.09



8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

25.09




9.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

26.09



10.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

29.09




11.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

2.10


12.

Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».

3.10


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч.

13.

Возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет».

5.10


14.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

9.10


ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч.

15.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

10.10



ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч.

16.

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

12.10



17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

16.10



18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

17.10



19.

Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

19.10



20.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

23.10


21.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

24.10



22.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

26.10



23.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

6.11


24.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

7.11


25.


А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

9.11


26.

«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

13.11


27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

14.11




28.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

16.11



29.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

20.11



30.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

21.11


31.

Сказки А.С.Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила».

23.11


32.

Антоний Погорельский.

Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

27.11




33.

Мир детства в изображении А.Погорельского.

28.11


34.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

30.11


35.

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

4.12


36.

М.Ю.Лермон-тов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

5.12



37.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

7.12



38.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

11.12



39.

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

12.12


40.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

14.12



41.

Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

18.12



42.

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

19.12




43.

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

21.12



44.

И.С.Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

25.12





45.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

26.12



46.

Герасим и Муму. Счастливый год.

28.12


47.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

8.01



48.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению.

9.01





49.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

11.01



50.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.

15.01




51.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

16.01



52.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

18.01



53.

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

22.01





54.

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

23.01




55.

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

25.01


56.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

29.01


57.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

30.01


РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ

58.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1.02




59.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

5.02


60.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

6.02





РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч.

61.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

8.02




62.

В.Г.Короленко.

Слово о писателе. «В дурном обществе»

12.02



63.

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

13.02



64.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

15.02





65.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

19.02




66.

Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

20.02




67.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.

22.02




68.

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства»

26.02




69.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

27.02




70.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя.

1.03




71.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

5.03



72.

К.Г.Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

6.03



73.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

12.03




74.

Выразитель-ность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб».

13.03




75.

К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы».

15.03



76.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

19.03



77.

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки.

20.03





78.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.

22.03


79.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

26.03


80.

Два мира сказки «Снежная королева».

27.03


81.

Писатели-сказочники и их герои.

29.03


82.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

2.04



83.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

3.04



84.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

5.04




85.

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

9.04



86.

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

10.04


87.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

12.04


89.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».

16.04



90.

h Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

17.04



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ

91.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

19.04





92.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка».

Д.Б.Кедрина.

23.04




93.

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Дон -Аминадо «Города и годы».

24.04


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч.

94,

95.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

26.04 30.04




96.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

7.05



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч.

97, 98.


Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

8.05 10.05





99.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

14.05




1

0

0.

Том Сойер и его друзья.

15.05 17.05




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 2 ч.

101.

Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века.

21.05




102

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».



22.05






















СОГЛАСОВАНО.

Руководитель ШМО _______________________/Шакирова Л.С./

Протокол заседания ШМО № 1 . от 29.08.2018 г.




СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР____________/Г.Е.Егина/

30.08.2018 г.















































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА

  1. компьютер;

  2. проектор;

  3. интерактивная доска;

  4. видео – и DVD плеер;

  5. музыкальный центр;

  6. телевизор;

  7. Комплекты видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

программные иллюстрации.

  1. Программное обеспечение:

  • операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

  • текстовый редактор MS Word

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине.