МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Останкинская СОШ
________________/Е.В.Сигачева/
1 сентября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
(базовый уровень)
для 5б класса
Составитель: Руденко Х.С.., учитель
высшей квалификационной категории
Пос.с/за Останкино, 2018-2019гг
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012-2015гг.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год - 102 часа для изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Из них уроков развития речи -15, контрольных работ - 2.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений:
-умений составить план и пересказать прочитанное,
-составить конспект статьи,
-умений прокомментировать прочитанное,
-объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте,
-умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» 5 класс
Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета
Обучающийся научится:
(Устное народное творчество)
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
(Устное народное творчество)
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета
Обучающийся научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
уважительно относиться к родной литературе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать свои и чужие поступки.
выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета
Обучающийся научится:
удерживать цель деятельности до получения еѐ результата;
- анализу достижения цели; .
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для еѐ решения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Результаты изучения предмета «Литература»
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 часа).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (43 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок» (для внеклассного чтения)
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения)
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (30 часов).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения)
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (15 часов).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
-исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. |
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. | 4.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 11 ч. |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 11.09 | |
3. | Детский фольклор. | 12.09 | |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 14.09 | |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 18.09 | |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 19.09 | |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 21.09 | |
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 25.09 | |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 26.09 | |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 29.09 | |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 2.10 | |
12. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 3.10 | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч. |
13. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 5.10 | |
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 9.10 | |
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч. |
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 10.10 | |
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч. |
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 12.10 | |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 16.10 | |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 17.10 | |
19. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 19.10 | |
20. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 23.10 | |
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 24.10 | |
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 26.10 | |
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 6.11 | |
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 7.11 | |
25. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 9.11 | |
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 13.11 | |
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 14.11 | |
28. | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 16.11 | |
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 20.11 | |
30. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 21.11 | |
31. | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 23.11 | |
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 27.11 | |
33. | Мир детства в изображении А.Погорельского. | 28.11 | |
34. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 30.11 | |
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | 4.12 | |
36. | М.Ю.Лермон-тов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 5.12 | |
37. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 7.12 | |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 11.12 | |
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 12.12 | |
40. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 14.12 | |
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 18.12 | |
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 19.12 | |
43. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 21.12 | |
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 25.12 | |
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 26.12 | |
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 28.12 | |
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 8.01 | |
48. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 9.01 | |
49. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 11.01 | |
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 15.01 | |
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 16.01 | |
52. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 18.01 | |
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 22.01 | |
54. | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 23.01 | |
55. | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 25.01 | |
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 29.01 | |
57. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 30.01 | |
РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ |
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1.02 | |
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 5.02 | |
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 6.02 | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч. |
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 8.02 | |
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 12.02 | |
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 13.02 | |
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 15.02 | |
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 19.02 | |
66. | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 20.02 | |
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 22.02 | |
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства» | 26.02 | |
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 27.02 | |
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя. | 1.03 | |
71. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 5.03 | |
72. | К.Г.Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 6.03 | |
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 12.03 | |
74. | Выразитель-ность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб». | 13.03 | |
75. | К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». | 15.03 | |
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 19.03 | |
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки. | 20.03 | |
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 22.03 | |
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 26.03 | |
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 27.03 | |
81. | Писатели-сказочники и их герои. | 29.03 | |
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 2.04 | |
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 3.04 | |
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 5.04 | |
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 9.04 | |
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 10.04 | |
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 12.04 | |
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 16.04 | |
90. | h Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 17.04 | |
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ |
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 19.04 | |
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | 23.04 | |
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 24.04 | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч. |
94, 95. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 26.04 30.04 | |
96. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 7.05 | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч. |
97, 98. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 8.05 10.05 | |
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 14.05 | |
1 0 0. | Том Сойер и его друзья. | 15.05 17.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 2 ч. |
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | 21.05 | |
102 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 22.05 | |
СОГЛАСОВАНО. Руководитель ШМО _______________________/Шакирова Л.С./ Протокол заседания ШМО № 1 . от 29.08.2018 г. | СОГЛАСОВАНО. Зам.директора по УВР____________/Г.Е.Егина/ 30.08.2018 г. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА
компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
видео – и DVD плеер;
музыкальный центр;
телевизор;
Комплекты видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
Программное обеспечение:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.