МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
МБОУ «Школа №170»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Школьным методическим | заместитель директора | директор |
объединением | ______________Пономарева Е.А. | ______________Калягина М.А |
руководитель МО | Протокол №6 | Протокол№6 |
_____________Зеленцова А.А. | от "25" марта 2022 г. | от "25" марта2022 г. |
Протокол №6
от "25" марта2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1140950)
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Белова Анна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Мифология |
1.1. | Мифы народов России и мира | 3 | 0 | 1 | 06.06.2022 08.06.2022 | Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать; Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов; Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям; | Тестирование; | Урок №2 Мифы и мифология. resh.edu.ru http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html |
1.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 13.06.2022 | Построение небольшого монологического высказывания, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач, составление кроссвордов, словесное рисование | Устный опрос; | Просветительский проект «Arzamas» «Словарь древнегреческой культуры»https://arzamas.academy/materials/1034 http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Фольклор |
2.1. | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | 0 | 1 | 14.09.2022 | Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; | Практическая работа; | Просветительский проект «Arzamas» «40 загадок обо всем на свете» https://arzamas.academy/materials/1495 Урок №6 Мир фольклора. Малые жанры фольклора resh.edu.ru |
2.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Умение сочинять пословицы и поговорки, загадки. | Письменный контроль; Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»;; | Интерактивная игра "Закончи пословицу" easyen.ru http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.htm |
2.3. | Сказки народов России и народов мира | 5 | 0 | 2 | 21.09.2022 | Инсценировать любимую сказку; употребляя сказочные устойчивые; выражения; ; ; | Практическая работа; | http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ «МЭО. Школа» Занятие 2. Устное народное творчество Интернет-урок 1. Сказка как фольклорный жанр. Виды сказок https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 Урок 3-5 Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Русская народная сказка, Сказки о животных, Бытовые сказки resh.edu.ru |
2.4. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Активация творческих способностей детей, развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, работа с текстом, инсценирование сказки | Тестирование; | Конкурс знатоков русских сказок easyen.ru http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 3. Литература первой половины XIX века |
3.1. | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне»,«Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 4 | 0 | 1 | 05.10.2022 06.10.2022 | Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); | Устный опрос; | Урок №9 Жанр басни в мировой литературе. Урок №10 Басни И. А. Крылова resh.edu.ru http://www.gramma.ru http://www.gumer.info http://www.encyclopedia.ru http://www.Lib.ru . |
3.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Работа с литературоведческими терминами, исследование текстов, работа с языковыми особенностями басен, творческая работа в группах | Письменный контроль; | http://uchitel- slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/5_klass/basni_i_a_krylova_i_uroki_razvitija_rechi_v_shkole/124-1-0-2759 http://www.gramma.ru http://www.gumer.info http://www.encyclopedia.ru http://www.Lib.ru . |
3.3. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 6 | 0 | 2 | 18.10.2022 20.10.2022 | Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно- тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; | Практическая работа; | «МЭО. Школа» Занятие 8. А.С. Пушкин Интернет-урок 1. А. С. Пушкин. Слово о поэте https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159999/lesson/160000«МЭО. Школа» Занятие 8. А.С. Пушкин Интернет-урок 2. А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159999/lesson/160002 http://www.museumpushkin.ru http://www.peterhof.ru |
3.4. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | 0 | 0 | 08.11.2022 09.11.2022 | Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; | Устный опрос; | Урок №18 М. Ю. Лермонтов «Бородино» resh.edu.ru http://gold.stihophone.ru/ |
3.5. | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 2 | 0 | 1 | 10.11.2022 | Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-5-kl-gogol.html htt://www.nikolaygo gol.org.ru/ |
3.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Выразительное чтение эпизодов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпизодов (в том числе речевая). Нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображаемому. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление событий и героев повести и народных сказок. | Устный опрос; Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»;; | Урок №19 Творчество Н. В. Гоголя "Заколдованное место" resh.edu.ru htt://www.nikolaygo gol.org.ru/ |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 4. Литература второй половины XIX века |
4.1. | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети».«Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 | 0 | 1 | 06.12.2022 07.12.2022 | Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; | Тестирование; | http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-5-kl-nekrasov.html#u40 http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biog raphy/?n=61 http://www.bestpeopleofru ssia.ru/persona/1842/bio |
4.2. | И. С. Тургенев. Рассказ«Муму» | 5 | 0 | 1 | 22.11.2022 24.11.2022 | Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; | Устный опрос; | Уроки 42-45 http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-5-kl-turgenev.html http://www.spasskoye- lutovinovo.ru/ |
4.3. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 30.11.2022 | Писать сочинение по содержанию произведения | Письменный контроль; | Урок 22. И. С. Тургенев. «Муму». Протест против рабства https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/244754/ http://www.spasskoye- lutovinovo.ru/ |
4.4. | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 5 | 0 | 1 | 13.12.2022 15.12.2022 | Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения; Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; | Практическая работа; | Урок 25. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/start/245554/ https://lib.nspu.ru/views/library/ 91224/read.php |
4.5. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 21.12.2022 | Писать сочинение по содержанию произведения | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/244754/ https://lib.nspu.ru/views/library/ 91224/read.php |
Итого по разделу | 15 | |
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков |
5.1. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 4 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); | Устный опрос; Выразительное чтение; наизусть;; | Skysmart , РЭШ https://mo.spbappo.ru/ui/index. html#/bookshelf/course/159947 /topic/160040/lesson/160041 |
5.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 10.01.2023 | Анализ лирического произведения | Практическая работа; | https://educont.ru/ https://mo.spbappo.ru/ui/index. html#/bookshelf/course/159947 /topic/160040/lesson/160041 |
5.3. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. | 2 | 0 | 1 | 11.01.2023 12.01.2023 | Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; создающие; комический эффект; Инсценировать один из рассказов или; его фрагмент;; | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; | https://www.youtube.com/watch? v=HLXarUPxWAA https://www.youtube.com/watch? v=7qURsijDPC0 https://mo.spbappo.ru/ui/inde x.html#/bookshelf/course/159 947/topic/160035/lesson/1600 36 |
5.4. | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька»,«Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 2 | 0 | 0 | 17.01.2023 18.01.2023 | Выявлять детали; создающие; комический эффект; Инсценировать один из рассказов или; его фрагмент; ; | Тестирование; Устный опрос; Самооценка с использованием«Оценочного листа"; | https://www.youtube.com/watch? v=sgoJmIXGt6I https://www.youtube.com/watch? v=4Gly6YbWRE4 https://www.dvfu.ru/library/al manac-powerbooks-/articles- almana |
5.5. | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 4 | 0 | 1 | 24.01.2023 25.01.2023 | Выразительно читать прозаический текст; отвечать на вопросы; владеть разными видами пересказа; ; Составлять план; ; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; ; Находить и характеризовать образ рассказчика; его роль в повествовании; ; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; ; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги;; | Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием«Оценочного листа»;; | https://www.youtube.com/watch? v=JGITyp-GZow https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 |
5.6. | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,«Никита» и др. | 2 | 0 | 0 | 31.01.2023 01.02.2023 | Выразительно читать прозаический текст; отвечать на вопросы по прочитанному произведению; задавать вопросы с целью понимания содержания произведения; владеть разными видами пересказа; ; Составлять план; ; Определять тему рассказа; ; Определять средства выразительности прозаического текста; ; Давать развёрнутый ответ на вопрос; связанный со знанием и пониманием литературного произведения;; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch? v=ZFiHYB9hJ-4 https://www.youtube.com/watch? v=ZvO_usHr7T8 https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 |
5.7. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 02.02.2023 | Анализ художественного произведения | Письменный контроль; | https://educont.ru/ https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 |
5.8. | В. П. Астафьев. Рассказ«Васюткино озеро» | 2 | 0 | 1 | 07.02.2023 08.02.2023 | Определять характер главного героя; ; его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою; рассказа; Писать сочинение по самостоятельно; составленному плану;; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Самооценка с использованием«Оценочного листа»;; | https://www.youtube.com/watch? v=mCKdBZFaELE https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/ bookshelf/course/159947/topic/16008 2/lesson/160085 |
5.9. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 09.02.2023 | Написание сочинения | Письменный контроль; | https://educont.ru/ https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/ bookshelf/course/159947/topic/16008 2/lesson/160085 |
Итого по разделу | 19 | |
Раздел 6. Литература XX—XXI веков |
6.1. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. | 3 | 0 | 1 | 14.02.2023 16.02.2023 | Анализировать сюжет; тему; произведения; определять его; композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев; произведения; выявлять; художественные средства их создания; Выявлять средства художественной; изобразительности в произведении; ; | Письменный контроль; | https://www.youtube.com/watch? v=Hz8HBUWeTBs http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
6.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Анализ художественного текста | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; | https://skazki.rustih.ru/vneklassnoe-chtenie-5-klass/ http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
6.3. | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. | 3 | 0 | 1 | 28.02.2023 01.03.2023 | Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к; событиям; изображённым в; произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя; траекторию самостоятельного чтения;; | Тестирование; | https://www.youtube.com/watch? v=vuLpj3t5FlU http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
6.4. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | 02.03.2023 | Написание сочинения | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; | https://educont.ru/ http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
6.5. | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв«Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. | 2 | 0 | 0 | 07.03.2023 09.03.2023 | Характеризовать главных героев; ; основные события; Писать отзыв на прочитанное; произведение; аргументировать своё; мнение;; | Устный опрос; ; | https://www.youtube.com/watch? v=CJOKTRT1E1M http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
6.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Анализ художественного текста | Тестирование; | https://skazki.rustih.ru/vneklassnoe-chtenie-5-klass/ http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ |
Итого по разделу | 11 | |
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации |
7.1. | Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Выявлять художественные средства; выразительности;; | Практическая работа; | https://www.youtube.com/watch? v=iFgWyX7A1ms http://litera.edu.ru |
7.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Анализ стихотворения | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; | https://educont.ru/ http://litera.edu.ru |
Итого по разделу | 2 | |
Раздел 8. Зарубежная литература |
8.1. | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 2 | 0 | 0 | 21.03.2023 23.03.2023 | Формулировать вопросы к отдельным; фрагментам сказки; Характеризовать главных героев; ; сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к; событиям и героям сказки;; | Тестирование; | https://www.youtube.com/watch? v=Mi_QbGxDKMM https://www.youtube.com/watch? v=kVT9sTZ6Frc http://litera.edu.ru |
8.2. | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»(главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 2 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Выявлять своеобразие авторской; сказочной прозы и её отличие от; народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте; произведения; Писать отзыв на прочитанное; произведение; ; | Практическая работа; | https://www.youtube.com/watch? v=bQqq6k_UX9w http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru |
8.3. | Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Характеризовать главных героев; ; составлять их словесные портреты;; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch? v=TsEZ1jk-SDU http://bibliogid.ru / www.lib.prosv.ru |
8.4. | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Выстраивать с помощью учителя; траекторию самостоятельного чтения; ; | Зачет; | https://www.youtube.com/watch? v=051y-DRurJI http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru |
8.5. | Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон- Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави» | 2 | 0 | 0 | 11.04.2023 12.04.2023 | Отвечать на вопросы; самостоятельно; формулировать вопросы; пересказывать; содержание произведения или; отдельных глав; Сопоставлять произведения по; жанровым особенностям;; | Тестирование; | https://www.youtube.com/watch? v=VVPMWrfuAQo http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru |
8.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Работа с художественным текстом | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; | https://skazki.rustih.ru/vneklassnoe-chtenie-5-klass/ http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 9. Итоговый контроль |
9.1. | Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | 0 | 18.04.2023 19.04.2023 | Контроль знаний | Контрольная работа; | http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru |
Итого по разделу | 2 | |
Резервное время | 15 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 23 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 | 0 | 1 | 06.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла:«Скотный двор царя Авгия» | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Самооценка с; использованием;«Оценочного; листа»; ; |
4. | Мифы народов России и мира. «Яблоки Гесперид»и другие подвиги Геракла | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устный опрос; |
5. | В/Ч Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
6. | Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Исполнители фольклорных произведений | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Малые жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Р.р. Малые жанры фольклора. Сочиняем загадки | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Творческая работа; |
9. | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
10. | «Царевна-лягушка» -встреча с волшебной сказкой | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Тестирование; |
11. | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | 0 | 1 | 27.09.2022 | Тестирование; |
12. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные помощники. | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Практическая работа; |
13. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Письменный контроль; |
14. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; |
15. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
16. | Сказка о животных«Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устный опрос; |
17. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
18. | «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Практическая работа; |
19. | М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Письменный контроль; |
20. | Русские басни. Басня как литературный жанр. | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
21. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос; |
22. | И.А.Крылов.Басня«Ворона и Лисица». | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Устный опрос; |
23. | И.А. Крылов Басни.«Свинья под дубом» | 1 | 0 | 0 | 01.11.2022 | Устный опрос; |
24. | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | 0 | 1 | 02.11.2022 | Практическая работа; |
25. | В.А.Жуковский –сказочник. Сказка«Спящая царевна». | 1 | 0 | 0 | 03.11.2022 | Устный опрос; |
26. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; |
27. | Баллада В.А.Жуковского«Кубок». | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Практическая работа; |
28. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения "Зимний вечер", "Няне" | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Практическая работа; |
29. | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | 0 | 1 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
30. | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» как собирательная картина народных сказок | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Письменный контроль; |
31. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Тестирование; |
32. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Устный опрос; |
33. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» как литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки | 1 | 0 | 1 | 23.11.2022 | Практическая работа; |
34. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Устный опрос; |
35. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание. | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Практическая работа; |
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; |
37. | Образ простого солдата –защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Устный опрос; |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести«Заколдованное место» | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Тестирование; |
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести | 1 | 0 | 1 | 07.12.2022 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
40. | В/Ч Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Практическая работа; |
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века | 1 | 1 | 0 | 13.12.2022 | Контрольная работа; |
42. | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Изображение судьбы русской женщины | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос; |
43. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Детские образы. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
44. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | 0 | 1 | 20.12.2022 | Письменный контроль; |
45. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос; |
46. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Практическая работа; |
47. | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
48. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | 1 | 0 | 1 | 11.01.2023 | Зачет; |
49. | Р/рДуховные инравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. | 1 | 0 | 1 | 12.01.2023 | Практическая работа; |
50. | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
51. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
52. | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Устный опрос; |
53. | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Практическая работа; |
54. | Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник». Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев | 1 | 0 | 1 | 25.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
55. | Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник». Картины природы в рассказе | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
56. | Р.р. Л. Н. Толстой. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник» | 1 | 0 | 1 | 31.01.2023 | Практическая работа; |
57. | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
58. | Итоговое тестирование по произведениям, пройденным в I полугодии | 1 | 0 | 1 | 02.02.2023 | Тестирование; |
59. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…»,«Есть в осени первоначальной…» «Весенняя гроза» | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
60. | А. А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер» И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…» | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
61. | А. А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…» С. А. Есенин. «Берёза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поёт зима -аукает...» | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устный опрос; |
62. | Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня» Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок. | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
63. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | 0 | 1 | 15.02.2023 | Практическая работа; |
64. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия" | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Устный опрос; |
65. | В/Ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | 0 | 1 | 21.02.2023 | Практическая работа; |
66. | М. М. Зощенко. Рассказы М.М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька». | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный опрос; |
67. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Устный опрос; |
68. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Тестирование; |
69. | Путь Васи к правде и добру | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Письменный контроль; |
70. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Практическая работа; |
71. | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | 1 | 0 | 1 | 09.03.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
72. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
73. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос; |
74. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Письменный контроль; |
75. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
76. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | 0 | 1 | 22.03.2023 | Тестирование; |
77. | К.Г.Паустовский. Рассказ«Заячьи лапы». | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Тестирование; |
78. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Устный опрос; |
79. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесысказки. | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
80. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе«Никита». | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Устный опрос; |
81. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 0 | 1 | 11.04.2023 | Тестирование; |
82. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
83. | Человек и природа в рассказе | 1 | 0 | 1 | 13.04.2023 | Практическая работа; |
84. | Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | 0 | 1 | 18.04.2023 | Письменный контроль; |
85. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
86. | П о д в и г б о й ц о в к р е п о с т и - г е р о я Б р е с т а. К.М.Симонов. « М а й о р п р и в е з м а л ь ч и ш к у н а л а ф е т е … ». | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Практическая работа; |
87. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
88. | В. П. Катаев. «Сын полка». Дети и взрослые в условиях военного времени | 1 | 0 | 1 | 26.04.2023 | Тестирование; |
89. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню –долгий зимний вечер…». | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Устный опрос; |
90. | .Картина В.М.Васнецова«Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
91. | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до.«Города и годы». | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Практическая работа; |
92. | Саша Черный. Рассказы«Кавказский пленник»,«Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Устный опрос; |
93. | В/ч Стихотворения- шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Тестирование; |
94. | Промежуточная аттестация. Тестирование. | 1 | 0 | 1 | 11.05.2023 | Тестирование; |
95. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
96. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка«Снежная королева». | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
97. | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Письменный контроль; |
98. | . Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.Том Сойер и его друзья | 1 | 0 | 0 | 23.05.2023 | Устный опрос; |
99. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный опрос; |
100. | Обобщение изученного материале за курс 5 кл.. | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Тестирование; |
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века | 1 | 1 | 0 | 30.05.2023 | Контрольная работа; |
102. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | 0 | 0 | 31.05.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 22 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Энциклопедии, словари
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.mbricon.ru Энциклопедия«Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык». www.myfliology.ru Мифологическая энциклопедия.
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
Образовательные порталы
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ege.edu.ru/ - Единый Государственный
Экзамен http
://www.standart.edu.ru/ - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://www.edu.ru/- Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://lit.1september.ru/urok/ -Я иду на урок литературы http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm - Образовательные ресурсы интернета. К уроку литературы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
• Мультимедийный компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
• Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD –ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
• Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
• Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.:«Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
• Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
• 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия