СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012-16).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»














Аннотация к рабочей программе по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012-16).

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год

Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Цель литературного образования:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Содержание учебного курса

Раздел

Кол-во часов по теме

ВВЕДЕНИЕ

1 ч.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 час

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА

4 ч

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

39

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

3 ч.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

4 ч.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

16 ч.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ.

4 ч.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

2 ч.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

3 ч.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15 ч.

Итоговые занятия

5 ч

Итого

102

Формы контроля осуществляется в виде:

Контрольные работы (тесты с вариантом выбора ответа), контрольные срезы, сочинения.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.





Содержание тем учебного курса

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА. (4 ч)

Иван Иванович Дмитриев (1ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (39 ч)

Александр Сергеевич Пушкин. (15 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. (3 ч)

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 часов)

Александр Иванович Куприн (2 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (2 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (3 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Пейзажная лирика поэтов Хакасии (1 ч)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (5 ч)

Реализация заданий рубрики «Проект»

Итоговый тест.

Повторение. Путешествие по стране Литературия. Задание на лето.

Тематическое распределение часов

Раздел

Кол-во часов по теме

ВВЕДЕНИЕ

1 ч.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 час

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА

4 ч

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

39

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

3 ч.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

4 ч.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

16 ч.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ.

4 ч.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

2 ч.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

3 ч.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15 ч.

Итоговые занятия

5 ч

Итого

102







Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе (102 ч.)


№ п/п


Дата проведения


Тема урока


Примечание

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

4.09


Писатели – создатели, хранители и любители книг


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час)

2

6.09


Обрядовый фольклор.

Обрядовые песни


3

7.09


Художественные особенности календарно-обрядовых песен


4

11.09


Пословицы ипоговорки


5

13.09


Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

6

14.09


«Повесть временных лет».


7

18.09


«Сказание о белгородском киселе».


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА (4 ч.)

8

20.09


Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».


9

21.09


И. А. Крылов. «Осел и Соловей»


10

25.09


И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»


11

27.09


Контрольная работа по теме «Басни»


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (39 ч.)

А.С.Пушкин (15ч)

12

28.09


А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»


13

2.09


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».


14

4.10


Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха


15

5.10


История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I)


16

9.10


Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III)


17

11.10


Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V)


18

12.10


Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII)


19

16.10


Учитель (гл. VIII-X)


20

18.10


Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI)


21

19.10


Два мальчика (гл. XVII)


22

23.10


Развязка романа (гл. XVIII-XIX)


23

25.10


Контрольная работа по повести «Дубровский»


24

26.10


Р/р Подготовка к сочинению


25

30.10


А. С. Пушкин «Повести Белкина»


26

1.11


А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»


М. Ю. Лермонтов (4 ч)

27

2.11


М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи»


28

12.11


М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»


29

15.11


М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс»


30

16.11


Контрольная работа по стихотворениям

М.Ю.Лермонтова


31

20.11


И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»


32

22.11


Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»


33

23.11


Рассказы героев «Бежина луга»


34

27.11


Природа и её роль в рассказах Тургенева.


35

29.11


Проект «Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника»)


36

30.11


Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева


37

4.12


Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева


38

6.12


Жизнеутверждающее начало в стихотворениях

А. А. Фета


39

7.12


Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета


40

11.12


А. А. Фет . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»


41

13.12


Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета


42

14.12


Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».


43

18.12


Картины подневольного труда в стихотворении


44

20.12


Композиция стихотворения «Железная дорога»


45

21.12


Р/р Трёхсложные размеры стиха


46

25.12


Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша»


47

27.12


Характеристика персонажей сказа


48

28.12


«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши


49

10.01


Особенности языка сказа «Левша». Проект


50

11.01


Р/р Контрольное сочинение по творчеству

Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч.)

54

15.01


А.П. Чехов. Литературный портер

писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»


52

17.01


Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий»


53

18.01


В/чт Юмористические рассказы Чехова


РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч.)

54

22.01


Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого


55

24.01


Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого


56

25.01


Р/р Анализ стихотворения


57

29.01


Контрольная

работа по литературе XIX века


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (16 ч.)

58

31.01


А.И.Куприн «Чудесный доктор».


59

1.02


Тема служения людям в рассказе «Чудесный

доктор»


60

5.02


А.С.Грин«Алые паруса». Автор и его герои


61

7.02


Победа романтической мечты над реальностью жизни.


62

8.02


«Алые паруса» как символ воплощения мечты


63

12.02


А.П.Платонов. Литературный портрет

писателя. «Неизвестный цветок»


64

14.02


А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»


65

15.02


В/чт «Ни на кого не похожие» герои

А. П.Платонова


66

19.02


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне


67

21.02


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне


68

22.02


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»


69

24.02


Нравственные проблемы рассказа


70

26.02


Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева


71

28.02


В.Г.Распутин «Уроки французского»


72

1.03


Нравственные проблемы рассказа


73

5.03


Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. (4 ч.)

74

7.03


В. М. Шукшин «Критики»


75

12.03


Образ «странного» героя в рассказе Шукшина


76

14.03


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».


77

15.03


Смысл названия рассказа


РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (2 ч.)

78

19.03


Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой


79

21.03


Человек и природа в «тихой» лирике

Н. М. Рубцова.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (3 ч.)

80

22.03


Родина в стихотворениях Г. Тукая «Родная деревня», «Книга»


81

2.04


Родина в стихотворениях К. Кулиева «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ...»


82

4.04


Пейзажная лирика поэтов Хакасии


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч.)

83

5.04


Из зарубежной литературы Мифы Древней Греции Подвиги Геракла


84

9.04


Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия»,


85

11.04


Мифы Древней Греции, «Яблоки Гесперид»


86

12.04


Геродот «Легенда об Арионе»


87

16.04


Гомер Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы


88

18.04


Гомер «Одиссея»

Одиссей на острове циклопов


89

19.04


Гомер «Илиада», «Изображение героев и героических подвигов в поэме


90

23.04


Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера


91

25.04


Сервантес Сааведра.. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот»


92

26.04


Сервантес Сааведра Роман «Дон Кихот»


93

30.04


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».


94

2.05


Проспер Мериме Новелла «Маттео Фальконе»


95

3.05


Проспер Мериме Новелла «Маттео Фальконе»


96

7.05


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча


97

10.05


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча


Итоговые занятия (5 ч)


98

14.05


Реализация заданий рубрики «Проект»


99

16.05


Реализация заданий рубрики «Проект»


100

17.05


Итоговая контрольная работа


101

21.05


Итоговая контрольная работа


102

23.05


Повторение. Путешествие по стране Литературия. Задание на лето.











































Средства контроля


График проведения контрольных работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

27.09

Контрольная работа по теме «Басни»

1

2

25.10

Контрольная работа по повести «Дубровский»


1

3

16.11

Контрольная работа по стихотворениям

М.Ю.Лермонтова

1

4

13.12

Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета

1

5

29.01

Контрольная

работа по литературе XIX века

1

6

23.04


Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

1

7

17.05

Итоговая контрольная работа

2


График проведения творческих работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

2

11.01

Р/р Контрольное сочинение по творчеству

Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова

1


































Контрольная работа по теме «Басни»

Вариант 1.

А 1. Басня это:

  1. Меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь

  2. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме)

  3. Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле

  4. Краткий устный рассказ с остроумной концовкой.


А 2. И.И. Дмитриев написал басню:

  1. «Муха»; 3) «Осел и Соловей»

  2. «Свинья под дубом»; 4) «Листы и Корни»


А 3. Найдите мораль басни «Ларчик»:

  1. «А ларчик просто открывался»

  2. «Избави бог и нас от этаких судей»

  3. «От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили, Мы решили!»

  1. «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться»


А 4. В чем иносказательный смысл басни «Листы и корни»?

  1. Без корней дерево погибает

  2. Листы справедливо считают, что они «Краса долины всей»

  3. Корни не умеют ценить красоту

  4. Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.


В 1. Из какой басни эти строки? Запиши автора и название.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

_______________________________________________

В 2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________

С 1. В чем заключается мораль басни «Осел и Соловей»

______________________________________________________________


Контрольная работа по теме «Басни»

Вариант 2.

А 1. Мораль басни – это:

  1. краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения.

  2. краткий поучительный вывод.

  3. художественный прием, основанный на иносказательном изображении предметов или явлений.

  4. та часть басни, в которой описываются основные события.


А 2. Назовите автора басни «Муха»:

  1. И.А Крылов

  2. Ж. де Лафонтен

  3. Эзоп

  4. И.И.Дмитриев

А 3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

  1. пустое мудрствование

  2. жадность

  3. невежество

  4. самолюбование

А 4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

  1. «Листы и Корни» 3) «Осел и Соловей»

  2. «Ларчик» 4) «Ворона и Лисица»

В 1. Из какой басни эти строки? Запиши автора и название.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили, Мы решили!»

В 2. Какой художественный прием лежит в основе басни?


С 1. В чем заключается мораль басни «Листы и Корни»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Контрольная работа по повести «Дубровский»

Вариант I

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.

Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических

способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал

навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина

и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на

его сильное покровительство.



В 1. Подберите синонимы к словам:

Прихоть –

Трепетали—

Подобострастие-

Праздность –

Порок –

Тешить -


В 2. Назовите использованное в данной фразе художественное средство выразительности: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».


В3. Какие пороки Кирилы Петровича Троекурова перечисляются в данном отрывке?


В4. Что значит выражение «иметь большой вес»? Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?


В5. К какому типу речи относится этот отрывок?


Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)


С1. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», так уважает А. Г. Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?


С2. Что рассердило Троекурова в письме Дубровского, вызвало гнев? Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?



Вариант II

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Приехав в город Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности; он сел при открытых дверях. Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке. Настала глубокая тишина, и секретарь звонким голосом стал читать определение суда…

Секретарь умолкнул, заседатель встал и с низким поклоном обратился к

Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу, и торжествующий

Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое

удовольствие. Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас… Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество.



В1. Назовите использованное в данной фразе художественное средство выразительности: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество».


В2. Подберите синоним к слову «дородность».


В3. Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?


В4. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского и Троекурова? Выпишите выражения из текста.

Троекурова:

Дубровского:


В5. Как называется жанр большого повествовательного произведения со множеством действующих лиц и развитым сюжетом?


Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)


С1. Можно ли считать ссору Троекурова и А.Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.


С2. Почему Владимир Дубровский не даёт возможность разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками (5 глава)?



Тест по роману А.С.Пушкина «Дубровский».


1.Как звали Троекурова?

а) Антон Пафнутьич;

б) Кирила Петрович;

в) Андрей Гаврилович.

2.Троекуров в романе:

а) высокообразованный дворянин;

б) человек необразованный и грубый;

в) получил блестящее образование в Петербурге.

3.Троекуров:

а) имел много крепостных;

б) был бедный, жил со слугой и няней;

в) отпустил всех крепостных на волю.

4. Поместье Троекурова называлось:

а) Кистенёвка;

б) Покровское;

в) Арбатово.

5. Как звали старого Дубровского, отца Владимира?

а) Антон Пафнутьич;

б) Кирилла Петрович;

в) Андрей Гаврилович.

6. Старый Дубровский в романе:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалованье.

7. Поместье Дубровских называлось:

а) Кистенёвка;

б) Покровское;

в) Арбатово.

8. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) был ниже старого Дубровского.

9. Причина ссоры между героями:

а) наглая шутка псаря Парамошки и реакция Троекурова ;

б) право владения Кистенёвкой;

в) зависть Дубровского.

10. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге;

в) скрывался за границей.

11. Владимир приехал домой по вызову няни и:
а) застал отца живым и здоровым;

б) нашёл отца больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.

12. Владимир Дубровский:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) боялся Троекурова;

в) ненавидел Троекурова и хотел отомстить за смерть отца.

13. Кистенёвку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровских по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром.

14. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.

15. Дефорж, появившийся в доме Троекурова,- это:

а) Владимир Дубровский;

б) настоящий француз-учитель;

в) переодетый крепостной Дубровского.

16. Самый первый, кто узнаёт правду об учителе :

а) Антон Пафнутьич Спицын;

б) Троекуров;

в) Маша Троекурова.

17.Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем, потому что:

а) Дефорж затащил его к себе силой;

б) Антон Пафнутьич сам захотел с ним ночевать;

в) Троекуров приказал Антону Пафнутьичу не спускать глаз с учителя.

18. Саша в романе – это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) младший брат Дубровского.

19. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше её;

в) старше Маши на 5 лет.

20. Маша Троекурова пошла на свидание:

а) потому что сразу влюбилась в Дефоржа;

б) потому что знала, что это Дубровский;

в) из любопытства.

21. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) очень любила князя Верейского;

б) считала брак, освященный венчанием, нерасторжимым;

в) считала, что Дубровский не любит её, и боялась его.

22. Дубровский в конце романа:

а) возвращается к своим разбойникам;

б) погибает от выстрела князя Верейского;

в) навсегда оставляет шайку разбойников и уезжает за границу.



Контрольная работа (тестирование) по лирике М.Ю. Лермонтова

  1. Даты жизни М.Ю. Лермонтова:

  1. 1812-1852

  2. 1814-1841

  3. 1914-1941

  4. 1912-1952

  1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?

а) гражданская тематика

б) вольнолюбие

в) пейзаж

г) тема одиночества


  1. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?

а) одиночества, изгнанничества

б) бунтарства, стихийного порыва

в) непонятости, страдания, тоски

г) избранности


4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а последней строфе отвергает это сравнение. Как это объясните?

а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий

б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»

в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны


5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий


6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?

а) свободолюбивым порывом

б) неразделенностью любви

в) непрочностью человеческих отношений

г) бунтарством, мятежным неприятием мира


7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе

б) трагическое столкновение красоты с законами бытия

в) роковой смысл ропота пальм на Бога


8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада

б) поэма

в) сонет

г) элегия


9. Какова основная тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а) разлука двух влюбленных

б) трагическая непреодолимость одиночества

в) неразделенная любовь


10. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»

а) сопоставления мира чинары и листка

б) антитезы двух миров

в) стремления к единению


Контрольная работа (тест) по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Вариант 1

А1 Укажите стихотворение Ф.И. Тютчева

1.»Ель рукавом мне тропинку завесила…»

2. «Учись у них- у дуба, у березы…»

3. «Неохотно и несмело…»

4. «Еще майская ночь»


А2 О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении:

  1. «Еще майская ночь»

  2. « С поляны коршун поднялся…»

  3. «Листья»

  4. .»Ель рукавом мне тропинку завесила…»


А3 Какой художественный прием использован в строках?

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы


1.метафора

2.олицетворение

3.антитеза

4.сравнение


А4 В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» поэт говорит о :

1. быстротечности человеческой жизни

2. гармонии в природе

3. недосягаемости для человека желаемого идеала

4. беззащитности человека перед природой

А5  В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?

  1. метель 

  2. рассвет

  3. гроза

  4. снегопад


А6  Какое чувство возникло у одинокого человека в лесу? (стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)?


  1. страх заблудиться       

  2. восторг при виде леса       

  3. тоска по родине

Б1 Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название.

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.


Б2 Какова основная мысль стихотворения «Учись у них-у дуба, у березы..»

Б3 Кто из поэтов провел 22 года на дипломатической службе за границей?

Б4 Определите стихотворный размер.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился…


Контрольная работа (тест) по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Вариант 2

А1 Укажите стихотворение А.А. Фета

1. «Листья»

2. « С поляны коршун поднялся…»

3. «Еще майская ночь»

4. «Неохотно и несмело…»


А2 О грозе рассказывается в стихотворении:

1. «Неохотно и несмело…»

2. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

3. «Учись у них- у дуба, у березы…»

4. «Листья»

А3 Какой художественный прием использован в строках?

Ель рукавом мне тропинку завесила…

  1. Эпитет

  2. Метафора

  3. Сравнение

  4. Олицетворение

А4 В стихотворении « Учись у них- у дуба, у березы…» поэт призывает учиться у природы:

1.мужеству и стойкости

2. гармонии

3. умению жить недолго, но ярко

4. стремлению к свободе

А5 О каком времени говорится в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

  1. зима         

  2. весна         

  3. лето         

  4. Осень


А6 О чем говорит поэт в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»?

  1. о гудке парохода         

  2. о звуке охотничьего рога          

  3. о звоне колокольчика



Б1 Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название.

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим…

Летите, летите!

Мы с вами летим!...

Б2 Какова основная мысль стихотворения «С поляны коршун поднялся…»


Б3 Кто из поэтов мог сменить фамилию?

Б4 Определите стихотворный размер.

Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!


Ключ к тесту:


Вариант 1:


Вариант 2:


А1.3

А1.3

А2.4

А2.1

А3.2

А3.4

А4.3

А4.1

А5. 3

А5.1

А6. 1

А6. 3

Б1. А.А. Фет «Еще майская ночь»

Б1. Ф. И. Тютчев «Листья»

Б2

Б2.

Б3. Ф.И. Тютчев

Б3 . А.А. Фет

Б4. Ямб.

Б4. Ямб.


Контрольная работа по разделу « Литература XIX века». 6 класс.

  1. Назовите автора следующих стихотворений: «Узник», «Зимнее утро», «И.И. Пущину».

  2. Назовите автора произведения, произведение, жанр произведения, из которого приведены следующие строки:

«Несколько лет  тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение».

  1. Соотнесите определение литературоведческого термина и его определение:

А) большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц и развитым сюжетом

Б) последовательность и связь событий в художественном произведении

В) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов

Г) противопоставление образов, эпизодов, картин, слов, помогающее передать мысль и чувство, усилить эмоциональность речи.

1) роман

2) композиция

3) сюжет

4)антитеза


4.Факты биографии какого поэта представлены?

Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учёба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение «Бородино» к годовщине сражения.

5.Определите, каким размером написаны следующие стихотворения:

А) Мороз и солнце; день чудесный! (А.С. Пушкин «Зимнее утро» )

Б) В песчаных степях аравийской земли (М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)


6. Найдите соответствие между авторами и произведениями:

А) Ф.И. Тютчев 1) «Листья», «Неохотно и несмело»

Б) А. А. Фет 2) «Вечер» , «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Учись у них-у дуба, у

берёзы», «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта».

7. Назовите автора стихотворения «Железная дорога», поэмы «Дедушка».

8. Назовите автора, жанр произведения, произведение, из которого приведён отрывок:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.


9. Назовите произведение и жанр произведения И.С. Тургенева, которое открыло русским читателям 19 века и открывает нам сейчас поэзию детства (Герои произведения:Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня – крестьянские мальчишки).


10. Назовите автора сказа о тульском косом левше и о стальной блохе, в котором показан талант и трудолюбие человека из народа.


11. В каком из перечисленных рассказов А.П. Чехова разоблачается лицемерие?

А) «Толстый и тонкий»

Б) «Пересолил»

В) «Лошадиная фамилия»



12. Найдите соответствие между автором и названиями произведения.

А) Я.П. Полонский 1) «Край ты мой, родимый край», «Где гнутся над

омутом лозы»


Б)Е.А. Баратынский 2)«Весна, весна! как воздух чист!», «Чудный град порой

сольётся»


В) А.К. Толстой 3) «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая

мгла»


13) Назовите настоящую фамилию писателя, один из псевдонимов которого – Антоша Чехонте.


14) Найдите соответствия между именами писателей и поэтов и названиями литературных мест.


1) А.С. Пушкин А) Овстуг

2) Н.А. Некрасов Б) Карабиха

3) Ф.И. Тютчев В) Царское Село


Ответы:

  1. А.С. Пушкин.

  2. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

  1. А- 1 Б-3 В-2 Г- 4

  2. М. Ю. Лермонтов.

5. а)хорей б)амфибрахий

6. А – 1; Б- 2.

7. Н.А. Некрасов.

8.Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

9. Рассказ «Бежин луг».

10. Н.С. Лесков.

11. А

12. А-3, Б-2, В-1

13. А.П. Чехов

14. 1-В, 2- Б, 3- А.




Контрольная работа по литературе 19 века

Фамилия, имя ______________________________________

Класс ____________

Часть 1

А. Выбери 1 правильный ответ.

А. 1 Из какого произведения взяты следующие строки:
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван; 
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло
А ветром их в степи потом разнесло. 

Кто автор?

________________________________________


А. 2 Определите композиционную часть из сказа «Левша»: «Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою".


1. экспозиция
2. кульминация
3. эпилог
4. завязка

А. 3 Лиза Муромская – героиня произведения А. С. Пушкина
1. «Выстрел»
2. «Барышня – крестьянка»
3. «Дубровский»
4. «Метель»

А. 4 Стихотворение «И.И. Пущину» посвящено событию

_________________________________________________

А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:

«Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».

  1. Эпитет

  2. Метафора

  3. Олицетворение

  4. Сравнение


Часть 2


В. Запишите на строке под вопросом ответ


В. 1 Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Ответ _______________________________________________________________


В. 2 Выпишите олицетворение из отрывка:

Весна, весна! как высоко
      На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
      Летают облака!


Ответ _______________________________________________________________


С. Дайте прямой связный ответ (3 – 5 предложений)

С. 1 Запишите основную мысль стихотворения «Железная дорога» Н. Некрасова

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера



Тест по литературе.

«Мифы Древней Греции» 6 класс

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. На вершине какой горы жили боги:

а) Синай; б) Олимп; в) Арарат; г) Казбек.

5. Сколько Геракл совершил подвигов:

а) 6, б) 12, в) 10, г) 8.

6. Путь Гераклу в сады Гесперид указал:

а) дракон; б) прекрасные нимфы; в) великий титан Атлас; г) старец Нерей.

7. Яблоки Гесперид принес Гераклу:

а) Антей; б) Атлас; в) Аполлон; г) Зевс.

8. Какое качество проявил Геракл, когда тот, кто принес яблоки, сам решил отнести их в Микены? а) покорность; б) хитрость; в) смелость, г) трусость.

9. Великан Антей получал силу, когда:

а) выпивал море воды; б) погружался в океан; в) прикасался к земле; г) пел песни.

10. Какой век из определенных Гесиодом в поэме «Труды и дни» продолжается и сейчас?

а) золотой; б) серебряный; в) железный; г) медный.

11. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.



Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-б; 6-г; 7-б; 8-б; 9-в; 10-в; 11-б.