СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение учебного предмета "Литература" отводится 2 часа в неделю, 68 часов в месяц.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс по ФГОС»







Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (литература).

Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературо; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.


Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (литература).

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся овладеет навыками:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся овладеет навыками:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийсяо владеет навыками:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Содержание учебного предмета.

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.



Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.



Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.



Из литературы ХVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Из литературы ХIХ века

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.



Из русской литературы XX века

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.



Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».



Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета литература в 8 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».

Наименование разделов учебной программы

и характеристика основных видов деятельности.



п/п

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

2

Из устного народного творчества

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля

3

Из древнерусской литературы

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

4.

Из русской литературы XVIII века

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

5.

Из русской литературы XIX века

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

7

Из русской литературы XX века

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

9

Из зарубежной

литературы

Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях





Контроль знаний.

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

1 четверть

8

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Исторические песни и Древнерусская литература».

2 четверть

16

текущий

проект

Поэты круга Пушкина. К.Н. Батюшков. Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Н.М.Языков. Защита проектов.

2 четверть

23

текущий

Развитие речи

Р.Р. Образ Пугачева. Сложность и неоднозначность образа Пугачева.

3четверть

36

текущий

Зачет

Урок-зачет по произведению И.С. Тургенева «Ася».

3 четверть

44

текущий

проект

Защита проекта по произведению А.Н. Островского «Снегурочка».

4 четверть

61

промежуточный

ИУС

Техника чтения (1,2 часть ИУС)





Проектная деятельность.



Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Заслуженно ли забыт писатель…
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
Какие загадки знают современные школьники?
Образы растений и цветов в литературе.
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Тема Кавказа в лермонтовской лирике.
Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.



Календарно-тематическое планирование.


п/п


Тема урока

Дата


План


Факт

Введение. Исторические песни.

1

Художественная литература и история. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

2.09


2

Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представлений народа в песне-плаче

4.09


3

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.

9.09


Древнерусская литература.


4

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

11.09


5

«Сказание о Борисе и Глебе». Образы первых русских святых.

16.09


6

«Житие Сергия Радонежского». Образ канонического святого Русской Православной Церкви.

18.09


7

«Житие Александра Невского».

23.09


8

Контрольная работа по теме «исторические песни и Древнерусская литература».

25.09


Из русской литературы 18 века.

9

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

30.09


10

Ода «Вельможа» (служба и служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворения).

2.10


11

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии.

Сентиментализм. Карамзин и Пушкин.

7.10


12

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

9.10


13

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы.

14.10


Из русской литературы 19 века.

14

В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь.

«Лесной царь». Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе

16.10


15

В.А.Жуковский «Невыразимое» и др. Художественное богатство поэтических произведений.

21.10


16

Поэты круга Пушкина. К.Н. Батюшков. Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Н.М.Языков. Защита проектов.

23.10


17

Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин».

6.11


18

Пушкин А.С. Жизненный и творческий путь. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года».

11.11


19

«Песни о Стеньке Разине» (Самостоятельная работа)

13.11


20

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема семейной чести в романе (1-2 главы)

18.11


21

Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой. (3-5 главы)

20.11


22


Тема человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.

25.11


23


Р.Р. Образ Пугачева. Сложность и неоднозначность образа Пугачева.

27.11


24

М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова . Кавказ в жизни и творчестве.

2.12


25

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы.

4.12


26

Мцыри как романтический герой. Его характер и трагическая судьба. Отношение автора к герою. Роль описаний природы в произведении.

9.12


27

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Интерес писателя к театру. Комедия «Ревизор». История создания комедии

11.12


28

«Сборный город всей темной стороны» ( анализ 1 действия)

16.12


29

Хлестаков и городничий. ( анализ 2 действие)

18.12


30

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». (анализ 3 действия).

23.12


31

Хлестаков – ревизор. (анализ 4 действия)

25.12


32

Художественная идея комедии. (анализ 5 действия)

13.12


33

И.С. Тургенев . Слово о писателе. Повесть «Ася». Своеобразие замысла повести.

15.01


34

Композиция повести. Образ Аси. Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки.

20.01



35

Образ природы и тема рока в повести.

22.01


36

Урок-зачет по произведению И.С. Тургенева «Ася».

27.01


37

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

29.01


38

Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

3.02


39-40

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта. «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

5.02

10.02


41

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

12.02


42

Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

17.02


43

Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

19.02


44

Защита проекта по произведению Н.А. Островского «Снегурочка».

24.02


45

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

26.02


46

«После бала». Историческая и философская основа рассказа. (анализ 1 части)

3.03


47

Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. (анализ 2 части)

5.03


Из русской литературы 20 века.


48

М. Горький . Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

10.03


49

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

12.03


50

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы».

17.03

19.03


51

Поэт и толпа в стихотворениях поэта.

«Хорошее отношение к лошадям»

52

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

31.03


53

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

2.04


54

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

7.04


55

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

9.04


56

Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»

14.04


57

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

16.04


58

Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

21.04


59

Промежуточная аттестация (1,2 часть ИУС)


23.04


60

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

28.04


30.04


61

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

62

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина.

5.05


63-64

Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

7.05
12.05


65

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

14.05


66

Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

19.05


67

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

21.05


68

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

26.05
28.05




По учебному плану – 68 часов (2 часа в неделю).

По учебно-календарному графику – 69 часов

Праздничные дни – 4.11



Распределение часов: 8 б

1 четверть 16 ч 16 ч

2 четверть 16 ч 15 ч

3 четверть 20 ч 20 ч

4 четверть 16 ч 18 ч

68 ч 69 ч

























Предметные результаты освоения четвертого года обучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

 читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

«Житие Сергия Радонежского».

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «К Чаадаеву», «Анчар», «Если жизнь тебя обманет…»); роман «Капитанская дочка».

Произведения на историческую тему зарубежных писателей XIX в.

Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Валерик»); поэма «Мцыри».

Произведения Н.В. Гоголя: комедия «Ревизор»; повесть «Шинель».

Повесть И.С. Тургенева «Ася».

Произведения Л.Н. Толстого: «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце»), рассказ «После бала».

Стихотворения о Гражданской войне 1918–1923 гг. (например, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского, И.А. Бунина, М.А. Светлова).

Рассказы на тему послереволюционной действительности (например, Н. Тэффи и М.М. Зощенко).

Стихотворения не менее пяти поэтов XX–XXI вв. на тему «человек и эпоха» (например, из поэзии О.Э. Мандельштама, Н.А. Заболоцкого, М.В. Исаковского, К.М. Симонова, Р.Г. Гамзатова, Д.С. Самойлова, М.В. Кульчицкого, С.П. Гудзенко, Н.В. Панченко, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого) Произведения А.Т. Твардовского: стихотворение «Я убит подо Ржевом...»; поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок»).

Произведения отечественной и зарубежной литературы ХХ–XXI вв. на тему «человек в ситуации нравственного выбора»:

 выразительно читать наизусть 11 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

 определять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание прочитанных произведений;

 выделять основные этапы историко-литературного процесса;

 анализировать и интерпретировать произведения; определять принадлежность произведения к направлению классицизма, романтизма, реализма (на основе начальных представлений); определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы; выявлять признаки родов литературы (эпос, лирика, драма), характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в произведениях разных литературных родов; характеризовать лироэпические произведения, выделять жанровые признаки произведений (в том числе жития, сонета, эпиграммы);

указывать важнейшие средства создания образа героя: портрет, деталь,

речевая характеристика, говорящие имена и фамилии;

 создавать отзыв о лирическом стихотворении, определять средства передачи выраженного в нем настроения, различать рифмованный и белый стихи, указывать стихотворения, написанные тоническим стихом;

 рассуждать об авторской позиции, знать факты биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества;

 выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения; характеризовать особенности строения сюжета; определять стадии развития действия в драматическом произведении; характеризовать особенности композиции драматического произведения;

 сравнивать произведения на основе общности или разности их тематики и проблематики;

 соотносить произведения художественной литературы с их сценическим воплощением, давать им обоснованную оценку;

 выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе перифраза, литота, аллегория, антитеза, градация, синтаксический параллелизм) и характеризовать их роль в литературном произведении;

 составлять устный и письменный текст, опираясь на полученную информацию и комбинируя ее под учебную задачу; составлять конспект;

 готовить доклад, реферат, сообщения на литературную тему с привлечением литературных источников, цифровых информационных ресурсов;

 писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 200 слов).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!