СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Ланина Б.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма по литературе для 8 "А" создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений "Литература" под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Ланина Б.А.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Литература» 8 класса создана на основе:

  • Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;

  • Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

  • Примерной программы по учебным предметам;

  • Авторской программы Ланина Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы  общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова;  под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2014;

  • Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18.05.2020 года «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Учебник «Литература» (Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2015).


Цели и задачи изучения учебного предмета:

 В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения литературы в школе:

- воспитание у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщение учащихся  к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы, формирование духовно–нравственных качеств, эстетических вкусов современных читателей и потребности в творческом самовыражении.

- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

-овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из   лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;  информационная переработка текста).

             Указанные цели реализуются на основе личностно -ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.  

 Задачи:
• формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

• постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы, читать их и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.


Общая характеристика учебного предмета, курса

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

   Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;

  2. проблемное обучение;

  3. информационно-коммуникационные технологии;

  4. здоровьесберегающие технологии;

  5. система инновационной оценки «портфолио»;

  6. технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  7. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

               Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский

Виды деятельности:

  • восприятие,

  • истолкование,

  • оценку литературных произведений,

  • различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)

           Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.


Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа по литературе 8 кл. реализуетсяза счет часов обязательной части и составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Система оценивания

- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

- Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Согласно требованиям ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы, самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому чтение – ведущая деятельность при освоении литературы в основной школе.




Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

 в познавательно сфере:

- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативное сфере:

- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- составлять план;

- писать сочинения на литературные и свободные темы.

в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

- развивать художественный вкус.  


Содержание учебного курса

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол императ­рицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжествен­ной оде, обращение к монархине с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. «Теория трех штилей» Ломоносова как основа иерархии жанров клас­сицизма.

Теория литературы. Литературные направления (началь­ное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.

Д.И. Фонвизин.Жизнь и творчество драматурга.

«Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служе­ния Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Совре­менное звучание произведения.

Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр.

А.Н. Радищев.Жизнь и творчество писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением из­бранных глав).Просветительский пафос повести. Образ «чувствительно­го путешественника». Социальная и нравственная проблема­тика произведения.

Н .М. Карамзин.Жизнь и творчество писателя.

«Бедная Лиза».Поэтика сентиментальной повести. «Естественный чело­век» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и компози­ция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

Теория литературы. Русский сентиментализм, его основ­ные черты и особенности.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Повторение. Драма как род литературы. Особенности дра­матического действия.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены).Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя).Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Теория литературы. Трагедия. Сонет.

Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.

Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (ре­жиссер Ф. Дзеффирелли, 1968 г.). Сценические постановки: телеспектакль (режиссер А. Эфрос, 1982 г.), балет на музыку С. Прокофьева.

Данте«Божественная комедия» («Ад»)

Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. История названия поэмы.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: бо­гатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и бед­неющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главно­го героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.

Теория литературы. Комедия классицизма.

И.-В. Гёте «Фауст» (фрагменты). Проблематика трагедии. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.

Теория литературы. Романтизм, ирония (обогащение по­нятий).

Тема для обсуждения. Чудесное в романтических произве­дениях.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Предшественники и современники А.С. Пушкина

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя).Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанро­вых рамок, разрушение системы «трех штилей». Тема поэтиче­ского творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпите­ты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкрет­ность образов.

Дополнительная литература. Одноименные романы «Дер­жавин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фоль­клорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной геро­ини. Создание романтического характера.

«Море», «Невыразимое» (другие — по выбору учителя).Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невырази­мое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музы­кальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.

«Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости ле­сов...» (другие — по выбору учителя)

Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмо­циональное разнообразие переживаний в батюшковских эле­гиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Ан­тичные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гар­мония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Тор-квато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлияв­шие на поэзию Батюшкова.

А.А. Дельвиг. Жизнь и творчество поэта.

«Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, простилась ты...»), «Вдох­новение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (другие — по выбору учителя)

Музыкальность лирики Дельвига. Своеобразие лирического героя. Традиционные поэтические и фольклорные образы. Тема любви и радости бытия как одна из ведущих тем творчества.

Теория литературы. Классицизм — сентиментализм — ро­мантизм. Ода (повторение). Элегия, идиллия, романс как жан­ры романтической поэзии. Анакреонтика.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Жуков­ского, Батюшкова, Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковле­ва, А. Варламова).

Интернет. Подобрать материалы для создания электронно­го варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давы­дов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).

Для самостоятельного чтения

Г.Р. Державин. «Осень во время осады Очакова», «Приглаше­ние к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь».

В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Коль­цо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гете», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».

К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Веселый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта».

А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» (другие — по выбору учителя)

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема сво­боды. Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произве­дении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особен­ности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистиче­ского стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. Образ поэта.

«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева.М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).

«Кавказский пленник»

Жанр романтической поэмы. Особенности образа главно­го героя. Проблема чести и долга в произведении. Мир и чело­век в романтическом произведении.

Теория литературы. Романтизм как литературное направле­ние. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).

«Маленькие трагедии»

«Моцарт и Сальери». Заглавные образы произведения. Творческая природа ис­кусства, тайна вдохновения. Образ черного человека.

Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и зло­действо?

«Капитанская дочка».Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историче­ская основа повести. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен да­рами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или ро­ман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.

Теория литературы. Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.

Связь между видами искусства. Экранизация произведе­ния (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понима­нии героев Пушкина.

Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотмана «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

Е.А. Боратынский. Жизнь итворчество поэта.

«Финляндия», «Родина», «Осень»

«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиогра­физм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.

«Разуверение», «Признание». Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судь­бе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над челове­ком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «Мой дар убог...», «На смерть Гёте», «К чему невольнику мечта­ния свободы?..», «Когда твой голос, опоэт...», «Последний поэт» (другие — по выбору учителя). «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, ее «холод­ная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и милосердии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках едино­мышленника.

Теория литературы. Элегия (повторение и обобщение).

М.Ю. Лермонтов.Жизнь и судьба.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В мину­ту жизни трудную...»), «Из Гете»

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Моти­вы покоя и одиночества. Антитеза как основной художествен­ный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Искучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермон­това. Философская проблематика и психологизм лирики.

М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о соб­ственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искрен­них чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость от­ношения к России.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

Теория литературы. Лексическая, композиционная и сти­листическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение ду­ши героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.

Теория литературы. Особенности русского романтизма (на­чальное понятие).

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отече­ственной литератур: темы, образы, мотивы.

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в твор­честве русских поэтов XIX в.

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Реви­зора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приемы создания комическо­го. Сатира, юмор и ирония в произведении.

Связь между видами искусства. Сценические интерпрета­ции комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Пе­тербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Москов­ского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,

1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современ­ные постановки пьесы.

«Шинель»

Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Дополнительная литература. «Государственный призрак» — лекция В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.

И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» История создания, основные темы цикла рассказов. Ма­стерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произ­ведений.

«Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность по­вествования.

«Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характе­ров. Авторское отношение к изображаемому.

«Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»Лирика в стихах и прозе. Метафоричность языка, его жи­вописность.

Теория литературы. Стихотворение в прозе как литератур­ный жанр.

Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворенность и мечта­тельность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Черны­шевский «Русский человек на rendez-vous»).

Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).

Ф.М. Достоевский Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «ма­ленького человека» в произведении Достоевского. Простран­ство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одино­чества. Художественные особенности произведения.

Теория литературы. Эпистолярный жанр.

Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Ши­нели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.

Н.А. Некрасов Жизнь и судьба поэта.

«Русские женщины». История создания поэмы. Историческая основа сюжет­ных событий и художественный вымысел писателя. Особенно­сти композиции. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некра­сова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.

Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.

Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

А.П. Чехов Жизнь и судьба писателя.

«Дом с мезонином».История человеческой жизни как основа сюжета. Ироническое и лирическое в рассказах.

А.И. Куприн Жизнь и судьба писателя.

«Гранатовый браслет».Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль встав­ных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин)«Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гендальф: идея, веду­щая человека по жизни.

У. Голдинг«Повелитель мух». Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Сим­волический образ «повелителя мух».

Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (ре­жиссер П. Брукс, 1963 г.); «Властелин колец» (режиссер П. Джексон, 2002-2004 гг.).

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?















Тематическое планирование по литературе

8 класс 68 часов

(Учебник литературы в 2-х ч. под ред. Б.А.Ланина)

урока

Тема

К-во час.


1 четверть


1

Вводный урок. Литература в поисках героя.

Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»

1

2

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

2

3

«Мещанин во дворянстве» - комедия классицизма


4

 М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество  «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»

1

5

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.

3

6

«Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе.


7

Приемы создания комического. Речь героев


8

Сентиментализм и его традиции

 Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество.

3

9

Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина«Бедная Лиза».


10

Поэтика сентиментальной повести


11

А.И.Куприн . Жизнь и творчество.

2

12

«Гранатовый браслет»


13

Русская литература XIX века

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С.Пушкина

4

14

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.«Памятник». «Властителям и судиям». Многообразие тематики поэзии Г.Р.Державина(«Ключ», «Фелица», «Снигирь» и др).


15

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Центральные темы и образы лирики В.А.Жуковского. «Светлана».


16

К.Н.Батюшков. Жизнь и творчество


17

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество

1

18

А.С.Пушкин. Тема свободы в лирике А.С.Пушкина.  «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

10+1


2 четверть


19

Своеобразие любовной лирики поэта. «К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил»


20

Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина. «Бесы», «Осень»


21

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.«Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо»


22

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»


23

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.


24

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка.


25

Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой


26

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта.


27

Смысл названия повести «Капитанская дочка». Роль эпиграфа.

Подготовка к классному сочинению по повести «Капитанская дочка»


28

Р/р Классное сочинение по  повести «Капитанская дочка»


29

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Драматическая судьба поэта в современном ему  мире. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»

6+1

30

Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова.«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно, и грустно…» .Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Из Гете»


31

Тема родины в лирике Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»


32

«Мцыри». Гуманистический пафос поэмы. Герой-бунтарь



3 четверть


33

«Мцыри» как романтическая поэма


34

Особенности языка поэмы


35

Р/р Письменная работа по анализу лирических произведений М.Ю.Лермонтова.


36

Н.В.Гоголь. Судьба писателя.

История создания комедии «Ревизор». Сюжет и композиция

9+1

37

Город N в комедии «Ревизор»: смысл эпиграфа


38

Групповой портрет чиновников


39

Образ Хлестакова. Хлестаковщина.


40

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.


41

Приемы создания комического


42

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор»


43

Образ «маленького человека» в повести «Шинель».


44

Отношение автора к своему герою


45

Образ Петербурга. Фантастика в повести


46

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди»». Тема «маленького человека»

2

47

Традиции Гоголя в произведении Достоевского


48

И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Мастерство Тургенева-рассказчика в «Записках охотника».«Бирюк»

6+1

49

«Певцы»


50

История несостоявшегося романа в повести «Ася».


51

Романтические черты героини


52

Роль пейзажа в повести



4 четверть


53

Русская критика о повести


54

Вн/чт  И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»


55

А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонимом»

3

56

 «Попрыгунья»


57

Сопоставительный анализ образов героинь


58

 Из русской литературы XX века

К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки)

2+1

59

А.Пьецух. Авторская ирония в  рассказе«Прометейщина».


60

Вн/чтВ.Г.Распутин «Живи и помни»


61

Из зарубежной литературы

 Данте. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции.

7

62

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»


63

У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов.


64

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни


65

Фауст и Мефистофель


66

Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости.


67

У.Голдинг. Проблематика романа «Повелитель мух». Символический образ «повелителя мух»


68

Повторение пройденного. Теория литературы

1


Список учебно-методической литературы

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 8 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015 г.

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015 г.

Дополнительная учебная литература

Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


Справочные пособия

Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.



http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414

http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!