СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Учебник Коровиной В.Я. 2020 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 9 класс. Учебник Коровиной В.Я. 2020 г.»

Рабочая программа по литературе 9 класс учебник Коровиной В.Я.


Раздел I. Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:  

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- примерной Программы    основного общего образования     по литературе;

- авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной.

- федерального перечня учебников.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Литература». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2019 г.

Уровень освоения учебного предмета – базовый.


Общая характеристика учебного предмета


Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений, развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления, на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста, на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных проведений и теоретико-литературных понятия:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.







Раздел II. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в 9 классе — 102 ч. (3 часа в неделю).

Срок реализации рабочей программы  5 лет.













Раздел III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


К концу 9 класса ученик научится

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.








Раздел IV. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Введение (1 ч)

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Древнерусская литература (7 ч)

О древнерусской литературе. О «Слове о полку Игореве». Из истории рукописи. «Слово о полку Игореве».

РР. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

Русская литература XVIII веке (9 ч)

Классицизм. М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Памятник». А.Н.Радищев. Н.М.Карамзин. Сентиментализм. «Бедная Лиза». «Осень».

Шедевры русской литературы XIX века (53 ч)

Поэзия XIX века. Романтизм. В.А.Жуковский. Лирический герой. «Светлана». А.С.Грибоедов. О комедии «Горе от ума». И.А.Гончаров. «Мильон терзаний» (критический этюд). А.С.Пушкин. Биография А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «Н холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Моцарт и Сальери». Реализм. «Евгений Онегин». М.Ю.Лермонтов. Биография. «Парус», «Смерть поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поцелуями прежде считал…», «Расстались мы; но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание. Ф.М.Достоевский «Белые ночи». А.Н.Островский.

РР. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся). Сочинение по роману «Евгений Онегин». Сочинение по поэме «Мертвые души». Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

КР. Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века.


Литература ХХ века (23 ч)

Штрихи к портретам писателей. А.П.Чехов. «Тоска». В творческой лаборатории А.П.Чехова. И.А.Бунин. В творческой лаборатории И.А.Бунина. И.А.Бунин о творчестве. Л.Никулин. «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты». О.Михайлов «Жизнь Бунина». Рассказ «Темные аллеи». А.А.Блок. Современники об А.А.Блоке. «Ветерок принес издалека», «О. весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». С.А.Есенин. В творческой лаборатории С.А.Есенина. С.А.Есенин в воспоминаниях современников. «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу…». В.В.Маяковский. Как работал В.В.Маяковский. В творческой лаборатории В.В.Маяковского. Работа слова. Словотворчество. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю», «Стихи о разнице вкусов», «Прощанье». М.А.Булгаков «Собачье сердце». М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», Откуда такая нежность?». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. «Родина». А.А.Ахматова. Судьба и стихи Ахматовой А.А. Из книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны». Н.А.Заболоцкий. В творческой лаборатории Н.А.Заболоцкого. Н.А.Заболоцкий о себе. Современники о Н.А.Заболоцком. «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». М.А.Шолохов. «Судьба человека». Б.Д.Пастернак. «Во всем мне хочется дойти…», «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво». А.Т.Твардовский «Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». А.И.Солженицын «Матренин двор».

КР. Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков (1 ч)

Романс и песня. А.С.Пушкин «Певец». Е.А.Баратынский «Разуверение». Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). М.Ю.Лермонтов «Отчего». А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…». А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…». В.А.Сологуб «Серенада». А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь». Н.А.Заболоцкий «Признание». М.Л.Матусовский «Подмосковные вечера». Б.Ш.Окуджава «Пожелание друзьям». В.С.Высоцкий «Песня о друге». К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь».

РР. Урок-концерт. Романсы и песни русских писателей.

Из зарубежной литературы (8 ч)

Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…». «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга». Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене». Данте Алигьери «Божественная комедия». Уильям Шекспир. Сонеты. Трагедии. Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст».







Раздел V. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1


Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

2

Древнерусская литература

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1

3


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

4


Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

5


Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

6


Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

7


РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

8


РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

1

9

Русская литература ХVIII века

Характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм

1

10


М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

11


М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

12


Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

13


Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

14


А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

15


А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.

1

16


Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

17


Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

1

18

Шедевры русской литературы XIX века

Золотой век русской литературы (обзор)

1

19


В.А.Жуковский. Жизнь и творчество . «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

20


В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

21


А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

1

22


«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

23


«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

24


«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

25


«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

26


РР. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

27-28


РР. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

2

29-30


А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

2

31


Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

32


Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

33


Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

34


Любовная лирика А.С.Пушкина.

1

35-36


Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

2

37


РР Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся)

1

38


Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века.

1

39


«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

40


«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

41


Онегин и столичное дворянское общество

1

42


Онегин и поместное дворянское общество

1

43


Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

44


Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

45


«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

46


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

47


«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

48


РР Подготовка к сочинению по роману.

1

49


Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

50


Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

51


Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

52


Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

53


Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

54


Печорин как представитель «портрета поколения».

1

55


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа.

1

56


Печорин в системе образов романа.

1

57


Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

58


Сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

1

59


Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

60-61


Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

2

62-63


Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

2

64-65


РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

2

66


М.Ф.Достоевский и современники. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

67


А.Н.Островский. Слово о писателе.

1

68


Л.Н.Толстой. Как работал Л.Н.Толстой

1

69


А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска»

1

70


РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

1

71

Литература ХХ века

Штрихи к портретам писателей

1

72


И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

73


А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

74-75


С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке

2

76-77


В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

2

78-79


М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

2

80-81


М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

2

82-83


А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

2

84


Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

85-86


М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

87-88


Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

2

89-90


А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

2

91


А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

92


Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

93


РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

1

94

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков

Урок-концерт. Романсы и песни русских писателей

1

95

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.

1

96


Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

1

97-98


Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.

2

99-100


У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев.

2

101


И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

1

102


Итоговое занятие по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1









































Раздел VI. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения учебного предмета.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.





Выведение итоговых отметок
За учебный триместр и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!