СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№41 г. УЛАН_УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР
___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Приказ №______от__________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература
Учитель Сидорова Юлия Юрьевна,
Класс 9 «б»
Всего часов в год 102
Всего часов в неделю 3
Учебник: Литература. В.Я. Коровиной.
г. Улан-Удэ,
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа разработана в соответствии:
Примерная основная образовательная программа
В соответствие с учебным планом МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» на 2020-2021 уч. год.
«В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной. Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.»
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор | Название учебника | класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
121215 | В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин | Литература | 9 | «Просвещение» |
|
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
определять тему и основную мысль произведения
владеть различными видами пересказа ,пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ,
оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними , постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров ;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование
9 класс (102 часа)
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | Виды контроля | Домашнее задание |
1
| Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
|
| Тест | Чтение статьи «Древнерусская литература» (с. 4-8), «Слова о полку Игореве» |
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
|
|
| Составление плана статьи, вопросы и задания 1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 1 (с. 33) | Вопросы и задания 2-7 (с. 34), сообщения о князьях — героях «Слова...» |
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы |
|
| Сообщения, вопросы и задания 2—7 (с 34) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чтение статьи |
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения |
|
|
|
|
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
|
|
|
|
|
6 | Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
|
|
| Выучить плач Ярославны |
7 | Входная диагностика |
|
|
|
|
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»
|
|
|
| «Русская литература XVIII века» (с. 35-39), вопросы и задания 1—4 (с. 40) |
9 | Характеристика русской литературы ХVIII века
|
|
| Вопросы и задания 1—8 (с. 40-41) | Чтение вступительной статьи о М.В.Ломоносове (с. 42-49), вопросы и задания 9 (с. 41), 1-5 (с. 49-50) |
10 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
|
|
| Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—5 (с. 49-50) | Чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова, вопросы и задания 1-5 (с. 58) |
11 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
|
|
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1-5 (с. 58), 1-2 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова») | Задания 3—4 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Г.Р. Державине (с. 59-63), вопросы и задания 1-2 (с 67) |
12 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
|
| Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразительное чтение, вопросы и задания 1—6 (с. 67), 1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова») | Вопросы и задания 2 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 (с. 65-66). |
13 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
|
|
|
| Чтение вступительной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), «Путешествия из Петербурга в Москву» |
14 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
|
|
| Выразительное чтение, вопросы 1—5 (с 74) | Задание 6 (с 74) |
15 | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.
|
|
| Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания 6-9 (с. 74) | Чтение статей о Н.М. Карамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза» |
16 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
|
| Вопросы и задания 1—2 (с. 85), 1,5,7 (с. 103-104) | Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с. 103-104) |
17 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
|
|
| Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 2—4, 6, 8 (с. 103-104), 1-2 (с. 104, рубрика «Развивайте дар слова») | Задание 3 (с. 104, рубрика «Развивайте дар слова») |
18 | Золотой век русской литературы (обзор) В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
|
|
| Сообщения, вопросы и задания 1, 7 (с. 140) | Чтение статей «Осо-бенности поэтического языка В.А. Жуковского», «В творческой лабо ра-тории Жуковского» (с. 125- 132), балла-ды «Светлана», воп-росы и задания 2—6, 8 (с. 140), 1-2 (с. 140, рубрика «Разви вайте дар слова») |
19 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) |
|
| Выразительное чтение, вопросы и задания 2—6, 8 (с. 140), 1,2 (с. 140, рубрика «Развивайте дар слова») | Чтение вступительной статьи об А.С. Грибоедове (с. 141-147), сообщение о жизни и творчестве драматурга |
20 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.
|
|
| Сообщения | Чтение статьи «О комедии " Горе от ума"» (с. 147-157), текста комедии |
21 | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
|
|
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1-2, 8-10 (с. 164) | Вопросы и задания 3, 5 (с. 164), характеристика Фамусова и фамусовского общества |
22 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
|
|
| Характеристика Фамусова и фамусовского общества, вопросы и задания 3,5 (с. 164) | Вопросы и задания 4,6, 12-13 (с. 164-166) |
23 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
|
|
| Вопросы и задания 4,6, 12-13 (с. 164-166) | Задание 11 (с. 164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 166) |
24 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
|
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ монологов, задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 166)
| Вопросы и задания 7, 14 (с. 164-166) |
25 | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
|
|
| Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний | Конспект |
26 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
|
|
| Сообщения, описание иллюстраций, обсуждение тем сочинений, составление плана, подбор материалов | Сочинение, чтение вступительной статьи об А.С. Пушкине (с. 167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта |
27 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
|
|
| Сообщения, выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с. 175, 178, 184) |
28-29 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
|
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, вопросы и задания 1-5 (с. 175), 1-3 (с. 178), 1-5 (с. 184), 8 (с. 195) | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», вопросы и задания (с. 188) |
30 | Любовная лирика А.С.Пушкина
|
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, вопросы и задания 1-3 (с. 188), 10 (с. 195) | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», вопросы и задания 1 -3 (с. 180), 1-4, 7 (с. 194-195) |
31 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
|
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, вопросы и задания 1-3 (с. 180), 1-4,7 (с. 194-195) | Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1—3 (с. 192), 5-6, 9, 11 (с. 195) |
32 | РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
|
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, вопросы и задания 1—3 (с. 192), 5-6, 9, 11 (с. 195) | Чтение поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с. 198-199) |
33 | Контрольная работа Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. |
|
|
|
|
34 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. |
|
| Выразительное чтение, элементы анализа тек^ ста, вопросы и задания 1 —8 (с. 198-199) | Чтение «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1—4 (с. 214) |
56 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
|
| Конспект лекции | Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1—3, 7 (с. 247-248) |
36 | Онегин и столичное дворянское общество |
|
|
|
|
37 | Онегин и поместное дворянское общество |
|
|
|
|
38 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. |
|
| Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3,7, 12-13 (с. 247-248) | Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с. 248) |
39 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина |
|
| Характеристика Татьяны, сравнительная характеристика Татьяны и Ольги, вопросы и задания 5(1), 8(1), 9 (с. 248) | Выразительное чтение наизусть одного из писем (Татьяна — Онегину, Онегин — Татьяне), вопросы и задания 8 (2), 5 (2-3) (с. 248) |
40 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин |
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ эпизодов объяснения героев, вопросы и задания 8 (2), 5 (2-3) (с. 248) | Выразительное чтение наизусть лирических отступлений (по выбору), вопросы 4,6,15 (с. 248-249) |
41 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». |
|
| Выразительное чтение наизусть, характеристика образа автора, вопросы 4, 6, 15 (с. 248-249) | Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10, 16 (с. 248-249) |
42 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» |
|
| Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 214) | |
43 | РР Подготовка к сочинению по роману. |
|
|
|
|
44 | Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина |
|
| Характеристика реалий, изображенных в романе, вопросы и задания 10, 16 (с. 248-249) тест | Чтение статьи В. Г. Белин- ского «Сочи- нения Алек- сандра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» воп- росы и задания рубрики «Это интересно» (с. 241), вопросы и задания 11, 14 (с. 248-249) |
45 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. |
|
| Сообщения, вопросы и задания 1—3 (с. 252), 4, 13, 16 (с. 287-288), конспект лекции | Чтение статьи «Два поэтичес- ких мира» (с. 252-253), фраг- мента статьи «В творческой лабо ратории М.Ю. Лермонтова» вопросы и задания, вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотворений поэта |
46 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. |
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1 —2 (с. 254), 1-3 (с. 260), 1-4 (с. 275), 1-3 (с. 277), 1-3 (с. 283), 6,7, 12, 14 (с. 287-288) | Чтение фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» , вопросы и задания (с. 280), выразительное чтение наизусть одного из стихот- ворений поэта, относящихся к любовной лирике |
47 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. |
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы 1—3 (с. 280), 15 (с. 288) | Чтение фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» ,вопросы и задания 1—3, 1-4, 2,17 выразительное чтение и анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Родина», «Дума», «Предсказание» |
48 | Эпоха безвременья в лирике поэта. |
|
| Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 269), 1-4 (с. 271), 1,3,5,8-11 (с. 287-288) | Чтение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю. Лермонтова» (с. 315-317) |
49 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. |
|
| Конспект лекции | Чтение статьи «О романе "Герой нашего времени"» (с. 288-315), вопросы 6, 11-12 (с. 317) |
50 | Печорин как представитель «портрета поколения». |
|
| Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы 6, 11, (с. 317) | Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7, 9-Ю, 12, 17 (с. 317-318) |
51 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. |
|
| Выразительное чтение записей Печорина, выборочный пересказ, характеристика Грушницкого и Вернера, вопросы и задания 7, 9-10, 12, 17 (с. 317-318) | Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14, 18 (с. 317-318) |
52 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
|
|
| Вопросы и задания 13, 19 (с. 317-318), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Сочинение, подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю.Лермонтова, вопросы и задания 1—5, 15 (с. 317-318) |
53 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
|
|
| Контрольная работа | Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о Н.В. Гоголе (с. 319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя |
54 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». |
|
| Сообщения, пересказ вступительной статьи о Н.В. Гоголе, вопросы и задания (с. 323), описание картин, конспект лекции | Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В. Гоголя» (с. 323-324), вопросы и задания (с. 324-325) |
55 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. |
|
| Выборочный пересказ, характеристика героев, описание иллюстраций, вопросы и задания 1 -4 (с. 324-325), 1-6, 10, 12 (с. 365-366) | Чтение статьи «О поэме "Мертвые души"» (с. 325-365), вопросы и задания 7—9 (с. 365) |
56 | Чичиков как новый герой 5эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. |
|
| Характеристика Чичикова, выступления по теме дискуссии | Вопросы и задания 11, 13 (с. 366) |
57 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. |
|
| Вопросы и задания 11,13 (с. 366), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Сочинение, чтение статей о Ф.М.Достоевском, (с. 367-379), романа «Белые ночи», вопросы и за- дания (с. 376, 379) |
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. |
|
| Сообщения, вопросы и задания 1 — 11 (с. 395-396) | Вопросы и задания 12—14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова») |
59 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. |
|
| Сообщения, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 10, 13-14) | Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с. 15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с. 40, рубрика «Обогащайте свою речь») |
60 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
|
|
| Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2, 5-11 (с. 39), 2-5 (с. 40) | Повторение изученного по произведениям А.Н. Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова |
61-62 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. |
|
| Конспект лекции, описание портрета Ф.М. Достоевского, вопросы и задания 1-4 (с. 376), 1-2 (с. 379), 1-3,7-8 (с. 389-390) | Вопросы и задания 4-6 (с. 389), 1-3 (с. 390, рубрика «Обогащайте свою речь») |
63 | РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).
|
|
| Обсуждение темы сочинения, составление плана, подбор материалов, устные сочинения | Чтение статьи «Русская литература XX века» (с. 41-43), вопросы и задания (с. 43) |
64 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. |
|
|
|
|
65 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
|
|
| Конспект лекции, вопросы и задания (с. 43) | Чтение статей об И.А. Бунине (с. 44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
66 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
|
|
| Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания 1—6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Вопросы и задания 7-9 (с. 60), 1, 5 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
67-68 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. |
|
| Конспект лекции, вопросы и задания 1—6 (с. 117-118) Выборочный пересказ, анализ текста, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 118) | Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 118), озаглавливание глав повести цитатами |
69-70 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. |
|
| Выборочный пересказ, характеристика героя, вопросы и задания 1-4 (с. 193) | Вопросы 5—7 (с. 193) |
71 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. |
|
| Конспект лекции, выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания 1—8, 10 (с. 280-281) | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И. Солженицына» (с. 226-229), вопросы и задания 9, 11—13 (с. 281) |
72 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. |
|
| Выборочный пересказ, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания^ 11-13 (с. 281) | Подготовка к контрольной работе по прозаическим произведениям XX века, подготовка вопросов |
73-74 | РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. |
|
|
| Чтение статей об А.А. Блоке (с. 61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с. 74-75) |
75 | Русская поэзия Серебряного века. |
|
| Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания (с. 74-75) | |
76 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. |
|
|
|
|
77 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. |
|
|
| Чтение статей об С.А. Есенине (с. 76-88), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания 1-6, 10, 11 (с. 95-96), вопросы и задания 1-6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
78 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке. |
|
| Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы 7—9, 12 (с. 96), вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 96) | Чтение статей о В.В. Маяковском (с. 97-107), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с. ПО) |
79 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. |
|
| Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания (с. ПО) | Чтение вступительной статьи о М.И. Цветаевой (с. 119-124), вопросы и задания 3, 6 (с. 129), 2 (с. 129, рубрика «Обога- шайте свою речь») |
80-81 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. |
|
| Вопросы и задания 1—2, 4—5, 7 (с. 128-129), 1 (с. 129, рубрика «Обогащайте свою речь») | Чтение статей и воспоминаний о Н.А. Заболоцком (с. 148-161), вопросы и задания (с. 165-166) |
82 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. |
|
| Выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания (с. 165-166) | Чтение статей об А.А. Ахматовой (с. 130-141), вопросы и задания 1, 3, 5 (с. 146-147), 2-3 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
83 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. |
|
| Выразительное чтение,анализ стихотворений, вопросы и задания 2, 4, 6-7 (с. 146-147), 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (с. 194-201, 206-207), вопросы и задания (с. 207) |
84 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
|
|
| Выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания (с. 207) | Чтение вступительной статьи об А.Т. Твардовском (с. 208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с. 230-232), вопросы и задания 3-6 (с. 230) |
85-86 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. |
|
| Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания 3—6 (с. 230) | Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом...», вопросы и задания 1—2, 7 (с. 230) |
87-88 | РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
|
|
|
89-90 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» |
|
| Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 308, 314) | Чтение статьи о Данте Алигьери (с. 315-325), вопросы и задания (с. 325) |
91-92 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. |
|
| Конспект лекции, вопросы и задания (с. 325) | Чтение статьи об У. Шекспире (с. 326-334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1—2 (с. 334) |
93 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.)
|
|
| Конспект лекции, сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 334) | Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У. Шекспира «Гамлет», вопросы 3—5 (с. 334) Чтение статьи об И.В. Гёте (с. 335-346), вопросы 1—3 (с. 346) |
94 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). |
|
| Конспект лекции, вопросы 1-3 (с. 346) | Вопросы и задания 4-5 (с. 346) Подготовка к итоговому уроку, вопросы и задания (с. 347) |
95-96 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|
| Контрольная работа | Задания нет |
97-102 | Резервные уроки |
|
|
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: Литература
Класс: 9 «б»
Учитель: Сидорова Ю.Ю.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|