СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

41 г. УЛАН_УДЭ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.






«Согласовано»

Зам. директора по УВР



___________/____________

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ»

____________ Приказ №______от__________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

литература



Учитель Сидорова Юлия Юрьевна,

Класс 9 «б»

Всего часов в год 102

Всего часов в неделю 3

Учебник: Литература. В.Я. Коровиной.











г. Улан-Удэ,

2020-2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2016 г.

Рабочая программа разработана в соответствии:

Примерная основная образовательная программа

В соответствие с учебным планом МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» на 2020-2021 уч. год.

«В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной.  Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.» 



Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор

Название учебника

класс

Издатель учебника

Нормативный документ

121215

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Литература

9

«Просвещение»














Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология

продуктивного чтения и технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.


Предметные результаты:

Ученик научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • определять тему и основную мысль произведения

  • владеть различными видами пересказа ,пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ,

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними , постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров ;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).



Ученик получит возможность научиться:
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;



  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;



  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.









Календарно-тематическое планирование

9 класс (102 часа)

Тема урока

Дата

план

Дата факт

Виды контроля

Домашнее задание

1


Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.



Тест

Чтение ста­тьи «Древ­нерусская литература» (с. 4-8), «Слова о пол­ку Игореве»

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы




Составление плана ста­тьи, вопросы и задания 1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 1 (с. 33)

Вопросы и задания 2-7 (с. 34), сообщения о князьях — героях «Сло­ва...»

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы



Сообщения, вопросы и за­дания 2—7 (с 34)

Вопросы

и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чте­ние статьи


4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения





5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения






6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»





Выучить плач Ярославны

7

Входная диагностика





8

РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»





«Русская литература XVIII века» (с. 35-39), вопросы и за­дания 1—4 (с. 40)

9

Характеристика русской литературы ХVIII века




Вопросы и за­дания 1—8 (с. 40-41)

Чтение вступитель­ной статьи о М.В.Ло­моносове (с. 42-49), вопросы и задания 9 (с. 41), 1-5 (с. 49-50)

10

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка




Пересказ вступитель­ной статьи о М.В. Ломо­носове, выра­зительное чте­ние, вопросы и задания 1—5 (с. 49-50)

Чтение «Оды на день восшествия на Всерос­сийский престол Ее Величества Государыни Императри­цы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ло­моносова, вопросы и за­дания 1-5 (с. 58)

11

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.




Выразительное чтение, во­просы и зада­ния 1-5 (с. 58), 1-2 (с. 58, рубрика «Раз­вивайте дар слова»)

Задания 3—4 (с. 58, рубри­ка «Развивай­те дар сло­ва»), чтение вступитель­ной статьи о Г.Р. Дер­жавине (с. 59-63), вопросы и за­дания 1-2 (с 67)

12

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).




Пересказ всту­пительной ста­тьи о Г.Р. Дер­жавине, выразительное чтение, во­просы и зада­ния 1—6 (с. 67), 1 (с. 67, рубри­ка «Развивайте дар слова»)

Вопросы и задания 2 (с. 67, руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), 1—4 (с. 65-66).

13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).





Чтение вступитель­ной статьи об А.Н. Ра­дищеве (с. 68-74), «Путешест­вия из Петер­бурга в Мо­скву»

14

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.




Выразитель­ное чтение, вопросы 1—5 (с 74)

Задание 6 (с 74)

15

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.




Выборочный пересказ, ана­лиз текста, во­просы и зада­ния 6-9 (с. 74)

Чтение

статей о Н.М. Ка­рамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза»

16

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.




Вопросы и за­дания 1—2 (с. 85), 1,5,7 (с. 103-104)

Вопросы

и задания 2-4, 6, 8 (с. 103-104)

17

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)




Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания 2—4, 6, 8 (с. 103-104), 1-2 (с. 104, рубрика «Раз­вивайте дар слова»)

Задание 3 (с. 104, руб­рика «Раз­вивайте дар слова»)

18

Золотой век русской литературы (обзор)

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.




Сообщения, вопросы и за­дания 1, 7 (с. 140)

Чтение статей «Осо-бенно­сти поэтиче­ского языка В.А. Жуков­ского», «В творческой лабо ра-тории Жуковского» (с. 125- 132), балла-ды «Светлана», воп-росы и за­дания 2—6, 8 (с. 140), 1-2 (с. 140, рубри­ка «Разви вай­те дар слова»)

19

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)



Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 2—6, 8 (с. 140), 1,2 (с. 140, рубрика «Развивайте дар слова»)

Чтение вступитель­ной статьи об А.С. Гри­боедове (с. 141-147), сообщение о жизни и творчестве драматурга

20

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.




Сообщения

Чтение ста­тьи «О ко­медии " Горе от ума"» (с. 147-157), текста коме­дии

21

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».




Выразительное чтение, во­просы и зада­ния 1-2, 8-10 (с. 164)

Вопросы и задания 3, 5 (с. 164), ха­рактеристика Фамусова и фамусов­ского обще­ства

22

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии




Характеристи­ка Фамусова и фамусовского общества, во­просы и зада­ния 3,5 (с. 164)

Вопросы и задания 4,6, 12-13 (с. 164-166)

23

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия




Вопросы

и задания 4,6, 12-13 (с. 164-166)

Задание 11 (с. 164), зада­ния рубрики «Развивайте дар слова» (с. 166)

24

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия




Выразительное чтение на­изусть, анализ монологов, за­дания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 166)


Вопросы и зада­ния 7, 14 (с. 164-166)

25

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой




Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний

Конспект

26

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».




Сообщения, описание ил­люстраций, обсуждение тем сочинений, составление плана, подбор материалов

Сочине­ние, чтение вступитель­ной статьи об А.С. Пуш­кине (с. 167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта

27

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина




Сообщения, выразительное чтение

Вырази­тельное чтение сти­хотворений А.С. Пушки­на «К Чаа­даеву», «К морю», «Анчар», вопросы и за­дания (с. 175, 178, 184)

28-29

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина




Выразительное чтение на­изусть, анализ стихотворе­ний, вопросы и задания 1-5 (с. 175), 1-3 (с. 178), 1-5 (с. 184), 8 (с. 195)

Вырази­тельное чтение сти­хотворений А.С. Пушки­на «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас лю­бил: любовь еще, быть может...», во­просы и зада­ния (с. 188)

30

Любовная лирика А.С.Пушкина



Выразительное чтение на­изусть, анализ стихотворе­ний, вопросы и задания 1-3 (с. 188), 10 (с. 195)

Вырази­тельное чтение сти­хотворений А.С. Пушки­на «Пророк», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...», вопросы и за­дания 1 -3 (с. 180), 1-4, 7 (с. 194-195)

31

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения




Выразительное чтение на­изусть, анализ стихотворе­ний, вопросы и задания 1-3 (с. 180), 1-4,7 (с. 194-195)

Вырази­тельное чтение сти­хотворения А.С. Пушки­на «Бесы», вопросы и за­дания 1—3 (с. 192), 5-6, 9, 11 (с. 195)

32

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)




Выразительное чтение на­изусть, анализ стихотворе­ния, вопросы и задания 1—3 (с. 192), 5-6, 9, 11 (с. 195)

Чтение поэмы А.С. Пушки­на «Цыганы», вопросы и за­дания 1-8 (с. 198-199)

33

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.





34

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.



Выразитель­ное чтение, элементы анализа тек^ ста, вопросы и задания 1 —8 (с. 198-199)

Чтение «маленькой трагедии» А.С. Пушки­на «Моцарт и Сальери», вопросы и за­дания 1—4 (с. 214)

56

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».



Конспект лек­ции

Сравнитель­ная харак­теристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и за­дания 1—3, 7 (с. 247-248)

36

Онегин и столичное дворянское общество





37

Онегин и поместное дворянское общество





38

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.



Сравнительная характеристика Евгения Оне­гина и Влади­мира Ленско­го, вопросы и задания 1-3,7, 12-13 (с. 247-248)

Характери­стика Татья­ны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с. 248)

39

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина



Характеристи­ка Татьяны, сравнительная характеристика Татьяны и Оль­ги, вопросы и задания 5(1), 8(1), 9 (с. 248)

Выразитель­ное чтение наизусть одного из писем (Татьяна — Онегину, Онегин — Татьяне), вопросы и за­дания 8 (2), 5 (2-3) (с. 248)

40

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин


Выразитель­ное чтение наизусть, ана­лиз эпизодов объяснения ге­роев, вопросы и задания 8 (2), 5 (2-3) (с. 248)

Выразитель­ное чтение наизусть лирических отступлений (по выбору), вопросы 4,6,15 (с. 248-249)

41

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».



Выразитель­ное чтение наизусть, ха­рактеристика образа автора, вопросы 4, 6, 15 (с. 248-249)

Поиск при­меров ото­бражения пушкин­ской эпохи в романе, вопросы и за­дания 10, 16 (с. 248-249)

42

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»



Выразитель­ное чтение, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания 1—4 (с. 214)


43

РР Подготовка к сочинению по роману.





44

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина



Характери­стика реалий, изображенных в романе, во­просы и за­дания 10, 16 (с. 248-249)





тест

Чтение ста­тьи В. Г. Бе­лин- ского «Сочи- нения Алек- сандра Пушки­на», статьи «В твор­ческой ла­боратории Пушкина» воп- росы и задания рубрики «Это интересно» (с. 241), во­просы и за­дания 11, 14 (с. 248-249)

45

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.



Сообщения, вопросы и за­дания 1—3

(с. 252), 4, 13, 16 (с. 287-288), конспект лек­ции

Чтение статьи «Два поэти­чес- ких мира» (с. 252-253), фраг- мен­та статьи «В творческой лабо ратории М.Ю. Лер­монтова» вопросы и за­дания, вы­рази-тельное чтение на­изусть одного из стихотво­рений поэта

46

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.



Выразитель­ное чтение наизусть, анализ тек­ста, вопросы и задания 1 —2 (с. 254), 1-3 (с. 260), 1-4 (с. 275), 1-3 (с. 277), 1-3 (с. 283), 6,7, 12, 14 (с. 287-288)

Чтение фраг­мента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лер­монтова» , вопросы и задания (с. 280), вы­разительное чтение на­изусть одного из стихот- во­рений поэта, относящихся к любовной лирике

47

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.



Выразитель­ное чтение наизусть, анализ текста, вопросы 1—3 (с. 280), 15 (с. 288)

Чтение фраг­мента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лер­монтова» ,вопросы и за­дания 1—3, 1-4, 2,17 выразитель­ное чтение и анализ сти­хотворений М.Ю. Лер­монтова «Родина», «Дума», «Предсказа­ние»

48

Эпоха безвременья в лирике поэта.



Сообщения, выразитель­ное чтение, анализ тек­ста, вопросы и задания 1-3 (с. 269), 1-4 (с. 271), 1,3,5,8-11 (с. 287-288)

Чтение рома­на М.Ю. Лер­монтова «Ге­рой нашего времени», фрагмен­та статьи «В твор­ческой ла­боратории М.Ю. Лер­монтова» (с. 315-317)

49

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.



Конспект лек­ции

Чтение ста­тьи «О ро­мане "Герой нашего времени"» (с. 288-315), вопросы 6, 11-12 (с. 317)

50

Печорин как представитель «портрета поколения».



Выборочный пересказ, ана­лиз текста, вопросы 6, 11, (с. 317)

Характе­ристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7, 9-Ю, 12, 17 (с. 317-318)

51

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.



Выразительное чтение записей Печорина,

выборочный пересказ, ха­рактеристика Грушницкого и Вернера, во­просы и зада­ния 7, 9-10, 12, 17 (с. 317-318)

Характери­стика жен­ских образов

романа, во­просы и за­дания 14, 18 (с. 317-318)

52

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.




Вопросы и за­дания 13, 19 (с. 317-318), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Сочинение, подготовка к контроль­ной работе по творчеству М.Ю.Лер­монтова, вопросы и за­дания 1—5, 15 (с. 317-318)

53

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»






Контрольная работа

Чтение вступитель­ной статьи В.И. Ко­ровина о Н.В. Гоголе (с. 319-323), поэмы «Мертвые души», сооб­щение о жиз­ни и творче­стве писателя

54

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».



Сообщения, пересказ вступитель­ной статьи о Н.В. Гоголе, вопросы и за­дания (с. 323), описание кар­тин, конспект лекции

Чтение ста­тьи «В твор­ческой лаборатории Н.В. Гоголя» (с. 323-324), вопросы и задания (с. 324-325)

55

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.



Выборочный пересказ, ха­рактеристика героев, описа­ние иллюстра­ций, вопросы и задания 1 -4 (с. 324-325),

1-6, 10, 12 (с. 365-366)

Чтение ста­тьи «О поэме "Мертвые

души"» (с. 325-365), вопросы и за­дания 7—9 (с. 365)

56

Чичиков как новый герой 5эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.



Характеристи­ка Чичикова, выступления по теме дискус­сии

Вопросы и задания 11, 13 (с. 366)

57

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.



Вопросы и за­дания 11,13 (с. 366), об­суждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Сочинение, чтение статей о Ф.М.До­стоевском, (с. 367-379), романа «Бе­лые ночи», вопросы и за-

дания (с. 376, 379)

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.



Сообщения, вопросы и за­дания 1 — 11 (с. 395-396)

Вопросы и зада­ния 12—14 (с. 396), 1-3 (с. 396, руб­рика «Раз­вивайте дар слова»)

59

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.



Сообщения, выборочный пересказ, элементы ана­лиза текста, вопросы и за­дания (с. 10, 13-14)

Чтение

вступитель­ной статьи об А.П.Чехо­ве (с. 15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чте­ние расска­зов «Смерть чиновника», «Тоска», за­дание 1 (с. 40, рубрика «Обогащайте свою речь»)

60

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».




Выразительное чтение, анализ текста, во­просы и зада­ния 1-2, 5-11 (с. 39), 2-5 (с. 40)

Повторение изученного по произ­ведениям А.Н. Ост­ровского, Ф.М.До­стоевского, Л.Н. Толсто­го, А.П. Че­хова

61-62

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.



Конспект лекции, опи­сание портрета Ф.М. Достоев­ского, вопросы и задания 1-4 (с. 376), 1-2 (с. 379), 1-3,7-8 (с. 389-390)

Вопросы и задания 4-6 (с. 389), 1-3 (с. 390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

63

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).




Обсуждение темы сочине­ния, состав­ление плана, подбор мате­риалов, устные сочинения

Чтение ста­тьи «Русская литература XX века» (с. 41-43), вопросы и за­дания (с. 43)

64

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.





65

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.




Конспект лек­ции, вопросы и задания (с. 43)

Чтение статей об И.А. Буни­не (с. 44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рас­сказа «Тем­ные аллеи»,

вопросы и за­дания 1-6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)

66

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.




Конспект лек­ции, сообще­ния, вопросы и задания 1—6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)












Вопросы и задания 7-9 (с. 60), 1, 5 (с. 60, руб­рика «Совер­шенствуйте свою речь»)






67-68

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.



Конспект лек­ции, вопросы и задания 1—6 (с. 117-118)















Выборочный пересказ, ана­лиз текста, характеристика героев, во­просы и зада­ния рубрики «Поразмыш­ляем над про­читанным» (с. 118)

Вопросы и задания рубрики «По­размышляем над прочи­танным» (с. 118), озаглавливание глав повести цитатами

69-70

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.



Выборочный пересказ, ха­рактеристика героя, вопросы и задания 1-4 (с. 193)

Вопросы 5—7 (с. 193)

71

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.













Конспект лек­ции, выбороч­ный пересказ, анализ текста, вопросы и за­дания 1—8, 10 (с. 280-281)

Чтение ста­тьи «В твор­ческой лаборатории А.И. Сол­женицына» (с. 226-229), вопросы и задания 9, 11—13 (с. 281)

72

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.



Выборочный пересказ, ха­рактеристика героев, анализ текста, во­просы и зада­ния^ 11-13 (с. 281)

Подготовка к контроль­ной работе по прозаи­ческим про­изведениям XX века, подготовка вопросов

73-74

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.




Чтение статей об А.А. Блоке (с. 61-73), сообщение о жизни и творче­стве поэта, вопросы и задания (с. 74-75)

75

Русская поэзия Серебряного века.



Конспект лек­ции, сообще­ния, вопросы и задания (с. 74-75)


76

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.





77

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.



Чтение статей об С.А. Есе­нине (с. 76-88), сообщение о жизни и творчестве поэта, во­просы и зада­ния 1-6, 10, 11 (с. 95-96),

вопросы и за­дания 1-6 (с. 59-60), 2-4 (с. 60, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)

78

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе,человеке.



Выразительное чтение на­изусть, анализ текста, во­просы 7—9, 12 (с. 96), вопросы и задания рубрики «Обо­гащайте свою речь» (с. 96)

Чтение статей о В.В. Мая­ковском (с. 97-107), сообщение о жизни и творчестве поэта, во­просы и зада­ния (с. ПО)

79

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.


Конспект лек­ции, сообще­ния, вопросы и задания (с. ПО)

Чтение вступитель­ной статьи о М.И. Цве­таевой (с. 119-124), вопросы и задания 3, 6 (с. 129), 2 (с. 129, руб­рика «Обога-

шайте свою речь»)

80-81

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.



Вопросы и за­дания 1—2, 4—5, 7 (с. 128-129), 1 (с. 129, руб­рика «Обога­щайте свою речь»)

Чтение ста­тей и вос­поминаний о Н.А. За­болоцком (с. 148-161), вопросы и задания (с. 165-166)

82

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.



Выразительное чтение, анализ стихотворе­ний, вопросы и задания (с. 165-166)

Чтение

статей об А.А. Ах­матовой (с. 130-141), вопросы и за­дания 1, 3, 5 (с. 146-147), 2-3 (с. 147, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)

83

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.



Выразительное чтение,анализ стихотворений, вопросы и за­дания 2, 4, 6-7 (с. 146-147), 1 (с. 147, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)

Чтение статей о Б.Л. Па­стернаке (с. 194-201, 206-207), во­просы и зада­ния (с. 207)

84

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.




Выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и за­дания (с. 207)

Чтение вступитель­ной статьи об А.Т. Твар­довском (с. 208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубри­ка «Развивай­те свою речь», с. 230-232), вопросы и за­дания 3-6 (с. 230)

85-86

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.



Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворе­ний, вопросы и задания 3—6 (с. 230)

Чтение руб­рики «По­размышляем над прочи­танным» (с. 226-229), выразитель­ное чтение стихотворе­ния А.Т. Твар­довского «Я убит подо Ржевом...», вопросы и за­дания 1—2, 7 (с. 230)

87-88

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.






89-90

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»



Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания (с. 308, 314)

Чтение ста­тьи о Данте Алигьери (с. 315-325), вопросы и за­дания (с. 325)

91-92

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.



Конспект лек­ции, вопросы и задания (с. 325)

Чтение статьи об У. Шек­спире (с. 326-334),

сообщение о жизни и творчестве

драматурга, чтение траге­дии «Гамлет», вопросы и за­дания 1—2 (с. 334)

93

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)




Конспект лек­ции, сообще­ния, вырази­тельное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания 1—2 (с. 334)

Выразитель­ное чтение по ролям фрагмента трагедии У. Шекспира «Гамлет», вопросы 3—5 (с. 334)

Чтение

статьи об И.В. Гёте (с. 335-346), вопросы 1—3 (с. 346)

94

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).



Конспект лек­ции, вопросы 1-3 (с. 346)

Вопросы и задания 4-5 (с. 346)

























Подготовка к итоговому уроку, во­просы и зада­ния (с. 347)

95-96

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.



Контрольная работа

Задания нет

97-102

Резервные уроки











































Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: Литература

Класс: 9 «б»

Учитель: Сидорова Ю.Ю.

2020-2021 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано