СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин, СА. Зинин, В.А. Чалмаев. - Москва: Русское слово, 2011. Программно-методические материалы: Литература.11 класс. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин - Москва: Русское слово, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа реализуется через УМК Литература.11 класс. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин - Москва: Русское слово, 2018. 

Согласно учебному плану на реализацию этой программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.



Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



В результате изучения литературы; на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 20 века;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных на­правлений; основные теоретико-литературные понятия (художественный образ, содержание и форма, художественный вымысел, фантастика, историко-литературный процесс, литературные направления и течения - классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм; литературные роды - эпос, лирика, драма; жанры литературы - роман, 'роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча, поэма, баллада, лирическое стихотворении, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет, комедия, трагедия, драма; авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лири­ческое отступление, конфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов; деталь, символ; психологизм, народность, историзм; трагическое и комическое, сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм; изобразительно-выразительные средства в художественном про­изведении - сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория; стиль, проза и поэзия, сис­темы стихосложения, стихотворные размеры - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест; ритм, рифма, строфа; литературная критика);

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произно-

шения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литератур-

ные темы.















Раздел 2. Содержание учебного предмета


Введение

Сложность и самобытность русской литературы 20 века, отражение в ней драматических кол­лизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Рус­ская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики 20 века, рождения «людей эпох», переживших свое время. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и ис­кусстве.

И.А. Бунин

Стихотворения «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной», «Христос воскрес! Опять с за­рею...» и др. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Ор­ганическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали (для самостоятельного анализа).

Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедель­ник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления сует­ного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М.Горький

Рассказ «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд.

Пьеса «На дне». Философско-эстётическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. Куприн

Повесть «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести. Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Проза Л. Андреева

Рассказ «Иуда Искариот». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Анд­реева к вечным вопросам бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художе­ственной детали.

Серебряный век русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные от­крытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение осо­бого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала 20 века (символизм, акме­изм, футуризм).

Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир симво­лизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др.

В. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творче­стве художника «разрушительной» свободы революции.

К. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «глав­ный герой» стихотворений Бальмонта.

Смысл поэзии И. Анненского

Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. Поэзия Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глуби­на лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии Анненского.

А. Блок

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы», «Незнаком­ка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности об­разного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его программное значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских» поэтов в образно-стилистическое богатство русской поэзии 20 века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Лирика Н. С. Гумилева

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шес­тое чувство» и др. Герой-маска в ранней поэзии Н. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева. Тема истории и судь­бы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Поэзия А. Ахматовой

Стихотворения «Мне голос был…», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубий­ства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. Психологическая глубина и яркость любовной лирики Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема историче­ской памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Лирика М. Цветаевой

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...») и др. Уникальность поэти­ческого голоса Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цве­таевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой кон­цепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

Творчество А. Аверченко

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнезд рассеяния» эмиг­рантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, М. Цве­таевой, А Аверченко и др.). Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова и др.). Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «едини­цы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х годов).

Творчество В. Маяковского

Стихотворения «А вы могли бы?.,»; «Ночь», «Нате», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др.. Тема по­эта и толпы в лирике Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. Новаторство поэта в области худо­жественной формы.

Творчество С. Есенина

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...»,;;«Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др.

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Тра­гическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии Есенина. Богатство по­этической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэма «Анна Снегина». Соотношение лирического и эпичес­кого начал в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема позднего Есенина.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимиз­ма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизация власти:

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России-Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, М. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда. Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павки Корчагина в романе «Как закалялась сталь» ;

Тема коллективизации в литературе. М. Шолохов «Поднятая целина».

Эмигрантская ветвь русской литературы в 30-е годы. О. Мандельштам. Стихотворения «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…». Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в творчестве Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

Творчество А.Н. Толстого

Роман «Петр Первый». Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Толстого. Углубление образа Петра в романном освоении темы. Основные эта­пы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы власти и народа, личности и истории в художествен­ной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

Творчество М. Шолохова

Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские расска­зы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и граж­данской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Творчество М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Творчество Б. Пастернака

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Пастернака. Неразрывность связи человека и при­роды, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и об­разная яркость лирики Пастернака.

Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революци­онной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повество­вания.

Творчество А. Платонова

Рассказы «Июльская гроза», «Возвращение», «Фро», роман «Котлован».

Оригинальность, самобытность художественного мира А. Платонова. Тип платоновского героя - мечтате­ля, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе писателя. Соотноше­ние «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья».

Творчество В. Набокова

Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обы­вателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Ле­бедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова. Жанр поэмы в литера­турной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Василий Теркин» А. Твардовского и др.). Проза о войне. В. Некрасов «В окопах Сталинграда» и др.

Творчество А. Твардовского

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь мону­мента...», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь че­ловечество вини...» и др. Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на до­рогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти». Поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Творчество Н.А. Заболоцкого

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой» и др. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр сонета, размышления-предписания в художественной концепции Заболоцкого.

Литературный процесс 50-х-80-х годов

Осмысление Великой Победы в 40-е - 50-е годы 20 века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.)

«Оттепель» 1953-1964 годов - рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимо­связей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В Розова, В. Аксенова, А. Солжени­цына и др. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных университетов писателя» в повести. Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. В.М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон. Мадам», «Срезал» и др. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нрав­ственно-общественных полюса в прозе Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психо­логического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Взаимоотношения человека и природы в повести В. Астафьева «Царь-рыба». Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок».

Нравственно-философская проблематика и художественные особенности прозы Ю. Трифонова («Об­мен»), драматургии А. Вампилова («Старший сын»).

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Новейшая русская проза и поэзия 80-х - 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы- предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая»; литература, «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.). Поэма в прозе «Москва- Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80-90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров.и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.



























Раздел 3. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов



по рабочей

Р.Р.


программе


Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

3


Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.

5

1

Проза и драматургия М. Горького. Романтическая проза.

6

2

Проза Куприна. Очерковая проза

3


Творчество Л.Н.Андреева.

2


«Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обновлением термина «серебряный век» применительно к 20 веку.

3


Поэзия А.Блока.

6

2

Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии. Преодоление символизма.(

4

1

Сарказм. Ирония. Политическая сатира.

1


Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

8

1

Октябрьская революция и литературный процесс 20 –х годов.

2


Поэзия Маяковского. Декламационный стих

5


Сергей Есенин: поэзия и судьба.

5

3

Литературный процесс 30-нач. 40-х годов.

9

1

Творчество Булгакова. Карнавальный смех.

9

2

Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.

4

1

Проза А. Платонова, Набокова. Литературная антиутопия.

4


Литература периода Великой Отечественной войны.

5

1

Литературный процесс 50- 80-х годов.


9


1


Этапы творческого пути А.Солженицына.

4

1

Новейшая русская проза и поэзия 80- 90-х годов.

5

2

102

19












































Приложение


Календарно - тематическое планирование. Литература 11 «А» класс

Тематическое планирование рассчитано на 3 урока в неделю

(3 урока / 34 учебных недели = 102 часа)

Урока

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения


План

Факт

Примечание

Т1. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. 3ч., 3 ч. в неделю)


1

На рубеже веков. Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры

1 неделя сентября/18



2.

Реалистические традиции и модернистические искания в литературе 20 века.

1 неделя сентября/18



3

Урок – экскурсия «Искусство начала 20 века»

1 неделя сентября/18



Т2.Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. (5ч.,3 ч. в неделю)


4

Историко-биографический очерк с привлечением дневниковых записей писателя, фрагментов «Окаянных дней», отзывов Л.Н.Толстого о бунинском творчестве, нобелевской речи Бунина. Лирика.

2 неделя сентября/18



5

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.Бунина. («Антоновские яблоки»).

2 неделя сентября/18



6

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2 неделя сентября/18



7

Тема любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание»,» Чистый понедельник»).

3 неделя сентября/18



8

Сочинение .Тест по творчеству И.Бунина.Р/Р

3 неделя сентября/18



Т3. Проза и драматургия М. Горького. Романтическая проза. (6ч.,3 ч. в неделю)

9

Судьба и творчество М.Горького.

3 неделя сентября/18



10

Романтические рассказы- легенды в раннем творчестве М.Горького. («Старуха Изергиль», «Макар Чудра»).

4 неделя сентября/18



11

Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе (рассказ «Челкаш»).

4 неделя сентября/18



12

Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне». Сочинение по творчеству М.Горького. Р/Р

4 неделя сентября/18



13

Спор о правде и мечте в драме Горького.

Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих. Феномен образа Луки в пьесе.

Нравственно-философские мотивы пьесы.

1 неделя октября/18




14

Работа над ошибками в сочинении по творчеству М.Горького. Р/Р

1 неделя октября/18




Т4.Проза Куприна. Очерковая проза (3ч., 3 ч. в неделю)

15

Художественный мир А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».

1 неделя октября/18




16

Красота природного человека в повести «Олеся»

2 неделя октября/18



17

Нравственное противостояние героя и среды в повести «Поединок».

2 неделя октября/18



Т5. Творчество Л.Н.Андреева.(2ч.,3 ч. в неделю)

18

Творчество Л.Н.Андреева. Рассказ «Стена». Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

2 неделя октября/18



19

Выполнение тестовых заданий по творчеству Куприна, Л.Андреева.


3 неделя октября/18





Т6. «Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обновлением термина «серебряный век» применительно к 20 веку.(3ч.,3 ч. в неделю)

20

В.Я.Брюсов- «идеолог» русского символизма.

3 неделя октября/18



21

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. («Лунный луч»,» Фантазия»,» Я мечтою ловил уходящие тени») Понятия: эвфония, ассонанс, аллитерация.

3 неделя октября/18



22



Драматизм и исповедальность лирических шедевров И.Анненского. («Старая шарманка»,» Среди миров»,» Смычок и струны»,» Старые эстонки», «Стальная цикада»)

4 неделя октября/18



Т7. Поэзия А.Блока.(6ч.,3 ч. в неделю)

23

Поэзия А.Блока. Лирический цикл.


4 неделя октября/18



24

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. («Незнакомка», «На железной дороге»).Р/Р

4 неделя октября/18



25

Россия и ее судьба в поэзии А.Блока. («Родина», «Россия», «На поле Куликовом».

1 неделя ноября/18



26

Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».

1 неделя ноября/18



27

Символика поэмы и проблема финала.

1 неделя ноября/18



28

Выполнение заданий по творчеству А.Блока.Р/Р

2 неделя ноября/18



Т8. Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии. Преодоление символизма.(4ч.,3 ч. в неделю)

29

Преодоление символизма.

2 неделя ноября/18



30

Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опорой на творчество Н.Гумилева, С.Городецкого, С.Северянина, В.Хлебникова, Н.Клюева.Р/Р

2 неделя ноября/18



31

Н.С.Гумилев. Поэзия и судьба.

3 неделя ноября/18



32

Лирический герой поэзии Н.Гумилева. Анализ стихотворений «Жираф»,» Кенгуру» … с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм».

3 неделя ноября/18




Т9.Сарказм. Ирония. Политическая сатира. (1ч.,3 ч. в неделю)


33

Аверченко и группа «Сатирикона». Сарказм

3 неделя ноября/18



Т10.Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.(8ч.,3 ч. в неделю)


34


Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

4 неделя ноября/18



35

Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. (Из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». А.Ахматова и Н.Гумилев. Лирическая исповедальность.

4 неделя ноября/18



36

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

Стихи А.Ахматовой о Пушкине.

4 неделя ноября/18



37

Сочинение по творчеству А.Ахматовой. Р/Р

4 неделя ноября/18-1 неделя декабря/18



38

Судьба и стихи М.И.Цветаевой.

1 неделя декабря/18



39

Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. («Мне нравится, что вы больны не мною…»,» Попытка ревности»,» Роландов рог»)

1 неделя декабря/18



40-41

Тема дома – России в поэзии М.Цветаевой. («Молитва», «Тоска по Родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена…»)

2 неделя декабря/18



Т11.Октябрьская революция и литературный процесс 20 –х годов.(2ч.,3 ч. в неделю)

42

Литературные направления в 20-е годы. Литература «окаянных дней». (Общая характеристика творчества И.Бунина, А.Ремизова, Б.Пильняка- представителей духовной оппозиции в годы революции.

2 неделя декабря/18



43

1. Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Замятина «Мы».

2.Нравственно- историческая проблематика произведений писателей «новой волны»: «Разгрома» А.Фадеева, «Конармии» И.Бабеля, «Донских рассказов» М.Шолохова.

3 неделя декабря/18



Т 12.Поэзия Маяковского. Декламационный стих (5ч.,3 ч. в неделю)


44


Творческая биография В.Маяковского.

3 неделя декабря/18



45

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. («А вы могли бы?», «Нате!»,

«Скрипка и немножко нервно» …)

3 неделя декабря/18



46.

Тема художника и революции в творчестве В.Маяковского.

4 неделя декабря/18



47

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского. («О дряни», «Прозаседавшиеся». Пьесы: «Баня», «Клоп».)

4 неделя декабря/18



48

«Как живой с живыми…» Маяковский о назначении поэта и поэзии. «Необычайное приключение…», «Разговор с финиспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос»).

3 неделя января/19



Т13.Сергей Есенин: поэзия и судьба. (5ч.,3 ч. в неделю)

49

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.

3 неделя января/19



50

Тема революции в поэзии Есенина.

3 неделя января/19



51

Мотивы поздней лирики Есенина.Р/Р

4 неделя января/19



52

Нравственно- философское звучание поэмы «Анна Снегина». Проблематика и образы поэмы в единстве ее лирического и эпического звучания.Р/Р


4 неделя января/19



53

Выполнение письменных тестовых заданий на основе произведений В.Маяковского и С.Есенина. Р/Р

4 неделя января/19







Т14.Литературный процесс 30-нач. 40-х годов. (9ч.,3 ч. в неделю)

54

Произведения отечественной прозы 30 годов. Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина, И.Шмелева, Б.Зайцева.

1 неделя февраля/19



55

Лирика 30-х годов. Общая характеристика творчества М.Исаковского, М.Светлова, О.Мандельштама.

1 неделя февраля/19



56.

Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве писателя.

Личность царя- реформатора в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Противники и соратники Петра в романе. Народ и власть в романе.

1 неделя февраля/19



57

Творчество М. Шолохова. Историко-биографический очерк с обобщением ранее рассмотренного материала по творчеству писателя. «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».

2неделя февраля/19



58

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». Анализ глав первого тома романа с закреплением понятий «эпос» и «эпическое время и пространство»

2неделя февраля/19



59

События революции и гражданской войны в романе.

2неделя февраля/19



60

Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

3 неделя февраля/19



61

Путь «казачьего Гамлета» - Григория Мелехова в романе.

3 неделя февраля/19



62

Сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон».Р/Р

4 неделя февраля/19



Т15.Творчество Булгакова. Карнавальный смех.(6ч.,3 ч. в неделю)

63

Судьба и книги М.Булгакова.

1 неделя марта/19



64

Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия»

1 неделя марта/19



65

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита».

1 неделя марта/19



66-67

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе.

2 неделя марта/19



68-69

Тема любви и творчества в романе.

2-3неделя марта/19



70-71

Выполнение тестовых заданий по творчеству М.Булгакова.Р/Р

3 неделя марта/19



Т16.Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.(4ч.,3 ч. в неделю)

72

Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.

4неделя марта/19



73

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.

4неделя марта/19



74

Философские мотивы лирики Б.Пастернака.

4неделя марта/19



75

Письменная работа по творчеству Б.Пастернака.Р/Р

1 неделя апреля/19



Т17.Проза А. Платонова, Набокова. Литературная антиутопия.(4ч.,3 ч. в неделю)

76

Самобытность художественного мира А.Платонова. (Рассказ «Июльская гроза»).

1 неделя апреля/19



77

Проза А.Платонова. Литературная антиутопия.

1 неделя апреля/19



78

Проза В.В.Набокова. Элитарная проза. Литературное двуязычие.

2 неделя апреля/19



79.

Набоков и Бунин. Пушкинские реминисценции в романе «Машенька».

2 неделя апреля/19



Т18.Литература периода Великой Отечественной войны.(5ч.,3 ч. в неделю)

80

Военная публицистика.

2неделя апреля/19



81

«Сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.

Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А.Фатьянова



3 неделя апреля/19



82

Поэзия А.Т.Твардовского. Лирический эпос. Тема исторической памяти.

3 неделя апреля/19



83

Поэма «Василий Теркин». Нравственно-философский смысл «возвращенной» поэмы «По праву памяти». Проблемное сопоставление «По праву памяти» с главами поэмы «За далью даль».

3 неделя апреля/19



84

Выполнение тестовых заданий по лирике А.Твардовского.Р/Р

4 неделя апреля/19



Т19.Литературный процесс 50- 80-х годов.(9ч.,3 ч. в неделю)


85


Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий.

4 неделя апреля/19



86- 87

Герои и проблематика «военной прозы». (К. Воробьев «Убиты под Москвой», В.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В.Быков: «Обелиск», «Сотников»).

4 неделя апреля/19

1 неделя мая/19



88

Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов).

2 неделя мая/19



89

«Деревенская проза» 50-80-х годов. Обзорное рассмотрение произведений А.Вампилова, Ю.Казакова, В.Распутина, В.Белова, фФ.Абрамова.

2 неделя мая/19



90

Поэзия Н.А.Заболоцкого. Единство природы и человека в лирике поэта.

Анализ стихотворений: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…».

2 неделя мая/19



91

Проза В.М.Шукшина. Яркость и многоплановость творчества писателя.

3 неделя мая/19



92


Тип героя- «чудика» в новеллистке В. Шукшина.

Тема города и деревни в прозе.

3 неделя мая/19



93

Выполнение тестовых заданий.Р/Р

3 неделя мая/19




Т20.Этапы творческого пути А.Солженицына.(4ч.,3 ч. в неделю)

94-95

Тема народногоправедничества в рассказе «Матренин двор».

4 неделя мая/19



96.

Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

4 неделя мая/19



97

Письменная работа по творчеству А.Солженицына. Р/Р

4неделя мая/19



Т21.Новейшая русская проза и поэзия 80- 90-х годов.(5ч.,3 ч. в неделю)

98


Своеобразие современной реалистической прозы. (В.Астафьев, В.Распутин, Б.Екимов, Ю.Поляков, Л.Петрушевская).

5 неделя мая/19



99

Творчество В.Т.Шаламова. «Лагерная» тема.

5 неделя мая/19



100

Литература постмодернизма. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия. Эссеизм.

5 неделя мая/19



101-102

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (Обобщающий урок).Р/Р

5 неделя мая/19



























































26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!