СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 3 часа в неделю. Программа содержит тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»


«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 1

«30» августа 2022 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

_________________


«31» августа 2022 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от«31» августа 2022 г. № _____












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

11 класс






Составитель: учитель

высшей квалификационной категории

Бархатова И.А.








г.Югорск,

2022 г.


Содержание программы:


стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

2.

Содержание учебного предмета

8

3.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

17




Аннотация


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией А.Н. Романовой, Лебедева Ю.В. (М. «Просвещение», 2019 г.) ,учебника «Литература 11 класс» в 2-х ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор – Лебедев Ю.В. -  М.: «Просвещение», 2019г.), программы воспитания МБОУ «СОШ №6».

Основная цель курса «Литература»:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

      Задачи:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение русской классической литературы в 11 классе направлено на достижение следующих личностных результатов образования:

— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;

— формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности;

— формирование нравственной чуткости, совестливости, чувства справедливости;

— воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;

— формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;

— развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;

— формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;

— формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах, предусмотренных программой учебного курса 11 класса;

— формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;

— подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.;

— формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощённому в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействия в художественной практике конкретных писателей.

Планируемые предметные результаты освоения. Выпускник на базовом уровне научится:

— демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

— в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

· обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

· использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

· давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

· анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

· определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

· анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. п.);

— осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

— анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

— анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

— о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

— о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

— о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

— об историко-культурном подходе в литературоведении; — об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

— имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

— о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Изучение литературы как учебного предмета способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Конкретизация метапредметных результатов для систематического контроля за их формированием связана с указанием предметной области, сферы реальной действительности, конкретных специфических объектов, для освоения которых применяются универсальные учебные действия в рамках предмета «Литература». Также можно обозначить некоторые специфические средства обучения и характерные для данной дисциплины виды деятельности учащихся, способствующие достижению метапредметных результатов:

— умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX — начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX — начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX — начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX — начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т. п.;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.

2. Содержание учебного предмета

Введение. Русская литература в контексте мировой художествен­ной культуры XX столетия. Литература и глобальные исто­рические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало разви­тие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литера­тура Русского зарубежья. Различное и общее: что проти­вопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нрав­ственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века.Литература 20-х годов XX века 

    Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей

 Писатели-реалисты начала XX века.

Иван Алексеевич Бунин.  

Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен вы­бор других пяти стихотворений).  Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

   Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изу­чения только для школ с русским (родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического по­вествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и за­пустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели тради­ционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобрази­тельности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтич­ность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.

  Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль пи­сателя. Рассказ (углубление представлений).

 Александр Иванович Куприн.  Жизнь и творчество (обзор).

   Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

   Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений).

 Максим Горький.

Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романти­ческий пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы пи­сателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности ком­позиции рассказа «Старуха Изергиль».

   «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого иреального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их тра­гическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Са­тин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представ­ления).  

Серебряный век русской поэзии.Символизм.  «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

   «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

   Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихо­творения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена куль­тур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

   Константин Дмитриевич Бальмонт. 

Слово о поэте.Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».

   Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнесла-вянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Те­ма России в эмигрантской лирике Бальмонта.

   Андрей Белый (Б. Н. Бугаев).

 Слово о поэте.Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соло­вьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее миро­ощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая

смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Фило­софские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

   Н. Гумилев. 

«Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.  Западноевропейские и отечественные истоки акмеизмаОбзор раннего творчества Н. Гу­милева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

   Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрип­ка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или  другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яр­кость, праздничность восприятия мира. Активность, дей­ственность позиции героя, неприятие серости, обыден­ности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гуми­лева на русскую поэзию XX века.

Футуризм.

   Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский),«Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями

   Игорь Северянин (И. В. Лотарев). 

Слово о поэте.Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском», «Романтические ро­зы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтиче­ские неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).

  Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок

   Жизнь и творче­ство (обзор). Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О до­блестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, филосо­фии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир ран­него Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и инто­нации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэ­та. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символиче­ское и конкретно реалистическое в поэме. Гармония не­сочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произ­ведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.  Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия. (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. 

Слово о поэте. Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному бо­гатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есе­нин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.

Сергей Александрович Есенин

Жизнь и творчест­во (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Со­ветская» (указанные произведения обязательны для изучения).

   «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Воз­вращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен вы­бор 3—5 других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его творчест­ва. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народ­но-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, вли­яние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и лю­бимым людям.

   Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органи­ческого образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенин­ского цикла «Персидские мотивы».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихо­творный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

   

    Обзор с монографическим изучением одного —■ двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса.

   Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

   Тема России и революции: трагическое осмысле­ние темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бу­нин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

   Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

   Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Се­рафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Кон­армия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Ве­селого, «Разгром» А. Фадеева).      

   Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколе­ния («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орна­ментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

   Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).

   Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

 Владимир Владимирович Маяковский. 

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные произведения обязательны для изучения).

«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яков­левой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)

  Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и рево­люция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).    Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.

 Литература 30-х годов.  

                 Творческие поиски писателей в 30-е   годы.

   Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др.

   Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про­кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

   Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов.«СмертьВазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского,  В.Луговского и др.

 

Михаил Афанасьевич Булгаков

Жизнь и творчест­во (обзор). Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору, в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении). История создания романа «Белая гвардия». Своеобра­зие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водово­роте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Сатирическое изображе­ние трусов, приспособленцев, предателей. Символиче­ское звучание образа Города. Алексей Турбин как за­щитник и охранитель Дома, Отчизны. Смысл финала романа.

   История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или мифо­логического) до сатирического (бытового). Сочетание ре­альности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Андрей Платонович Платонов. 

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы  

Тип платоновского героя — мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Анна Андреевна Ахматова. 

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения).«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Воз­можен выбор 2—3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощаю­щее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художествен­ного творчества как тема ахматовской поэзии. Разго­ворность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.Поэма «Реквием». Неразделенность, единство тра­гедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библей­ские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного сти­ха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема су­да времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX — начала XXI   веков.

Осип Эмильевич Мандельштам.  

Жизнь и творче­ство (обзор).Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...».(Возможен выбор 3—4 других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра­зие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Марина Ивановна Цветаева. 

 Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру­ке...»), «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения).«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотво­рений.)

   Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога — исповеди. Тема твор­чества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей га­зет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

Михаил Александрович Шолохов. 

  Жизнь. Творче­ство. Личность (обзор).  «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной траге­дии. История создания шолоховского эпоса.«Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического по­вествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Се­мейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Жен­ские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверж­дение высоких нравственных ценностей в романе. Тради­ции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шоло­ховские традиции в русской литературе XX века.

  Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное про­странство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература 40-х годов.

 Литература периода   Великой Отечественной войны.  Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как са­мый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, пе­реживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьяно­ва; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органиче­ское сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.         Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символиче­ское звучание признаний в любви к родным местам, близ­ким людям.Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, Б. Гор­батова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напря­жение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»,

Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX века.

 Литература 50—90-х годов XX века. 

Обзор литературы  второй половины XXвека.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте­пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Воз­несенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуц­кий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Ма­кании и др. Нравственная проблематика и художествен­ные особенности их произведений.

   «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян­ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамо­ва, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова(«Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

 Литература Русского зарубежья. Возвращенные в оте­чественную литературу имена и произведения (В. Набо­ков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зай­цев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. 

Александр Трифонович Твардовский.   

Жизнь и творчество. Личность  и творчество(обзор).

   Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери»,         «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательные  для изучения).

  «В тот день, когда закончилась война...», «Дробит­ся рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве­ка. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувст­во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо­ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо­ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Борис Леонидович Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

  «Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некраси­во...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная ли­рика поэта. Философская глубина раздумий. Стремле­ние постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удив­ление перед чудом бытия.    Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пас­тернак-переводчик.

   Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро­мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе.

   Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органиче­ская связь с проблематикой и поэтикой романа. Тради­ции русской классической литературы в творчестве Па­стернака.

Александр Исаевич Солженицын.   

Жизнь. Творче­ство. Личность (обзор).

   Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеоб­разие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов.

Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо­жен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достовер­ность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследова­ние человеческой природы «в крайне важном, не опи­санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Ха­рактер повествования. Образ повествователя. Новатор­ство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление по­нятия). Психологизм художественной литературы (раз­витие представлений). Традиции и новаторство в худо­жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов.

Жизнь и творчество (обзор).    Стихотворения «Видения на холме», «Русский ого­нек», «Я буду скакать по холмам задремавшей от­чизны...», «Звезда полей», «В горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)

   Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия ли­рики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэ­зии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.

Жизнь и творчество (обзор).  «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произ­ведение по выбору.) Взаимоотношения человека и приро­ды в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь и творче­ство (обзор).  «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Жи­ви и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «от­цов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоот­верженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.

                                  

Иосиф Александрович Бродский. 

  Жизнь и творче­ство (обзор).Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

  Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литератур­но-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток не­принужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуоз­но организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Булат Шалвович Окуджава. 

   Слово о поэте.    Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор дру­гих стихотворений.)

   Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов   

 «Городская» проза в современной литературе

Юрий Валентинович Трифонов

Жизнь и творчест­во (обзор). Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифо­нова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравст­венной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Темы и проблемы современной драматургии

Александр Валентинович Вампилов.

Слово о дра­матурге.  Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система обра­зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче­ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России. 

Мустай Карим. 

Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).Стихотворения: «Подует ветер — все больше ли­стьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)ЛирикаМустаяКарима. Отражение вечного движе­ния жизни, непреходящих нравственных ценностей в ли­рике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспа­мятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики МустаяКарима.                     

Литература конца XX — начала XXI века.

Общий обзор произведений последнего десятилетия.Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол­стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев­тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы.

Джордж Бернард Шоу.  

Слово о писателе.  «Дом, где разбиваются сердца»,  «Пигмалион».(Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Че­хова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании ин­дивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

   «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич­ности и его реализации. Характеры главных героев пье­сы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художест­венный прием.

    Томас Стернз Элиот. 

 Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классиче­ской поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

   Эрнест Миллер Хемингуэй. 

Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солн­це», «Прощай, оружие!».

   Повесть «Старик и море» как итог долгих нравст­венных исканий писателя. Образ главного героя — ста­рик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообла­дание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

  Эрих Мария Ремарк. 

 Слово о писателе.«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ре­марк как наиболее яркий представитель «потерянного по­коления». Трагическая концепция жизни в романе. Стрем­ление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних моно­логов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия). 





3. Тематическое планирование по литературе в 11 классе


п/п

Тема

Кол-во уроков

Характеристика деятельности учащихся

Содержание воспитания

Количество контрольных работ

1.

Введение..

1

Знакомятся с разделами учебника, с основными направлениями , темами русской литературы 20 века.. Конспектируют лекции учителя.

Гражданско-патриотическое: понимание значимости русской литературы в мире;

Коммуникативное: овладение нормами речевого этикета в различных жизненных ситуациях.


2.

Литература первой половины 20 века

41

Знакомятся с литературными процессами начала века, биографиями писателей и поэтов, основными темами и проблемами их произведений; составляют развернутые характеристики героев; определяют роль художественной детали, стилистическую окрашенность повествования, темы произведений, выделяют основную мысль, находят средства художественной выразительности.

Гражданско-патриотическое: понимание значимости процессов, происходивших в литературе первой половины 20-х годов, воспитание любви к русской литературе, ее традициям;

Нравственное: понимание важности в жизни человека качеств: любви, жертвенности, милосердия, понятий: человек, жизнь, цель, Родина ;

Умственное: освоение базовых литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное: воспитание умения слышать и слушать собеседника, вести себя корректно в различных речевых ситуациях;

Здоровьесберегающее: воспитание умения грамотно организовывать свой учебный процесс с точки зрения здоровьесбережения;;

Эстетическое: осознание красоты звучащего или читаемого слова, силы его воздействия на человека, понимание связи между литературой, музыкой, живописью.;

Воспитание семейных ценностей: осознание ценности семьи в жизни человека, ее значимости, роли в формировании личности.

.


6.10.21

26.11.21

3.

Литература 30-х годов

25

Знакомятся с биографиями писателей, основными их произведениями, их проблематикой, центральными образами, определяют смысл названий произведений. Сопоставляют эпизодылитературных произведений с экранизациями по ним. Прослеживают закономерности и особенности в построении литературных произведений, связь литературы и истории.

Гражданско-патриотическое: понимание значения литературы 30-х годов в развитии большого литературного процесса, расширение понятия историзм, патриот и патриотизм, Родина, преданность, вера;

Нравственное: воспитание понимания важности таких понятий, как преданность, забота, целеустремленность, совесть, справедливость, верность, справедливость, память;

Умственное: освоение базы литературоведческих понятий, применение полученных знаний на практике.;

Социально-коммуникативное: умение вести диалог, учитывая мнения собеседников;

Здоровьесберегающее: воспитание умения грамотно организовывать свой учебный процесс с точки зрения здоровьесбережения;

Эстетическое: умение видеть и ценить красоту слова;

Семейные ценности: воспитание понимания ценности семьи, значения внутрисемейных связей.

12.01.22

25.02.22

4.


Литература 40-х, 50-90-х годов


26

Знакомятся с биографией писателя, историей создания произведений, устанавливают их жанровое своеобразие, анализируют систему образов; прослеживают конфликта в пьесе «На дне», отбирают литературный материал по теме, излагают его.


Гражданско-патриотическое: понимание значениялитературы 40-х, 50-90-х годов во время переломных моментов в истории государства, расширение понятия патриот и патриотизм, Родина, преданность, вера;

Нравственное: воспитание понимания важности таких понятий, как преданность, забота, целеустремленность, совесть, справедливость, Отечество, совесть, малая родина;

Умственное: освоение базы литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное: умение вести диалог, учитывая мнения собеседников;

Здоровьесберегающее: воспитание умения грамотно организовывать свой учебный процесс с точки зрения здоровьесбережения;

Эстетическое: умение видеть и ценить красоту слова;

Семейные ценности: воспитание понимания ценности семьи, значения внутрисемейных связей.

15.05.22

23.05.22

5.



Зарубежная литература

9

Знакомятся с основными положениями символизма, акмеизма как литературных направлений, постигают содержание поэтических произведений на аналитическом уровне.Выступают с устным сообщением, отбирают материалы для сочинения. Анализируют динамику чувств героев лирических произведений. Готовят выразительное чтение стихотворений с последующим анализом.

Анализируют эволюцию темы Родины в лирике Есенина, стихи о любви, определяют смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия; выделяют языковые средства и определяют их роль.

Нравственное: осознание и принятие таких понятий, как честь, достоинство, верность, преданность, дружба, человечность, любовь, честность, красота, человек; воспитание понимания многообразия литературного процесса, литературной толерантности;

Умственное: освоение основных литературоведческих понятий;

Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях;

Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения.;

Эстетическое: освоение приемов: развитиееспособности видеть и ценить прекрасное, выраженное в слове, музыке и живописи;

Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; ценить внутрисемейные связи, семейные традиции.













Приложение

Тематическое планирование по литературе 11 класс

1

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века.


2

Литература первой половины 20 века.

Литература 20-х годов. И.А.Бунин: судьба и творчество. Лирика И.А.Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность.


3

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально – философским обобщениям. Поэтика рассказа.


4

Рр. Обучение комплексному анализу. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».


5

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».


6

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Цикл рассказов «Темные аллеи».


7

Рр Анализ рассказа «Легкое дыхание»


8

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».


9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».


10

Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры.


11

М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы.


12

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.


13

«На дне» как социально – философская драма. Новаторство Горького – драматурга. Сценическая судьба пьесы.


14

«Три правды» в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно – философская проблематика.


15

Смысл названия пьесы «На дне».


16

Рр.Контрольная работа по творчеству Бунина, Куприна, Горького.


17

Серебряный век русской поэзии.Русский символизм и его истоки.


18

В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.


19

Вн.чт. Лирика поэтов – символистов. К.Бальмонт, А.Белый и др.


20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.


21

Н.С.Гумилев. Слово о поэте.


22

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.


23

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.


24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».


25

Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия об образе – символе.


26

Тема Родины в лирике А.А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге».


27

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.


28

Рр. Анализ средств художественной выразительности в поэме «Двенадцать».


29

Вн. чт. Художественные и идейно – нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.


30

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»


31

Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь советская», «Спит ковыль…» и др.


32

Любовная тема в лирике С.Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.


33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сорокоуст»


34

Вн. чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».


35

Рр.Контрольная работа по теме «Поэзия серебряного века русской поэзии».


36

Литературный процесс 20-х годов XX века. Литературный процесс 20-х годов XX века. (Обзор)


37

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. И.Бабель «Конармия», А.Веселый «Россия, кровью умытая».


38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.


39

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики. «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно».


40

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики Маяковского.


41

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».


42

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Сергею Есенину» и др.


43

Литература 30-х годов.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.


44

М.А.Булгаков: судьба и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьба людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».


45

История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


46

Проблема творчества и судьба художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.


47

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».


48

Рр. Анализ эпизода из романа.


49

Контрольная работа за первое полугодие.


50

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.


51

Повесть А.П.Платонова «Котлован». Обзор.


52

А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой.


53

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.


54

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта.


55

Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы «Реквием».


56

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальность переживания в лирике поэта.


57

Трагический конфликт Поэта и эпохи.


58

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой.


59

Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля Цветаевой.


60

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».


61

«Тихий Дон» - роман – эпопея о всенародной трагедии.


62

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.


63

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».


64

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».


65

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон».


66

Письменная работа по творчеству М.А. Шолохова.


67

Рр.Контрольная работа по теме «Литературный процесс 20-30-х годов»


68

Литература 40-х годов.

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.


69

Литература второй половины XX века (обзор).


70

Литература 50—90-х годов XX века. 

Поэзия 60-х годов. Обзор.


71

Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90-х годов.


72

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины.


73

Осмысление темы войны. «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.


74

Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака.


75

Основные темы и мотивы поэзии Пастернака.


76

Вн. чт.Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.


77

Вн. чт. Образ главного героя – Юрия Живаго. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой романа.


78

А.И.Солженицын. Жизнь, творчество, личность. Обзор.


79

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».


80

Вн. чт.В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».


81

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие.


82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь – рыбы».


83

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив». Обзор.


84

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».


85

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность в повести «Живи и помни».


86

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта.


87

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта.


88

Вн. чт. «Городская» проза в современной литературе . Ю.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».


89

Вн. чт. Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.


90

Из литературы народов России. Вн. чт. Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского народа.


91

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма».


92

Поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.


93

Возвращенная литература.


94

РР Контрольная работа по теме «Литературный процесс 50-60-х годов».


95

Зарубежная литература.

Вн. чт. Зарубежная литература XX века. Темы, проблемы. Обзор.


96

Вн. чт.Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно – нравственные проблемы повести.


97

Вн. Чт. Т.С. Элиот. Слово о поэте. Основные мотивы творчества.


98

Вн. Чт. Э.М. Хеменгуэй. Слово о писателе. «Старик и море»


99

Вн. Чт. Духовно-нравственные проблемы повести "Старик и море".


99

Э,М. Ремарк "Три товарища". Трагедия и гуманизм повествования.


101

Своеобразие художественного стиля Ремарка.


100

Проблемы и уроки литературы 20 века.


101

РР Сочинение по теме "Уроки литературы 20 века"


104

РР Сочинение по теме "Уроки литературы 20 века"


102

Итоговый урок.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!