СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  

   Рабочей   программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией  Т.Ф.Курдюмовой.- Москва «Дрофа», 2017 год.

Используется учебник-хрестоматия  в 2 частях .Автор- составитель Т.Ф.Курдюмова -Москва «Дрофа»,2015 год

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


Срок реализации 2019 – 2020 учебный год


Уровень образования (класс) - основное общее образование- 5 класс


Количество часов: всего 105 часов; в неделю 3 часа;




Программа:

Рабочая программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Москва «Дрофа», 2017 год.

Учебники:

Учебник-хрестоматия 2 частях .Автор- составитель Т.Ф.Курдюмова -Москва «Дрофа»,2015 год
































Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета


Происхождение и развитие литературы-1ч

Литература как искусство слова

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств.


Мифы народов мира-3ч

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы Древней Греции . Миф « Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Мифы.

Устное народное творчество (Фольклор)-10ч.

Богатство отражения мира в произведениях фольклора.

Теория. Фольклор. Жанры фольклора.


Русские народные сказки.

Сказка как популярный жанр народного творчества.

«Царевна-лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».

Теория. Художественные особенности волшебной сказки.


Сказки народов мира .

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".

Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.


Малые жанры фольклора.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства.

Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.


Русский народный театр.

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка".

Теория. Диалог, реплика, ремарка.


Русская литература XIX века – 30ч(27+3)

Русская классическая литература XIX века.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен.

Теория; басня, аллегория, олицетворение.

А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». .Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила». Сочинение по поэме «Руслан и Людмила».

Теория. Поэма. Стопа. Ямб.


М.Ю. Лермонтов

Стихотворения «Листок», .«Парус»., «Из Гете»..Детство поэта. Начало творчества.

Теория. Рифма.

Н.В. Гоголь

Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести

Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».

Теория. Поверье. Быличка.


И.С. Тургенев

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Теория. Портрет.


Поэтический образ Родины.

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». М.Ю.Лермонтов «Сашка»,А.К.Толстой «Край ты мой родимый»,Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Фет "Весенний дождь", «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.


Героическое прошлое России.

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».


Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод как элемент развития сюжета.


М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке.

Теория. Инсценировка прозаического произведения.

Развитие речи. Классное сочинение по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»-2ч.

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»-1ч.

Итоговый тест по литературе 19 века.


Литература XX века-42ч

Связь веков.

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века.

И.А.Бунин «26мая»,А.А.Ахматова «В Царском селе».В.А.Рождественский «Памятник юноше Пушкину»

Теория. Тема лирики.


Литературные сказки XIX – XX веков. )

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр.


К. Паустовский "Рождение сказки».


Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Теория. Композиция и сюжет большого произведения.


А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова.

Теория. Фольклорная и литературная сказка.


Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы".»Страна без углов». «Человек, который купил Стокгольм». «Вопросы наизнанку». «Про мышь, которая ела кошек». Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону».


Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок.

Теория. Парадокс.


Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения.

Теория. Фэнтези как жанр.


Проза русских писателей XX века

И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа.

Теория. Название произведения.


Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка.


Очерк А.И. Куприна «Мой полет». «Чудесный доктор».

Теория. Очерк.


Поэтический образ Родины.

А.А. Блок «На лугу», «Ворона».

И.А.Бунин «Сказка»

К.Д.Бальмонт «Снежинка», «У чудищ», «Осень».


С. Есенин «Пороша», «Черёмуха».

Н.А.Заболоцкий «Оттепель»

Н.М.Рубцов «В горнице»


М.М.Пришвин «Времена года».


Миф наших братьев меньших в поэзии.

С.А. Есенин «Песнь о собаке».

В.В Маяковский « Хорошее отношение к лошадям»).

Теория. Лирическая проза.


Героическое прошлое России

Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.

Теория. Песня.


Современная литература.

В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя.

Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро».

Теория. Автобиографический рассказ.


Т.Янссон "Последний в мире дракон". . Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг.

Теория. Литературная сказка и иллюстрация.


Путешествия и приключения на страницах книг-12ч

Покорение пространства и времени

Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо».


Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена".

Теория. Гротеск. . Литота.


М. Твен "Приключения Тома Сойера". Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера».

Теория. Прототип.


А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста".

Теория. Трилогия.Детективный сюжет.


Новая жизнь знакомых героев.

Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада" .


В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада- морехода».

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений..

Итоги. Рекомендации по летнему чтению-7ч.

М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте".

Итоговые уроки по курсу литературы в 5 классе.

Развитие речи. Классное сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»

Итоговый тест по литературе 20 века


Тематическое планирование

Раздел

Количество часов, отводимое на изучение раздела, темы

1.

Происхождение и развитие литературы

2.

Мифы народов мира

3ч.

3.

Устное народное творчество(Фольклор)

10ч.

4.

Литература 19в

30ч.(27+3)

5.

Литература 20в.-

42ч.

6.

Путешествия и приключения на страницах книг

12ч.

7.

Итоговые уроки

7ч.

Итого:

105ч



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!