«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МОУ СОШ № 7 Протокол № 1 От « 29» августа 2020 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _________С.П. Сотникова « 29 » августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №7 ____________ Е.В. Самойлова Приказ №______ от «29» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5 класса
на 2020 -2021 учебный год
Разработала:
Толмачева Гелена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
пос. Горьковский
2020 год
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015».
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, (102 ч. в год)
Цель рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы и творческих способностей учащихся.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
.
1.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе: фольклор: бытовая сказка, волшебная сказка, малые жанры фольклора роды литературы: эпос, лирика, драма; стихотворные размеры: ямб, хорей; юмор, лирическое послание, пролог, тропы: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, жанры: басня, литературная сказка, рассказ, повесть, лирическое стихотворение.
литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики;
Учащиеся должны уметь:
-Устно отвечать на вопросы, участвовать в коллективном диалоге,
-Выразительно читать поэтический и прозаический художественные тексты, в том числе наизусть
- Составлять планы характеристики героев и писать сочинение по плану
- Давать нравственные оценки поступкам героев
- Готовить устные сообщения о жизни писателей
- Осуществлять поиск незнакомых слов с помощью словарей и ресурсов Интернета
- Презентовать и защищать собственные иллюстрации
- Работать со словарём литературоведческих терминов
-Работать над коллективным или индивидуальным учебным проектом
-Составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос
2 Содержание учебного курса, предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | | |
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | | |
3 | Детский фольклор. | | |
4 | Сказка как особый жанр фольклора. | | |
5 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | | |
6 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | | |
7 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | | |
8 | Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | | |
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | | |
10 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. . | | |
11 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | | |
12 | Р\р Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки | | |
13 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | | |
14 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Р.к К. Чёрный «Путешествие в страну запрещённых улыбок» | | |
15 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | | |
16 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | | |
17 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | | |
18 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».Понятие об аллегории и морали. | | |
19 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | | |
20 | Р.р. Инсценирование басен И.А.Крылова. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | | |
21 | В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. | | |
22 | Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои | | |
23 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | | |
24 | А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Р.к. И.Кашпуров «Синий край России» | | |
25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | | |
26 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | | |
27 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | | |
28 | Контрольное тестирование по творчеству А.С.Пушкина | | |
29 | Р.р. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | | |
30 | Р.р. Обучение домашнему сочинению «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?» | | |
31 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Кавказ» | | |
32 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки | | |
33 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Великое прошлое России | | |
34 | Р.р. Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» | | |
35 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | | |
36 | «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести | | |
37 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть» | | |
38 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа | | |
39 | Н.А.Некрасов.«Есть женщины в русских селениях». Поэтический образ русской женщины | | |
40 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | | |
41 | Вн.чт. Стихи Н.А.Некрасова Р.к. В. Гнеушев. Лирика | | |
42 | Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму», знакомство с героями. | | |
43 | Герасим и его окружение. Р.к. Л.Кошкина. Рассказ «На деревню…в Италию» | | |
44 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. | | |
45 | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | | |
46 | Контрольная тестовая работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева | | |
47 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» Природа и человек в стихотворении. | | |
48 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против. национальной вражды. Жилин и горцы. | | |
49 | «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. | | |
50 | Р.р. Контрольное изложение «Жилин и Костылин: разные судьбы» | | |
51 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия» | | |
52 | Р.р. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | | |
53 | Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте | | |
54 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Р.к. Поэтические картины природы в произведениях М.Усова | | |
55 | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | | |
56 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова | | |
57 | Р.р. Обучение анализу лирического произведения Р.к. А.Киселева «Тайна Черных гор». | | |
58 | Вн.чт. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | | |
59 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец | | |
60-61 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев | | |
62 | Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | | |
63 | Р.р. Контрольное сочинение «Васина дорога к правде и добру» | | |
64 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений | | |
65 | Вн.чт. А.И.Куприн. «Чудесный доктор» | | |
66 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы - мастера | | |
67 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка | | |
68 | Вн.чт. П.П.Бажов «Каменный цветок» | | |
69 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | | |
70 | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | | |
71 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского | | |
72 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса «Двенадцать месяцев» Драма как род литературы | | |
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Р.к. В.Ащеулов. Лирика. «Что такое война» | | |
74 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | | |
75 | А.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика, душевный мир главного героя | | |
76 | Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира | | |
77 | Контрольное тестирование по творчеству П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова | | |
78 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | | |
79 | «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | | |
80 | Р.р. Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века» | | |
81 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Р.к. В.Гнеушев. Лирика | | | |
82 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов | | | |
83 | Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века) | | | |
84 | Саша Черный. Слово о писателе. Рассказы о детях Саши Черного. «Игорь-Робинзон» | | | |
85 | Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы, юмор в рассказе | | | |
86 | Дети и война. К.М.Симонов. Слово о поэте «Майор привез мальчишку на лафете». Р.к. С.Дроздов. Новелла «На дороге военной» | | | |
87 | Дети и война. А.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы великой Отечественной войны | | | |
88 | Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | | | |
89-91 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа | | | |
92 | Вн.чт. Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» | | | |
93 | Р.р. Контрольное сочинение «Я попал в затруднительное положение» | | | |
94 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | | | |
95 | В поисках Кая. «В какой длинный путь она отправилась ради него…» | | | |
96 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней | | | |
97 | Р.р. Проверка техники чтения | | | |
98 | Вн.чт. Моя любимая сказка Андерсена | | | |
99 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена | | | |
100 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья | | | |
101 | Том и Гек. Дружба мальчиков РК С.Бабаевский «Митино счастье» | | | |
102 | Вн.чт. Д.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа | | | |
Р.Р. - 15
Вн.чт.-11
РК-10
Рассмотрено на
заседании
методического объединения
учителей русского языка и литературы
протокол № 1 от 28.08.2020
подпись руководителя МО
_____________ Толмачёва Г.Н.