СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по литературе для 6 класса в соответствии с ФГОС"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по литературе для 6 класса в соответствии с ФГОС"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


142900, Московская область, тел. 31-540

г. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

_________ Старожук Н.В.

Протокол ШМО №1 от « ___ » августа 2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________ Т.А. Лемешко

«_____» ______________2020 г.





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №1»

_____________Шустрова Т.Е.

«_____»_____________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Класс: 6 «В»







Составитель: Ширяева Наталья Валерьевна,

учитель I квалификационной категории












Кашира

2020

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена:

на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС);

на основе образовательной программы МБОУ СОШ №1;

с учетом учебного плана МБОУ СОШ № 1 (2,5 часа в неделю, 88 часов за учебный год);

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями).

Программа ориентирована на учебник Литература. 6 класс: Учеб.- хрестоматия для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровина В.И. – М.: Просвещение, 2016.

Учебно-методическое обеспечение:


1. Программа по литературе для 5-9 классов / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2016.

2. Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч. / Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2016.

3. Поурочные разработки по литературе 6 класс под редакцией Н.В.Егорова (Универсальное издание к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной), Москва, «Вако», 2016.

4. Дидактические материалы по литературе. Читаем, думаем, спорим… 6 класс под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Москва «Просвещение», 2013



Данная рабочая программа рассчитана на 1 год.











Планируемые результаты освоения учебного предмета


  1. Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


  1. Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение;- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


3. Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;- понимание связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.





Содержание тем учебного предмета

Введение. 1час.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 2 часа.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 2 часа.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

БАСНИ. 4 часа

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА. 11 часов.

Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. 4 часа

Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА. 3 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

ТВОРЧЕСТВО Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 6 часов

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

ТВОРЧЕСТВО н.а. некрасова. 4 часа

Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

ТВОРЧЕСТВО н.с. лескова. 3 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

ТВОРЧЕСТВО а.п.чехова, а.п.платонова, а.с.грина .11 часов

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

ТВОРЧЕСТВО м.м. пришвина. 3 часа

Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных  героев. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. 3 часа

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..».

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

ТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА. 6 часов

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта,, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

ТВОРЧЕСТВО Н.М. РУБЦОВА И Ф.ИСКАНДЕРА. 5 часов

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА. 6 часов

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. (С.Есенина, А.Ахматовой). Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. 2 часа

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА . 3 часа

Мифы народов мира. Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 8 часов

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

 «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).






































Календарно – тематический план



Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

План

Факт



Введение. Мир художественных произведений 1ч.

1

Мир художественного произведения: содержание и форма, автор и герой, способы выражения авторской позиции.

1




Устное народное творчество 2ч.

2

Обрядовые песни. Пословицы и поговорки, загадки как малые жанры фольклора, их народная мудрость.

1



3

Урок-«посиделки». Русский фольклор. «В чем красота и мудрость русских обрядов?» или «В чем красота и мудрость пословиц и поговорок?»

1



Из древнерусской литературы 2ч.

4

Русские летописи. «Сказание о белгородском киселе». «Повесть временных лет». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1



5

«Сказание о белгородском киселе». Сюжет, герои, проблематика.

1



Басни 3+1ч.

6

И.И. Дмитриев. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века.

1



7

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» И.А. Крылов. Басня «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

1



8

И.А. Крылов. Басня «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1



9

РР. Сочинение «Что осуждается в русских баснях»?

1



Творчество А.С. Пушкина 10+1ч.

10

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина.

1



11

А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1



12

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Жанр стихотворного послания. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1



13

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть.

1



14

Двусложные размеры стиха. О романе «Дубровский».

1



15

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1



16

А.С. Пушкин. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1



17

А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1



18

А.С. Пушкин. «Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции литературного произведения.

1



19

А.С. Пушкин. «Дубровский»: мое понимание романа. Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Подготовка к сочинению.

1



20

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1



Творчество М.Ю. Лермонтова 3+1ч.

21

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

1



22

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1



23

М.Ю. Лермонтов «Листок», «Утес». «На севере диком…». Антитеза как прием композиции. Тема одиночества. Обучение анализу стихотворения.

1



24

РР. Сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

1



Творчество И.С. Тургенева 3ч.

25

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

1



26

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1



27

Портреты героев в рассказе «Бежин луг» как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1



Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фет 5+1ч.

28

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1



29

Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

1



30

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1



31

А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них– у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1



32

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета наизусть.

1



33

РР. Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1



Творчество Н.А. Некрасова 3+1 ч.

34

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1



35

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1



36

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Образы главных героев в поэме «Дедушка». Идея, проблематика поэмы. Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1



37

КР. Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

1



Творчество Н.С. Лескова 3ч.

38

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

1



39

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Изображение бесправия народа и представителей царской власти.

1



40

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Авторское отношение к героям повести.

1



Творчество А.П. Чехова 3ч.

41

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»: герои рассказа.

1



42

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1



43

А.П. Чехов. Рассказы «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Сатира и юмор. Проблематика.

1



Родная природа в стихотворениях русских поэтовXIX века 3ч.

44

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».

1



45

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике. Обучение анализу стихотворения.

1



46

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

1



Из русской литературы XX века 7+1ч.

47

А И. Куприн. «Чудесный доктор: герои и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.

1



48

А И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа.

1



49

А.С. Грин. «Алые паруса». Образы Грэя и Ассоль. Душевная чистота главных героев.

1



50

А.С. Грин. «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1



51

А.С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. «Делать чудеса своими руками…»

1



52

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие герои А.П. Платонова». Образы главных героев.

1



53

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Проблематика. Красота, одиночество, сила духа. Прекрасное – вокруг нас.

1



54

РР. Сочинение по творчеству А.П. Платонова и А.С. Грина «Возможно ли «делать чудеса своими руками…»

1



Тема Великой Отечественной войны в литературе 3ч.

55

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

1



56

Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1



57

Выразительное чтение стихотворений К.М. Симонова и Д.С. Самойлова наизусть.

1



Тема нравственного выбора 5+1ч.

58

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизнь и быт сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

1



59

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Народная речь в произведении.

1



60

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Главный герой и его сверстники. Трудности военного времени.

1



61

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

1



62

В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

1



63

РР. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

1



Писатели улыбаются 4ч.

64

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1



65

В.М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Срезал». Особенности героев Шукшина.

1



66

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Сюжет, герои, проблематика.

1



67

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

1



Родная природа в русской поэзии XX в. 6+1ч.

68

А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

1



69

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина.

1



70

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1



71

Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой наизусть.

1



72

Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в его «тихой» лирике. Тема Родины в творчестве Н.М. Рубцова.

1



73

Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова наизусть.

1



74

Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе.

1



Из литературы народов России 2ч.

75

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Книга в жизни человека – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце».

1



76

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…» Слово о балкарском поэте. Народ и его язык. Тема бессмертия народа.

1



Античная литература 3ч.

77

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

1



78

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1



79

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1



Из зарубежной литературы 8ч.

80

М. де Сервантес. «Дон Кихот». Образы главных героев. Композиция. Проблематика.

1



81

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1



82

П. Мериме. Краткий рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1



83

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Образы Маттео Фальконе и его сына.

1



84

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Образы главных героев. Проблематика.

1



85

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1



86

А. де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка – притча. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче.

1



87

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Вечные истины в сказке. Мечта о естественных прекрасных отношениях между людьми.

1



Обобщение и повторение изученного в 6 классе 1ч.

88

Итоговый урок. «Оглядываясь на прочитанное», урок-беседа.

1

























22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!