Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ Чичковская СОШ Навлинского района Брянской области
Рабочая программа
по литературе для 7 класса
(на 2022-2023 уч. год)
Рабочая программа учебного предмета « Литература » для 7 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2010г. и в соответствии с нормативными правовыми документами:
-Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
-Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год.
-учебного плана МБОУ Чичковская СОШ на 2022-23 учебный год. .
На изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа. Количество часов в год – 68 ч.
Технология обучения: при организации уроков используются традиционные и активные формы и методы работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают.
Увидеть обилие жанров внутри каждого рода поможет «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце учебника- хрестоматии. Задача работы с этой таблицей- не запоминание названий конкретных жанров и их признаков, а представление об их обилии и наличии особенностей, которые отличают один жанр от другого.
Текущая и промежуточная, итоговая аттестация обучающихся 7 класса осуществляется в соответствии с Положением об аттестации обучающихся, о системе оценок, форм, порядке и периодичности проведения аттестации по пятибалльной системе. Контроль и учет знаний (проверка техники и темпа чтения) проводится в форме контрольного чтения.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Для реализации программного содержания используются учебно-методический комплект:
Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - . - М.: Просвещение, 2011г. и Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс под ред Г.И.Беленького//- М.,Мнемозина 2008г
Содержание тем учебного предмета
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
3 | Устное народное творчество | 5 |
4 | Древнерусская литература | 3 |
5 | Русская литература 18 века | 2 |
6 | Русская литература 19 века | 34 |
7 | Русская литература 20 века | 18 |
| | |
8 | Из зарубежной литературы | 5 |
Учебно-тематическое планирование по литературе в 7 классе (68ч.)
№ | Название разделов и тем уроков | Количество часов |
1 | Введение. Литература как искусство слова. | 1ч |
| Устное народное творчество | 5ч |
2 | Предания. | 1 |
3 4 | Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула» «Садко». Чтение.Пересказ | 2 |
5 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент). | 1 |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 |
| Древнерусская литература. | 3ч |
7 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Комментированное чтение | 1 |
8 | Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха. | 1 |
9 | «Повесть о Петре и Февронии».Изучение | 1 |
| Из русской литературы 18 века | 2ч |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Выразительное чтение | 1 |
11 | Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник». Выразительное чтение | 1 |
| Из русской литературы 19 века | 34ч |
12 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».Чтение. Беседа | 1 |
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Чтение. Беседа | 1 |
14 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Чтение. Беседа | 1 |
15 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | 1 |
16 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя. | 1 |
17 | Контрольный срез . Контрольное чтение | 1 |
18– 19 | Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)». | 2 |
20 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Чтение. Беседа | 1 |
21 23 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя ИванаВасильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. | 3 |
24 25 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | 2 |
26 27 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Чтение. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Контрольный срез | 2 |
28– 29 | Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | 2 |
30– 31 | И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк».Чтение и беседа «Бежин луг». Беседа по вопросам | 2 |
32 33 34 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении. Народные характеры и судьбы в поэме Некрасова «Русские женщины». | 3 |
35– 36 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. | 2 |
37 | Контрольный срез. Контрольное чтение | 1 |
38 39 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»Тема детской открытости миру. "Наталья Саввишна". Чтение .Беседа. | 2 |
40 41 | А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон». Чтение Рассказ «Злоумышленник». Сатирический пафос произведения. | 2 |
42 43 | Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский,А. К.Толстой) Творчество земляка. И. А. Бунин. | 2 |
44– 45 | И. А. Бунин. Рассказ «Цифры».Чтение Нравственный смысл произведения. Беседа по вопросам | 2 |
| Из русской литературы 20 века | 18ч |
46– 47 | М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека". Контрольное чтение | 2 |
48 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Чтение. Беседа | 1 |
49 | Л. Н. Андреев«Кусака». Чтение. Беседа | 1 |
50 51 | В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Чтение. Беседа «О дряни». Чтение. Беседа Контрольный срез | 2 |
52– 53 | А. П. Платонов. «Юшка». Чтение. Беседа по вопросам. | 2 |
54 | А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета». Чтение. Беседа | 1 |
55 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Изучение | 1 |
56– 57 | Е. И. Носов. «Кукла». Чтение. Беседа. Рассказ «Живая шляпа». Беседа по вопросам | 2 |
58– 59 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро».Чтение. Беседа | 2 |
60 | Д. С. Лихачев. «Земля родная».Чтение. Беседа | 1 |
61– 62 | Стихотворения разных поэтов XX века о природе. В. Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. | 2 |
63 | Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта. | 1 |
| Зарубежная литература. | 5ч |
64 | Зарубежная литература. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Чтение. Беседа Контрольное чтение | 1 |
65 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Изучение | 1 |
66 67 | О. Генри. «Дары волхвов». Чтение. Беседа | 2 |
68 | Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения | 1 |
Календарно- тематическое планирование по литературе
7 класс 2 часа в неделю (68 часов в год).
№ | Название разделов и тем уроков | Количество часов | Дата по плану | Дата Факт. |
1 | Введение. Литература как искусство слова. | 1 | | |
| Устное народное творчество | 4 | | |
2 | Предания. | 1 | | |
3 4 | Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула» «Садко». Чтение. Пересказ | 1 | | |
5 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент). | 1 | | |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | | |
| Древнерусская литература. | 3 | | |
7 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Комментированное чтение | 1 | | |
8 | Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха. | 1 | | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии».Изучение | 1 | | |
| Из русской литературы 18 века | 2 | | |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Выразительное чтение | 1 | | |
11 | Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник». Выразительное чтение | 1 | | |
| Из русской литературы 19 века | 6 | | |
12 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».Чтение. Беседа | 1 | | |
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Чтение. Беседа | 1 | | |
14 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Чтение. Беседа | 1 | | |
15 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | 1 | | |
16 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя. | 1 | | |
17 | Контрольный срез . Контрольное чтение | 1 | | |
18– 19 | Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)». | 2 | | |
20 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Чтение. Беседа | 1 | | |
21 23 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя ИванаВасильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. | 2 | | |
24 25 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | 2 | | |
26 27 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Чтение. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Контрольный срез | 2 | | |
28– 29 | Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | 2 | | |
30– 31 | И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк».Чтение и беседа «Бежин луг». Беседа по вопросам | 2 | | |
32 33 34 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении. Народные характеры и судьбы в поэме Некрасова «Русские женщины». | 3 | | |
35– 36 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. | 2 | | |
37 | Контрольный срез. Контрольное чтение | 1 | | |
38 39 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»Тема детской открытости миру. "Наталья Саввишна". Чтение .Беседа. | 2 | | |
40 41 | А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон». Чтение Рассказ «Злоумышленник». Сатирический пафос произведения. | 2 | | |
42 43 | Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский,А. К.Толстой) Творчество земляка. И. А. Бунин. | 2 | | |
44– 45 | И. А. Бунин. Рассказ «Цифры».Чтение Нравственный смысл произведения. Беседа по вопросам | 2 | | |
| Из русской литературы 20 века | | | |
46– 47 | М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека". Контрольное чтение | 2 | | |
48 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Чтение. Беседа | 1 | | |
49 | Л. Н. Андреев«Кусака». Чтение. Беседа | 1 | | |
| | | | | | | | |
50 51 | В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Чтение. Беседа «О дряни». Чтение. Беседа Контрольный срез | 2 | | |
52– 53 | А. П. Платонов. «Юшка». Чтение. Беседа по вопросам. | 2 | | |
54 | А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета». Чтение. Беседа | 1 | | |
55 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Изучение | 1 | | |
56– 57 | Е. И. Носов. «Кукла». Чтение. Беседа. Рассказ «Живая шляпа». Беседа по вопросам | 2 | | |
58– 59 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро».Чтение. Беседа | 2 | | |
60 | Д. С. Лихачев. «Земля родная».Чтение. Беседа | 1 | | |
61– 62 | Стихотворения разных поэтов XX века о природе. В. Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. | 2 | | |
63 | Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта. | 1 | | |
| Зарубежная литература. | 5 | | |
64 | Зарубежная литература. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Чтение. Беседа Контрольное чтение | 1 | | |
65 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Изучение | 1 | | |
66 67 | О. Генри. «Дары волхвов». Чтение. Беседа | 2 | | |
68 | Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения Контрольное чтение | 1 | | |