СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета « Литература » для 7 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на два часа. Количество часов в год – 68. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ Чичковская СОШ Навлинского района Брянской области











Рабочая программа


по литературе для 7 класса


(на 2022-2023 уч. год)






















  Рабочая программа учебного предмета « Литература »  для 7 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2010г. и  в соответствии с нормативными  правовыми документами:

-Федеральный компонент государственного стандарта  начального  общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

-Федеральный  базисный учебный план, утвержденный  приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  на 2022-2023 учебный год. 

-учебного плана МБОУ Чичковская СОШ на 2022-23 учебный год. .


На изучение литературы в 7  классе отводится  2 часа. Количество часов в год – 68 ч.

Технология обучения: при организации уроков используются  традиционные и активные формы и методы работы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают.

Увидеть обилие жанров внутри каждого рода поможет «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце учебника- хрестоматии. Задача работы с этой таблицей- не запоминание названий конкретных жанров и их признаков, а представление об их обилии и наличии особенностей, которые отличают один жанр от другого.


Текущая  и промежуточная, итоговая  аттестация обучающихся 7 класса осуществляется в соответствии с Положением об аттестации обучающихся, о системе оценок, форм, порядке и периодичности проведения аттестации по пятибалльной системе.  Контроль и учет знаний (проверка техники  и темпа чтения)  проводится в форме контрольного чтения. 

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Для реализации программного содержания используются учебно-методический комплект:

Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - . - М.: Просвещение, 2011г. и Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс под ред Г.И.Беленького//- М.,Мнемозина 2008г


Содержание тем учебного предмета

Разделы

Количество часов

1

Введение

1

3

Устное народное творчество

5

4

Древнерусская литература

3

5

Русская литература 18 века

2

6

Русская литература 19 века

34

7

Русская литература 20 века

18




8

Из зарубежной литературы

5

Учебно-тематическое планирование по литературе в 7 классе (68ч.)

Название разделов и тем уроков

Количество часов

1

Введение. Литература как искусство слова.


Устное народное творчество

 2

Предания.

1

3

4

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула»

«Садко». Чтение.Пересказ

2

5

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

1

6

Пословицы и поговорки.

1


Древнерусская литература.

7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Комментированное чтение

1

8

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

1

9

«Повесть о Петре и Февронии».Изучение

1


Из русской литературы 18 века

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Выразительное чтение

1

11

Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник». Выразительное чтение

1


Из русской литературы 19 века

34ч

12

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».Чтение. Беседа

1

13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Чтение. Беседа

1

14

А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Чтение. Беседа

1

15

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

1

16

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

1

17

Контрольный срез . Контрольное чтение

1

18–

19

Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)».

2

20

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Чтение. Беседа

1

21

23

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя ИванаВасильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

3

24

25

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико патриотический пафос повести.

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

2

26

27

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Чтение.

Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Контрольный срез

2

28–

29

Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

2

30–

31

И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк».Чтение и беседа

«Бежин луг». Беседа по вопросам

2

32

33

34

Н. А. Некрасов. Стихотворение  «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении.

Народные характеры и судьбы в поэме Некрасова  «Русские женщины».

3

35–

36

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

2

37

Контрольный срез. Контрольное чтение

1

38

39

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»Тема детской открытости миру.

"Наталья Саввишна". Чтение .Беседа.

2

40

41

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон». Чтение

Рассказ «Злоумышленник».
Сатирический пафос произведения.

2

42

43

Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский,А. К.Толстой) Творчество земляка. И. А. Бунин.

2

44–

45

И. А. Бунин. Рассказ «Цифры».Чтение

 Нравственный смысл произведения. Беседа по вопросам

2


Из русской литературы 20 века

18ч

46–

47

М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека". Контрольное чтение

2

48

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Чтение. Беседа

1

49

Л. Н. Андреев«Кусака». Чтение. Беседа

1

50

51

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Чтение. Беседа

«О дряни». Чтение. Беседа Контрольный срез

2

52–

53

А. П. Платонов. «Юшка». Чтение. Беседа по вопросам.

2

54

А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета». Чтение. Беседа

1

55

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Изучение

1

56–

57

Е. И. Носов. «Кукла». Чтение. Беседа.

Рассказ «Живая шляпа». Беседа по вопросам

2

58–

59

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».Чтение. Беседа

2

60

Д. С. Лихачев. «Земля родная».Чтение. Беседа

1

61–

62

Стихотворения разных поэтов XX века о природе. В. Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. 

2

63

Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта.

1


Зарубежная литература.

64

Зарубежная литература. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Чтение. Беседа Контрольное чтение

1

65

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Изучение

1

66

67

О. Генри. «Дары волхвов». Чтение. Беседа

2

68

Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения 

1





Календарно- тематическое планирование по литературе

                            7 класс 2 часа в неделю (68 часов в год).

Название разделов и тем уроков

Количество часов

Дата

по плану

Дата

Факт.

1

Введение. Литература как искусство слова.

1




Устное народное творчество

4



 2

Предания.

1



3

4

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула»

«Садко». Чтение. Пересказ

1



5

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

1



6

Пословицы и поговорки.

1




Древнерусская литература.

3



7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Комментированное чтение

1



8

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

1



9

«Повесть о Петре и Февронии».Изучение

1




Из русской литературы 18 века

2



10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Выразительное чтение

1



11

Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник». Выразительное чтение

1




Из русской литературы 19 века

6



12

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».Чтение. Беседа

1



13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Чтение. Беседа

1



14

А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Чтение. Беседа

1



15

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

1



16

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

1



17

Контрольный срез . Контрольное чтение

1



18–

19

Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)».

2



20

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Чтение. Беседа

1



21

23

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя ИванаВасильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

2



24

25

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико патриотический пафос повести.

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

2



26

27

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Чтение.

Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Контрольный срез

2



28–

29

Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

2




30–

31

И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк».Чтение и беседа

«Бежин луг». Беседа по вопросам

2



32

33

34

Н. А. Некрасов. Стихотворение  «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении.

Народные характеры и судьбы в поэме Некрасова  «Русские женщины».

3



35–

36

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

2



37

Контрольный срез. Контрольное чтение

1



38

39

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»Тема детской открытости миру.

"Наталья Саввишна". Чтение .Беседа.

2



40

41

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон». Чтение

Рассказ «Злоумышленник».
Сатирический пафос произведения.

2



42

43

Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский,А. К.Толстой) Творчество земляка. И. А. Бунин.

2



44–

45

И. А. Бунин. Рассказ «Цифры».Чтение

 Нравственный смысл произведения. Беседа по вопросам

2




Из русской литературы 20 века




46–

47

М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека". Контрольное чтение

2



48

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Чтение. Беседа

1



49

Л. Н. Андреев«Кусака». Чтение. Беседа

1












50

51

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Чтение. Беседа

«О дряни». Чтение. Беседа Контрольный срез

2



52–

53

А. П. Платонов. «Юшка». Чтение. Беседа по вопросам.

2



54

А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета». Чтение. Беседа

1



55

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Изучение

1



56–

57

Е. И. Носов. «Кукла». Чтение. Беседа.

Рассказ «Живая шляпа». Беседа по вопросам

2



58–

59

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».Чтение. Беседа

2



60

Д. С. Лихачев. «Земля родная».Чтение. Беседа

1



61–

62

Стихотворения разных поэтов XX века о природе. В. Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. 

2



63

Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта.

1




Зарубежная литература.

5



64

Зарубежная литература. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Чтение. Беседа Контрольное чтение

1



65

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Изучение

1



66

67

О. Генри. «Дары волхвов». Чтение. Беседа

2



68

Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения Контрольное чтение

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!