СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чте­ния и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»



7 КЛАСС


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы яв­ляются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учи­телю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Особое внимание в 7 классе уделяется пробле­ме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает уви­деть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.

Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и форма­ми искусства слова (изучение разделов, посвя­щенных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).

Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чте­ния и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хре­стоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

Литература: Программа для общеобразовательных учрежде­ний. 5—11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого из них.

Учащиеся должны уметь:

• видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;

• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматиче­ских и лирических произведениях;

• видеть индивидуальное, национальное и об­щечеловеческое в характере героя произве­дения;

• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляю­щийся портрет персонажа в определенной си­туации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

• передавать динамику чувств при вырази­тельном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

• видеть в художественном тексте противоре­чивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведении.



УРО- - ка

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Дата по плану

Фактическая дата

Домашнее

задание

1

2

3

4

6



7

1

Роды и жанры художест­венной ли­тературы

Урок

изуче­ния

нового

мате­

риала,

урок-

беседа

Беседа о прочитанных за лето книгах. По­нятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главней­шие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литератур­ный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, за­дание 1 первого уровня (с. 4)



Вопросы и задания третьего уровня (с. 4)

2

Жанры

фольклора.

Сатириче­ская драма «Барин»

Пред­

Ставление сатири­ческой

драмы

«Барин»

Урок

изуче­ния нового

мате­риала

Повторение изученного о фольклоре. Раз­личные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая дра­ма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение

Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах

Вопросы и за­дания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10)

Задания 3 пер­вого уровня,1 третьего уровня (с. Ю)



Задания 3 первого уров­ня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представ­лению пьесы «Барин»

Чтение разде­ла «Детский фольклор»

(с. 10—12), во­просы и зада­ния (с. 11-12)

3

Детский

фольклор

Урок

изуче­ния

нового

мате­

риала,

урок-

беседа

Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс дет­ского фольклора

Вопросы и за­дания (с. 11, 12), конкурс детского фольклора



Чтение траге­дии У. Шек­спира «Ромео и Джульетта»

4

Античная литература. Гомер «Илиада. Одиссея(фрагменты)


Гомер. Героический эпос древности. Илиада «Поэма о Троянской войне». «Одиссея» рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея- одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.




Чтения произведения.










5

Мир

и человек в эпоху Возрожде­ния.

У. Шек­спир. Трагедия «Ромео и Джуль­етта»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У. Шекспире. Биографические легенды о драматурге. Трагедия как жанр драмати­ческого произведения. «Ромео и Джульет­та» - первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведении. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть)

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания первого уровня (с. 28)



Выразитель­ное чтение эпизода по ролям, во­просы и зада­ния второго и третьего уровней (с. 28)

6

Художест­венные особен­ности трагедии У. Шек­спира «Ромео и Джуль­етта»

Урок-

бе­седа,

урок-

прак­тикум

Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливо­сти и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительновыразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катар­сисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные по­становки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение

Характери­стика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания вто­рого и третьего уровней (с. 28)



Сообщения о жанре сонета, вы­разительное чтение одно­го из сонетов У. Шекспира

7

Сонеты У. Шек­спира

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

прак­тикум

Сонет как одна из популярных форм лири­ческой поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, автор­ская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Анализ поэтических интонаций. Обуче­ние выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...»,

И.Ф. Анненский «Перебой ритма»,

К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов

Сообщения, выразительное чтение, эле­менты анализа поэтических текстов, во­просы и зада­ния (с. 29-30)



Чтение ста­тьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к ста­тье (с. 32-33)

8

Жанры класси­ческой литературы XIX века

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала

Самые популярные жанры литературы XIX века. Расцвет жанра басни в начале XIX века. Золотой век русской поэзии. Классические жанры русской прозы (ро­ман, повесть, рассказ). Жанры драматур­гии. Связь жанров. Обзор произведений XIX века, изученных ранее

Обсуждение проблемного вопроса (с. 33)



Чтение раз­дела «Из ис­тории басни» (с. 33-37), выразитель­ное чтение басен

9

Из исто­рии басни

Комбинированный

урок

Повторение и обобщение изученного о бас­не. Художественная и нравственная цен­ность басен. Басни И.А. Крылова. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий). Стойкость басни как жанра. Сопоставление басен разных авторов на один сюжет (Эзоп, Ж. де Лафонтен, В.К. Тредиаковский,

А.П. Сумароков, И.А. Крылов). Общее и различное в баснях разных авторов

Выразительное чтение, сопо­ставительный анализ басен, вопросы и за­дания (с. 34, 35, 36-37)



Вопросы и задания (с. 37-38), сообщения о жизни и творчестве В.А. Жуков­ского

10

В.А. Жу­ковский. Баллада «Светлана»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о В.А. Жуковском (сообщения уча­щихся). В.А. Жуковский — автор баллад. Развитие понятия о балладе. Тематика и ге­рои баллад В.А. Жуковского. Сюжет и ком­позиция баллады «Светлана». Фольклорная основа баллады. Комментированное чтение

Сообщения, вопросы и за­дания пер­вого уровня (с. 46-47)



Выразитель­ное чтение баллады В.А. Жу­ковского «Светлана», вопросы и за­дания второ­го и третьего уровней (с. 47)

11

Художест­венные особен­ности баллады В.А. Жу­ковского «Светлана»

Урок-

прак­тикум

Характеристика героини баллады, ее роман­тический облик, неразрывная связь с миром природы. Изобразительно-выразитель­ные средства, их роль в балладе. Приметы фольклора в балладе. Голос автора-рассказчика в произведении. Юмор в балладе

Выразительное чтение, крат­кий пересказ, вопросы и за­дания второго и третьего уровней (с. 47)



Выразитель­ное чтение баллады В.А. Жу­ковского «Перчатка», вопросы и за­дания (с. 49)












12

В.А. Жу­ковский. Баллада «Перчат­ка»

Урок-

беседа

Школа рыцарской доблести и сюжеты бал­лад В.А. Жуковского. Судьбы героев баллад. Авторы, «подсказавшие» поэту сюжеты бал­лад (И.В. Гёте, Ф. Шиллер и др.). Состав­ление плана баллады «Перчатка». Смелость рыцаря, его благородство, мужество, хлад­нокровие и чувство собственного достоин­ства. Изобразительно-выразительные сред­ства, их роль в балладе. Требовательность нравственной позиции и честность автора. Словарная работа

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания (с. 49)



Выразитель­ное чтение од­ной из баллад В.А. Жуков­ского, сопо­ставительный анализ пере­водов баллады «Перчатка» М.Ю. Лер­монтова и В.А. Жуков­ского

13

Из исто­рии балла­ды. Сопо­ставление переводов баллады Ф. Шил­лера «Пер­чатка»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

прак­тикум

Истоки жанра баллады. Баллада «Перчатка» в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лер­монтова. Отражение творческой личности поэтов в переводах баллады. Представление об особенностях художественного перевода. Чтение и элементы анализа баллад В.А. Жу­ковского

Сопоставитель­ный анализ пе­реводов балла­ды «Перчатка» М.Ю. Лермон­това и В.А. Жу­ковского



Сообщения о Болдинской осени 1830 года

14

Жанры лирики А.С. Пуш­кина

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово об А.С. Пушкине. Сообщения о Болдинской осени 1830 года. Богатство тема­тики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта (посла­ние, элегия, стансы, эпиграмма и др.). «Эле­гия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Туча». Эмоциональная яркость и совер­шенство формы лирических произведений поэта. Элементы анализа поэтического тек­ста. Словарная работа

Сообщения, выразительное чтение, эле­менты анализа поэтических текстов, во­просы и зада­ния первого и второго уров­ней (с. 52, 53, 54, 60-61)



Вопросы и за­дания треть­его уровня (с. 52,53,61), выразитель­ное чтение и анализ сти­хотворения «19 октября» (1825 года), сообщения о друзьях поэта

15

Анализ стихо­творения А.С. Пуш­кина

Урок-прак­тикум

Стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания. История создания стихотворе­ния «19 октября» (1825 года). Сообщения о друзьях поэта, упомянутых в стихотворении. Роль Лицея в жизни его выпускников.

Сообщения, вопросы и за­дания третьего уровня (с. 52,53,62), выразительное



Вырази­тельное чтение сти­хотворений А.С. Пушкина о любви, вопросы и задания треть-




«19 ок­тября»

(1825 года)


Особенности жанра произведения. Приемы создания портретов друзей А.С. Пушкина. Роль образов природы, изобразительно-вы­разительных средств в стихотворении. Сло­варная работа

чтение, анализ поэти­ческого тек­ста, вопросы и задания (с. 59-60)



­его уровня (с. 62, 63)

16

Любовная лирика А.С. Пуш­кина в жанре посланий

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Признаки жанра послания в стихотворениях. Настрое­ния, чувства, выраженные в произведениях. Совершенство и легкость формы пушкин­ских посланий. Адресаты любовных посла­ний поэта. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Сло­варная работа. Прослушивание романсов на стихи А.С. Пушкина, обсуждение

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, во­просы и зада­ния (с. 62, 63)



Выразитель­ное чтение наизусть одного из любовных посланий А.С. Пуш­кина, выра­зительное чтение сти­хотворений «Стансы», '«Моя эпи­тафия», «Друзьям», вопросы и за­дания (с. 66, 67), итоговые вопросы и за­дания (с. 67)

17

Итого­вый урок по лирике А.С. Пуш­кина

Урок-

прак­тикум

Жанровое разнообразие стихотворений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «На перевод “Илиады”», «Стансы», «Друзь­ям», «Моя эпитафия». Влияние жанра сти­хотворения на его исполнение. Конкурс исполнителей стихов А.С. Пушкина

Выразительное чтение на­изусть, анализ поэтических текстов, во­просы и за­дания (с. 66, 67), итоговые вопросы и за­дания (с. 67)



Чтение повести А.С. Пушки­на «Барыш­ня-крестьян­ка», вопросы и задания первого уров­ня (с. 87)





1

2

3

4

6



7

18

Особенно­сти жанра и ком­позиции повести А.С. Пуш­кина «Барыш­ня-кресть­янка»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Жанры прозы А.С. Пушкина (рассказ, по­весть, роман). История создания цикла «По­вести Белкина». Повесть «Барышня-кре­стьянка». Проблема автора и рассказчика, Легкий водевильный сюжет. Своеобразие жанра и композиции повести. Словарная работа

Выборочный пересказ, во­просы и зада­ния первого уровня (с. 87)



Вопросы и задания третьего уровня (с. 87-88)

19

Характе­ристика героев повести А.С. Пуш­кина «Барыш­ня-кресть­янка»

Урок-

прак­тикум

Сравнительная характеристика помещиков- соседей: И.П. Берестова и Г.И. Муромского. Групповой портрет уездных барышень. Ге­роиня повести — Лиза (Бетси). Роль худо­жественных приемов в характеристике геро­ев. Связь эпиграфа к повести с сюжетом

Характери­стика героев, вопросы и за­дания треть­его уровня (с. 87-88)



Чтение рома­на А.С. Пуш­кина «Дуб­ровский», вопросы и задания первого уров­ня (с. 107)

20

А.С. Пуш­кин. Ро­ман «Дуб­ровский»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Незавершенный роман «Дубровский». Исто­рия создания романа. Сюжетные особенно­сти (соединение признаков любовного и со­циального романов). Композиция и герои произведения. История отношений бывших друзей — старшего Дубровского и Троекуро­ва, их сравнительная характеристика. Сло­варная работа

Краткий пере­сказ, вопросы и задания первого уров­ня, 1—2 треть­его уровня (с. 107-108)



Характе­ристика Владимира Дубровско­го, вопросы и задания 1 второго уров­ня, 3 треть­его уровня (с. 107-108)

21

Главный герой романа А.С. Пуш­кина «Дуб­ровский»

Урок-

бе­седа,

урок-

прак­тикум

Владимир Дубровский как романтический герой. Портретная характеристика героя. Характер Владимира Дубровского, мотиви­ровка его поступков. Способы изображе­ния чувств и переживаний героя. Эпиграф к главе IV и его роль. Роль пейзажа в главе V. Значение главы VI («Пожар в Кистеневке») в композиции романа. Отношения Дубров­ского с крепостными. История Дубровского-Дефоржа

Характеристи­ка Владимира Дубровского, вопросы и за­дания 1 вто­рого уровня,3 третьего уровня (с. 107-108)



Пересказ эпизода «Обед в По­кровском» от лица раз­ных персона­жей, вопросы и задания 2—3 второ­го уровня, 4—6 треть­его уровня (с. 108)



22

Владимир Дубров­ский и Маша Троеку­рова

Урок-

бе­седа,

урок-

прак­тикум

Характеристика Маши Троекуровой, моти­вировка ее поступков. Отношения героини с отцом и братом. Развитие отношений Маши и Дубровского-Дефоржа. Окружение героев и его влияние на них. Судьба героев, причины обреченности их романа

Пересказ эпи­зода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и за­дания 2—3 вто­рого уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108)



Итоговые во­просы и зада­ния (с. 108), чтение статьи «Из истории романа»

(с. 108-109), вопросы и за­дания (с. 109)

23

Из исто­рии рома­на

Урок

раз­

вития

речи

Понятие о романе. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Обсу­ждение тем сочинения:

  • Какие обстоятельства заставили Дубров­ского стать разбойником?

  • Какова дальнейшая судьба героев неза­конченного романа?

  • Особенности жанра романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Итоговые вопросы и за­дания (с. 108), вопросы и за­дания (с. 109), составление плана сочине­ния, подбор материалов



Сочинение, сообщения о детстве и юности М.Ю. Лер­монтова

24

М.Ю. Лер­монтов. Стихо­творение «Смерть поэта»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

практикум

Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщения о детстве и юности поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Изобразительно-вырази­тельные средства, их роль в стихотворении. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста

Сообщения, анализ поэти­ческого тек­ста, вопросы и задания (с. 113-114)



Выразитель­ное чтение наизусть сти­хотворения М.Ю. Лер­монтова «Смерть поэ­та», чтение фрагмента статьи о поэте (с. 114-115), вопросы и за­дания треть­его уровня (с. 115-116)

25

Жанровое разнообра­зие лирики М.Ю. Лер­монтова

Урок

изуче­ния

нового

мате­риала,

урок-

практикум

Богатство лирических жанров в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Эле­гия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Новогодние мад­ригалы и эпиграммы», «Эпитафия». Изобра­зительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Обучение выразительно­му чтению и анализу поэтического текста

Выразитель­ное чтение наизусть, во­просы и зада­ния (с. 116, 117, 118, 119-120, 121)



Чтение ста­тьи о жан­ре поэмы в творчестве М.Ю. Лер­монтова и о поэме «Мцыри»

(с. 121-123),



1

2

3

4

6



7








чтение и со­ставление цитатного плана поэмы

26

Особенно­сти сюжета и ком­позиции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермон­това. История создания поэмы «Мцыри». «Мцыри» как лироэпическое произведение. Сюжет, композиция, герой поэмы. Испо­ведь Мцыри. Роль эпиграфа к поэме. Сло­варная работа

Вопросы и за­дания пер­вого уровня (с. 144-145)



Выразитель­ное чтение наизусть от­рывка поэмы, вопросы и за­дания второ­го и третьего уровней (с. 145)

27

Герой поэ­мы «Мцы­ри» — «лю­бимый идеал» М.Ю. Лер­монтова

Урок-

беседа

Романтический сюжет и романтический герой. Развитие понятия о романтическом герое. Особенности романтического пейза­жа. Отношения человека и природы в поэме. Тема красоты, гармонии человека с миром. Обучение анализу поэтического текста. Изо­бразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Автор и герой произведения. Рисунки учащихся к поэме. Музыкальные произведения по мотивам поэмы. Словесное рисование

Выразительное чтение на­изусть, элемен­ты анализа тек­ста, вопросы и задания вто­рого и третьего уровней (с. 145)



Итоговые вопросы и задания (с. 146-147)

28

Значение творчества М.Ю. Лер­монтова

Урок-

беседа

Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на последующую литературу. Лермонтовские мотивы в творчестве Н.А. Некрасо­ва. Сопоставление элегий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: разница в мироощуще­нии поэтов. Совершенство стиха М.Ю. Лер­монтова. Словарь рифм поэта

Итоговые вопросы и задания (с. 146-147)



Чтение ста­тей «Из исто­рии поэмы», «Лироэпи­ческие про­изведения»

(с. 147-150), вопросы и за­дания (с. 150)

29

Лироэпи­ческие

произведе­ния

Комбинированный

урок

Краткий экскурс в историю жанра поэмы. Понятие о пограничных явлениях в родах литературы. Авторские отступления в эпи­ческих произведениях. Признаки эпоса и лирики в изученных произведениях. Поэ­ма и баллада: общее и различное

Элементы ана­лиза текста, вопросы и за­дания (с. 150)



Сообщения о детстве и юности Н.В. Гоголя, чтение пьесы «Ревизор»

30

Н.В. Го­голь. Комедия «Ревизор»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала

Слово о Н.В. Гоголе. Сообщения о детстве и юности писателя. История создания и по­становки комедии «Ревизор». Смысл эпи­графа к комедии. Список действующих лиц, «говорящие» фамилии. Роль «Замечаний для господ актеров». Композиция комедии. Комментированное чтение. Словарная ра­бота

Сообщения, вопросы и за­дания 1—4, 6—8 первого уровня, 3 вто­рого уровня (с. 242-243)



Выразитель­ное чтение пьесы по ро­лям, вопросы и задания 5 первого уров­ня, 1 второ­го уровня (с. 242)

31

«Ревизор» Н.В. Гого­ля как со­циальная комедия

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

«Ревизор» — комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в Рос­сии». Образ Петербурга в пьесе. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Сила обличе­ния социального зла в комедии. Отношение современной писателю критики, обществен­ности к комедии. Словарная работа

Выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания 5 первого уров­ня, 1 второго уровня (с. 242)



Характери­стика чи­новников, вопросы и за­дания 2 вто­рого уровня, 2—3 треть­его уровня (с. 242-243)

32

Разоблаче­ние поро­ков чинов­ничества в комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор»

Урок-

бе­седа,

урок-

прак­тикум

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопо­читания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изобра­жения чиновников. Женские образы в ко­медии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в композиции и соз­дании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Ре­марки и диалоги как приемы создания обра­зов. Словарная работа

Характери­стика героев, вопросы и за­дания 2 второго уровня,2—3 третьего уровня (с. 242-243)



Характе­ристика Хлестакова, вопрос 4 вто­рого уровня (с. 243)

33

Хлестаков и хлеста­ковщина

Урок-

прак­тикум

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Ре­альный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Понятие о хлестаковщине. Хлестаковщина как общественное явление. Словарная рабо­та. Выразительное чтение по ролям

Характеристи­ка Хлестакова, вопрос 4 вто­рого уровня (с. 243)



Сообщения о сцениче­ской истории комедии, вопросы и задания 1,4 треть­его уровня (с. 243)





1

2

3

4

6



7









34

Сцени­ческая история комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор»

Урок

раз­

вития

речи

Жизнь комедии «Ревизор» в театре и кино (сообщения учащихся). Просмотр и обсу­ждение фрагментов экранизаций комедии, Обсуждение тем сочинения:

  • Хлестаков и хлестаковщина.

  • Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ре­визор».

  • Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  • Роль эпизода в драматическом произведе­нии (на примере элементов сюжета и ком­позиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

  • Роль внесценических персонажей в коме­дии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Сообщения, вопросы и за­дания 1,4 третьего уровня (с. 243), состав­ление плана сочинения, подбор мате­риалов



Сочинение, сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева

35

И.С. Тур­генев. Стихо­творения в прозе

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 243—244). История создания сборника «Стихотворения в прозе». Понятие о сти­хотворениях в прозе. Нравственный пафос и художественные особенности стихо­творений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Выражение преданной и безграничной любви к Родине в стихотво­рении «Русский язык». Соотнесение личной судьбы с судьбой страны

Сообщения, вопросы и за­дания (с. 245, 247, 248-249)



Сообщения о жизни и творчестве Н.А. Не­красова, выразитель­ное чтение стихотво­рения «Раз­мышления у парадного подъезда»

36

Н.А. Не­красов. Стихо­творение «Размыш­ления у па­радного подъезда»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о Н.А. Некрасове (сообщения уча­щихся). Гражданская лирика Н.А. Некрасо­ва, судьба народа в его лирических и лиро-эпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет, композиция и герои произведения. Особен­ности жанра стихотворения. Роль антитезы. Автор в произведении. Стиль, отвечающий теме. Изобразительно-выразительные сред­ства, их роль в стихотворении. Словесное рисование. Словарная работа

Сообщения, выразитель­ное чтение, вопросы и задания (с. 253-254)



Сообщения о жизни и творчестве Н.С. Леско­ва, чтение сказа «Лев­ша», пересказ текста



37

Н.С. Лес­ков

«Левша». Особенно­сти жанра сказа

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала

Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащих­ся). Чтение статьи о писателе (с. 254—255). Сказ «Левша». Особенности жанра сказа. Сюжет сказа, его близость к фольклору. Особенности стиля прозы Н.С. Лескова, «тонко знающего русский язык и влюб­ленного в его красоту» (М. Горький). Язык произведения. Комический эффект, созда­ваемый игрой слов, народной этимологией. Комментированное чтение, пересказ. Сло­варная работа

Сообщения, выразительное чтение, выбо­рочный пере­сказ, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания 1—2 первого уровня (с. 268)



Вопросы и задания 3—4 первого уровня,1—2 второго уров­ня, 3 треть­его уровня (с. 268-269)

38

Герои сказа Н.С. Лес­кова «Лев­ша»

Урок-

бе­седа,

урок

раз­

вития

речи

Герои сказа (Левша, Платов, цари государ­ства Российского и чиновники разных ран­гов). Вымышленные персонажи и истори­ческие лица, трактовка их образов автором. Левша: фольклорный характер героя. Пафос творческого труда в произведении. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант­ливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Речевая характе­ристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Сатирическое изображение царских чиновников. Коммен­тированное чтение. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств рус­ского народа в сказе Н.С. Лескова “Левша”»

Вопросы и за­дания 3—4 первого уров­ня, 1—2 вто­рого уровня, 3 третьего уровня (с. 268-269)



Сочинение, чтение статьи «Из истории жанра сати­ры» (с. 4-5), вопросы и за­дания 1—5 (с. 6-8)

39

Из исто­рии жанра сатиры

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

практикум

Развитие понятия о сатире. Сатира — одна из форм комического. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях А.С. Пушки­на, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,

М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира в лирике и прозе

Вопросы и за­дания (с. 6—8)



Выразитель­ное чтение «Повести о том, как один му­жик двух генералов прокормил» М.Е. Салты­кова- Щед­рина



40

М.Е. Сал- ты ков- Щедрин «Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокор­мил»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о М.Е Салтыкове-Щедрине. Чтение статьи о писателе (с. 9—11). Герои и сюжеты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Социаль­ная острота и художественные особенности сказок. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определе­ние произведения и его условность. Сюжет и герои сказки. Изображение в произведе­нии нравственных пороков общества. Пара­зитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорно­сти мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Особенности сатирического образа. Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа

Выразитель­ное чтение, сравнительная характери­стика героев, вопросы и за­дания первого и второго уров­ней (с. 20)



Вопросы и задания третьего уровня (с. 20), со­общения о жизни и творчестве М. Твена, чтение рас­сказа «Как я редактиро­вал сельско­хозяйствен­ную газету»

41

М. Твен. Рассказ «Как я ре­дактировал сельско­хозяй­ственную газету»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о М. Твене (сообщения учащих­ся). Америка в зеркале сатиры М. Твена. «Приключения Тома Сойера» и «Приклю­чения Гекльберри Финна» как автобио­графические повести юмориста о детстве и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры М. Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Актуальность рассказа

Сообщения, вопросы и за­дания треть­его уровня (с. 20), первого и третьего уровней (с. 28)



Выразитель­ное чтение рассказов А.П. Чехова «Жалобная книга», «Хи­рургия»

42

А.П. Че­хов. Рас­сказы «Жалобная книга», «Хирур­гия»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово об А.П. Чехове. Чтение статьи о писа­теле (с. 28—30). Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия». Смысл названий. Особенности жанра юморески. Изобразительно-выра­зительные средства, их роль в рассказах. Средства создания комического. Средства характеристики персонажей («говорящие» фамилии, речь). Своеобразие героев рас­сказа «Жалобная книга». Сценичность рас­сказа «Хирургия». Художественная деталь в рассказе. Динамичность композиции. Точность, лаконичность, образность языка. Словарная работа

Выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста, вопросы и за­дания первого и второго уров­ней (с. 31—32, 36)



Вопросы и задания третьего уровня (с. 32, 36), чте­ние статьи «Портрет героя в худо­жественных произведе­ниях разных жанров»

(с. 37), во­просы и зада­ния (с. 38)



43

Портрет героя в ху­дожест­венных произве­дениях разных жанров

По­втори­тся ь- но- обобщающий урок, урок- практикум

Развитие понятия о портрете в художест­венных произведениях. Отсутствие инди­видуального психологического портрета в фольклорных произведениях. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях. Порт­рет в поэме. Портрет в лирических про­изведениях. Зависимость портрета героя от замысла автора. Сопоставление портре­тов в произведениях литературы, живописи и графики. Жанры художественной литера­туры XIX века (обобщение)

Вопросы и за­дания (с. 38)



Подготовка к сочине­нию-описа­нию героя литературно­го произведе­ния

44

Сочи­нение-

описание

героя

литератур­ного про­изведения

Урок

раз­

вития

речи

Выбор произведений, подбор материалов к сочинению. Написание сочинения. Кон­сультации учителя

Сочинение



Вырази­тельное чтение сти­хотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хва­ла Человеку»

45

Жанры эпоса, ли­рики и дра­мы в про­изведениях XX века

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала

Новые жанры в искусстве XX века. Лирика начала XX века. Отражение духовных по­исков человека XX века в лирике. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Нрав­ственная проблематика лирики XX века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Стихотворения В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Словарная работа

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания (с. 43, 45-46)



Выразитель­ное чтение стихотво­рений «Бог создал мир из ничего...» К.Д. Баль­монта, «Не за­видуй другу...» И. Северяни­на, «Если», «Заповедь»

Р. Киплинга

46

Избранная лирика начала XX века

Урок-

прак­тикум

Обучение анализу поэтических текстов.

Тема призвания поэта в стихотворении К.Д. Бальмонта «Бог создал мир из ниче­го...». Актуальность нравственных проблем в стихотворении И. Северянина «Не завидуй другу...». Важные качества человека в стихо­творениях Р. Киплинга «Если», «Заповедь» (в переводах С.Я. Маршака и М.Л. Лозин­ского)

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, во­просы и зада­ния (с. 47, 48, 51)



Чтение ста­тьи «Из исто­рии сонета» (с. 51-53), выразитель­ное чтение одного из со­нетов, во­просы



1

2

3

4

6



7








и задания (с. 54-56)

47

Из исто­рии сонета

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала

Понятие о сонете. Сонет как форма лири­ческой поэзии. История жанра сонета и его жизнестойкость. Разнообразие тем сонетов. А.С. Пушкин «Сонет», К.Д. Бальмонт «Хва­ла сонету», Н.С. Гумилев «Сонет», И. Се­верянин «Бунин». Сонеты У. Шекспира. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению и анализу поэтиче­ских текстов

Выразительное чтение, эле­менты анализа поэтических текстов, во­просы и зада­ния (с. 54—56), итоговые во­просы и зада­ния (с. 57)



Сообщения о жизни и творчестве М. Горько­го, чтение «Легенды о Данко»

(из рассказа

«Старуха

Изергиль»)

48

М. Горь­кий. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Творчество писателя и его роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних расска­зов писателя. Сочетание в рассказе реали­стического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Романтический сю­жет легенды и романтический образ Данко. Элементы композиции произведения

Сообщения, вопросы и задания (с. 62-63)



Выразитель­ное чтение сказки М. Горько­го «Старый Год», во­просы и зада­ния третьего уровня (с. 67)

49

М. Горь­кий. Сказ­ка «Ста­рый Год»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала,

урок-

беседа

Своеобразие жанра произведения М. Горь­кого «Старый Год». Композиция сказки. Фольклорные традиции в произведении. Аллегорический характер образов. Особая роль Правды

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания первого уровня (с. 67)



Сообщения о жизни и творчестве В.В. Мая­ковского, выразитель­ное чтение стихотворе­ний «Необы­чайное при­ключение, бывшее










с Владими­ром Маяков­ским летом на даче», «Гимн обеду»

50

Жанр гим­нов в твор­честве В.В. Мая­ковского

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о В.В. Маяковском (сообщения уча­щихся). Чтение статьи о поэте (с. 67—68). «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче» как гимн творчеству. Проблема творчества в ли­роэпическом произведении. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.В. Маяковского. Своеобра­зие стихотворного ритма. Словотворчество В.В. Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении.

Роль фантастики, гипербол. Своеобразие художественной формы, ритмики и рифмы в стихотворении. Сатирические гимны поэ­та. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Словарная работа

Сообщения, выразительное чтение, во­просы и зада­ния (с. 73, 74)



Чтение пьесы М.А. Булга­кова «Реви­зор с выши­банием»

51

М.А. Бул­гаков «Ревизор с вышибанием» (новая по­становка)

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

прак­тикум

Слово о М.А. Булгакове. Н.В. Гоголь - лю­бимый писатель М.А. Булгакова. «Реви­зор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Реви­зора» Гоголя. Участники крохотной юмо­ристической сценки. Роль публики. Роль суфлера. Осмеяние хамства в произведении. Необычная связь эпиграфа с текстом

Выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания (с. 78)



Чтение про­изведения К. Г. Пау­стовского «Рождение рассказа», вопросы и за­дания треть­его уровня (с. 88)

52

К. Г. Пау­стовский «Рождение рассказа»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о К.Г. Паустовском. Поэтическая проза писателя. Мир героев К. Г. Паустов­ского и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рас­сказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окру­жающие люди как причина возникновения творческого импульса. Составление плана рассказа

Составление плана рассказа, вопросы и за­дания (с. 88)



Чтение ста­тьи «Роман — повесть — рассказ»

(с. 88-89), вопросы и за­дания (с. 89)



53

Эпические жанры в твор­честве писателей XX века

По­втори- тельно-обобщающий урок

Особенности эпических произведений, общее и различное между ними. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века. Роман и его судьба. Повесть и рас­сказ, возможность их примерного разграни­чения

Вопросы и за­дания (с. 89)



Чтение глав романа М.А. Шоло­хова «Они сражались за Родину»

54,

55

М.А. Шо­лохов. Гла­вы из ро­мана «Они сражались за Родину»

Уроки

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

уро­ки- бе­седы

Великая Отечественная война в литературе. Слово о М.А. Шолохове. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические собы­тия отступления армии. Эпизоды боев в юж­ных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Описание событий войны по их живым следам. Художествен­ные приемы создания образов. Роль деталей в произведении. Просмотр фрагментов художественного фильма «Они сражались за Родину», обсуждение

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния (с. 105)



Выразитель­ное чтение наизусть од­ного из сти­хотворений А.Т. Твардов­ского о при­роде

56

А.Т. Твар­довский. Стихо­творения о природе

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово об А.Т. Твардовском. Богатство те­матики произведений поэта. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней (повторение). Образы природы в стихотворениях «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета...». Худо­жественные средства, передающие состоя­ния природы и человека. Лирические разду­мья поэта. Словесное рисование

Выразитель­ное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 106-107)



Чтение и вы­борочный пересказ рассказа В.Г. Распу­тина «Уроки француз­ского»

57

В.Г. Рас­путин. Рассказ «Уроки француз­ского». Смысл на­звания

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово о В. Г. Распутине. Отражение трудно­стей военного времени в рассказе «Уроки французского». Значение названия рассказа. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жажда знаний, любознатель­ность юного героя, его нравственная стой­кость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа

Аналитиче­ский пересказ, вопросы и за­дания первого и второго уров­ней (с. 139)



Вопросы и задания третьего уровня (с. 139)











58

Нрав­ственные проблемы в рассказе В.Г. Распу­тина «Уро­ки фран­цузского»

Урок-

беседа

Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее умение помочь ученику, ее роль в жизни мальчика. Противопоставле­ние портретов героя и Лидии Михайловны. Роль игры в рассказе. Просмотр фрагментов фильма «Уроки французского», обсуждение

Аналитиче­ский пересказ, вопросы и за­дания третьего уровня (с. 139)



Подготовка к сочинению по рассказу В.Г. Распу­тина «Уроки француз­ского»

59

Сочинение по расска­зу В. Г. Рас­путина «Уроки француз­ского»

Урок

раз­

вития

речи

Примерные темы сочинения:

  • Нравственный выбор моих ровесников (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки фран­цузского»).

  • Уроки доброты и честности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Сочинение



Чтение эссе К.Г. Пау­стовского «Радость творчества» (с. 140-142)

60

Из исто­рии эссе

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала

Понятие о жанре эссе. Рождение жанра, его популярность в современной литературе. Эссе К. Г. Паустовского «Радость творче­ства». Проблемы, волнующие автора: суть писательского творчества, поиски слова, связь писателя и читателя, соотношение жизни и искусства, смысл писательского труда

Вопросы и задания (с. 142-143)



Чтение и пересказ рассказа Ф.А. Абра­мова «О чем плачут лоша­ди»

61

Ф.А. Аб­рамов. Рассказ «О чем плачут ло­шади»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Понятие о деревенской прозе. Слово о Ф.А. Абрамове. Рассказ «О чем плачут лошади». Особенности жанра произведе­ния. Эстетические, нравственные и эколо­гические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диа­лога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Словарная работа

Аналитиче­ский пересказ, элементы ана­лиза текста, вопросы и за­дания (с. 151)



Выразитель­ное чтение по ролям водевиля А.В. Вампилова «Не­сравненный Наконечни­ков», задания первого уров­ня, 1,4 треть­его уровня (с. 166)


62

А. В. Вампилов. Водевиль «Несрав­ненный Наконеч­ников» (фрагмент)

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Слово об А.В. Вампилове. Понятие о воде­виле. «Несравненный Наконечников». Во­девильное решение проблемы выбора при­звания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел и ком­позиция незавершенного водевиля. Обуче­ние выразительному чтению по ролям

Выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания (с. 166)



Чтение ста­тьи «Из исто­рии пародии» (с. 166-167)

63

Из исто­рии паро­дии

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его творчество. Со­временная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Своеобразие пародии Д.Д. Минаева на стихотворение А.А. Фета (в учебнике — на втором месте). Палиндромон, или палиндром (чтение от конца к на­чалу), как способ создания пародии

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния (с. 168)



Чтение рассказа Р. Шекли «Запах мыс­ли», вопросы и задания (с. 185)

64

Научно- фантасти­ческая ли­тература.

Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Понятие о научно-фантастической литера­туре. Жанр рассказа в научно-фантастиче­ской литературе. Слово о Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли». Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и те­лепатия. Особенности юмора в фантастиче­ском произведении. Реальное и фантастиче­ское в рассказе. Словарная работа

Выборочный пересказ, во­просы и зада­ния (с. 185)



Чтение но­веллы А. Конан Дойла «Пляшущие человечки», вопросы и за­дания (с. 190, 218)

65

Детектив­ная лите­ратура.

А. Конан Дойл. Новелла «Пляшу­щие чело­вечки»

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­

риала,

урок-

беседа

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детек­тива. Слово об А. Конан Дойле. Писатель и его герой Шерлок Холмс в оценке читате­лей XIX и XX веков. Особенность компози­ции новелл о Холмсе. Сюжет, герои и эле­менты композиции новеллы «Пляшущие человечки». Причины творческого долголе­тия героя новелл А. Конан Дойла.

Вопросы и за­дания (с. 190, 218)



Вопросы и задания рубрики «Подве­дем итоги» (с. 218-224)






Беседа по прочитанным новеллам о Шерло­ке Холмсе





66

Подведем итоги. Подготов­ка к ито­говой кон­трольной работе

Повторительно-

обобщающий

урок

Авторы, сюжеты и герои произведений, из­ученных в 7 классе

Вопросы и за­дания рубрики «Подведем ито­ги» (с. 218—224)



Подготовка к итоговой контрольной работе

67

Итоговая контрольная работа

Урок

конт­роля

зна­ний

Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития

Тест



Подготовка к защите чи­тательских дневников

68

Итоговый

урок

Повторительно-

обобщающий

урок

Защита читательских дневников. Беседа о современной литературе, о прочитанных книгах, газетах и журналах. Рекомендации по самостоятельному чтению вовремя лет­них каникул

Сообщения о прочитанных книгах



Список ли­тературы для чтения летом



Итоговый тест по программе 7 класса

Вариант 1

А1. В каком варианте перечислены только эпи­ческие жанры?

  • комедия, трагедия, драма

  • послание, эпиграмма, элегия

  • поэма, баллада, басня

  • рассказ, повесть, роман

А2. Какому событию посвящено стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»?

  • дню рождения В.А. Жуковского

  • годовщине Лицея

  • приезду поэта в Болдино

  • свадьбе поэта с Натальей Гончаровой

АЗ. Почему Троекуров решил отнять имение у Дубровского?

  • имение принадлежало ему по праву, он хо­тел вернуть его

  • ему нужны были деньги, он надеялся полу­чить их от продажи имения

  • он хотел отомстить Дубровскому

  • его собственное имение было не таким большим и богатым, и он завидовал Дуб­ровскому

А4. О чем не жалеет Мцыри?

  • о том, что всю жизнь прожил в дали от род­ных людей

  • о том, что не изрек монашеский обет и своим побегом из монастыря обрек себя на смерть

  • о том, что умирает и будет похоронен не на родной земле

  • о том, что всю жизнь провел в монастыре А5. Кого из героев комедии «Ревизор» Н.В. Го­голь так описал в «Замечаниях для господ актеров»?

«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

  • Бобчинского

  • городничего

  • Землянику

  • Ляпкина-Тяпкина

Аб. Какие чувства выражает Н.А. Некрасов в сти­хотворении «Размышления у парадного подъезда»?

  • восхищение покорностью трудового народа

  • боль от несправедливого обращения с про­стым народом, досаду на его покорность

  • гордость за крестьян, за их силу и мужество

  • уверенность в том, что простой народ вско­ре начнет бороться с несправедливостью

А7. В каком произведении ведущим приемом изображения героев является гротеск?

1) «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щед­рина

«Жалобная книга» А. П. Чехова

«Хирургия» А.П. Чехова

«Как я редактировал сельскохозяйственную газету» М. Твена

В1. С каким зарубежным поэтом сравнивает себя М.Ю. Лермонтов в одном из своих стихотворений? Запишите.

В2. Герой какого произведения пожертвовал своим сердцем во имя спасения других людей? Кто автор этого произведения? Запишите.

ВЗ. К какому роду литературы относятся произ­ведения «Ревизор с вышибанием» М.А. Булгакова и «Несравненный Наконечников» А.В. Вампилова? Запишите.

С1. Дайте краткий анализ наиболее понравивше­гося вам лирического произведения XX века.

С2. Кому адресован укор животных в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»? В чем со­стоит этот укор?

Вариант 2

А1. В каком варианте перечислены только ли­рические жанры?

ода, эпиграмма, послание

поэма, баллада, басня

комедия, трагедия, драма

легенда, сказка, повесть

А2. Укажите эпиграф к повести А, С, Пушкина «Барышня-крестьянка.

«Береги честь смолоду».

«Где стол был яств, там гроб стоит».

«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша».

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива». АЗ. Из какого стихотворения М.Ю. Лермонтова

эти строки?

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

«Нет, я не Байрон, я другой...»

«Стансы»

«Элегия»

«Смерть поэта»

А4. Чего Мцыри не видел на воле?

«Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом...»

«...отцовский дом,

Ущелье наше, и кругом

В тени рассыпанный аул...»

«Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой сходила к берегу...»

«Какой-то зверь одним прыжком

Могучий барс».

А5. Кто автор этих строк?

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык!»

Н.А. Некрасов

М.Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

И.С. Тургенев

А6. Как тульским мастерам из сказа Н.С. Леско­ва «Левша» удалось удивить англичан?

выковали блоху

подковали блоху

выковали ключик, с помощью которого стальную блоху можно было заводить, что­бы она танцевала

сделали футляр для блохи

А7. Какое произведение представляет собой юмореску?

«Как я редактировал сельскохозяйственную газету» М. Твена

«Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Жалобная книга» А.П. Чехова

«Ревизор» Н.В. Гоголя

В2. О ком эти строки? Из какого произведения эти герои? Кто автор этого произведения? Запи­шите.

«Оба низенькие, коротенькие, очень любопыт­ные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с не­большими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками».

ВЗ. Кто автор этих строк?

Слава вам, идущие обедать миллионы! И уже успевшие наесться тысячи! Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны и тысячи блюдищ всяческой пищи.

С1. Охарактеризуйте душевное состояние Лопахина (героя романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину») после боя.

С2. Как учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» характеризует тот факт, что она стала играть с мальчиком на деньги?

Ключ к тесту

Вариант 1: А1 — 4; А2 — 2; АЗ — 3; А4 — 2; А5 — 3; А6 — 2; А7 — 1; В1 — с Байроном; В2 — «Старуха Изергиль» («Данко»), М. Горький; ВЗ — к драме.

Вариант 2: А1 1; А2 — 3; АЗ — 4; А4 2; А5 4; А6 — 2; А7 — 3; В1 - В.А. Жуковскому; В2 — о Бобчинском и Добчинском, «Ревизор», Н.В. Гоголь; ВЗ — В.В. Маяковский.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Лите­ратура: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь ли­тературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

Для учителя

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: Методи­ческие рекомендации. М.: Дрофа, 2006.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсаль­ные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.

Марченко А.М. Анализ стихотворения на уро­ке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!