7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.
Особое внимание в 7 классе уделяется проблеме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.
Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова (изучение разделов, посвященных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).
Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Литература: Программа для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого из них.
Учащиеся должны уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
• передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведении.
№ УРО- - ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Дата по плану | Фактическая дата | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | | | 7 |
1 | Роды и жанры художественной литературы | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Беседа о прочитанных за лето книгах. Понятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главнейшие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литературный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса | Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, задание 1 первого уровня (с. 4) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 4) |
2 | Жанры фольклора. Сатирическая драма «Барин» Пред Ставление сатирической драмы «Барин» | Урок изучения нового материала | Повторение изученного о фольклоре. Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах | Вопросы и задания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10) Задания 3 первого уровня,1 третьего уровня (с. Ю) | | | Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представлению пьесы «Барин» Чтение раздела «Детский фольклор» (с. 10—12), вопросы и задания (с. 11-12) |
3 | Детский фольклор | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс детского фольклора | Вопросы и задания (с. 11, 12), конкурс детского фольклора | | | Чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» |
4 | Античная литература. Гомер «Илиада. Одиссея(фрагменты) | | Гомер. Героический эпос древности. Илиада «Поэма о Троянской войне». «Одиссея» рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея- одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа. | | | | Чтения произведения. |
5 | Мир и человек в эпоху Возрождения. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У. Шекспире. Биографические легенды о драматурге. Трагедия как жанр драматического произведения. «Ромео и Джульетта» - первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведении. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть) | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания первого уровня (с. 28) | | | Выразительное чтение эпизода по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28) |
6 | Художественные особенности трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | Урок- беседа, урок- практикум | Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительновыразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные постановки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение | Характеристика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28) | | | Сообщения о жанре сонета, выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира |
7 | Сонеты У. Шекспира | Урок изучения нового мате риала, урок- практикум | Сонет как одна из популярных форм лирической поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания (с. 29-30) | | | Чтение статьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к статье (с. 32-33) |
8 | Жанры классической литературы XIX века | Урок изучения нового мате риала | Самые популярные жанры литературы XIX века. Расцвет жанра басни в начале XIX века. Золотой век русской поэзии. Классические жанры русской прозы (роман, повесть, рассказ). Жанры драматургии. Связь жанров. Обзор произведений XIX века, изученных ранее | Обсуждение проблемного вопроса (с. 33) | | | Чтение раздела «Из истории басни» (с. 33-37), выразительное чтение басен |
9 | Из истории басни | Комбинированный урок | Повторение и обобщение изученного о басне. Художественная и нравственная ценность басен. Басни И.А. Крылова. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий). Стойкость басни как жанра. Сопоставление басен разных авторов на один сюжет (Эзоп, Ж. де Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.А. Крылов). Общее и различное в баснях разных авторов | Выразительное чтение, сопоставительный анализ басен, вопросы и задания (с. 34, 35, 36-37) | | | Вопросы и задания (с. 37-38), сообщения о жизни и творчестве В.А. Жуковского |
10 | В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о В.А. Жуковском (сообщения учащихся). В.А. Жуковский — автор баллад. Развитие понятия о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Сюжет и композиция баллады «Светлана». Фольклорная основа баллады. Комментированное чтение | Сообщения, вопросы и задания первого уровня (с. 46-47) | | | Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Светлана», вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47) |
11 | Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана» | Урок- практикум | Характеристика героини баллады, ее романтический облик, неразрывная связь с миром природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Приметы фольклора в балладе. Голос автора-рассказчика в произведении. Юмор в балладе | Выразительное чтение, краткий пересказ, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47) | | | Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Перчатка», вопросы и задания (с. 49) |
12 | В.А. Жуковский. Баллада «Перчатка» | Урок- беседа | Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад В.А. Жуковского. Судьбы героев баллад. Авторы, «подсказавшие» поэту сюжеты баллад (И.В. Гёте, Ф. Шиллер и др.). Составление плана баллады «Перчатка». Смелость рыцаря, его благородство, мужество, хладнокровие и чувство собственного достоинства. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Требовательность нравственной позиции и честность автора. Словарная работа | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 49) | | | Выразительное чтение одной из баллад В.А. Жуковского, сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского |
13 | Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка» | Урок изучения нового мате риала, урок- практикум | Истоки жанра баллады. Баллада «Перчатка» в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отражение творческой личности поэтов в переводах баллады. Представление об особенностях художественного перевода. Чтение и элементы анализа баллад В.А. Жуковского | Сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского | | | Сообщения о Болдинской осени 1830 года |
14 | Жанры лирики А.С. Пушкина | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово об А.С. Пушкине. Сообщения о Болдинской осени 1830 года. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта (послание, элегия, стансы, эпиграмма и др.). «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Туча». Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 52, 53, 54, 60-61) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 52,53,61), выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября» (1825 года), сообщения о друзьях поэта |
15 | Анализ стихотворения А.С. Пушкина | Урок-практикум | Стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания. История создания стихотворения «19 октября» (1825 года). Сообщения о друзьях поэта, упомянутых в стихотворении. Роль Лицея в жизни его выпускников. | Сообщения, вопросы и задания третьего уровня (с. 52,53,62), выразительное | | | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина о любви, вопросы и задания треть- |
| «19 октября» (1825 года) | | Особенности жанра произведения. Приемы создания портретов друзей А.С. Пушкина. Роль образов природы, изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Словарная работа | чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 59-60) | | | его уровня (с. 62, 63) |
16 | Любовная лирика А.С. Пушкина в жанре посланий | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Признаки жанра послания в стихотворениях. Настроения, чувства, выраженные в произведениях. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Адресаты любовных посланий поэта. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Словарная работа. Прослушивание романсов на стихи А.С. Пушкина, обсуждение | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 62, 63) | | | Выразительное чтение наизусть одного из любовных посланий А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворений «Стансы», '«Моя эпитафия», «Друзьям», вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67) |
17 | Итоговый урок по лирике А.С. Пушкина | Урок- практикум | Жанровое разнообразие стихотворений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «На перевод “Илиады”», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия». Влияние жанра стихотворения на его исполнение. Конкурс исполнителей стихов А.С. Пушкина | Выразительное чтение наизусть, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67) | | | Чтение повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», вопросы и задания первого уровня (с. 87) |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | | | 7 |
18 | Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Жанры прозы А.С. Пушкина (рассказ, повесть, роман). История создания цикла «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Проблема автора и рассказчика, Легкий водевильный сюжет. Своеобразие жанра и композиции повести. Словарная работа | Выборочный пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 87) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 87-88) |
19 | Характеристика героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | Урок- практикум | Сравнительная характеристика помещиков- соседей: И.П. Берестова и Г.И. Муромского. Групповой портрет уездных барышень. Героиня повести — Лиза (Бетси). Роль художественных приемов в характеристике героев. Связь эпиграфа к повести с сюжетом | Характеристика героев, вопросы и задания третьего уровня (с. 87-88) | | | Чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский», вопросы и задания первого уровня (с. 107) |
20 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Незавершенный роман «Дубровский». История создания романа. Сюжетные особенности (соединение признаков любовного и социального романов). Композиция и герои произведения. История отношений бывших друзей — старшего Дубровского и Троекурова, их сравнительная характеристика. Словарная работа | Краткий пересказ, вопросы и задания первого уровня, 1—2 третьего уровня (с. 107-108) | | | Характеристика Владимира Дубровского, вопросы и задания 1 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 107-108) |
21 | Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Урок- беседа, урок- практикум | Владимир Дубровский как романтический герой. Портретная характеристика героя. Характер Владимира Дубровского, мотивировка его поступков. Способы изображения чувств и переживаний героя. Эпиграф к главе IV и его роль. Роль пейзажа в главе V. Значение главы VI («Пожар в Кистеневке») в композиции романа. Отношения Дубровского с крепостными. История Дубровского-Дефоржа | Характеристика Владимира Дубровского, вопросы и задания 1 второго уровня,3 третьего уровня (с. 107-108) | | | Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и задания 2—3 второго уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108) |
22 | Владимир Дубровский и Маша Троекурова | Урок- беседа, урок- практикум | Характеристика Маши Троекуровой, мотивировка ее поступков. Отношения героини с отцом и братом. Развитие отношений Маши и Дубровского-Дефоржа. Окружение героев и его влияние на них. Судьба героев, причины обреченности их романа | Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и задания 2—3 второго уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108) | | | Итоговые вопросы и задания (с. 108), чтение статьи «Из истории романа» (с. 108-109), вопросы и задания (с. 109) |
23 | Из истории романа | Урок раз вития речи | Понятие о романе. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Обсуждение тем сочинения: Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа? Особенности жанра романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Итоговые вопросы и задания (с. 108), вопросы и задания (с. 109), составление плана сочинения, подбор материалов | | | Сочинение, сообщения о детстве и юности М.Ю. Лермонтова |
24 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» | Урок изучения нового мате риала, урок- практикум | Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщения о детстве и юности поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста | Сообщения, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 113-114) | | | Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», чтение фрагмента статьи о поэте (с. 114-115), вопросы и задания третьего уровня (с. 115-116) |
25 | Жанровое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Богатство лирических жанров в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Новогодние мадригалы и эпиграммы», «Эпитафия». Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 116, 117, 118, 119-120, 121) | | | Чтение статьи о жанре поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова и о поэме «Мцыри» (с. 121-123), |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | | | 7 |
| | | | | | | чтение и составление цитатного плана поэмы |
26 | Особенности сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». «Мцыри» как лироэпическое произведение. Сюжет, композиция, герой поэмы. Исповедь Мцыри. Роль эпиграфа к поэме. Словарная работа | Вопросы и задания первого уровня (с. 144-145) | | | Выразительное чтение наизусть отрывка поэмы, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145) |
27 | Герой поэмы «Мцыри» — «любимый идеал» М.Ю. Лермонтова | Урок- беседа | Романтический сюжет и романтический герой. Развитие понятия о романтическом герое. Особенности романтического пейзажа. Отношения человека и природы в поэме. Тема красоты, гармонии человека с миром. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Автор и герой произведения. Рисунки учащихся к поэме. Музыкальные произведения по мотивам поэмы. Словесное рисование | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145) | | | Итоговые вопросы и задания (с. 146-147) |
28 | Значение творчества М.Ю. Лермонтова | Урок- беседа | Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на последующую литературу. Лермонтовские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова. Сопоставление элегий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: разница в мироощущении поэтов. Совершенство стиха М.Ю. Лермонтова. Словарь рифм поэта | Итоговые вопросы и задания (с. 146-147) | | | Чтение статей «Из истории поэмы», «Лироэпические произведения» (с. 147-150), вопросы и задания (с. 150) |
29 | Лироэпические произведения | Комбинированный урок | Краткий экскурс в историю жанра поэмы. Понятие о пограничных явлениях в родах литературы. Авторские отступления в эпических произведениях. Признаки эпоса и лирики в изученных произведениях. Поэма и баллада: общее и различное | Элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 150) | | | Сообщения о детстве и юности Н.В. Гоголя, чтение пьесы «Ревизор» |
30 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Урок изучения нового мате риала | Слово о Н.В. Гоголе. Сообщения о детстве и юности писателя. История создания и постановки комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа к комедии. Список действующих лиц, «говорящие» фамилии. Роль «Замечаний для господ актеров». Композиция комедии. Комментированное чтение. Словарная работа | Сообщения, вопросы и задания 1—4, 6—8 первого уровня, 3 второго уровня (с. 242-243) | | | Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242) |
31 | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | «Ревизор» — комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в России». Образ Петербурга в пьесе. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Сила обличения социального зла в комедии. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Словарная работа | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242) | | | Характеристика чиновников, вопросы и задания 2 второго уровня, 2—3 третьего уровня (с. 242-243) |
32 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок- беседа, урок- практикум | Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в композиции и создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Ремарки и диалоги как приемы создания образов. Словарная работа | Характеристика героев, вопросы и задания 2 второго уровня,2—3 третьего уровня (с. 242-243) | | | Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243) |
33 | Хлестаков и хлестаковщина | Урок- практикум | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Понятие о хлестаковщине. Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение по ролям | Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243) | | | Сообщения о сценической истории комедии, вопросы и задания 1,4 третьего уровня (с. 243) |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | | | 7 |
| | | | | | | |
34 | Сценическая история комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок раз вития речи | Жизнь комедии «Ревизор» в театре и кино (сообщения учащихся). Просмотр и обсуждение фрагментов экранизаций комедии, Обсуждение тем сочинения: Хлестаков и хлестаковщина. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Сообщения, вопросы и задания 1,4 третьего уровня (с. 243), составление плана сочинения, подбор материалов | | | Сочинение, сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева |
35 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 243—244). История создания сборника «Стихотворения в прозе». Понятие о стихотворениях в прозе. Нравственный пафос и художественные особенности стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Выражение преданной и безграничной любви к Родине в стихотворении «Русский язык». Соотнесение личной судьбы с судьбой страны | Сообщения, вопросы и задания (с. 245, 247, 248-249) | | | Сообщения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» |
36 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Гражданская лирика Н.А. Некрасова, судьба народа в его лирических и лиро-эпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет, композиция и герои произведения. Особенности жанра стихотворения. Роль антитезы. Автор в произведении. Стиль, отвечающий теме. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Словесное рисование. Словарная работа | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 253-254) | | | Сообщения о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение сказа «Левша», пересказ текста |
37 | Н.С. Лесков «Левша». Особенности жанра сказа | Урок изучения нового мате риала | Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 254—255). Сказ «Левша». Особенности жанра сказа. Сюжет сказа, его близость к фольклору. Особенности стиля прозы Н.С. Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Язык произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Комментированное чтение, пересказ. Словарная работа | Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 первого уровня (с. 268) | | | Вопросы и задания 3—4 первого уровня,1—2 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 268-269) |
38 | Герои сказа Н.С. Лескова «Левша» | Урок- беседа, урок раз вития речи | Герои сказа (Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов). Вымышленные персонажи и исторические лица, трактовка их образов автором. Левша: фольклорный характер героя. Пафос творческого труда в произведении. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова “Левша”» | Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 268-269) | | | Сочинение, чтение статьи «Из истории жанра сатиры» (с. 4-5), вопросы и задания 1—5 (с. 6-8) |
39 | Из истории жанра сатиры | Урок изучения нового мате риала, урок- практикум | Развитие понятия о сатире. Сатира — одна из форм комического. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира в лирике и прозе | Вопросы и задания (с. 6—8) | | | Выразительное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова- Щедрина |
40 | М.Е. Сал- ты ков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о М.Е Салтыкове-Щедрине. Чтение статьи о писателе (с. 9—11). Герои и сюжеты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Социальная острота и художественные особенности сказок. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет и герои сказки. Изображение в произведении нравственных пороков общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Особенности сатирического образа. Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 20) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 20), сообщения о жизни и творчестве М. Твена, чтение рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» |
41 | М. Твен. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о М. Твене (сообщения учащихся). Америка в зеркале сатиры М. Твена. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» как автобиографические повести юмориста о детстве и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры М. Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Актуальность рассказа | Сообщения, вопросы и задания третьего уровня (с. 20), первого и третьего уровней (с. 28) | | | Выразительное чтение рассказов А.П. Чехова «Жалобная книга», «Хирургия» |
42 | А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово об А.П. Чехове. Чтение статьи о писателе (с. 28—30). Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия». Смысл названий. Особенности жанра юморески. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказах. Средства создания комического. Средства характеристики персонажей («говорящие» фамилии, речь). Своеобразие героев рассказа «Жалобная книга». Сценичность рассказа «Хирургия». Художественная деталь в рассказе. Динамичность композиции. Точность, лаконичность, образность языка. Словарная работа | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 31—32, 36) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 32, 36), чтение статьи «Портрет героя в художественных произведениях разных жанров» (с. 37), вопросы и задания (с. 38) |
43 | Портрет героя в художественных произведениях разных жанров | Повторится ь- но- обобщающий урок, урок- практикум | Развитие понятия о портрете в художественных произведениях. Отсутствие индивидуального психологического портрета в фольклорных произведениях. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях. Портрет в поэме. Портрет в лирических произведениях. Зависимость портрета героя от замысла автора. Сопоставление портретов в произведениях литературы, живописи и графики. Жанры художественной литературы XIX века (обобщение) | Вопросы и задания (с. 38) | | | Подготовка к сочинению-описанию героя литературного произведения |
44 | Сочинение- описание героя литературного произведения | Урок раз вития речи | Выбор произведений, подбор материалов к сочинению. Написание сочинения. Консультации учителя | Сочинение | | | Выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку» |
45 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века | Урок изучения нового материала | Новые жанры в искусстве XX века. Лирика начала XX века. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Нравственная проблематика лирики XX века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Стихотворения В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Словарная работа | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 43, 45-46) | | | Выразительное чтение стихотворений «Бог создал мир из ничего...» К.Д. Бальмонта, «Не завидуй другу...» И. Северянина, «Если», «Заповедь» Р. Киплинга |
46 | Избранная лирика начала XX века | Урок- практикум | Обучение анализу поэтических текстов. Тема призвания поэта в стихотворении К.Д. Бальмонта «Бог создал мир из ничего...». Актуальность нравственных проблем в стихотворении И. Северянина «Не завидуй другу...». Важные качества человека в стихотворениях Р. Киплинга «Если», «Заповедь» (в переводах С.Я. Маршака и М.Л. Лозинского) | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 47, 48, 51) | | | Чтение статьи «Из истории сонета» (с. 51-53), выразительное чтение одного из сонетов, вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | | | 7 |
| | | | | | | и задания (с. 54-56) |
47 | Из истории сонета | Урок изучения нового мате риала | Понятие о сонете. Сонет как форма лирической поэзии. История жанра сонета и его жизнестойкость. Разнообразие тем сонетов. А.С. Пушкин «Сонет», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», Н.С. Гумилев «Сонет», И. Северянин «Бунин». Сонеты У. Шекспира. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению и анализу поэтических текстов | Выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания (с. 54—56), итоговые вопросы и задания (с. 57) | | | Сообщения о жизни и творчестве М. Горького, чтение «Легенды о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») |
48 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Творчество писателя и его роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних рассказов писателя. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Элементы композиции произведения | Сообщения, вопросы и задания (с. 62-63) | | | Выразительное чтение сказки М. Горького «Старый Год», вопросы и задания третьего уровня (с. 67) |
49 | М. Горький. Сказка «Старый Год» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Своеобразие жанра произведения М. Горького «Старый Год». Композиция сказки. Фольклорные традиции в произведении. Аллегорический характер образов. Особая роль Правды | Выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня (с. 67) | | | Сообщения о жизни и творчестве В.В. Маяковского, выразительное чтение стихотворений «Необычайное приключение, бывшее |
| | | | | | | с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду» |
50 | Жанр гимнов в творчестве В.В. Маяковского | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о В.В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение статьи о поэте (с. 67—68). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как гимн творчеству. Проблема творчества в лироэпическом произведении. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.В. Маяковского. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество В.В. Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики, гипербол. Своеобразие художественной формы, ритмики и рифмы в стихотворении. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Словарная работа | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 73, 74) | | | Чтение пьесы М.А. Булгакова «Ревизор с вышибанием» |
51 | М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием» (новая постановка) | Урок изучения нового мате риала, урок- практикум | Слово о М.А. Булгакове. Н.В. Гоголь - любимый писатель М.А. Булгакова. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Роль публики. Роль суфлера. Осмеяние хамства в произведении. Необычная связь эпиграфа с текстом | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 78) | | | Чтение произведения К. Г. Паустовского «Рождение рассказа», вопросы и задания третьего уровня (с. 88) |
52 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о К.Г. Паустовском. Поэтическая проза писателя. Мир героев К. Г. Паустовского и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Составление плана рассказа | Составление плана рассказа, вопросы и задания (с. 88) | | | Чтение статьи «Роман — повесть — рассказ» (с. 88-89), вопросы и задания (с. 89) |
53 | Эпические жанры в творчестве писателей XX века | Повтори- тельно-обобщающий урок | Особенности эпических произведений, общее и различное между ними. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века. Роман и его судьба. Повесть и рассказ, возможность их примерного разграничения | Вопросы и задания (с. 89) | | | Чтение глав романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» |
54, 55 | М.А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину» | Уроки изучения нового мате риала, уроки- беседы | Великая Отечественная война в литературе. Слово о М.А. Шолохове. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Описание событий войны по их живым следам. Художественные приемы создания образов. Роль деталей в произведении. Просмотр фрагментов художественного фильма «Они сражались за Родину», обсуждение | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 105) | | | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений А.Т. Твардовского о природе |
56 | А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово об А.Т. Твардовском. Богатство тематики произведений поэта. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней (повторение). Образы природы в стихотворениях «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Лирические раздумья поэта. Словесное рисование | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 106-107) | | | Чтение и выборочный пересказ рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» |
57 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Смысл названия | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о В. Г. Распутине. Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского». Значение названия рассказа. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жажда знаний, любознательность юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа | Аналитический пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 139) | | | Вопросы и задания третьего уровня (с. 139) |
| | | | | | | |
58 | Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» | Урок- беседа | Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее умение помочь ученику, ее роль в жизни мальчика. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Роль игры в рассказе. Просмотр фрагментов фильма «Уроки французского», обсуждение | Аналитический пересказ, вопросы и задания третьего уровня (с. 139) | | | Подготовка к сочинению по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» |
59 | Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» | Урок раз вития речи | Примерные темы сочинения: | Сочинение | | | Чтение эссе К.Г. Паустовского «Радость творчества» (с. 140-142) |
60 | Из истории эссе | Урок изучения нового мате риала | Понятие о жанре эссе. Рождение жанра, его популярность в современной литературе. Эссе К. Г. Паустовского «Радость творчества». Проблемы, волнующие автора: суть писательского творчества, поиски слова, связь писателя и читателя, соотношение жизни и искусства, смысл писательского труда | Вопросы и задания (с. 142-143) | | | Чтение и пересказ рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» |
61 | Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Понятие о деревенской прозе. Слово о Ф.А. Абрамове. Рассказ «О чем плачут лошади». Особенности жанра произведения. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Словарная работа | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 151) | | | Выразительное чтение по ролям водевиля А.В. Вампилова «Несравненный Наконечников», задания первого уровня, 1,4 третьего уровня (с. 166) |
62 | А. В. Вампилов. Водевиль «Несравненный Наконечников» (фрагмент) | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово об А.В. Вампилове. Понятие о водевиле. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел и композиция незавершенного водевиля. Обучение выразительному чтению по ролям | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 166) | | | Чтение статьи «Из истории пародии» (с. 166-167) |
63 | Из истории пародии | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его творчество. Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Своеобразие пародии Д.Д. Минаева на стихотворение А.А. Фета (в учебнике — на втором месте). Палиндромон, или палиндром (чтение от конца к началу), как способ создания пародии | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 168) | | | Чтение рассказа Р. Шекли «Запах мысли», вопросы и задания (с. 185) |
64 | Научно- фантастическая литература. Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Понятие о научно-фантастической литературе. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Слово о Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли». Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении. Реальное и фантастическое в рассказе. Словарная работа | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 185) | | | Чтение новеллы А. Конан Дойла «Пляшущие человечки», вопросы и задания (с. 190, 218) |
65 | Детективная литература. А. Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива. Слово об А. Конан Дойле. Писатель и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX веков. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет, герои и элементы композиции новеллы «Пляшущие человечки». Причины творческого долголетия героя новелл А. Конан Дойла. | Вопросы и задания (с. 190, 218) | | | Вопросы и задания рубрики «Подведем итоги» (с. 218-224) |
| | | Беседа по прочитанным новеллам о Шерлоке Холмсе | | | | |
66 | Подведем итоги. Подготовка к итоговой контрольной работе | Повторительно- обобщающий урок | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе | Вопросы и задания рубрики «Подведем итоги» (с. 218—224) | | | Подготовка к итоговой контрольной работе |
67 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития | Тест | | | Подготовка к защите читательских дневников |
68 | Итоговый урок | Повторительно- обобщающий урок | Защита читательских дневников. Беседа о современной литературе, о прочитанных книгах, газетах и журналах. Рекомендации по самостоятельному чтению вовремя летних каникул | Сообщения о прочитанных книгах | | | Список литературы для чтения летом |
Итоговый тест по программе 7 класса
Вариант 1
А1. В каком варианте перечислены только эпические жанры?
А2. Какому событию посвящено стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»?
АЗ. Почему Троекуров решил отнять имение у Дубровского?
имение принадлежало ему по праву, он хотел вернуть его
ему нужны были деньги, он надеялся получить их от продажи имения
он хотел отомстить Дубровскому
его собственное имение было не таким большим и богатым, и он завидовал Дубровскому
А4. О чем не жалеет Мцыри?
о том, что всю жизнь прожил в дали от родных людей
о том, что не изрек монашеский обет и своим побегом из монастыря обрек себя на смерть
о том, что умирает и будет похоронен не на родной земле
о том, что всю жизнь провел в монастыре А5. Кого из героев комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь так описал в «Замечаниях для господ актеров»?
«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».
Бобчинского
городничего
Землянику
Ляпкина-Тяпкина
Аб. Какие чувства выражает Н.А. Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»?
восхищение покорностью трудового народа
боль от несправедливого обращения с простым народом, досаду на его покорность
гордость за крестьян, за их силу и мужество
уверенность в том, что простой народ вскоре начнет бороться с несправедливостью
А7. В каком произведении ведущим приемом изображения героев является гротеск?
1) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Жалобная книга» А. П. Чехова
«Хирургия» А.П. Чехова
«Как я редактировал сельскохозяйственную газету» М. Твена
В1. С каким зарубежным поэтом сравнивает себя М.Ю. Лермонтов в одном из своих стихотворений? Запишите.
В2. Герой какого произведения пожертвовал своим сердцем во имя спасения других людей? Кто автор этого произведения? Запишите.
ВЗ. К какому роду литературы относятся произведения «Ревизор с вышибанием» М.А. Булгакова и «Несравненный Наконечников» А.В. Вампилова? Запишите.
С1. Дайте краткий анализ наиболее понравившегося вам лирического произведения XX века.
С2. Кому адресован укор животных в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»? В чем состоит этот укор?
Вариант 2
А1. В каком варианте перечислены только лирические жанры?
ода, эпиграмма, послание
поэма, баллада, басня
комедия, трагедия, драма
легенда, сказка, повесть
А2. Укажите эпиграф к повести А, С, Пушкина «Барышня-крестьянка.
«Береги честь смолоду».
«Где стол был яств, там гроб стоит».
«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша».
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива». АЗ. Из какого стихотворения М.Ю. Лермонтова
эти строки?
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
«Нет, я не Байрон, я другой...»
«Стансы»
«Элегия»
«Смерть поэта»
А4. Чего Мцыри не видел на воле?
«Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом...»
«...отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул...»
«Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу...»
«Какой-то зверь одним прыжком
Могучий барс».
А5. Кто автор этих строк?
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Н.А. Некрасов
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
И.С. Тургенев
А6. Как тульским мастерам из сказа Н.С. Лескова «Левша» удалось удивить англичан?
выковали блоху
подковали блоху
выковали ключик, с помощью которого стальную блоху можно было заводить, чтобы она танцевала
сделали футляр для блохи
А7. Какое произведение представляет собой юмореску?
«Как я редактировал сельскохозяйственную газету» М. Твена
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Жалобная книга» А.П. Чехова
«Ревизор» Н.В. Гоголя
В2. О ком эти строки? Из какого произведения эти герои? Кто автор этого произведения? Запишите.
«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками».
ВЗ. Кто автор этих строк?
Слава вам, идущие обедать миллионы! И уже успевшие наесться тысячи! Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны и тысячи блюдищ всяческой пищи.
С1. Охарактеризуйте душевное состояние Лопахина (героя романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину») после боя.
С2. Как учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» характеризует тот факт, что она стала играть с мальчиком на деньги?
Ключ к тесту
Вариант 1: А1 — 4; А2 — 2; АЗ — 3; А4 — 2; А5 — 3; А6 — 2; А7 — 1; В1 — с Байроном; В2 — «Старуха Изергиль» («Данко»), М. Горький; ВЗ — к драме.
Вариант 2: А1 — 1; А2 — 3; АЗ — 4; А4 — 2; А5 — 4; А6 — 2; А7 — 3; В1 - В.А. Жуковскому; В2 — о Бобчинском и Добчинском, «Ревизор», Н.В. Гоголь; ВЗ — В.В. Маяковский.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Для учителя
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2006.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.