СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

к утверждению методическим Директор МБОУ «Первомайская

советом средняя общеобразовательная школа

___________ (А.Ю. Самохвалов)

Протокол от № Приказ от №





Рабочая программа

по литературе

для 8 класса ж



на 2018-2019 учебный год



Составитель: Жабина Н. А.,

1 квалификационная категория





Согласовано

Заведующая филиалом

__________ (Тихомирова Е. Н.)









п. Первомайский, 2018




Пояснительная записка


Цели курса:

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи изучения литературы:

  • формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

  • формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;

  • формировать речевые умения – умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.



Нормативно-правовая база

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе «Закона об образовании», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева

(«Программа по литературе. 5-11 классы». Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.)



Место учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе и отводит на него 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель).

На проведение

  • классных сочинений – 4

  • домашних сочинений – 4

Сведения о программе

Для разработки рабочей программы была выбрана авторская программа, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Содержание рабочей программы  соответствует авторской программе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

В программу включен модуль «Литературное краеведение».* Это позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского. М.Ю. Лермонтова. С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и


обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Типы уроков:

    • урок изучения нового материала;

    • урок повторения;

    • урок систематизации и обобщения знаний;

    • урок развития речи;

    • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы контроля

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • промежуточный – контроль в конце четверти, полугодия;

  • итоговый – контроль в конце года;

  • формы: устный опрос, письменная работа (тест, сочинение).


Информация об используемом учебнике


Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-составитель Г.С. Меркин. – М. Русское слово, 2018.





Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Предмет «Литература» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает «культурную самоидентификацию школьника, способствует «пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Предмет литература способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; самоопределению и самопознанию, ориентации в 9 системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. «Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

        

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты  состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Учебно-тематический план


№ п/п

Тема разделов

Количество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение. Художественная литература и история

1

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов худ. текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

2

Устное народное творчество

3

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»(«Как повыше было города Смоленска...»).

Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов худ. текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

3

Древнерусская литература

4

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося.

4

Русская литература XVIII века

4

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование.


4.1

Державин Г. Р.

2

4.2

Карамзин Н.М.

2

5

Русская литература XIX века

34

К. Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».

Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».

А. А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н. М. Языков. «Пловец», «Родина».

Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.

5.1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

1

5.2

Жуковский В. А.

1

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».

5.3

Рылеев К.Ф.

1

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

5.4

Пушкин А.С.

8

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. 

5.5

Лермонтов М.Ю.

3

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.

5.6

Гоголь Н.В.

7

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

5.7

Тургенев И.С.

4

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси.

5.8

Некрасов Н.А.

2

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником.

5.9

Фет А.А.

1

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…».

5.10

Островский А.Н.

1

Краткие сведения о писателе. Пьеса сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

5.11

Жемчужников А. М. *

1

Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни».

5.12

Терпигорев С. Н. *

1

Биография писателя. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле», «Тамбовские семирамидины сады»

5.13

Толстой Л.Н.

3

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».

6

Русская литература XX века

17


Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.

6.1

Горький М.

2

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. 

6.2

Маяковский В.В.

1

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

6.3

Замятин Е. И. *

1

Тема Тамбова и Тамбовской земли в творчестве классика русской литературы.

6.4

Тэффи Н.А.

1

«Свои и чужие»

6.5

Зощенко М. М.

1

«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов.

6.6

Заболоцкий Н. А.

2

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка»

6.7

Исаковский М. В.

1

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». 

6.8

Цветаева М. И.*

1

Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд».

6.9

Твардовский А.Т.

1

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы.

6.10

Серафимович А. С.*

1

Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве».

6.11

Астафьев В. П.

2

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе.

6.12

Распутин В. Г.

3

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

7

Зарубежная литература

4


Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия.

7.1

Шекспир У.

2

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

7.2

Сервантес М.

2

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика. 

8

Обобщение


3




ИТОГО

70





Содержание тем учебного курса


Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.


Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.


Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Из литературы XVIII века

Г. Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Поэзия Тамбовского периода творчества.*

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.


Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на­чало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.


Из литературы XIX века


Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре.*

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.


А. С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Пе­сни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Потомки Пушкина в Мичуринске. Поэтика стихотворений «Моя родословная», «Сон». Связь этих произведений с тамбовскими реалиями*.

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.


М. Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский). Поэма «Тамбовская казначейша»*

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.


Н. В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изобра­жении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.


И. С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность харак­тера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.


Н. А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотво­рении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.


А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.


А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.


А. М. Жемчужников*

Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни». Стихотворения «Перед окном», «Зимний вечер в деревне», «Родная природа», «Осеннее ненастье», «Возвращение холодов», «Липы», «Памятник Пушкину», «Песнь старости».

Любовь к тамбовским пейзажам в творчестве Жемчужникова, восхищение природой России. Тема современности в стихотворении «Памятник Пушкину». Выразительные средства языка.

Жемчужников в Тамбове и под Кирсановом.

Жемчужников – один из создателей образа Козьмы Пруткова. Меткий афористический язык Козьмы Пруткова.


С. Н. Терпигорев*

Биография писателя. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле», «Тамбовские семирамидины сады»). Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Историко-литературные ассоциации.



Л. Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чув­ство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.







Из литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие, образ-символ.


В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.


Е. И. Замятин*

Связь творчества с Тамбовским краем. Е.И. Замятин – автор ряда произведений, навеянных жизнью тамбовской провинции («Уездное», «На куличках», «Алатырь», «Русь» и др.) Тема Тамбова и Тамбовской земли в творчестве классика русской литературы.

Проблематика рассказа «Ела». Прошлое и настоящее Цыбина - главного героя рассказа «Ёла». Роль пейзажа в рассказе. Трагизм повествования. Образ времени в «Ёле». Язык произведения.

Замятинские чтения в Тамбове и Ельце.


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).


Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармо­нии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.


М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.


М. И. Цветаева*

Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских женщин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи.


А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.


А. С. Серафимович

Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Тамбовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и поведение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».


В. П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.


В. Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на гра­ницы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.




Из зарубежной литературы


У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).


М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Устное народное творчество


Ученик научится

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.


Ученик получит возможность научиться


  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).



Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература


Ученик научиться

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;


• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;


• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;


• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года

В результате изучения литературы учащийся должен

знать / понимать:

  • авторов и содержание изученных художествен­ных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;


  • уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения худо­жественных произведений исторической тематики: ис­торический комментарий, исторический документ, со­поставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях раз­ных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стили­зацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изда­ниями, в том числе и связанными с исторической тема­тикой;

  • использовать различные виды искусства для ком­ментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития;

  • сравнивать авторские позиции;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.




Контроль


Формы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Классное сочинение












Домашнее сочинение































Литература и средства обучения




1. Литература


  1. Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: справочные материалы для подготовки к урокам. – М.: АСТ: Астрель, 2011

  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.. Автор-составитель Г.С.Меркин. - Москва: «Русское слово», 2013.

  3. Полякова Л. В., Дорожкина В. Т., Гаранина Е. А., Федотова С. В. Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

  4. Полякова Л. В., Дорожкина В. Т. Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

  5. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. 8 класс: методическое пособие. -М.: «Русское слово», 2012



2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:

www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим

доступа: www.uroki.ru



3. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. мультимедийный проектор.

3. экран проекционный.







№ темы

урока

Тема

урока

Количество

часов

Тип

урока

Содержание урока


Виды,

формы

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

по плану

по факту


Введение (1ч)

1

1

Художественная литература и история

1

Урок теоретических знаний

Выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны. Знакомство с учебником.

Текущий, устный

Стр.5-10,вопросы

Индивидуальные задания

3.09




Устное народное творчество (3ч)

2

2

Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

1

Урок изучения нового материала

Особенности исторической песни16века, своеобразие песни «Иван Грозный молится по сыне»

Текущий, устный

Стр.10-11,14-15

7.09


2

3

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении»

«Возвращение Филарета»

1

Комбинированный урок

Особенности исторической песни 17 века, художественные идеи «Плача Ксении», жанровые

особенности песни «Возвращение Филарета»


Текущий, устный

Стр.12-13,

15-18, выразительное чтение

10.09


2

4

Песни о Степане Разине. Солдатские песни XVIII-XIX веков.

1

Комбинированный урок

Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики

Текущий, устный

Стр.19-21,

22-27 (пересказ)

14.09




Из древнерусской литературы (4ч)

3

5

«Житие Сергия Радонежского»

1

Комбинированный урок

Выявление исторической основы фрагментов «Сергия Радонежского»,художественных особенностей произведения, роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России


Текущий, устный

Стр.30-31, вопросы на стр.31-32, индивидуальные задания

17.09


3

6

«Слово о погибели Русской земли…»

1

Комбинированный урок

Художественная идея произведения, особенности поэтики «Слова…»


Текущий, устный

Стр.32-38, вопросы на стр.39

21.09


3

7

«Житие Александра Невского»

1

Комбинированный урок

Выявление стилистических особенностей «Жития…», авторской позиции к А.Невскому, преклонении перед его ратной и государственной деятельностью


Текущий, устный

Стр.40 (темы творческих работ)

24.09


3

8

Защита творческих работ

1

Урок развития речи

Формирование навыка исследовательской работы, составления сообщений на заданную тему




Текущий, устный

Стр.41-45, прочитать. составить вопросы


28.09



Из литературы XVIII века (4ч)


Г.Р.Державин-2

4

9

Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа»

1

Урок изучения нового материала

Выявление авторской позиции, традиций и новаторства в произведении

Текущий, устный

Стр.45-47 ,

Вопросы, индивидуальные задания

1.10


4

10

Г. Р. Державин «Памятник» Поэзия Тамбовского периода творчества.*

1

Комбинированный урок

Выявление темы индивидуальной поэтической славы в стихотворении поэта

Текущий, устный

Стр.48-51, индивидуальные задания


5.10


Н.М. Карамзин-2

4

11

Краткие сведения о Н.М.Карамзине. Карамзин и Пушкин.

1

Комбинированный урок

Знакомство с некоторыми фактами биографии Карамзина, выявление значения творчества

Текущий, устный

Стр.51-65, вопросы на стр.65,индивидуальное задание

8.10


4

12

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

1

Комбинированный урок

Выявление особенностей сентименталистской концепции личности, развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся

Текущий, устный

Стр.71,

стр.72-79, инд. з.

12.10




Из литературы XIX века (32ч)


5

13

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Е. А. Баратынский. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре.*

1

Комбинированный урок

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века, явлений общественной и литературной жизни, особенностей романтизма как литературного направления. Анализ стихотворений, написанных в Маре («Стансы», «Она», «Не бойся едких осуждений», «Песня» и другие)*.

Текущий, устный

Стр.80-84,

85-89, выразительное чтение

15.10



В.А.Жуковский-1

5

14

В.А.Жуковский. «Лесной царь». Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

1

Комбинированный урок

Биография поэта. Анализ перевода баллады Гёте.

Текущий, устный

Стр.86-89, отрывок наизусть

19.10


К.Ф.Рылеев-1

5

15

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

1

Комбинированный урок

Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей взгляда Рылеева на историю, жанр дума

Текущий, устный

Стр.100 -103,103-107-пересказ,

109-118,

22.10


А.С. Пушкин-8

5

16

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. «19 октября». «Песни о Стеньке Разине».

1

Комбинированный урок

Актуализация полученных знаний, выявление художественной идеи стихотворения. Особенности композиции, своеобразие языка. Отработка навыка выразительного чтения, выявление художественной идеи «Песен о Стеньке Разине»

Текущий, устный

Наизусть по выбору

26.10


5

17

Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная»*.


1

Комбинированный урок

Потомки Пушкина в Мичуринске.

Поэтика стихотворений «Моя родословная», «Сон». Связь этих произведений с тамбовскими реалиями.

Текущий, устный

Стр.119-127, прочитать 1-2 главы, вопросы на стр.229

29.10


5

18

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Тема семейной чести в романе.

1

Комбинированный урок

Творческая история произведения. Творческая история произведения. Анализ 1-2глав.Тема семейной чести в романе

Текущий, устный

Прочитать

3-5главы, вопросы на стр.230-231



9.11


5

19

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой»

1

Комбинированный урок

Знакомство с порядками Белогорской крепости, образы главных героев, смысл противостояния Гринёва и Швабрина (анализ 3-5глав)

Текущий, устный

Прочитать 6-10главы, вопросы на стр.231-233

12.11


5

20

Темы человека и истории, народа и власти в романе (анализ 6-10глав)

1

Комбинированный урок

Выявление художественной идеи романа

Текущий, устный

Прочитать 11-14главы

Вопросы на стр.233

16.11


5

21

Тема внутренней свободы в романе

1

Комбинированный урок

Анализ произведения (анализ 11-14глав)

Текущий, устный

Стр.234,

19.11


5

22

Подготовка к контрольному сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Выбор темы сочинения. Составление плана.

Текущий, устный

Готовиться к сочинению

23.11


5

23

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

Итоговый, письменный

Стр.237-243, перспект. задание наизусть: отрывок из «Мцыри» (17-18гл.)

26.11


М.Ю. Лермонтов-3

5

24

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри».

1

Урок изучения нового материала

Прослушивание поэмы «Мцыри», выявление смысла эпиграфа к поэме

Текущий, устный

Стр.243-266, вопросы на стр.269-270

30.11


5

25

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Комбинированный урок

Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца

Текущий, устный

Наизусть отрывок из поэмы на выбор

3.12


5

26

Поэма М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»*

1

Урок-пратикум

Вопрос о посещении поэтом Тамбова. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города. «Тамбовская казначейша» и роман А.С Пушкина «Евгений Онегин». Характер юмора и иронии в поэме. Роль эпиграфа и особенности сюжетного построения.

Текущий, устный

Стр.275-276,279-280

7.12


Н.В. Гоголь-7

5

27

Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

1

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. История создания пьесы. Знакомство с афишей произведения

Текущий, устный

Прочитать 1д., подготов. по ролям явл.1,3,6

10.12


5

28

«Сборный город всей тёмной стороны». Анализ 1действия

1

Комбинированный урок

Выявление авторской позиции, цитирование фрагментов

Текущий, устный

Прочитать 2д., состав. цитатный план рассказа о Хлестакове(2д.,явл.1-7

14.12


5

29

Хлестаков и городничий.

Анализ 2 действия.

1

Комбинированный урок

Выявление общей логики поведения и речи городничего и Хлестакова


Текущий, устный

Прочитать 3д.,инд. з. (пересказ явл.1-3), чтение по ролям явл.5-7

17.12



5

30

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».

Анализ 3действия

1

Комбинированный урок

Выявление особенностей механизма превращения ничтожества в «вельможу» и «значительное лицо»

Текущий, устный

Прочитать 4д., индивидуальные и групповые задания

21.12


5

31

Хлестаков – ревизор.

Анализ 4действия

1

Комбинированный урок

Выявление особенностей мира чиновников города, процесса превращения ничтожества во взяточника

Текущий, устный

Прочитать 5д.,инд. и групп. задания

24.12


5

32

Художественная идея комедии.

Анализ 5действия


1

Комбинированный урок

Соотнесение смысла эпиграфа и заключительной сцены

Текущий, устный

Стр.370-378, составить рассказ о героях

28.12


5

33

Речь как средство создания образов героев комедии. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок развития речи

Особенности речевой манеры героев, определение сущности понятия «хлестаковщина», реалистическая направленность комедии

Итоговый, устный и письменный

Написать сочинение. Стр.3-4,прочитать 1-7главы

«Аси»


11.01












И.С. Тургенев-4

5

34

Краткие сведения о

И.С.Тургеневе. Повесть «Ася». Господин Н.Н. и Гагин.

1

Урок изучения нового материала

Слово о писателе, внутреннее сходство господина Н.Н. и Гагина

Текущий, устный

Прочитать 8-14главы, подготов. рассказ о героях

14.01


5

35

Композиция повести «Ася». Образ Аси

1

Комбинированный урок

Выявление особенностей композиции повести, причин, обусловивших противоречивость поступков героини


Текущий, устный

Прочитать 15-22главы

Стр.49-57, вопросы

18.01


5

36

Образ природы. Тема рока в повести

1

Комбинированный урок

Выявление смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения

Текущий, устный

Письменный ответ на вопрос №2 на стр.57,

21.01


5

37

Классное сочинение по повести Тургенева «Ася»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

Итоговый, письменный

стр.59-63

25.01


Н.А. Некрасов-2

5

38

Краткие сведения о Н.А.Некрасове.

«Внимая ужасам войны»

1

Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

Художественная идея стихотворения.


Текущий, устный

Стр.65-67, вопросы

28.01


5

39

Н.А.Некрасов. «Зелёный шум». Подготовка к домашнему сочинению по картине А.А.Рылова «Зелёный шум».

1

Комбинированный урок

Выявление гуманистической идеи стихотворения, подготовка к сочинению по картине

Текущий, устный

Стр.69-75,вопросы, сочинение

1.02


А.А. Фет-1

5

40

Краткие сведения о

А.А.Фете. «Целый мир от красоты», «Учись у них – у дуба и берёзы…»


1

Комбинированный урок

Слово о поэте, выявление художественной идеи стихотворений





Текущий, устный

Стр.76-82

4.02


А.Н. Островский-1

5

41

Краткие сведения о

А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Берендеево царство в пьесе.

1

Комбинированный урок

Слово о драматурге. Особенности сюжета сказки. Особенности конфликта сказки, формирование навыка составления литературного комментария.

Текущий, устный

Стр.83-105, вопросы,

индивидуальные задания

8.02


А. М. Жемчужников* - 1

5

42

А. М. Жемчужников. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни».*

1

Комбинированный урок

Стихотворения «Перед окном», «Зимний вечер в деревне», «Родная природа», «Осеннее нена-стье», «Возвращение холодов», «Липы», «Памятник Пушкину», «Песнь старости».

Тема современности в стихотворении «Памятник Пушкину». Выразительные средства языка.

Жемчужников – один из создателей образа Козьмы Пруткова.

Текущий, устный

Подготовить сообщение на одну из тем на стр.104

11.02


С. Н. Терпигорев* - 1

5

43

С. Н. Терпигорев. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края*

1

Урок-практикум

Биография писателя. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле», «Тамбовские семирамидины сады»). Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Историко-литературные ассоциации.

Итоговый, устный

Стр.105-106, 107-116, вопросы

15.02


Л. Н. Толстой-3

5

44

Краткие сведения о Л.Н.Толстом. «Отрочество»

1

Урок изучения нового материала

Слово о писателе, выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева.

Текущий, устный

Стр.117-123,вопросы

18.02


5

45

Л.Н.Толстой «После бала». История создания. Анализ 1части.

1

Комбинированный урок

История создания рассказа,

Выявление исторической и философской основы произведения


Текущий, устный

Стр.123-126, вопросы

22.02


5

46

Л.Н.Толстой «После бала». Анализ 2 части.

Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок развития речи

Выявление художественной идеи рассказа

Итоговый, устный

Сочинение.

Стр.131-136(инд. задания),138-152

25.02


Из литературы XX века (17)


М .Горький-2

6

47

М.Горький. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1

Урок изучения нового материала

Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького

Текущий, устный

Стр.153-179,

вопросы

29.02


6

48

М.Горький. «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика

1

Комбинированный урок

Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал

Текущий, устный

Стр.182-188,

вопросы

4.03


В. В. Маяковский-1

6

49

Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Комбинированный урок

Актуализация знаний, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта. Выявление художественной идеи стихотворения, два взгляда на мир.

Текущий, устный

Стр.188-190, вопросы

7.03


Е. И. Замятин*- 1

6

50

Е. И. Замятин. Связь творчества с Тамбовским краем*

1

Комбинированный урок

Е.И. Замятин – автор ряда произведений, навеянных жизнью тамбовской провинции («Уездное», «На куличках», «Алатырь», «Русь» и др.) Проблематика рассказа «Ела». Прошлое и настоящее Цыбина - главного героя рассказа «Ёла». Роль пейзажа в рассказе. Трагизм повествования. Образ времени в «Ёле». Замятинские чтения в Тамбове и Ельце.

Текущий, устный

Стр.191-197,

вопросы

11.03


Н. А. Тэффи-1

6

51

Краткие сведения о

Н.А.Тэффи.

«Свои и чужие»

1

Комбинированный урок

Знакомство с фактами биографии ,выявление особенностей построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи

Текущий, устный

Стр.198-205,

вопросы

14.03


М. М. Зощенко-1

6

52

М.М.Зощенко.

«Обезьяний язык»

1

Комбинированный урок

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление особенностей языка и стиля рассказов

Текущий, устный

Стр.206-213, вопросы

18.03


Н. А. Заболоцкий-2

6

53

Н.А.Заболоцкий.

«Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка»

1

Комбинированный урок

Краткие сведения о поэте,

Выявление художественной идеи стихотворений. Выразительное чтение стихотворений Н.А.Заболоцкого. Формирование навыка выразительного чтения

Текущий, устный

Выучить наизусть стихотворение на выбор. Подобрать пословицы, афоризмы о красоте

21.03


6

54

Классное сочинение – рассуждение «Что есть красота?»

1

Урок развития речи

Рассуждение на данную тему

Итоговый, письменный

Стр.214-223, вопросы, инд. задания

25.03


М.В. Исаковский-1

6

55

М.В.Исаковский

«Катюша». «Враги сожгли родную хату»

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей поэтики песни, художественной идеи произведения. Выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине

Текущий, устный

Стр.223-230, наизусть.

4.04


М. И. Цветаева* - 1

6

56

М. И. Цветаева. Повесть «Вольный проезд»*

1

Комбинированный урок

Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских женщин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи.

Текущий, устный

Стр.231-236, вопросы, 237-241

7.04


А.Т. Твардовский-1

6

57

А.Т.Твардовский. История создания поэмы «За далью – даль». Анализ главы «Огни Сибири»

1

Комбинированный урок

Слово о поэте, история создания поэмы, смысл названия, художественная идея 1главы. Выявление художественной идеи главы, проявляющейся в глубокой вере автора в русский народ

Текущий, устный

Стр.242-251, вопросы, индивидуальные задания

11.04


А. С. Серафимович* - 1

6

58

Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

1

Комбинированный урок

Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Тамбовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и поведение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».

Текущий, устный

Стр.252 -254, вопросы,

презентация

14.04


В.П.Астафьев-2

6

59

В.П.Астафьев. Краткие сведения об авторе. «Фотография, на которой меня нет»

1

Комбинированный урок

Слово о писателе, формирование навыка выразительного чтения прозы

Текущий, устный

Стр.254-270, вопросы

18.04


6

60

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика.

1

Комбинированный урок

Выявление художественной идеи рассказа, особенности образов героев, авторская позиция

Текущий, устный

Стр.273-276,

276-285,

презентация

21.04


В.Г. Распутин-3

6

61

В.Г.Распутин.

Краткие сведения об авторе. «Уроки французского».

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. Тематика произведений, выявление гражданской позиции писателя

Текущий, устный

Стр.285-301, вопросы

25.04


6

62

Нравственная проблематика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Комбинированный урок

Выявление художественной идеи рассказа, развитие коммуникативных умений обучающихся

Текущий, устный

Стр.303 вопросы

Стр.304-305

28.04


6

63

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»



1

Урок развития речи

Выявление основных проблем рассказа, определение тем.

Итоговый, устный и письменный

Сочинение.

Стр.306-308, прочитать 2акт трагедии «Ромео и Джульетта






5.05


Из зарубежной литературы (4ч)

У.Шекспир-2

7

64

Эпоха Возрождения.

У.Шекспир. История сюжета и прототипы трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Урок изучения нового материала

Воссоздание эпохи Возрождения, знакомство с некоторыми фактами биографии Шекспира, прототипами героев трагедии.

Текущий, устный

Прочитать

3,5акты трагедии, стр.340-344, вопросы

12.05


7

65

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Комбинированный урок

Выявление проблематики трагедии, художественной идеи, проявляющейся в утверждении идеалов эпохи Возрождения

Текущий, устный

Стр.346-358, вопросы, презентация

16.05


М.Сервантес-2

7

66

Мигель де Сервантес Сааведра. Краткие сведения о биографии. Роман «Дон Кихот»

1

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Проблематика произведения.

Текущий, устный

Стр.359-360

23.05


7

67

Мигель де Сервантес Сааведра. Обзор романа «Дон Кихот»

1

Комбинированный урок

Выявление художественной идеи романа

Текущий, устный


26.05


Обобщение (5 ч)


68

Итоговое сочинение.

1

Урок контроля ЗУН

Сочинение на тему по выбору из предложенных учителем.

Итоговый, письменный


19.05




69-70

Обобщение изученного.

2

Урок-беседа

Подведение итогов. Викторина.

Рекомендации летнего чтения

Текущий, устный


30.05


Примечание *Модуль «Литературное краеведение»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!