СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе для 9 класса, расчитанная на 99 часов (33 учебные недели), по 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»



I. Планируемые результаты:

В соответствии с ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

  1. Личностные результаты

Выпускник научится:

-понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-проявлять готовность к самообразованию;


Выпускник получит возможность научиться:

-определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

-определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

-осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;

-развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.



  1. Метапредметные результаты изучения литературы как учебного предмет


Выпускник научится:

-отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

-обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения); осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

Выпускник получит возможность научиться:

-основам саморегуляции эмоциональных состояний;

-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

-устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


3.Предметные результаты изучения литературы как учебного предмета


Выпускник изучит :

-Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

-Русская литература XIX—XX вв.

-Литература народов России. Зарубежная литература

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную и перспективную литературу для изучения ;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,

-аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

-работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат…)

-определять тему и основную мысль произведения;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

-определять родожанровую специфику художественного произведения;

-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; -анализировать литературные произведения разных жанров;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;

-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя/ выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете


II. Содержание рабочей программы. Литература в 9 классе

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

Русская литература XVIII в.

Литературные направления: сентиментализм, классицизм, романтизм.

М.В.Ломоносов «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…»

Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Памятник» ». Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»,

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты). Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Русская литература XIX в.

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно - поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

А. С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы и мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в русской поэзии ХIХ—ХХ вв.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике.

Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», «Три пальмы».

Роман «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

Поэма «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершённости поэмы. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике.

А.П.Чехов «Тоска».


Русская литература XX в

Штрихи к портретам писателей.

И.Бунин «Темные аллеи», А.Блок «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…»»О, я хочу безумно жить…», С.Есенин «»Вот уж вечер.», «Край ты мой заброшенный…»»Отговорила роща золотая…»»Письмо к женщине», B. В. Маяковский.

М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета

М.Цветаева, А.А.Ахматова, Н.А.Заболоцкий.

М.А.Шолохов «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа.

Б.Пастернак, А.Т.Твардовский .

А.И.Солженицын «Матренин двор».

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков

А.С.Пушкин «Певец», Е.А.Баратынский «Разуверение», Ф.И.Тютчев «Я встретил Вас…», М.Ю.Лермонтов «Отчего», А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А.Соллогуб, А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л. Матусовский, Б.Ш.Окуджава, К.Я. Ваншенкин, В.Высоцкий.


Зарубежная литература

Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте Алигьери . Поэма «Божественная комедия»(фрагменты), У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»(сцены). , Иоганн Гётте, Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство словесного образаХудожественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. «Вечные» образы в литературе.

Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. «Говорящие» фамилии. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман, роман в стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры (драма, трагедия, комедия).

Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

Древнерусская литература, её основные жанры: слово, поучение, житие, повесть. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

Русская литература XVIII в. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека.

Русская литература XIX в. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX в.

Русская литература XX в. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии).


Программа:

Литература. 5-9 классы (базовый уровень).

Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2015 г





















III. Тематическое планирование (3 ч.)



Тема раздела

Формы текущего контроля

Кол.-во ч.

Р.р.

(из них)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


5

1

Русская литература 18 века

1.Контрольная работа №1


11

2

Шедевры русской литературы 19 века

1.Практическая работа

2.Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

3.Р.р. Подготовка к домашнему сочинению № 3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4.Тест по разделу «Русская литература 19 века».

55

12

Литература 20 века

Итоговая контрольная работа

26

4

Из зарубежной литературы


5


всего


99

19









III. Календарно-тематическое планирование в 9 классе

(3 ч. в неделю, 99 ч. в год)

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

план

факт


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

1-2


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Развивайте дар слова

2







3

За землю русскую». Осмысление текста памятника

1




4

Вечные образы «Слова…»

1




5

РР. Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1





Русская литература 18 века (11 ч.)

6

Классицизм.

М.В.Ломоносов.»Вечернее размышление…»

1




7

«Ода на день восшествия…»

1






8

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина.



1




9

«Властителям и судиям

«Памятник»

1




10-11

А.Н.Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

2




12-13

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм

2




14

«Призрак счастья» в повести Н.М.Карамзина. Главные герои повести

1




15


«Осень»

1




16.

Контрольная работа №1 по разделам «Древнерусская литература», «Русская литература 18 века».






Шедевры русской литературы 19 века (55 ч.)

17

Поэзия 19 века. Романтизм.

1




18

В.А.Жуковский. Лирический герой

1




19-20

Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. Баллада «Людмила, «Светлана»

2




21

А.С.Грибоедов. О комедии «Горе от ума»

1




22

«Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1




23

«Век нынешний и век минувший».(р.р)

1




24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1




25

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1




26

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.




1




27

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Практическая работа : анализ эпизода драматического произведения.

1




28-29

Критика. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

2




30

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта.

1




31

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы

служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

1




32

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.

1




33

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».


1




34

Практическая работа. Анализ стихотворений

1




35

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах.

Система образов. Онегинская строфа.

1




36

Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1




37

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1




38

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1




39

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1




40

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1




41-42

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»

2




43

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1




44

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно».

1




45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…».

1







46

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».




1




47

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

1




48

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1




49

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1




50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1




51

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист

1




52

Печорин в системе мужских и женских образов романа. Дружба в жизни Печорина и любовь


1




53


Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман

1




54

«Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению № 3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»





1




55-56

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обобщение ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

2




57-58

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

2




59

Образ города в поэме «Мертвые души».

1




60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.


1




61

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1




62

Система образов поэмы «Мертвые души». Практическая работа : анализ эпизода.

1




63-64

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.




2




65

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1




66

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1




67

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовной конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его конфликт.

1




68

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1




69

Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1




70

Тест по разделу «Русская литература 19 века».

1





Литература 20 века (26 ч.)

71

Многообразие жанров и направлений в русской литературе 20 века.

1




72

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1




73

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1





Русская поэзия Серебряного века.

74

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен в стихотворениях «Ветер принес издалека…», «О,.весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1




75

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

1




76

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.

1




77-78

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю», «Прощанье»… Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество

2




79

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

«Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.

1




80

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках автора.

1




81

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике.

1




82

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1




83

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.

1




84

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество

1




85-86

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики

2




87-88

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба

Родины. Образ главного героя.

2




89

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1




90

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1




91

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1




92

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1




93

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи.

1




94

Итоговая контрольная работа

1




95-96

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 в.в.

2





Из зарубежной литературы (5 ч.)

97

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев

1




98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее

универсально-философский характер.

1




99

В. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»(сцены). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

2









































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!